Ренессанс в украинской культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ренессанс в украинской культуре



Ренессанс в украинской культуре был своеобразным и как исторический этап хронологически не совпадал с итальянским или западноевропейским Возрождением. Ренессанс начал проторять свой путь в украинских землях уже в начале XVI ст. Однако лишь во второй половине XVI ст. и в первые годы XVII ст. проявления Ренессанса стали достаточно заметными.

Причина такого отставания была в первую очередь связана с упадком, в результате монголо-татарского нашествия, одной из самых развитых держав Средневековья - Киевской Pycи:

- на украинских землях была на длительное время заторможена культурная эволюция;

- были уничтожены главные культурные центры,

- потеряна культурная элита.

(Более подробно об архитектуре и живописи 16-17 вв. (самостоятельно)

 

Однако следует отметить и позитивное польское влияние в распространении идей Возрождения в землях Украины, которые были в то время в составе Вещи Посполитой. Общими достижениями здесь можно считать формирование новых черт гуманистической благородной культуры, достижения в отраслях градостроения, архитектуры, скульптуры, живописи. В то же время специфическая ренесансность украинской культуры конца XVI - началу XVII ст. заключалась именно в стремлении освободиться вiд польской "культурной опеки", в формировании культуры национального возрождения, которое так ярко оказалось в деятельности братств, в развитии полемичной литературы, православного образования и книгопечатания.

Влияние градостроительной и архитектурной практики европейского Возрождения отразилось на украинских землях уже в начале XVI ст. Лучшие условия для этого были в западноукраинских землях, где отстраиваются старые и закладываются новые города, основой которых часто были магнатские крепости, такие как Броды, Жовква, Бережани, Тернополь и др. Регулярное планирование в соответствии с ренессансными требованиями характерно в первую очередь для Львова i Кам'янця-подольского. В плане каждый город имел вид прямоугольника, разделенного на части, - местожительства основных общин - русской, польской, армянской. В центре каждой части - рыночная площадь, вiд которой параллельно расходятся улицы, в центре города - большая площадь с ратушей. Во Львове основные въездные брамы соединились широкими магистралями, что было одним из самых прогрессивных примеров в тогдашнем европейском градостроении.

Практика планирования львовского предместья 6ула воплощена в создании центра в г. Жовква архитектором Павлом Счастливым, выходцем из Италии. Невзирая на все перестройки и разрушения, i сегодня отдельные площади i улицы Львова, Жовкви, Кам'янця, Бродов оставляют неповторимое впечатление от уголков Ренессанса.

С глубоким пониманием принципов ренессансного искусства были обновлены во второй половине XVI ст. формы средневекового замка в г. Остроге, что превратился в настоящий ренессансный центр в Восточной Европi и i заслуженно назывался "волынскими Афинами".

Наилучшие сооружения замка - Круглая Башня, Луцкие врата без преувеличения принадлежат к выдающимся сооружениям Европы времени Возрождения. Одновременно с острозьким перестраивается замок в Кам'янце-Подольськом. Здесь внедрен новый тип фортификации - бастионная система, которая включала у себя многочисленные башни, бастионы, сложные шлюзовые сооружения. Уci они выполняют не только утилитарную, но и определенную эстетическую функцию.

На 70-90-е годы XVI ст. приходился наибольший расцвет гражданского и культового строительства в ренессансном стиле во Львове. Создается ансамбль домов на площади Рынок, жемчужиной которого считается "Черная кам'яниця" (1588-1589, архитектор П. Римлянин и їx.), Успенская церковь (архитекторы П. Римлянин, А. Благосклонный), часовня Трех Святителей (архитектор П. Красовський)

3 архитектурой было связанное развитие украинской каменной резьбы. Самым характерным примером гармоничного сочетания apxi -тектури, скульптуры, орнаментов из камня, где соединяются ренессансные и украинские народные мотивы, во львовские усыпальницы - часовня Кампианов и часовня Боимов (обе - начало XVII ст., архитекторы и скульпторы П. Римлянин, А. Бемер, Г. Горст и др.)

