Аудиовизуальные средства обучения химии и методика их применения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудиовизуальные средства обучения химии и методика их применения



Химия – наука экспериментальная, поэтому важнейшими и основными средствами обучения в школе должны быть натуральные объекты и реальные химические процессы. Лишь в случаях невозможности их использования в школе (не позволяют Правила техники безопасности; в регионе изучаемые объекты, например, завод по производству серной кислоты, отсутствуют; процессы протекают крайне длительно; сверхвысокая стоимость реактивов и оборудования и др.), учитель может применить другие средства обучения. Однако ни самые красочные кинофрагменты химических явлений, ни виртуальный эксперимент на компьютере не будут равнозначны в учебном процессе по дидактическому эффекту с простейшей химической реакцией, осуществленной учащимся своими руками в обычной пробирке. Методика организации и проведения учебного химического эксперимента рассмотрена нами ранее.

При отборе моделей, таблиц, схем, графиков и других аналогичных пособий в качестве средства обучения, следует всегда отдавать предпочтение тем, которые лучше всего отражают реальные явления и могут иллюстрировать их в динамике, то есть, – динамические таблицы, схемы, модели.

К аудиовизуальным средствам обучения относятся диапозитивы, транспаранты, диафильмы, звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы. Для их использования необходима соответствующая аппаратура, возможности которой в определенной степени определяют критерии отбора этих средств в преподавании химии.

Обычные звукозаписи применяются учителями на уроках химии не часто, однако некоторые приемы в использовании магнитофонов и диктофонов все же можно рекомендовать:

- воспроизведение аудиозаписи новейшей информации по предмету, выступления специалистов и ученых;

- запись объяснения нового материала для повторного прослушивания отстающим ученикам или пропустившим занятия;

- аудиозапись проведения химического диктанта или запись текста с последующим его анализом учащимися;

- запись устных ответов учащихся с последующим их прослушиванием и оценкой правильности речи, полноты и логики ответа;

- озвучивание видеоматериалов, изготовленных самими учителями или учениками.

Фонд учебных диапозитивов и диафильмов по химии в свое время был доведен до значительного объема, начиная от первоначальных химических понятий вплоть до биографий выдающихся ученых. Передовые учителя разрабатывали технику самостоятельного изготовления этих пособий. Применение диапозитивов и диафильмов по химии в учебном процессе и на сегодняшний день не потеряло своего дидактического потенциала. Диапозитивы можно с успехом применять как иллюстрации, схемы, таблицы в сочетании со словесными методами и химическим экспериментом. Тематические диафильмы позволяют последовательно проследить основные понятия изучаемого материала, использовать их при закреплении, повторении или обобщении изученного раздела программы. Однако, существенным недостатком технических средств для демонстрирования диапозитивов и диафильмов (диаскопы, фильмоскопы и др.) является необходимость затемнения классной комнаты.

Эпидиаскопы, или эпипроекторы позволяют проецировать на экране непрозрачные тексты или изображения небольшого размера, что можно использовать в процессе обучения для демонстрирования текстов и различных изображений, и для их копирования в увеличенном виде.

Этого недостатка лишены кодоскопы (графопроекторы), позволяющие проецировать кодослайды (транспаранты) в условиях незатемненного помещения. Размеры кодослайдов (25х25 см) позволяют делать на них записи непосредственно ручкой или фломастером. При отсутствии специальных прозрачных пленок для кодоскопа, можно использовать отработанные рентгеновские пленки или обычный полиэтилен. Транспаранты выпускают различных типов, дающих возможность увидеть изображение в цвете, накладывать одну картинку на другую. Слайды, подготовленные учителем заранее, могут содержать тему и план урока; рисунок, решение задачи, таблицу, текст контрольной работы по вариантам и т.д.

Эффективным приемом в организации контроля знаний учащихся, развития их речи является домашнее задание по изготовлению слайдов, на которых необходимо нанести уравнения химических реакций, решение задачи, рисунок или схема и т.д. В настоящее время широкое распространение получили кодослайды отпечатанные на принтерах через компьютеры. Многие учителя, овладев техникой нанесения записей на пленку при включенном кодоскопе, применяют его непосредственно при объяснении нового материала или при проведении других этапов урока вместо (или вместе) классной доски. С помощью кодоскопа можно демонстрировать ход химических опытов, например, реакцию натрия с водой в чашке Петри.

Большими дидактическими возможностями обладают видеоматериалы (кинофильмы, видеофильмы и видеофрагменты, видеозаписи, компьютерные /цифровые/ записи и т.д.). При подготовке к уроку необходимо заранее отобрать необходимые фрагменты видеоматериалов (с учетом времени их показа), определить последовательность их включения в ход урока. Видеозапись позволяет показать процесс, изучаемый на уроке, в динамике, делая акцент на те моменты, которые важны для восприятия учащимися.

Видеоматериалы можно разделить по их содержанию на несколько направлений. Во-первых, это специальные фильмы, содержание которых соответствует учебной программе (строение атома, свойства элементов отдельных групп периодической системы, химический эксперимент, биографии ученых и т.д.). Во-вторых, видеозаписи, сделанные на основе научно-популярных телевизионных передач. В-третьих, видеозаписи, выполненные учителем или учениками: объяснение нового материала с демонстрацией эксперимента, ответы учащихся, ход выполнения практических и лабораторных работ, ход экскурсии на химические предприятия, химические вечера и другие внеклассные мероприятия по химии, выступления специалистов или бывших учеников школы и т.д. Особое место в преподавании может занять видеосъёмка кинокамерой с одновременным воспроизведением изображения на экране телевизора, что позволяет показать процессы, проходящие даже с микроколичествами веществ, демонстрировать работу отдельных (показательных) учащихся и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.005 с.)