Возникновение понятия «культура» и его современное значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение понятия «культура» и его современное значение



ИСТОРИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Введение

Знание культуры является фундаментальной наукой и базовым предметом в системе образования. Комплекс знаний, приобретаемый в процессе изучения предмета, способствует развитию духовного мира человека, его самоопределению в современном мире.

Конспект лекций по учебной дисциплине «История украинской культуры» для иностранцев состоит из восьми тем, раскрывающих генезис культуры в целом и особенности развития культуры Украины в рассматриваемые периоды.

Изучение данного предмета позволит студентам сформировать систему знаний про закономерности национального историко-культурного процесса, основных достижений украинской культуры, усвоить общечело-веческие и национальные культурные ценности, обогатить духовный мир, сформировать моральные и этические потребности и способности сохранить культурные достижения мировой и отечественной культуры.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

на понятийном уровне – сущность, структуру, функции украинской культуры, ее место в жизни человека и общества, ведущие тенденции развития культуры и художественные стили, присущие культурным эпохам, творчество известных деятелей украинской культуры и искусства;

на фундаментальном уровне – сущность современного процесса развития украинской культуры, ее место и роль в специфике националь-ных культур;

на практическом уровне – взаимосвязь отечественной культуры и человека; содержание и особенности национальной культуры, отдельные культурные артефакты, раскрывающие признаки и особенности каждой историко-культурной эпохи, содержание основных (программных) первоисточников.

В результате овладения учебной дисциплиной «История украинской культуры» у иностранных студентов должны быть сформированы следую-щие компетенции:

на репродуктивном уровне – способность понять и использовать основные культурологические понятия в повседневной жизни; содержа-тельно и последовательно анализировать основные культурные эпохи, их историко-культурные памятники;

на эвристическом уровне – уметь анализировать закономерности развития мировой культуры и особенности их проявления/отображения в украинской культуре;

способность самостоятельно сделать выводы и обобщение культурологических проблем; уметь применить культурологические зна-ния для определения личностной ориентации в культурном простран-стве.

выработать практические навыки по использованию культуроло-гического знания в профессиональной деятельности.

Компетенция – это определение круга знаний, умений и навыков, усвоение и применение которых формирует у студента способность осу-ществлять ту или иную часть профессиональной деятельности, а в общественной жизни – способность определить свою позицию в различ-ных сферах общественной деятельности.

Поскольку конспект лекций предназначен для иностранных студен-тов, обучающихся в ХНЭУ, основной задачей авторов была адаптация материала рассматриваемого курса с целью его наиболее доступного и эффективного усвоения.

 

Тема 1. «История украинской культуры» как учебная дисциплина

 

1.1. Возникновение понятия «культура» и его современное значе- ние.

1.2. Структура и основные функции культуры.

1.3. Культура как способ национальной самоидентификации.

1.4. Основные черты украинской ментальности.

 

Возникновение понятия «культура» и его современное значение

Слово культура (лат. сultura), первоначально означало «возделы-вание, обработку, улучшение» и было связано с культивированием земли. Впервые смысловое значение этого термина соотнес с формированием духовного мира человека римский философ М. Т. Цицерон в 45 г. до н.э. До этого времени в античной культуре применялось другое понятие – пайдейя, означавшее воспитание, обучение, образование, формирование гражданских навыков.

В эпоху Средневековья (V-XIII вв.) культура начала осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограни-ченности и культивирование духовности личности.

С эпохи Возрождения (XIV – н. XVII вв.), в качестве главного творца культуры рассматривался сам человек – как деятельная, свободная, творческая личность, равная Богу.

В эпоху Нового времени (XVII в.), сформировалась новая рациона-листическая трактовка культуры. Убеждение, что она является особым способом и формой человеческого существования, нашло отражение в трудах немецкого правоведа С. Пуффендорфа. Он рассматривал культу-ру не только как процесс усовершенствования, но и как степень развития человека и общества.

В качестве научного термина, слово «культура» стало употреблять-ся с XVIIІ в. – века «Просвещения», когда возникла потребность в специи-альном понятии, отражавшем способности человека, его разума и духов-ного мира.

Однако еслипервоначальнопредставление о культуре формиро-валось в ее противопоставлении природным началам, то затем оно до-полнилось понятием о ней как о динамической, развивающейся сущности.