Надгробный памятник в усыпальнице королей, магнатов, богатых горожан становится одним из характерных образцов реалистичной ренессансной скульптуры как в Италии, так впоследствии i в Украине. 3 XVI ст. была выработана даже определенная система такого монумента, который состоял из скульптурного изображения умершего, якай будто отдыхает, лежа на саркофаге, обрамленному прихотливыми архитектурно-орнаментальными композициями. К лучшим образцам такой скульптуры принадлежат надгробия князей Синявських из церкви-усыпальницы г. Бережани (70-80-ые годы XVI ст., скульптор Й. Пфистер и Г. Горст), князя К.Острозького (1579), который находился в Успенском coбopi Киево-печерской лавры. В надгробии Анны Синявської из Бережан органично злились традиции украинского национального искусства с новыми ренессансными принципами. Образ этой женщины, которая умерла в молодом возрасте от родов, трогает гармонию физических i духовных качеств, грацией форм, декоративным ритмом трак-тування одежды, которая будто почерпнутий из источников иконописного искусства.

Во второй половине XVI ст. ренессансные влияния становятся ощутимыми i в украинском занятии живописью. В это время основными его видами остаются настенная роспись и иконопись, однако рядом с ними возникают новые жанри-портрет, историческая живопись, в иконах i фресках растет интерес художника к реалистичному изображению персонажей, показа бытовых сцен, пейзажа. К сожалению, лучшие фресковые росписи того времени почти не сохранились. В то же время даже в таком консервативном виде искусства, как иконопись признака Ренессанса очевидные.

Настоящими шедеврами украинского искусства начала XVII ст., пронизанными идеями Возрождения, являются три иконостаса: П'ятницької и Успенской церквей во Львове и церкви Святого Духа в Рогатине. В создании обоих львовских иконостасов, вероятно, участвовали выдающиеся украинские мастера Лаврентий Пухало i Федор Сенькович. Художники были активными членами братств. Л. Пухало имел дружеские отношения с первопечатником Iваном Федоровим. Живописное совершенство, политическая актуальность сцен этих иконостасов демонстрируют передовые общественные и эстетические позиции их творцов. Обиды Icyca, апостолов, других персонажей П'ятницького иконостаса чрезвычайно реалистичные, отдельные евангельские сцены откровенно трактуются в духе борьбы с католицизмом и униатством. Пасийний ряд Успенского иконостаса (авторская работа Петрахновича) принадлежит к самых зрелых и самых совершенных в украинском искусстве произведений, которые раскрывают ренессансную красоту, воспитанность человеческих чувств i приобретают высокое общественное звучание.

 

4. Развитие образования в конце XV - XVI ст.

Распространению ренессансной культуры в украинских землях способствовало в первую очередь развитие образования. В конце XV - XVI ст. заметно растет прослойка украинцев, которые получили образование в лучших западноевропейских университетах, - Краковском, Пражскому, Болонском и др.

Зачинателями гуманистической культуры в Украине и выдающимися гуманистами XV - XVI вв. считаются Юрий Дрогобыч, Павел Русин и Станислав Ориховский.

Юрий Дрогобич, или Ю.Котермах из Дрогобыча (1450-1494), учился в Краковском и Болонском университетах. После получения степени доктора философии и медицины в Болоньи, преподавал там в 1478 - 1482 гг. астрономию и математику, а в 1481-1482 гг. занимал должность ректора университета медиков и свободных искусств. Труды его известны в Iталии, Франции, Германии, Венгрии.

Павел Русин iз Кросна (1470-1517) учился в Краковском и Грейс-фельдськом (Германия) университетах. В 1506 г. переехал в Краков, где работая магистром университета, преподавал курс античной литературы. Русин - первый поэт-гуманист в украинской литературе.

Станислав Ориховський (1513-1566) родился в с. Ориховцке поблизости Перемишля. Учился в Краковском, Венском, Болонскому университетах. Вернувшись на родину 1543 р., активно участвовал в общественной жизни, в публицистических произведениях затрагивал вопрос о сплочении европейских народов против турецкой экспансии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.007 с.)