Управление предпринимательскими рисками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление предпринимательскими рисками



Базовый процесс управления риском состоит из следующих четырех стадий:

• прогнозирование фактора риска;

• анализ риска;

• контроль риска;

• оценка и переосмысление.

Первый шаг в процессе управления риском - его выявление и прогнозирование. Необходимо определить, как и от чего могут пострадать капиталы, доходность или эффективность работы организации.

Из поля зрения не должен ускользнуть ни один из потенциальных факторов - от оче­видных до самых неправдоподобных. Все без исключения возможности, вплоть до самых, казалось бы, малозначительных, дол­жны быть учтены. Серьезное управление рисками начинается с тщательнейшего изу­чения всех процессов, происходящих в орга­низации.

Инструментами идентификации рисков мо­гут служить: физическое обследование, про­верочные листы, схемы процессов, причинно-следственные диаграммы, модели организа­ционного строения, индикаторы опасности и другие методы изучения потенциального рис­ка и работоспособности системы. Каждый из методов имеет свою сферу приложения, а все вместе они представляют собой все усложняющуюся систему подходов, применяемых для выявления реальных и потенциальных про­блем.

Вторая стадия процесса управления риском - анализ риска. Как только фактор риска выявлен, следует определить, к каким послед­ствиям он может привести. Фактор риска может негативно сказаться на финансовом положении (как в ближайшем будущем, так и в отдаленной перспективе), взаимоотношени­ях с другими организациями, ослабить стра­тегические позиции корпорации.

Задачами такого анализа являются:

1. Получение информации о риске, оказывающем существенное экономическое влияние на деловые операции. Представляется важным установить определенные пределы для практического анализа риска. Следует ограничиваться расчетом ежегодной величины возможностей компании противостоять риску, а для отдельных случаев - определением существенных по экономическим последствиям убытков. Величина предельного показателя может составлять 5 млн.руб., 1 млн.руб., 0,5 млн. руб., 0,1 млн.руб. - в зависимости от состояния компании противостоять риску и задач риска.

2. Получение исходного материала для обоснованного определения круга подлежащих страхованию объектов и необходимых уровней противостояния риску. Страхование является абстрактным продуктом. Оно наполняется конкретным содержанием как только производится анализ риска. Исследование риска проходит через сотни “сценариев” возможных убытков, когда риски изучаются на различных стадиях производственного процесса и на различных уровнях конкретной организации. Это требует максимума объективности. После того, как анализ произведен, можно провести сравнение между выявленными рисками и существующим страхованием с точки зрения охвата рисков и тогда можно внести в страхование более эффективные изменения.

3. Повышение степени осведомленности персонала сотрудников о риске и разработка разнообразных вариантов снижения риска.

Главной целью анализа риска является направление ресурсов, предназначенных на предотвращение убытков, в область наиболее крупного риска. Анализ может также выявить и те области, которые могут дать определенные выгоды, если их внимательно в последующем изучить.

Прежде всего, ходе анализа рисков необходимо выделить несколь­ко категорий возможных убытков, в зависимо­сти от их вероятности и тяжести, в том числе:

- Регулярные мелкие убытки. Такие поте­ри вполне предсказуемы и не представляют собой серьезной угрозы эффективной работе организации. По большей части они покрыва­ются за счет страхования, как то: страхование транспортных средств, принадлежащих орга­низации, медицинское страхование сотруд­ников и т.п.

- Разовые крупные убытки - самая серь­езная группа факторов риска, поскольку они потенциально угрожают самому существова­нию фирмы. Поскольку подобные случаи на­ступают крайне редко, сама их возможность зачастую просто не предусматривается. При­меры случаев подобного рода чаще всего следует искать не в истории организации, а на уровне отрасли в целом.

- Разовые мелкие убытки, как правило, игно­рируются или контролируются при помощи элементарных механизмов контроля рисков (см. следующий этап).

Регулярные крупные убытки едва ли могут являться предметом рассмотрения в рамках действующей организации, поскольку сама формулировка вопроса говорит лишь о том, что фирма обанкротилась.

Одни и те же убытки могут совершенно по-разному сказываться на деятельности различ­ных организаций. Конкретно взятый фактор потенциального риска для одной организации может не являть собой серьезную угрозу са­мому ее существованию как экономической единицы, а затруднить расчетно-кассовые операции или вызвать недовольство учреди­телей, вызывая ряд серьезных последствий.

Смысл контроля рисков, третьей стадии процесса управление рисками, заключается в том, чтобы добиться максимально возможной отдачи за счет минимальных затрат путем удержания, передачи, минимизации и избе­жания рисков. После того, как фактор риска выявлен и проанализирован, многие органи­зации начинают немедленно предпринимать меры по его устранению. И эта ошибка может дорого обойтись, поскольку результатом та­ких действий чаще всего являются лишь впу­стую затраченные средства, в то время как первым шагом на пути реализации программы контроля риска должно стать снижение риска.

