Развитие печатного дела в Украине (с а м о с т о я т е л ь н о) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие печатного дела в Украине (с а м о с т о я т е л ь н о)



Развитие печатного дела в Украине является наилучшим подтверждением благотворного влияния ренессансной культуры. В первый период своего существования в конце XVI - началу XVII ст. большинство типографий, которые создавались при братствах, выдавали литературу преимущественно светского устремления. Распространение образования повлекло большой спрос на учебную i научную литературу. Первые книги "Часословець", напечатанные кириллицей, появились в Кракове в 1491 г., где были достаточно значительными украинская i белорусская общины. К этим изданиям примкнул немец по происхождению Швайпольт Фиоль. Языковой украинизм его книг можно объяснить тем, что Фголь пользовался помощью украинских книжников и был исполнителем их заказов. Однако начало книгопечатания непосредственно в украинских землях связано с Иваном Федоровым.

Переехав во Львов в 1572 г. и, будучи уже опытным специалистом печатного дела, И. Федоров с помощью мещан учредил типографию и в течение 1574 г. выдал первые украинские "Апостол" и "Азбуку", что имело огромное значение не только для развития инфраструктуры украинской культуры, но и для формирования национального самосознания. Но настоящего размаха ренессансная личность I. Федорова приобрела в Остроге под патронатом К.-В. Острожского - Лоренцо Медичи украинской культуры. Одной из шести книг Iвана Федорова, которые увидели мир в Остроге, является знаменитая Острожска библия (1581), которая стала шедевром печатного искусства XVI ст. Издания впервые было осуществлено церковнословянским языком и долго служило источником для следующих переизданий.

 

В этот период происходит развитие полемической литературы. Украинские писатели противостояли духовному наступлению католицизма на украинский народ. Полемика между православными и католиками досяга своей кульминации в период подготовки и подписания Брестской Унии в 1596 г. Полемисты гневно обвиняли верхушку православного духовенства в измене национальных интересов народу, много внимания в своих произведениях уделяло развитию духовности, народного образования, воспитанию.

Писатели полемисты - Герасим Смотрицький "Ключ царства небесного", Христофор Филарет "Апокрисис", Иван Вишенський "Послание епископам - отступникам от православия" - клеймил верхушку церкви и власть предержащих-господ за издевательство над простым народом, одним из первых выступил против крепостной неволи.

Таким образом, Ренессанс в украинской культуре стал следствием сложного и длительного процесса взаимодействия отечественной и европейской культуры. И хотя украинские художники не сформировали целостную ренессансную культуру или стиль, однако творчески переделали лучшие достижения западной Европы, в первую очередь Италии, использовали их для развития собственной нации, формирования собственной государственности.

Своеобразие и драматизм Ренессанса в Украине заключается и в том, что пика развития он достигает в период кризиса западного гуманизма, господства контрреформации, национальных i религиозных войн, в одной из которых украинский народ добывал в борьбе свое право на существование. Испытав Свежее дыхание европейского Ренессанса, украинская культура развивалась своим путем, трансформируясь в культуру национального возрождения, которая стала основой государственного возрождения за сутки Б. Хмельницкого и I. Мазепы.

 

7. Развитие литературы. Полемическая литература.

Развитие книжного дела было толчком для развития литературы. Эта сфера культуры в полной мере отображала переходный характер эпохи, то время, когда происходило формирование национального языка, новых стилей и жанров, поднимались новые темы, которые в предыдущие столетия считались запрещенными или ненужными. Наиболее ярко новые тенденции отображала переводная литература. В XVI в. были переведены и опубликованы разные научные трактаты и справочники, например, медицинский справочник "Аристотелю врата". Распространяются переводы Святого письма. Одним из наиболее ценных считается "Пересопницкое Евангелие", созданное в 1561 г. Перевод с болгарского языка и подготовка текста были сделаны монахами Пересопницкого монастыря на Волыни. Причем перевод Святого письма впервые сделан на "простой" украинский тогдашний язык.

Наряду с переводной литературой появляются оригинальные произведения. В XVI ст. отмечается расцвет украинского эпоса - создаются думы, баллады, исторические песни, которые Т.Шевченко ставил выше гомеровских поэм. Например, популярными были циклы дум "Маруся Богуславка", "Самiйло Кiшка" и др. Эпические произведения посвящены освободительной тематике, в них воспеваются рыцарство и героизм, братство и верность православию.

