Содержание книги

  1. Логосическая теория происхождения языка
  2. Ономатопоэтическая теория Штейнталя - Потебни
  3. Трудовая теория происхождения языка
  4. Лекция 2. Общественная сущность языка
  5. Родные и неродные языки. Номенклатура языков
  6. Классы языков как отражение структуры общества
  7. Данные языкознания для изучения этнической истории
  8. Данные языкознания для изучения истории культуры
  9. Данные языкознания для изучения семиотики
  10. Язык как общественное явление в свете классификаций языков
  11. Лекция 3. Отношение языка к мысли и мысли к языку
  12. Соединение риторической, поэтической и логической форм мысли
  13. Отношение мысли к языку (языковое мышление)
  14. Языкознание - гуманитарная наука
  15. Языковые факты в языкознании
  16. Единицы и категории лингвостилистики
  17. Язык как система языковых подсистем
  18. Место системы языка среди других систем
  19. Лекция 5. Синтагматико-парадигматическая модель языка
  20. Понятие ярусов языковой системы
  21. Языковые явления внутри ярусов. Уровни описания
  22. Проблема сочетаемости языковых единиц
  23. Сопоставительное языкознание
  24. Методологическое единство сравнительного языкознания и методы смежных наук в языковедческих исследованиях
  25. Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание
  26. Сравнительно-исторические исследования семей и групп языков
  27. Исторические исследования одного языка
  28. Проблема причинности динамики языка
  29. Стихийность и сознательность в динамике языка
  30. Речевой обиход в бесписьменных языках и оценка правильности речи
  31. Проблема речевого обихода после создания письменности
  32. Становление языковой нормы, ее компоненты
  33. Исторические типы нормализации
  34. Культурно-исторические типы языков
  35. Первичная нормализация языков
  36. Нормирование национальных литературных языков
  37. Нормирование многонациональных и межнациональных языков
  38. Приложения языкознания и прикладное языкознание
  39. Языковая семиотика. Фактура устной речи
  40. Соотношение устной и письменной речи
  41. Лекция 11. Языковая дидактика
  42. Общая языковая дидактика (культура речи)
  43. Традиции в общей языковой дидактике и ортология языка
  44. Профессиональная языковая дидактика
  45. Проблемы языка науки, техники и делового общения
  46. Информационное обслуживание как часть прикладной филологии
  47. Автоматизированные системы управления
  48. Некоторые языковедческие проблемы, связанные с информационным обслуживанием


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соединение риторической, поэтической и логической форм мысли



Речь как целое представляет собой единство: риторический аспект умственного труда высвечивает отношение содержания речи к действительности в пространстве и времени и относительно общающихся людей; художественно-эстетический аспект представляет собой перевод первоначальных представлений о вещах, отраженных в значениях слов, в образное понимание существенных сторон жизни людей и их духовного мира; логический аспект развертывает понятийное мышление, направленное на выработку понятий как диалектического отражения природы и общества, противостоящего объективно отражающему их разуму. Все эти мыслительные движения совершаются в речи одновременно и осложняются выражением чувств и воли. Таким образом, мыслительная и всякая психическая деятельность находит в речи сложное выражение. Язык не сравним ни с каким видом искусства или другими средствами семиозиса по степени сложности и подвижности выражения содержания мысли.

Риторические, поэтические и логические формы речи-мысли в более или менее чистом виде определяются только для некоторых текстов и ситуаций общения. Уже в античности существовало понимание того, что многие виды словесности не подчиняются строго этому различению, так как совмещают в себе риторические и поэтические, риторические и логические формы речи-мысли. В фольклоре, т.е. в мифах, баснях и т.п., известных из древности, нередко совмещались риторические и поэтические формы речи-мысли. В исторических или других прозаических сочинениях совмещались риторические, поэтические и логические формы речи-мысли. В деловых речах (совещательных, судебных и т.п.) нередко совмещались фрагменты, содержавшие риторические, поэтические и логические формы речи-мысли.

С развитием словесности усложнялись соотношения между разными формами речи-мысли. Логическая форма речи-мысли развивалась так, что выделился формальный язык логики и были созданы логические исчисления. Наряду с этим не утратили своего значения и развились классические формы речи-мысли, содержащие в себе силлогизмы, энтимемы и примеры, состоящие из обычных слов. Это повело к разработке синтаксиса научного изложения.

Развились и поэтические формы речи-мысли. Помимо классических поэтических жанров, возникли жанры художественной прозы, свободного стиха и стиха в прозе, в рамках поэзии стали воссоздаваться фольклорные жанры. Это привело к развитию многих новых приемов построения образов и новых типов образности. Определилось соотношение между стихами и нестиховой речью. Получили глубокое поэтическое осознание такие явления, как образный строй слова, образное использование грамматической формы.

Риторические формы речи-мысли преобладали в проповеднической речи, давшей гомилетику, т.е. серию собеседований. Ученая риторика выразилась в трактатах, письмах, речах, а публицистика - сначала в библиографических жанрах, а затем в газетно-журнальных, особенно в массовой информации. Риторические формы речи-мысли создали новые структуры периодической (т.е. нестиховой) речи, новые комплексные характеристики эмоционального убеждения, примеры и энтимемы.

Вместе с дифференциацией разных форм речи-мысли шло и развитие таких видов слова, которые требовали совмещения риторических, поэтических и логических приемов выражения. Образцы такого совмещения дали, например, различные формы литературного диалога.

Оказалось, что с развитием форм речи совершенствуются формы речи-мысли. Г.Г. Шпет считал, что разные формы речи-мысли могут совмещаться в одном и том же пространстве текста. В своей теории внутренних форм Шпет показывает, что такие явления, как внутренние формы слова, формы утверждения и отрицания и деления высказывания на простые и сложные лексические единицы, выражающие понятия, разные формы модальности, способы вызывания эмоций и методы доказывания, совмещаются в одном и том же тексте. Поэтому исследование форм речи-мысли должно вестись путем изучения конкретных текстов и конкретных случаев воплощения мысли в слове*.

*(См.: Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты. Пг., 1922-1923.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.44.229 (0.006 с.)