Суть снижения риска заключается в том, чтобы свести к минимуму вероятность (часто­ту) проявления этого фактора риска, а также создать такие условия, чтобы в случаях, когда соответствующий фактор все-таки проявля­ется, убытки организации также были мини­мальными.

При этом следует со всей осторожностью подходить к финансовой оценке целесооб­разности мероприятий, направленных на сни­жение риска.

После того, как определен размер или сред­ний размер потенциальных убытков, органи­зации нужно определить, в каком объеме она может себе позволить удерживать риски, не прибегая к их передаче.

И, наконец, последний шаг на стадии кон­троля рисков - передача рисков, которые организация решила не удерживать. За счет передачи рисков достигается существенная стабилизация расходов на компенсацию убыт­ков по рискам. Наиболее распространенной формой передачи рисков является страхова­ние от убытков, когда за фиксированную плату ответственность за покрытие ущерба по тому или иному фактору риска берет на себя другая организация. Преимущество страхования и других форм передачи и раз­деления ответственности по рискам - в фик­сировании расходов по статьям риска, что заметно упрощает бюджетное и финансовое планирование и, как следствие, потенциаль­но способствует снижению расходов на вып­латы процентов по краткосрочным обяза­тельствам.

В общем случае все мероприятия по управлению риском могут быть разделены на дособытийныеипослесобытийные. Как следует из названия, дособытийные мероприятия планируются и осуществляются заблаговременно, а послесобытийные – после того, как непредвиденное событие произошло.

К дособытийным мероприятиям относятся:

• страхование

• самострахование

• предупредительныеорганизационно - техническиемеры

· юридическиеи другиенестраховыемеры.

К дособытийным мероприятиям относится также сохранение риска, то есть отказ от любых мероприятий по его снижению или передаче. Как известно, отрицательный ре­зультат - тоже результат, и мы не вправе исключать такой вариант из общего списка возможностей по управлению риском.

Под предупредительными мероприятиями понимаются способы усиления безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств, обучения персонала и т.д.

Под юридическими мерами понимается введение в текст документов - договоров, торговых контрактов – специальных оговорок, уменьшающих собственную ответственность при наступлении непредвиденных событий или передающих риск контрагенту.

К послесобытийным мероприятиям можно отнести получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций и другие способы.

Оценка и переосмысление методов управления рисками - заключительная стадия процесса управления рисками. На этой стадии организация:

• оценивает экономическую эффектив­ность действующей программы управления рисками;

• изучает влияние потенциальных изме­нений внешних материальных, экономических и политических условий на структуру рисков;

• предпринимает необходимые меры по совершенствованию стратегии и тактики уп­равления рисками, принятыми в организации.

Оценка и переосмысление - самый болез­ненный этап с субъективной точки зрения, поскольку часто подразумевает изменения устоявшегося порядка работы, переобучение работников с целью привить им начальные навыки управления рисками, - вплоть до того, что может потребовать переоценки некоторых основ, на которых строится работа организа­ции.

Затраты на риск, которые несет любая компания, должны складываться из совокупности четырех факторов:

1. Расходы по контролю за риском и на меры по предотвращению убытков.

2. Неизбежные убытки.

3. Страховые премии

4. Административные расходы.

К основным методам управления предпринимательскими рисками на наш взгляд относятся:

- избежание и лимитирование;

- диверсификация;

- передача и хеджирование;

- самострахование;

- страхование.

К методам управления можно отнести также и сохранение риска, то есть отказ от любых мероприятий по его снижению или передаче. Как известно, отрицательный результат – тоже результат, и мы не вправе исключать такой вариант из общего списка возможностей по управлению риском.

I. Избежание и лимитирование концентрации степени риска. Это направление нейтрализации предпринимательских рисков являются наиболее радикальным, и заключается в попытке избежать любого возможного для предпринимательской фирмы риска. Решение об отказе от риска может быть принято как на предварительной стадии, то есть на стадии принятия решения, так и позднее, путем отказа от какого-то вида деятельности, в котором предпринимательская фирма уже принимает участие, если риск оказался выше предполагаемого. Большинство решений об избежании принимается на стадии принятия решения, так как отказ от деятельности, в которой фирма принимает участие, влечет значительные финансовые и иные потери для фирмы, а часто затруднителен в связи с контрактными обязательствами.