Благодаря накопленному значительному теоретическому знанию XIX – н. XX вв. возникла необходимость в выделении самостоятельной науки о культуре – «Культурологии». Название было предложено амери-канским антропологом Л. Уайтом.

Фрмирование украинской культурологической мысли было связано с украинским философом Г. Сковородой, который впервые поста-вил вопрос о культуре как самостоятельном, независимом от природы, символическом мире. Применяя своеобразный символически-философ-ский стиль мышления и, связав сердце с «внутренним» человеком, Сково-рода заложил традиции национальной «философии сердца» (кардио-софии). Его учение получило дальнейшее развитие в Кирило-Мефо-дьевском братстве, и в частности, в творчестве П. Кулиша. Продолжил традиции «философии сердца» П. Юркевич. Для него сердце было не только центром человеческой духовности, но и главным основанием человеческой природы, условием существования человека как средо-точия божественного и земного.

Весомыми достижениями для культурологического знания стали исследования нескольких поколений известных украинских историков, этнологов, языковедов, антропологов – Н. Костомарова, И. Нечуй-Левиц-кого, Д. Багалея, И. Крипъякевича, М. Максимовича, В. Антоно-вича, М. Драгоманова, М. Дашкевича, М. Грушевского, А. Потеб-ни, И. Огиенко. Понять специфику украинской души давало возмож-ность литературное творчество Т. Шевченко, И. Котляревского, И. Франка, Леси Украинки, Н. Гоголя и многих других.

В современной украинской культурологи продолжают тради-ции М. Попович, С. Крымский, В. Скуратовский, О. Забуж-ко.

Многообразие культурологических концепций доказывает, что проблема сущности культуры и закономерностей ее развития не является до конца изученной и будет требовать постоянных творческих усилий для своего осмысления.

 

Тема 2. Истоки украинской культуры

2.1. Первобытная (архаическая) культура, ее основные черты.

2.2. Мифологический характер первобытного мышления и освоения мира.

2.3. Архаическая культура на территории Украины.

Языческие представления древних славян.

2.4. Древневосточные цивилизации.

2.5. Феномен античной культуры и ее характерные черты.

2.6. Влияние античности на становление украинской культуры.

 

Древневосточные цивилизации

Первые древневосточные цивилизации возникли приблизительно в IV-III тыс. до н.э. Это, прежде всего, культуры Южной Азии, Северной Африки, Индия, Китай. Их формирование проходило в бассейнах крупных рек, при создании мощной ирригационной (оросительной) системы, которая позволила заниматься скотоводством, земледелием, садовод-ством. Во многом выживаемость людей зависела от создания больших запасов зерна и других продуктов сельскохозяйственной деятельности. Среди небольших общин возникла необходимость в объединении, а затем, в создании административного управления. В результате сформировался особый тип политического правления – восточная деспотия, для которой характерно наличие:

правителя, воплощающего бога и обладающего абсолютной вла- стью;

огромного количества рабов и крестьян;

чиновников, осуществляющих административное управление;

жрецов, отвечающих за сохранение и проведение ритуалов.

Гуманистические идеи

В начале XVI в. в Германии развернулось религиозное движение, направленное против католической церкви и вошедшее в историю под названием Реформация. Ее зачинателем считается Мартин Лютер, выступивший с 95-ю тезисами против индульгенции. Преобразование христианской религии, изменение сознания и мироощущения человека стали основой развития новых, капиталистических отношений. Рефор-мация противопоставила оптимистичному гуманизму религиозный аскетизм. Ее деятели представляли собой полную противоположность гуманистам – прекрасно образованным аристократам, знатокам филосо-фии, поэзии, изящных искусств. Это были в основном выходцы из народа, развивающие свои способности упорным трудом, фанатики веры. По их мнению, католическая церковь исказила взаимоотношения человека с Богом и занялась спекулятивной продажей его милости. Создав новое вероучение – протестантизм, реформаторы отказались от сложной церковной иерархии, системы культов и обрядов. Они выдвинули новую нравственную установку для человека, который теперь должен был жить с постоянной готовность принимать и переносить все трудности и испытания; стремиться к внутреннему очищению и духовной стойкости в вере.