Всплеск литературного процесса в Украине был связан с Брестской церковной унией. Заметное место в этой ситуации в литературном творчестве занял жанр полемичной литературы, который возник как реакция на экспансию католической церкви в Украине. Писатели-полемисты Мелетий Смотрицький в произведении "Тренос" (грец. - "плач" - плач православной церкви через отступничество ее детей); Захарий Копистенський в "Палинодий" ("книга обороны"), Иван Вишенський в "Совете об очистке церкви" выступали против вмешательства польского правительства в дела православной украинской церкви, разоблачали его политику по принципу "чем хуже, тем лучше". Однако полемисты не ограничивались проблемой борьбы с наступлением католицизма. В своих произведениях они затрагивали вопрос реформирования самой православной церкви, коллективного управления ее делами, высмеивали отсталость и консерватизм православных иерархов. Кроме того, поднимались и социально-политические проблемы: неравноправности людей, эксплуатации человека человеком и одного народа другим. Особенный полемичный пафос выделяет произведения Ивана Вишенського. Например, в "Послании к епископам" он разоблачает духовенство как стяжателей, которые забыли Бога. Единственным способом спасения человека от эгоизма и жестокости мира он считал монашество. Сам Вишенський эмигрировал в Грецию и стал монахом-отшельником в одной из святых пещер на горе Афон.

В XVI - XVII ст. поэтические произведения чаще всего создавались путешествующими диаконами и поддьяками - учениками духовных школ.

Например: Себастиан Кленович - "Роксолания", "Звитяжство богов" и др., Симон Пелакид - "Об Острозьку войну", Дем'ян Наливайко - "О времени", "О старобытном клейноде" и др., Мелетий Смотрицький - "Лямент в мире убогих"., Касиян Сакович - "Стихи на жалостный погреб благородного рыцаря Петра Конашевича-сагайдачного". Украинские поэты часто использовали библейские темы, много внимания уделялось проблемам морали, религии, что отвечало тогдашним вкусам. В то же время в этих произведениях редко присутствующие художественные обиды, иносказание, метафора. Все это добавляет поэзии XVI - XVII ст. кое-что наивного, неутонченного характера. Надо учесть и то, что литературной нормы в украинском языке на то время еще не было, в связи с чем стихотворные произведения трудно воспринимаются современным читателем. Однако украинская поэзия XVI - первой половины XVIII ст. переживала важный этап своего развития. В XVIII ст. наибольшие достижения поэтического искусства были связаны с именем Григория Сковороды.

В XVII ст. популярной становится драматургия. Наиболее распространенными были два вида драмы: религиозная и школьная. Религиозная драма, в свою очередь, разделялась на три формы: мистерия - таинство искупления грехов людей Иисусом Христом; миракл - события жизни святых и девы Марии; моралите - драмы, в которых выступали аллегорические фигуры Души, Любви, Гнева, Зависти и др. и велись разговоры поучительного характера.

Школьная драма разрабатывала не только религиозные, но и светские темы. Ее цель заключалась прежде всего в помощи ученикам и студентам в их изучении произведений греческих и римских авторов, а также Библии. Поэт Дмитрий Туптало создал рождественскую драму "Комедия на Рождество христовое", Симеон Полоцкий - драму "О Навуходоносоре", Григорий Кониський - "Воскресенье мертвых".

Своеобразным литературным жанром были летописи. Не будучи историческими исследованиями в полном смысле, летописи сочетают черты науки и искусства. Если первые редакции Киевской летописи, созданной в начале XVI ст., тяготели к древнерусской стилистике, то более поздние редакции имеют признаки нового времени. В XVII в. появились летописи, которые отобразили наиболее яркие и важные события того времени, - формирование казачества, Освободительную войну в 1648-1657 г. и др. - летопись Самовидця, Григория Грабянки, Самийла Величка, монастырские летописи. Наравне с документами авторы летописей использовали фольклорные источники, собственные воспоминания. Летописи сыграли важную роль в развитии литературы и науки.

Вопрос и задание для самоконтроля знаний

1. Каким образом Возрождение проникало на украинские земли?

2. Какая роль братских школ в развитии культуры в Украине?

3. Когда были созданы Львовская и Киевская братские школы?

4. Какая роль Острозької коллегии? Кто был первым ректором Острозької коллегии? Когда она была создана?

5. Кто был первым книгодрукарем в Украине? Первые типографии и изданные книги.

6. Какое значение имело книгопечатание для распространения образования, научных знаний, культурного развития общества.

7. Охарактеризуйте развитие литературы в 16 - поч. 17 в.

8. Какую роль сыграла полемичная литература? Кого из писателей полемистов запомнили?

9. Каким образом развивалось летописание? Какие события описывались в летописях 16 - 17 в.?

10. Сделайте вывод относительно развития украинской культуры конца 14 первых половин 17 в.

11. В каком виде искусства Украины характернее всего оказались признаки ренессансного стиля?

12. Когда и с какой целью создавались братства в Украине? Назовите самые известные из них.

13. Что такое полемичная литература? Назовите имена выдающихся писателей -полемистов.

14. Расскажите об украинском книгопечатании ренессансных суток. Назовите самые известные печатные издания.

15. Какое значение имело книгопечатание для распространения образования, научных знаний, культурного развития общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.013 с.)