Современные педагогические технологии в повышении эффективности обучения в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные педагогические технологии в повышении эффективности обучения в школе



Лекция 18

Современные педагогические технологии в повышении эффективности обучения в школе

 

ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В толковых словарях указывается, что технология – это набор и последовательность технических операций, выполняемых в определенных производственных процессах. Во второй половине XX века в дидактике появляется термин «педагогическая технология», под которым мы подразумеваем систему средств, приемов и методов обучения на основе определенной научно-методической концепции, объединенных единой общей дидактической идеей и используемых в учебно-воспитательном процессе с целью наиболее эффективного решения задач обучения, развития и воспитания учащихся.

В зависимости от основной идеи в разные годы в отечественной педагогике и психологии разрабатывались различные технологии обучения, в том числе, ориентированные на формирование системного подхода на средства, приемы и методы обучения; на формирование системных знаний у учащихся; на развитие мыслительной и творческой деятельности школьников; на воспитание социально адаптированной активной личности обучаемого; на внедрении принципов педагогики сотрудничества в процесс обучения и т.д.

Любая педагогическая технология должна строиться на основе научного анализа учебно-воспитательного процесса; базироваться на определенной методологии и иметь строго обусловленные параметры приложения; комплексно решать образовательные и воспитательные задачи школы; обеспечивать наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

К основным критериям, позволяющим оценить ту или иную педагогическую технологию, можно отнести такие факторы, как: научность и концептуальность, системность и целостность, целенаправленность и прогнозируемость, эффективность и воспроизводимость (запишите краткие определения понятий).

 

В педагогической литературе (Г.К. Селевко, 1998, 2005) предложена подробная классификация педагогических технологий по самым различным признакам, которая по признанию автора все же не является исчерпывающей, в связи со сложностью и многообразием педагогических технологий.

Педагогическим технологиям обычно присваиваются названия, которые должны отражать основополагающие цели и направления их применения. В описательной части указываются научно-методические, методологические и концептуальные основы, области наиболее успешного применения и ограничения в применении данной технологии, методы и средства обучения и воспитания, организационные формы учебно-воспитательного процесса, результаты апробации и применения на практике и т.д.

 

Примеры современных педагогических технологий

Традиционная классно-урочная технология обучения. Практически единственной формой обучения сегодня является классно-урочная система. Содержание и построение учебных дисциплин соответствуют возрасту и уровню развития обучаемых, а также другим основным принципом дидактики (научности, доступности, наглядности, последовательности и систематичности, сознательности и активности учащихся, прочности усвоения знаний, умений и навыков, связи изучаемого материала с жизнью, использование межпредметных связей и др.).

Личностно-ориентированные педагогические технологии. В основе различных вариантов этой группы технологий лежит гуманистическое отношение к личности обучаемого, для которой обеспечивается максимальная возможность самореализации и усвоения новых знаний, умений и навыков в соответствии с индивидуальностью ученика и его образовательными запросами. К личностно-ориентированным педагогическим технологиям относятся: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, педагогическая система Е.Н. Ильина (преподавание литературы как учебной дисциплины, формирующей человека) и др. В определенной степени к личностно-ориентированным гуманистическим педагогическим технологиям можно отнести Вольдорфскую педагогическую систему, согласно которой каждый ребенок – существо духовное, имеет на Земле определенную божественную миссию. Задача школы – в процессе свободного воспитания дать учащимся не столько знания, сколько сформировать целостную ответственную за свои действия личность, обладающую способностью к самореализации, самосовершенствованию и самоопределению.

Педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучаемых. В основе технологий данного типа используются приемы, средства и методы обучения, способствующие формированию интереса, высокой степени мотивации, осознанного подхода учащихся к обучению. В качестве конечного результата достигается значительное повышение активности деятельности учащихся, а также уровня их знаний, умений и навыков. Примерами таких технологий могут служить игровые педагогические технологии; технология проблемного обучения; технология интенсификации обучения на основе моделей учебного материала в виде опорных схем (по В.Ф. Шаталову) и др.