Таким образом Реформации заложила духовные основы нового типа человека и культуры труда. Итогом ее стало:

1. Ослабление монополии католической церкви.

2. Выделение третьего направления христианской веры – протестантизма.

3. Честный труд как главный показатель истинной веры.

В ответ церковь предприняла контрнаступление: усилила действия инквизиции; ввела жесткую цензуру на запрещенные книги; провела внутренние реформы и основала орден иезуитов.

Перемены происходящие во всех областях жизни, освобождение от средневековых традиций и начало становления капиталистических отно-шений, не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли данного времени.

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно сблизилось с наукой, политикой, с социально-фило-софской мыслью. Стало ведущим фактором развития культуры. В центре этого искусства находились человек и природа. Художники и писатели, зодчие и скульпторы искали наиболее эффективные способы и средства для воспроизведения действительности. Для этого они обращались к знаниям в области оптики, математики, анатомии. Изучали правила перспективы, учения о пропорции. Благодаря такому серьезному подходу искусство включалось в сферу познавательной деятельности человека.

Освобожденное от схоластики мышление требовало величест-венных масштабов и великих творцов. Крупнейшими архитекторами ран-него Возрождения были – Брунеллески и Альберти; в живописи – Джот-то и Мазаччо; в скульптуре – Данателло. Большой вклад в формирова-нии итальянского литературного языка внесли Данте Алигьери («Божественная комедия»), Франческо Петрарка («Сонеты») и Джован-ни Боккаччо («Декамерон»). Все они своим творчеством привели к решительному разрыву со средневековыми традициями.

В период высокого Возрождения искусство достигло своего пика развития. Художественные произведения стали отличаться своей законченностью. В них больше проявлялось колорита, пропорциональ-ности. Выдающимися мастерами этого времени были Л. да Винчи («Джо-конда»), Рафаэль Санти («Сикстинская мадонна»), Микеланджело Буонарроти («Давид»). Их называют «титанами Возрождения», так как каждый из них выразил свою индивидуальность с небывалой полнотой.

В период позднего Возрождения художники все больше старались копировать манеру тех, кто был уже признан. Такое направление в искусстве получило название маньеризм. Среди известных художников этого периода, которые выделялись своим творчеством, отмечают Веронезе, Тинторетто, Караваджо.

Если итальянское искусство формировалось под влиянием антич-ных традиций, было ориентировано на человека и в большей степени отражало его внешнюю красоту, то искусство Северного Ренессанса базировалось на средневековых традициях. Художников интересовал внутренний мир человека, его духовность. Получивший признание панте-изм, способствовал восприятию природы не только как творение Бога, но и как носительницы красоты. В результате получили развитие такие жанры как пейзаж, натюрморт, портрет, бытовая картина. Ведущими представителями в изобразительном искусстве были Альберт Дюрер. Питер Брейгель, Иероним Босх.

 

Образование и культура Украины во времена Литовского княжества и Речи Посполитой. (XIV-XVI вв.)

Созданием высшей школы первым занялся князь Константин Острожский ─ волынский магнат, занимавший высокие правительствен-ные должности. Понимая значение образования, он основал в своем имении в 1576 г. школу, известную под названием Острожской акаде-мии. Чтобы обеспечить школе высокий статус, К. Острожский пригласил преподавать в ней выдающихся украинских и иностранных ученых. Возглавил Академию Г. Смотрицкий. В Острожском культурно-образова-тельном центре преподавания сочеталось с научной, переводческой и издательской деятельностью. Обучение осуществлялось по распростра-ненной в Европе системе «семи свободных искусств». Здесь изучались богословие и философия, математика и астрономия, диалектика и логика, старославянский, польский, греческий и латинский языки. С 1576 г. Нача-ла действовать типография Ивана Федорова, в которой издали более 30 наименований книг. В академии учились будущий гетман Петр Кона-шевич-Сагайдачный и ученый писатель Мелетий Смотрицкий.

