Структура капиталовложений в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура капиталовложений в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Республике Беларусь



  1981-1985 1986-1990      
В охрану и рациональное использование водных ресурсов 85,3 76,3      
В охрану атмосферного воздуха 6,9 12,1      
В охрану земель          
В утилизацию, обезвреживание, захоронение токсичных, промышленных, бытовых и других отходов 7,8 11,5      
Всего          

 

Во-вторых, кроме чисто природоохранных производственных фондов к фондам экологической инфраструктуры может быть отнесе­на и определенная часть производственных фондов, имеющих много-! целевое назначение, в том числе и экологическое. Например, часть стоимости ирригационных и мелиоративных систем, часть лесонасаждений и др.

В-третьих, данные о стоимости природоохранных фондов и о ве­личине капиталовложений в охрану среды должны быть дополнены характеристикой текущих з атр ат на о храну окружающей среды. При­чина в том, что текущие затраты на охрану природы в республике, даже при учете только затрат предприятий и организаций, имеющих действующие очистные установки, т. е. затрат на функционирование объектов экологической инфраструктуры, значительно превышают годовые природоохранные капиталовложения. Так, в 1999 г. в Бела­руси текущие затраты на охрану природы (без затрат на управленче­ские, контролирующие, научно-исследовательские структуры) превы­сили капиталовложения за этот год в 3,4 раза. Общие расходы на при­родоохранную деятельность составляют около 2 % от ВВП (для срав­нения в развитых странах эта доля колеблется от 3 до 6 %).

Конечно, оценка уровня развития экологической инфраструкту­ры по величине затрат на ее создание имеет все недостатки, свойст­венные затратному подходу в экономике. Вместе с тем на сегодняш­ний день нет другого показателя, кроме стоимостного, который бы позволил свести воедино данные о масштабах развития разнородных элементов и объектов экологической инфраструктуры.

Выход из этого противоречия заключается в том, что для конст­руктивной оценки экологической инфраструктуры региона должны использоваться не абсолютные показатели масштабов ее развития, а в сопоставлении с потребностями в ней. В свою очередь это означает, что обобщающие стоимостные показатели уровня развития экологи- 1 ческой инфраструктуры региона в целом должны быть конкретизиро­ваны п оказателями степен и обеспеченности потребностей в каждом элементе инфраструктуры.

В этой связи определяющее значение для конструктивной характеристики экологической инфраструктуры региона приобретают натуральные показатели: мощность очистных или утилизирующих сооружений в процентах к мощности, требующейся для полного обезвреживания стоков, выбросов, отходов данного вида; масштабы про­водимых природоохранных мероприятий в сравнении с масштабами негативных воздействий на среду. Например, показатель удельного веса нормативно-очищенных вод в общем объеме сброса сточных под, подлежащих очистке, говорит о степени обеспеченности водоох­ранной инфраструктурой; площадь рекультивированных земель в процентах к площади земель, подлежащих рекультивации, свидетельствует об уровне развития региональной инфраструктуры по охране 1смельных ресурсов и т. д.

Второй, по значимости экологической проблемой республики, для решения которой необходимо целенаправленное формирование соответствующей инфраструктуры, следует считать загрязнение воз­душного, водного бассейнов и почв в крупных промышленных цен­трах и прилегающих к ним районах. Сегодня для 10 наиболее круп­ных промышленных центров страны (Минск, Гомель, Могилев, Боб­руйск, Витебск, Новополоцк, Гродно, Мозырь, Брест, Борисов) и для ряда других центров с крупными промышленными объектами (Соли-горск, Светлогорск, Новолукомль, Жлобин) характерны систематиче­ские превышения ПДК по выбросам вредных веществ в атмосферу и в водные источники, накапливание твердых отходов в больших мас­штабах. Можно сказать, что в этих центрах локализации промышлен­ности сосредоточены и основные загрязнители среды республики, и сооружение здесь водоохранных и воздухоохранных объектов не ут­рачивает своей актуальности.

Третья важнейшая региональная экологическая проблема в стра­не ~ нарушение природного равновесия в Белорусском Полесье вследствие масштабной осушительной мелиорации. Здесь необходима специальная программа по оптимизации землепользования и экологи­ческой реабилитации мелиорированных (осушенных) территорий.

Высокая распаханность территории республики, отсутствие по­лезащитных и водоохранных лесонасаждений на 30 % общей протя­женности речной сети, большие площади нарушенных горными раз­работками территорий, неорганизованных свалок не уменьшают по­требность в объектах экологической инфраструктуры, обеспечиваю­щих охрану и восстановление земельных ресурсов.

Для сохранения и усиления способности природной среды к' са­моочищению, саморегуляции, сохранения биологического разнообра­зия, а также для обеспечения на всей территории республики эколо­гического равновесия все большее значение приобретает такой эле­мент экологической инфраструктуры, как природоохранные (или средообразующие) территории - формирование так называемого при­родного экологического каркаса. Этот каркас должен состоять из особо охраняемых природных территорий различных категорий (заповедников, национальных парков, памятников природы) и связываю­щих их воедино природных коридоров (долины рек, леса, отдельные участки сельхозугодий). В соответствии с основными положениями ГСКТО Республики Беларусь, разработанными "Белниипградострои-Гельства" в 2000 г., экологический каркас (природные территории) к жжен охватывать около 49 % территории республики и выполнять природоохранные функции (16 %), туристско-рекреационные (4 %) и нч^хозяйственные функции (29 % территории страны). Администрация в состав экологического каркаса включаются 9_районов стра­ны. Из них 32 района имеют на своей территории крупные и уникаль-Ш.11' природные комплексы, ценные и редкие природные ландшафты, массивы, а 7 районов обладают уникальными возможностями комплексной организации оздоровительного отдыха, туризма и •.санаторно-курортного лечения (см. табл. 17).

Литература

1. Государственная схема комплексной территориальной организации Рес­публики Беларусь. Основные положения. Мн.: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2001. 70 с.

2. Козловская Л. В. Формирование экологической инфраструктуры // Регио­нальные проблемы развития инфраструктуры и межотраслевых производств. Мн.: Наука и техника, 1995. С. 119-134.

3. Козловская Л. В., Томашевич А. В. Управление природопользованием в республике и конструктивная роль географии// Вестник БГУ. Сер. 2. 1990. № 1.

4. Природная среда Беларуси: Монография / Под. ред. В. Ф. Логинова. Мн., 2002. 424 с.

5. Шпмова О. С, Соколовский Н. К. Основы экологии и экономика природо­пользования // Белорусский экономический журнал. 2000. №3. С. 128-140.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.005 с.)