Педагогические технологии, основанные на повышении эффективности организации учебного процесса. К данной группе педагогических технологий можно отнести методическую систему перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой; технологии уровневой дифференциации обучения по различным параметрам (по возрастному составу, по полу, по области интересов, по уровню умственного развития, по уровню учебных достижений, по уровню физического развития и здоровью и т.д. вплоть до технологии индивидуального обучения детей). Технологии программированного обучения предполагают сочетание последовательного изучения отдельных блоков учебного материала с непосредственным и постоянным контролем его усвоения учащимися. В качестве форм программированного обучения можно использовать учебники-тренажеры или компьютерные обучающие программы.

Технологии развивающего обучения. В основе различных моделей технологий развивающего обучения лежит идея: главная цель обучения – не определенный объем знаний, а развитие всех основных качеств личности. При этом решающая роль в развитии ребенка должна принадлежать обучению. В учебно-воспитательном процессе ученик является полноправным субъектом деятельности. В результате обучения, кроме приобретения знаний, умений и навыков, в первую очередь формируются и совершенствуются способы умственных действий, самоуправляющие механизмы, эмоционально-нравственные и деятельностно-практические качества личности.

Технология укрупнения дидактических единиц. Эффективность изучения новых знаний крупными блоками позволяет учащимся воспринимать учебный материал более осознанно и целостно; устанавливать взаимосвязи как внутри изучаемого предмета, так и межпредметные связи; более результативно проводить закрепление и обобщение знаний; чаще и более объективно проводить контроль и учет знаний учащихся.

Технологии поэтапного формирования умственных действий. Обучение проводится в виде последовательных этапов. Вначале предполагается предвари-тельное ознакомление с умственным действием, дается первое представление об этом действии. Во-вторых, учащиеся выполняют указанное действие в соответствии с заданием или инструкцией. В-третьих, учащиеся учатся проговаривать вслух те или иные умственные (мыслительные) действия (этап внешней речи). В-четвертых, учащиеся проговаривают те или иные умственные действия про себя с различной долей обобщения (этап внутренней речи). Окончательным этапом обучения по данной технологии является достижение автоматизированного действия, те есть без инструкции, без внешнего или внутреннего проговаривания.

Технология модульного (блочного) обучения. Данная технология предполагает предварительное деление изучаемого материала на систему отдельных модулей. Каждый модуль (блок) представляет собой логически выделенный в учебном предмете раздел, имеющий определенную целостность и законченность. После изучения каждого модуля учащиеся аттестуются в форме дифференцированного зачета (на отметку).

Интеграционные технологии в обучении. В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в школе учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении, в частности изучение нескольких ранее самостоятельных школьных дисциплин в рамках одного предмета. Примером такой интеграции является школьный курс «Естествознание», объединяющий знания по биологии, химии и физике и позволяющий, по мнению авторов технологии, более цельно, глубоко и достоверно сформировать в сознании учащихся единую естественнонаучную картину мира.

Технологии концентрированного обучения. Под концентрированным обучением понимают такую форму и методы его организации, когда учащиеся за меньшее учебное время усваивают больший объем учебного материала. К технологиям концентрированного обучения можно отнести модель суггестивного (от слова «суггестика» - внушение, активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание учащихся посредством определенных тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций) «погружения»; модель временного «погружения», предполагающая длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, чередуя уроки этого предмета с уроками образно-эмоциональной сферы.

В связи с внедрением в учебно-воспитательный процесс новых информационных и коммуникативных средств, появился термин компьютерные технологии в обучении учащихся. Этот термин сегодня отражает, прежде всего, не целостную научно разработанную методологию применения системы средств, приемов и методов обучения на основе определенной научно-методической концепции, объединенных единой общей дидактической идеей и используемых в учебно-воспитательном процессе с целью наиболее эффективного решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, но только применение информационных и коммуникативных средств в школе. Можно считать, что «компьютерные технологии» являются в школе одним из средств реализации той или иной педагогической технологии, применяемой в каждом конкретном случае.

 

План урока.

I. Организационный момент (1-2 минуты).

II. Ход урока (20-25 минут).

1) Историческая справка.

2) Атом – сложная структура.

3) Электронная оболочка атома.

4) Строение атомов элементов № 1—20

III. Выводы

IV. Закрепление. (5-7 минуты).

V. Домашнее задание. (1-2 минуты).

II. Ход урока (20–25 минут).

Учитель громко проговаривает и записывает тему урока на доске «Строение электронной оболочки атомов». Далее по ходу объяснения записывает на доске вопросы плана изучения новой темы.