Острожская академия оставила значительный след в истории образования и духовной жизни Украины. Ее весомой культурной досто-примечательностью было издание в 1581 году на славянском языке полной художественно иллюстрированной Библии, текст которой употре-блялся при богослужении в православных церквях. Острожская академия, давая образование местной молодежи, стала образцом для других школ. В ней подготовили целую плеяду известных культурных и церковных деятелей, писателей-полемистов и переводчиков

Уже с середины XIV в. много украинцев ездили на обучение в евро-пейские университеты, а также принимали активное участие в тогдашних культурных процессах. В 1483 г., в Риме вышла в свет первая (из известных до сих пор) печатная книга, автором которой был украинец ─ Юрий Дрогобыч-Котермак (1450 ─ 1494 гг.). Он получил начальное образование в Дрогобыче, среднее ─ во Львове, а степень бакалавра и магистра в Краковском университете. В Болонском университете он стал первым украинским доктором искусств и доктором медицины, препо-давал медицину и астрономию. В 1481 ─ 1482 годах был ректором Болон-ского университета ─ в то время центра передовых гуманистических течений, прежде всего в естествознании и философии. Юрий Дрогобычпервый отечественный автор печатной книги. Его научная деятельность была известна во многих странах Европы, его труды хранятся в библиотеках и архивах Франции, Германии, Италии, Польши.

Другой знаменитый украинский поэт-гуманист, педагог ─ Павел Процелер (Русин) (1470 ─ 1517) происходит из города Кросно (ныне воеводство Польши). Он учился и преподавал в Краковском универси-тете, имел ученую степень магистра, которая давал ему право возглав-лять кафедру римской литературы. Павла Русина считают первым поэтом-гуманистом Украины, хотя писал он на латыни. Парадокс древнеукраинской литературной жизни состоял в том, что православное духовенство (немало поэтов тех времен были священниками), которое сопротивлялось католицизму, было обучено и учило своих воспитанников в латинском духе. Латинским языком написаны едва ли не все лучшие произведения древнеукраинской поэзии под влиянием идей Возрождения, которые приходили в украинскую культуру вместе с латынью.

К выдающимся украинским гуманистам относится и Станислав Ореховский-Роксолан (1513 ─ 1566 гг.). Начальное образование он получил в Перемышле, а дальше учился в Краковском, Венском, Виттен-бергском, Падуанском, Болонском университетах. Во время учебы в Виттенбергском университете С. Ореховский познакомился с основате-лем реформационного движения в Европе М. Лютером. Подавляющее большинство ученых считает именно Станислава Ореховского основа-телем полемической литературы. Он был талантливым оратором, публицистом, историком, философом. Центральным принципом гуманиз-ма Ореховского была идея общего блага, основу которой состав-ляяют патриотизм, служение государству, общественная активность. Наиболь-шее значение он отдавал патриотизму, который возводился в ранг выс-шей добродетели.

Наряду со Станиславом Ореховский работала целая плеяда блестя-ще образованных украинских гуманистов. Иван Туробинський-Рутенец внес значительный вклад в развитие науки правоведения. Получив образование в Краковском университете, впоследствии стал профес-сором и ректором этого университета. Григорий Чуй-Русин также получил образование в Краковском университете. В течение жизни рабо-тал ректором коллегии в Перемышле, преподавал поэтику и риторику, был профессором Краковского университета. Стихи Григория Чуй-Русина приобрели европейскую известность.

Основатели украинской гуманистической культуры Юрий Дрогобыч, Павел Русин из Кросна, Станислав Ореховский, Григорий Чуй-Русин и другие внесли весомый вклад в развитие правоведческой науки. В числе первых в европейской философской мысли они отрицали божественное происхождение власти, высказывали идеи просвещенной монархии, ограничения ее власти законом, выступали против подчинения светской власти духовной. Деятельность украинских гуманистов оставила заметный след в истории украинской культуры, способствовала развитию и распространению патриотических чувств, пробуждению национального сознания, распространению просвещения и научных знаний в Украине.

Идеи Возрождения и Реформации нашли отражение в украинской полемической литературе конца XVI ─ начала XVII в. В это время было создано около 140 крупных полемических сочинений, из которых около 80 написано католиками и униатами, около 60 - православными. Среди наиболее известных полемистов выделяют творчество Христо-фора Филалета, Стефана Зизания, Ивана Вышенского, Мелетия Смо-трицкого и др. Полемисты разделяли реформационные идеи о демократиизации церкви. Они исповедовали идеалы добра, справедли-вости, честности, свободы совести, были настоящими патриотами своего народа.

