Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ренессанс в украинской культуре
Ренессанс в украинской культуре был своеобразным и как исторический этап хронологически не совпадал с итальянским или западноевропейским Возрождением. Ренессанс начал проторять свой путь в украинских землях уже в начале XVI ст. Однако лишь во второй половине XVI ст. и в первые годы XVII ст. проявления Ренессанса стали достаточно заметными. Причина такого отставания была в первую очередь связана с упадком, в результате монголо-татарского нашествия, одной из самых развитых держав Средневековья - Киевской Pycи: - на украинских землях была на длительное время заторможена культурная эволюция; - были уничтожены главные культурные центры, - потеряна культурная элита. (Более подробно об архитектуре и живописи 16-17 вв. (самостоятельно)
Однако следует отметить и позитивное польское влияние в распространении идей Возрождения в землях Украины, которые были в то время в составе Вещи Посполитой. Общими достижениями здесь можно считать формирование новых черт гуманистической благородной культуры, достижения в отраслях градостроения, архитектуры, скульптуры, живописи. В то же время специфическая ренесансность украинской культуры конца XVI - началу XVII ст. заключалась именно в стремлении освободиться вiд польской "культурной опеки", в формировании культуры национального возрождения, которое так ярко оказалось в деятельности братств, в развитии полемичной литературы, православного образования и книгопечатания. Влияние градостроительной и архитектурной практики европейского Возрождения отразилось на украинских землях уже в начале XVI ст. Лучшие условия для этого были в западноукраинских землях, где отстраиваются старые и закладываются новые города, основой которых часто были магнатские крепости, такие как Броды, Жовква, Бережани, Тернополь и др. Регулярное планирование в соответствии с ренессансными требованиями характерно в первую очередь для Львова i Кам'янця-подольского. В плане каждый город имел вид прямоугольника, разделенного на части, - местожительства основных общин - русской, польской, армянской. В центре каждой части - рыночная площадь, вiд которой параллельно расходятся улицы, в центре города - большая площадь с ратушей. Во Львове основные въездные брамы соединились широкими магистралями, что было одним из самых прогрессивных примеров в тогдашнем европейском градостроении.
Практика планирования львовского предместья 6ула воплощена в создании центра в г. Жовква архитектором Павлом Счастливым, выходцем из Италии. Невзирая на все перестройки и разрушения, i сегодня отдельные площади i улицы Львова, Жовкви, Кам'янця, Бродов оставляют неповторимое впечатление от уголков Ренессанса. С глубоким пониманием принципов ренессансного искусства были обновлены во второй половине XVI ст. формы средневекового замка в г. Остроге, что превратился в настоящий ренессансный центр в Восточной Европi и i заслуженно назывался "волынскими Афинами". Наилучшие сооружения замка - Круглая Башня, Луцкие врата без преувеличения принадлежат к выдающимся сооружениям Европы времени Возрождения. Одновременно с острозьким перестраивается замок в Кам'янце-Подольськом. Здесь внедрен новый тип фортификации - бастионная система, которая включала у себя многочисленные башни, бастионы, сложные шлюзовые сооружения. Уci они выполняют не только утилитарную, но и определенную эстетическую функцию. На 70-90-е годы XVI ст. приходился наибольший расцвет гражданского и культового строительства в ренессансном стиле во Львове. Создается ансамбль домов на площади Рынок, жемчужиной которого считается "Черная кам'яниця" (1588-1589, архитектор П. Римлянин и їx.), Успенская церковь (архитекторы П. Римлянин, А. Благосклонный), часовня Трех Святителей (архитектор П. Красовський) 3 архитектурой было связанное развитие украинской каменной резьбы. Самым характерным примером гармоничного сочетания apxi -тектури, скульптуры, орнаментов из камня, где соединяются ренессансные и украинские народные мотивы, во львовские усыпальницы - часовня Кампианов и часовня Боимов (обе - начало XVII ст., архитекторы и скульпторы П. Римлянин, А. Бемер, Г. Горст и др.) Надгробный памятник в усыпальнице королей, магнатов, богатых горожан становится одним из характерных образцов реалистичной ренессансной скульптуры как в Италии, так впоследствии i в Украине. 3 XVI ст. была выработана даже определенная система такого монумента, который состоял из скульптурного изображения умершего, якай будто отдыхает, лежа на саркофаге, обрамленному прихотливыми архитектурно-орнаментальными композициями. К лучшим образцам такой скульптуры принадлежат надгробия князей Синявських из церкви-усыпальницы г. Бережани (70-80-ые годы XVI ст., скульптор Й. Пфистер и Г. Горст), князя К.Острозького (1579), который находился в Успенском coбopi Киево-печерской лавры. В надгробии Анны Синявської из Бережан органично злились традиции украинского национального искусства с новыми ренессансными принципами. Образ этой женщины, которая умерла в молодом возрасте от родов, трогает гармонию физических i духовных качеств, грацией форм, декоративным ритмом трак-тування одежды, которая будто почерпнутий из источников иконописного искусства.