Данное направление снижения риска является наиболее простым и радикальным. Оно позволяет полностью избежать возможных потерь и неопределенности, но, с другой стороны, не позволяет получить тот объем прибыли, который связан с рискованной деятельностью. При использовании этого направления следует учитывать следующие моменты:

-избежание возможных рисков может быть просто невозможным, в частности это касается рисков гражданской ответственности;

-избежание одного вида риска может привести к возникновению других, например, отказ от риска, связанного с авиаперевозками грузов, ставит перед предпринимательской фирмой проблему перевозок авто- или железнодорожным транспортом;

-возможный объем прибыли от занятия определенной деятельностью может значительно превышать возможные потери в случае наступления рисковой ситуации, связанной с данным видом деятельности. Избежание риска заключается в разработке таких мероприятий внутреннего характера, которые полностью исключают конкретный вид предпринимательского риска.

К основным из таких мер относятся:

- отказ от осуществления операций, уровень риска, по которым чрезмерно высок. Несмотря на высокую эффективность этой меры, ее использование носит ограниченный характер, так как большинство финансовых операций связано с осуществлением основной производственно – коммерческой деятельности и обеспечивающий регулярное поступление доходов и формирование его прибыли;

- отказ от использования в высоких объемах заемного капитала. Снижение доли заемных средств в хозяйственном обороте позволяет избежать одного из наиболее существенных рисков – потери финансовой устойчивости предприятия.

Вместе с тем, такое избежание риска влечет за собой снижение эффекта финансового левериджа, то есть возможности получения дополнительной суммы прибыли на вложенный капитал;

- отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низколиквидных формах. Повышение уровня ликвидности активов позволяет избежать риска неплатежеспособности предприятия в будущем периоде. Однако такое избежание риска лишает предприятие дополнительных доходов от расширения объемов продажи продукции в кредит и частично порождает новые риски, связанные с нарушением ритмичности операционного процесса из-за снижения размера резервных запасов сырья, материалов, готовой продукции;

- отказ от использования временно свободных активов в краткосрочных финансовых вложениях. Эта мера позволяет избежать депозитного и процентного риска, однако порождает инфляционный риск, а также риск упущенной выгоды.

Перечисленные и другие формы избежания риска, не смотря на свой радикализм в отвержении отдельных их видов, лишает предприятие дополнительных источников формирования прибыли, а соответственно отрицательно влияет на темпы его экономического развития и эффективность использования собственного капитала. Поэтому, в системе внутренних механизмов нейтрализации рисков их избежание должно осуществляться очень взвешенно при следующих основных условиях:

· если отказ от одного риска не влечет возникновения другого риска, более высокого уровня;

· если уровень риска несопоставим с уровнем доходности операции;

· если потери по данному риску превышают возможности их возмещения за счет собственных средств предприятия;

· если размер дохода по операции, генерирующей определенные виды риска, несущественен, то есть занимает неощутимый удельный вес в формируемом денежном потоке предприятия;

· если операции носят инновационный характер и по ним отсутствует информационная база, необходимая для определения уровня риска и принятия соответствующих управленческих решений.

В определенной степени, частичным избежанием риска является лимитирование его концентрации. Этот механизм может использоваться применительно тех предпринимательских рисков, которые выходят за пределы допустимого уровня. Такое лимитирование реализуется путем установления на предприятии соответствующих нормативов в процессе разработки политики осуществления различных аспектов деятельности предприятия. Эта система нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков, может включать:

- предельный размер (удельный вес) заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности. Этот лимит устанавливается раздельно для операционной и инвестиционной деятельности предприятия, а в ряде случаев – и для отдельных финансовых операций (финансирования реального инвестиционного проекта; финансирования формирования оборотных активов и т.п.);

- минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме. Этот лимит обеспечивает формирование так называемой “ликвидной подушки”, характеризующей размер резервирования высоколиквидных активов с целью предстоящего погашения неотложных финансовых обязательств предприятия. В качестве “ликвидной подушки” в первую очередь выступают краткосрочные финансовые вложения предприятия, а также краткосрочные формы его дебиторской задолженности;

- максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю. Размер кредитного лимита, направленный на снижение концентрации кредитного риска, устанавливается при формировании политики предоставления товарного кредита покупателям продукции;

- максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке. Лимитирование концентрации депозитного риска в этой форме осуществляется в процессе использования данного финансового инструмента инвестирования капитала предприятия;

- максимальный размер вложения средств ценные бумаги одного эмитента. Эта форма лимитирования направлена на снижение концентрации несистематического (специфического) финансового риска при формировании портфеля ценных бумаг. Для ряда институциональных инвесторов этот лимит устанавливается в процессе государственного регулирования их деятельности в системе обязательных нормативов;

- максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность. За счет этого финансового норматива обеспечивается лимитирование риска неплатежеспособности, инфляционного риска, а также кредитного риска.

Лимитирование концентрации финансовых рисков является одним из наиболее распространенных внутренних механизмов риск – менеджмента, реализующих финансовую идеологию предприятия в части принятия этих рисков и не требующих высоких затрат. Рассмотренный метод управления рисками, является более эффективным по отношению к финансовым и коммерческим рискам и его применение при управлении другими рисками нецелесообразно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.022 с.)