Развитие образования стимулировал появление первых учебников, которые показали достаточно высокий уровень учебно-методической работы в украинских учебных заведениях. В 1591 г. во Львовской брат-ской школе на двух языках (украинском и греческом) была издана греко-славянская грамматика «Адельфотес» («Братство»), по которой ученики учились греческому и старославянскому языкам. В 1596 г. в Вильне напечатана «Грамматика словенская», автором которой был препода-ватель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Там же в 1619 г. вышла «Грамматика словенская» Мелетия Смотрицкого. По этому учебнику, который М. В. Ломоносов называл «вратами учености», около 150 лет (до конца XVIII в.) обучались языку учащиеся православных школ. Большое значение имела книга ученого-лингвиста П. Беринды «Лексикон словено-российский и имен толкования» (Киев, 1627 г.). В этой книге были переведены со славянского на украинский язык около 7 тыс. существи-тельных с толкованиями.

Важнейшим событием середины XVI в. стало создание «Пересопницкого Евангелия» ― выдающейся рукописной памятки украинской духовной культуры. Эта книга, прежде всего, прорыв в средневековом сознании. И, одновременно, адаптация книжного церковнославянского языка к живому народному украинскому языку.

Весомая роль в развитии образования принадлежиткнигопечатанию. Появление книгопечатания ─ значительная веха в развитии культуры украинского народа, серьезный фактор в формиро-вании национального сознания. Печатная книга, кроме своего функцио-нального назначения, основала и новый этап в истории культуры – искус-ство книгопечатания. Собственно, книгопечатание стало одновременно и проявлением гуманистических тенденций в украинской истории и оружием представителей отечественного гуманизма в борьбе за независимость. Печатная книга составляла синтез графического искусства и полиграфической техники. Первые книги, печатные кириллицей, появились в 1491г. в Краковской типографии, просуществовавшая недолго, поскольку сразу возникли трения с католической церковью. Однако книги из этой типографии успели распространиться на Украине. В начале XVI в. (1517 ─ 1518 гг.) печатание книг кириллическим шрифтом стал издавать белорусский ученый Франциск Скорина. В 1572 г. русский первопечатник Иван Федоров прибыл во Львов и при поддержке граждан организовал типографию, в которой в 1574 г. напечатал «Апостол» и тем самым положил начало развитию книгопечатания в Украине. Одновременно с «Апостолом» И. Федоров издал учебные книги – буквари. Переехав в Острог, И. Федоров воплотил мечту князя Константина Острожского, решившего издать полный текст Библии. Тогда же были напечатаны «Букварь», «Новый Завет» и «Псалтырь», «Хронология» Андрея Римши.

Следующим этапом в развитии книгопечатания является деятель-ность Львовской братской типографии. Львовская типография продол-жала традиции отечественной печати, но ее деятельность не является формальным подражанием печатной практики. В первых своих изданиях типография Львовского братства попыталась реформировать церковно-славянский кириллический шрифт. И хотя изменения касались лишь прописных букв, значение этого события было весомое.

С 1615 г. развернула свою деятельность типография Киево-Печер-ской лавры, основанная архимандритом Елисеем Плетенецким. За несколько лет она стала самой мощной в Украине, отличалась разнообразием тематики и высокохудожественным уровнем изданий. Здесь печатались П. Конашевич-Сагайдачный, К. Сакович, З. Копыстен-ский П. Беринда. Таким образом, наряду с усвоением и развитием тради-ций книгопечатания Ивана Федорова, в конце XVI ─ начале XVII в. Украин-ские мастера вели поиски новых средств и элементов как в организации печати, так и в оформлении книг. Попытка реформировать церковнославянский кириллический шрифт, обогащение книги новыми высокохудожественными украшениями, в которых сочетались элементы искусства Возрождения с творчеством украинских народных мастеров, свидетельствуют о плодотворном развитие книгопечатания в данный период.

Идеи Ренессанса постепенно нашли воплощение в украинской художественной культуре. Произошло разделение искусства на профессиональное и народное. Появление профессионального искусства обусловило потребность в квалифицированных специалистах, широкому применению европейского эстетического опыта. Новый взгляд на искус-ство сопровождался особым вниманием к человеку, его индивидуальным способностям и душевному состоянию.