Во второй половине XVI ст. ренессансные влияния становятся ощутимыми i в украинском занятии живописью. В это время основными его видами остаются настенная роспись и иконопись, однако рядом с ними возникают новые жанри-портрет, историческая живопись, в иконах i фресках растет интерес художника к реалистичному изображению персонажей, показа бытовых сцен, пейзажа. К сожалению, лучшие фресковые росписи того времени почти не сохранились. В то же время даже в таком консервативном виде искусства, как иконопись признака Ренессанса очевидные. Настоящими шедеврами украинского искусства начала XVII ст., пронизанными идеями Возрождения, являются три иконостаса: П'ятницької и Успенской церквей во Львове и церкви Святого Духа в Рогатине. В создании обоих львовских иконостасов, вероятно, участвовали выдающиеся украинские мастера Лаврентий Пухало i Федор Сенькович. Художники были активными членами братств. Л. Пухало имел дружеские отношения с первопечатником Iваном Федоровим. Живописное совершенство, политическая актуальность сцен этих иконостасов демонстрируют передовые общественные и эстетические позиции их творцов. Обиды Icyca, апостолов, других персонажей П'ятницького иконостаса чрезвычайно реалистичные, отдельные евангельские сцены откровенно трактуются в духе борьбы с католицизмом и униатством. Пасийний ряд Успенского иконостаса (авторская работа Петрахновича) принадлежит к самых зрелых и самых совершенных в украинском искусстве произведений, которые раскрывают ренессансную красоту, воспитанность человеческих чувств i приобретают высокое общественное звучание.
4. Развитие образования в конце XV - XVI ст. Распространению ренессансной культуры в украинских землях способствовало в первую очередь развитие образования. В конце XV - XVI ст. заметно растет прослойка украинцев, которые получили образование в лучших западноевропейских университетах, - Краковском, Пражскому, Болонском и др. Зачинателями гуманистической культуры в Украине и выдающимися гуманистами XV - XVI вв. считаются Юрий Дрогобыч, Павел Русин и Станислав Ориховский. Юрий Дрогобич, или Ю.Котермах из Дрогобыча (1450-1494), учился в Краковском и Болонском университетах. После получения степени доктора философии и медицины в Болоньи, преподавал там в 1478 - 1482 гг. астрономию и математику, а в 1481-1482 гг. занимал должность ректора университета медиков и свободных искусств. Труды его известны в Iталии, Франции, Германии, Венгрии. Павел Русин iз Кросна (1470-1517) учился в Краковском и Грейс-фельдськом (Германия) университетах. В 1506 г. переехал в Краков, где работая магистром университета, преподавал курс античной литературы. Русин - первый поэт-гуманист в украинской литературе. Станислав Ориховський (1513-1566) родился в с. Ориховцке поблизости Перемишля. Учился в Краковском, Венском, Болонскому университетах. Вернувшись на родину 1543 р., активно участвовал в общественной жизни, в публицистических произведениях затрагивал вопрос о сплочении европейских народов против турецкой экспансии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.007 с.) |