1) Историческая справка.

Понятие атом возникло еще в античном мире для обозначения частиц вещества. В переводе с греческого атом означает «неделимый». (Слайд №1 Демокрит).

В начале XX века была принята планетарная модель строения атома, предложенная Резерфордом, согласно которой вокруг очень малого по размерам положительно заряженного ядра движутся электроны, подобно планетам вокруг Солнца. (Слайд №2. Модель Резерфорда).

Ирландский физик Стони на основании опытов пришел к выводу, что электричество переносится мельчайшими частицами, существующими в атомах химических элементов. В 1891 году Стони предложил эти частицы называть электронами, что по-гречески значит «янтарь».

Современные представления о строении атомов сводятся к следующему.

Учитель записывает на доске второй пункт плана.

Атом – сложная структура.

Периодический закон Д. И. Менделеева и высказанные на его основе гипотезы явились стимулом к выяснению строения атома.

Былоустановлено, что атом частица электронейтральная – т.е. частица не имеющая заряда.

В 1911 году английский ученый Э. Резерфорд доказал на опыте, что в центре атома имеется положительно заряженное ядро. Дальнейшие исследования показали, что положительный заряд ядра атома численно равен порядковому номеру элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Так как атом электронейтрален, то, следовательно, число электронов движущихся вокруг ядра атома, должно быть равно заряду ядра.

Таким образом, число положительных зарядов ядра каждого атома, а также число вращающихся в поле ядра электронов равны порядковому номеру элемента.

В настоящее время в ядре атома открыто большое число элементарных частиц.

Учитель: Вспомните из курса физики, какие частицы находятся в ядре атома?

Важнейшими из них являются протоны (символ р) и нейтроны (символ n). Элементарные частицы характеризуются определенным зарядом. Протон обладает зарядом +1, а заряд нейтрона равен нулю. В 1932 году Д.Д. Иваненко и Е.Н. Гапон создали протонно–нейтронную теорию строения ядра. Согласно этой теории ядра всех атомов состоят из Z протонов и (A–Z) нейтронов, где Z – порядковый номер элемента, а A – массовое число.

Массовое A число указывает суммарное число Z протонов и N нейтронов в ядре атома (A = Z + N).

Итак, вы узнали, что атом – частица со сложной структурой. В центре его находится положительно заряженное ядро, состоящее из протонов и нейтронов, а вокруг ядра атома движутся электроны. (Слайд №3. Атом сложная структура).

Электронная оболочка атома.

Электроны, двигаясь вокруг ядра атома, образуют в совокупности его электронную оболочку. Число электронов в электронной оболочке атома равно заряду его ядра (числу протонов в ядре атома), и определяется порядковым или атомным номером элемента в периодической системе Д.И. Менделеева. Электроны располагаются на разном удалении от ядра атома, группируясь в электронные слои. Чем ближе к ядру расположены электроны, тем прочнее они связаны с ядром. Каждый электронный слой состоит из электронов с близкими значениями энергии; поэтому электронные слои еще называют энергетическими уровнями. Число энергетических уровней равно номеру периода в котором находится химический элемент.

 
 

Ядро атома водорода имеет заряд +1. В атоме только один электрон и, естественно только один электронный слой. Строение атома водорода можно отразить различными схемами (Слайд №4). Строение атомов учащиеся зарисовывают в тетради.

 

III. Выводы.

1) Свойства химических элементов, расположенных в порядке возрастания заряда ядра, изменяются периодически потому, что повторяется сходное строение внешнего электронного слоя атомов элементов.

2) Плавное изменение свойств химических элементов в пределах одного периода можно объяснить постепенным увеличением числа электронов на внешнем энергетическом уровне.

3) Завершение внешнего электронного слоя атома приводит к резкому скачку в свойствах при переходе от галогена к инертному элементу; появление нового внешнего электронного слоя — причина резкого скачка в свойствах при переходе от инертного элемента к щелочному металлу.

4) Свойства химических элементов, принадлежащих к одному семейству, сходны потому, что на внешнем электронном слое их атомов одинаковое число электронов.

Лекция 18

Современные педагогические технологии в повышении эффективности обучения в школе

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.033 с.)