Архитектура и строительство XIV-XVI вв. подчинялись задаче оборонной политики и были связаны с характером укрепления городов. В этот период активно развивались города, что стимулировало инженерно-архитектурную мысль. Второй причиной, ускорившей градостроительство, было введение магдебургского права, которое укрепляло самоуправление и открывало простор для цеховой организации ремесленничества.

Велось строительство замков, монастырей, которые напоминали крепость; каменных костелов, коллегиумов. Одним из красивейших зданий этого времени является кафедральный Собор Св. Юра (Львов, готика), костел бернардинцев. Особое развитие получила скульптура, которая широко применялась при оформлении фасадов жилых домов и надгробиях.

Расцвет украинской архитектуры приходится на XVI – XVII вв., когда утверждались новые идеалы красоты. Построенные в это время роскошные дома и церкви в Львове стали не только великолепными образцами искусства, но и позволили назвать этот период «золотым веком» львовского Ренессанса.

Таким образом, архитектура в Украине приобрела национальные черты и была неотъемлемым достижением общественного быта украинцев.

В XI-XVI вв. традиционная иконопись постепенно отходила от византийских канонов. Наиболее популярными сюжетами становятся изображения воинственных святых, в частности Юрия Победоносца и сцен «Страшного суда». Композиции дополняются новыми сюжетными элементами, детализацией обстановки реальных и мифических событий, новыми цветовыми решениями, усиленным акцентированием декоратив-ных элементов и выразительностью рисунка. Влияние ренессансных идей особенно заметно в иконе «Пантократор с апостолами» мастера XV в. Димитрия, изобразившего физически сильного человека.

Со второй половины XVI в. в изобразительном искусстве прослеживается отход от религиозной тематики, появляются сюжеты, заимствованные из реальной жизни. Новыми жанрами стали пейзаж, портрет, батальная живопись. Художники больше обращались к реальной жизни, природе, писали бытовые сцены и портреты.

В конце XVI ст. во Львове появились цеховые организации худож-ников, что содействовало развитию светских жанров, подготовке высокопрофессиональных мастеров изобразительного искусства. Выдаю-щимися художниками XVI ─ первой половины XVII ст. были В. Стефано-вич, Ф. Сенькович, Л. Пилипович, С. Корунка.

В XVI в. зарождается театральное искусство. Оно связано с появлением настоящих стихотворных школьных драм с режиссурой, декорациями и костюмами, где преобладали религиозные и мифоло-гические сюжеты. Актерами были ученики братских школ и студенты коллегий. Одновременно со школьным, получили развитие кукольный и драматический театры.

Определенный качественный скачок развития переживала в Украине музыкальная культура, основой которой оставалась устное народное песенное творчество. Тексты и мелодии песен и дум составля-ли народные поэты и композиторы ─ кобзари и бандуристы, которые сами же и исполняли эти произведения. Самыми распространен-ными народными инструментами были бандура, кобза, цимбалы, скрипка, свирель, дудка. В Карпатах ─ трембита. При церквях и монастырях, в братских школах и поместьях магнатов существовали хоровые капеллы. Популярными стали хвалебная торжественная песня и трехголосная хоровая без инструментального сопровождения – кант.

Подводя итог развития культурной жизни в Украине в конце XIV ─ начале XVII в., следует отметить, что в украинской культуре перекре-щивались влияния культур Востока и Запада, идеи Возрождения, гумма-низма и Реформации. Они нашли в Украине благоприятную почву в условиях жесткой борьбы за национальную государственность и дали прекрасные всходы в виде возрождения национальной культуры конца XVIII – начала XIX вв.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте основные черты культуры Возрождения.

2. В чем особенности гуманизма Возрождения?

3. Каковы результаты реформационной борьбы?

4. Сравните искусство итальянского Возрождения и Северного Ренессанса. В чем заключается их специфика?

5. Охарактеризуйте социально-политическую ситуацию, которая сложилась в XIV ─ начале XVII в. в украинской культуре.

6. Какие социальные слои украинского общества принимали актив- ное участие в национально-освободительном движении в литовско- польский период?

6. Охарактеризуйте деятельность братских школ. Каково историчес- кое и культурное значение их деятельности?

7. С формированием каких высших учебных заведений связан про- цесс становления украинского образования в XV – начале XVII вв.

8. Какие изменения под влиянием идей гуманизма происходили в украинской художественной культуре в литовско-польский период?

Литература: основная [1, с. 56–66, 106–123; 4, с. 83–91, 137–144];

дополнительная [22, с. 99–117, 292–310; 11, с. 125–150; 7, с.89–100, 185–200; 21, с. 96–145].

 

Украинское барокко

Научные поиски ХVII ст. породили чувства несоответствия бескрайнего вечного космоса и недолговечной беззащитной человеческой жизни. Это и стало духовным содержанием культуры барокко.

Доминирование бароккового мышления характерно для тех стран, где господствовали феодальные тенденции и религиозные противоречия (Италия, Испания, Германия, Англия, Западная Европа). На Украине осмысление исторической ситуации (экспансия османской империи и натиска католицизма, войны за гетьманскую власть) также происходило в категориях барокковой модели мироустройства.

В Западной Европе стиль барокко (от итальянского слова barocco – странный, причудливый, или «жемчужина неправильной формы») возник в Италии в XVI в.

В архитектуре подчеркивается богатство, вычурность, монументаль-ность. В живописи и скульптуре ощущается повышенный драматизм и патетика.

Стиль барокко выражал как интересы высшего духовенства так и аристократии. Для первых это был способ привлечения верующих к католической церкви, которая искала средства усиления своего влияния, особенно после распространения реформационных идей. А для вторых - это была возможность продемонстрировать свое превосходство. Дворцы перестали быть крепостью и утопали в роскоши. Они стали синонимом красоты и богатства. (Дворцы: Версаль, Фонтенбло, Эрмитаж, Петро-дворец. Художники: П. Рубенс, Д. Веласкес. Архитектор – Ф. Барромени. Скульптор: Л. Бернини).

На Украине барокко развивается с ХVI по ХVIII вв., особенно проявило себя в ХVIII в. Если в целом для европейского барокко было характерно торжественность, приподнятость, динамичность композиции, декоративность, то для украинского барокко к этому присоединилось использование традиций народного творчества и демократизация сюже-тов, приближение их к народной жизни.

На Украине барочная художественная культура контактировала с православной верой. Барочная стилистика использовалась и в право-славных художественных произведениях, в том числе в иконописи.Такая религиозная толерантность являются отличительной чертой украинского барокко как явления европейской культуры.

Выразительные признаки стиля барокко в украинской архитектуре можно встретить уже в первой половине XVII ст. (Троицкая церковь в Чернигове (1679), Братская церковь на Подоле (1695) и др.

Барокковый характер также имеют Михайловский монастырь (1695), главная Успенская церковь Киево-Печерской Лавры (1722) и др.

Самой распространенной литературной формой барокко в отечест-венной культуре была стихотворная поэзия (духовные, стихи эмблем и панегирики), в прозаическом творчестве значительное место занимает тема бренности и театральности этого мира. Больше всего характерные рассказы о святых и их чудесах.

Значительного развития достигает театр, поскольку одной из центральных метафор барокко есть метафора театра мира. Украинская драма проходит эволюцию от декламаций, рождественских и пасхальных драм к драмам моралите, где добродетели и абстрактные понятия персонифицируются («Царство натуры человеческой» (1698), истории-ческие драмы («Владимир» (1705) о крещении Руси и «Милости Божья» (1728) Ф. Прокопиевича о победах Б. Хмельницкого).

Кроме стиля барокко в европейской художественной культуре Нового времени получили развитие классицизм и рококо.

Классицизм – от лат. classicus – образцовый. Возник во Франции под влиянием античного наследия и рационалистического учения Р. Де-карта.

Для стиля характерны – строгость, ясность и простота выражения, уравновешенность композиции, тяготение к гармонии. Главными темами классицизма являются конфликт общества и личности, возвышенные чувства и переживания, воспитание патриотических героев.

Классицизм утвердился во всех видах искусства и просуществовал до середины XIX в. В этом стиле строились дворцово-парковые ансамбли Западной Европы. В изобразительном искусстве: художники – Н. Пуссен, Давид, Энгр. Скульпторы – Фальконе, Гудон, Пигаль.

Рококо – от слова «рокайль» – мелкие камушки, раковины. Этот стиль создавал атмосферу праздности, развлечения. Для него харак-терно изящество, утонченность, грациозность. В архитектуре, появились миниатюрные постройки – беседки, павильоны, гроты. Для внутренних украшений применяли позолоту, гобелены, зеркала, шелковые обои. В живописи появились пасторальные сюжеты. Известные художники этого стиля – Ватто, Буше, Фрагонар.

Таким образом, отказ от антропоцентризма открыл многозначительную связь человека с окружающим миром, признаком чего стало появление жанров пейзажа, натюрморта, бытовых тем. Замена целостной модели мира сменилась культурным противоборством новых стилей.

 

Основная

1. Гетало Т. Є. Українська і зарубіжна культура: конспект лекцій /

Т. Є.\ Гетало, Н. Д. Пальм, І. В. Жеребятнікова. – Х.: Вид. ХДЕУ, 2002. – 92 с.

2. Глосарій з навчальної дисципліни «Культурологія» / укл. І. В. Ма-лець, Т. Є. Гетало, Н. Д. Пальм. – Х.: Вид. ХНЕУ, 2009. – 144 с.

3. Михайличенко Д. Ю. Практикум з навчальної дисципліни «Куль-турологія»: навчально-практичний посібник / Д. Ю. Михайличенко, Ю. В. Бєлі-кова, Ю. І. Потоцька. – Х.: Вид. ХНЕУ, 2009. – 191 с.

4. Пальм Н. Д. Культурологія: навчальний посібник / Н. Д. Пальм, Т. Є. Гетало,

Д. Ю Михайличенко, Ю. І. Потоцька. – Х.: Вид. ХНЕУ, 2008. – 284 с.

 

Дополнительная

5. Багацький В. В. Культурологія: історія і теорія світової культури XX ст. / В. В. Багацький, Л. І. Кормич. – К.: Кондор, 2004. – 302 с.

6. Горовий А. В. Перший іконописець Київської Русі – Аліпій / А. В. Го-ровий. – К.: Наш час, 2008. – 140 с.

7. Європейська та українська культура в нарисах: навчальний посібник; за ред. І. З. Цехмістро, В. І. Штанько, В. С. Старовойт, В. М. Леонтьєвої. – К.: Центр навчальної літератури, 2003. – 320 с.

8. Ільїн В. В. Людина і світ / В. В. Ільїн, Ю. І. Кулагін. – К.: КНТЕУ, 2003. – 302 с.

9. Історія світової та української культури: підручник / В. Греченко,

І. Чорний, В. Кушнерук, В. Режко. – К.: Літера, 2005. – 463 с.

10. Історія української культури; за заг. ред. І. Крип'якевича. – 2-ге вид. – К.: Либідь,1999. – 651 с.

11. Історія української та зарубіжної культури: навчальний посібник / С. М. Клапчук, Б. І. Білик, Ю. А. Горбань та ін.; за ред. С. М. Клапчука. – 6-те вид., випр. і доп. – К.: Знання-Прес, 2007. – 358 с.

12. Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века / М. И. Козьякова. – М.: Весь мир, 2002. – 320 с.

13. Корінний М. М. Короткий енциклопедичний словник з культури / М. М. Корінний, В. Ф. Шевченко. – К.: Україна, 2003. – 384 с.

14. Крвавич Д. Українське мистецтво. Т. 2 / Д. Крвавич, В. Овсійчук, С. Черепанова. – Л.: Світ, 2004. – 267 с.

15. Культурология: учебное пособие; под ред. проф. А. Н. Мар-ковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 319 с.

16. Культурологія: теорія та історія культури: навчальний посібник; за ред. І. І. Тюрменко, О. Д. Горбула. – К.: ЦНЛ, 2004. – 254 с.

17. Культурологія: українська та зарубіжна культура / М. М. Закович, І. А. Зязюн, О. М. Семашко, Ж. О. Безвершук – К.: Знання, 2004. – 567 с.

18. Наливайко Д. Українське бароко. Т. 1 / Д. Наливайко, Д. Гор-бачов. – X.: Акта, 2004. – 636 с.

19. Откович В. П. Народна течія в українському живопису 17 – 18 ст. / В. П. Откович. – К.: Наукова думка, 1990. – 96 с.

20. Подольська Є. А. Культурологія: навчальний посібник / Є. А. По-дольська, В. А. Лихвар, К. А. Іванова. – 2-е вид. допов. – К.: ЦНЛ, 20



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.119 с.)