Характеристика Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика Республики Беларусь



ЛЕКЦИЯ 1

Беларусь - новое независимое государство с переходной экономикой. Государственное устройство. Оценка экономико-геогра­фического и геополитического положения. Формирование терри­тории. Административно-территориальное устройство.

Новое независимое государство с переходной экономикой - такой статус в мировом сообществе государств получила Республика Беларусь в 90-х гг. XX в., став на путь суверенного развития после распада СССР, в состав которого она входила более 70 лет как Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) - одна из пятнадцати равноправных союзных республик.

До недавнего времени в мировом сообществе государств существовала группировка стран по критерию общественно-политического устройства. Страны делились на капиталистические, социалистические и развивающиеся. Сегодня в связи с тем, что в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. перестал существовать социалистический лагерь, страны группируются по критериям "уровень экономического развития" и "уровень человеческого развития".

Для градации стран по уровню экономического развития используется обычно величина валового национального продукта (ВНП) или величина валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения и по этому показателю выделяются страны развитые и развивающиеся, а также страны с высоким, средним, низким уровнем экономического развития.

Для градации стран по уровню человеческого развития используется показатель "индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)", который интегрирует в себе такие показатели, как реальный ВВП на душу населения, уровень образования и ожидаемая продолжительность жизни населения. По величине ИРЧП страны также делятся на группы: с высоким, средним, низким и минимальным уровнем человеческого развития.

После распада СССР и экономического блока СЭВ (Совета экономической взаимопомощи), объединявшего страны социалистического лагеря, в терминологии ООН появилась группа "стран с пере­ходной экономикой", к которой были отнесены новые независимые государства, образовавшиеся на постсоветском и постсоциалистическом пространстве, начавшие строить экономику рыночного типа. Именно к этой группе стран с переходной экономикой в настоящее время относится Республика Беларусь после парафирования Европей­ским Союзом 21 декабря 1994 г. "Соглашения о партнерстве и со­трудничестве" между Европейским Союзом (ЕС) и Беларусью. До этого эксперты ЕС классифицировали Беларусь как "страну с центра­лизованно планируемой экономикой и государственной системой торговли". Соглашение означает также признание Беларуси европей­ским государством, которое относится к группе стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ), включающей в настоящее время 19 госу­дарств: Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Латвию, Литву, Эсто­нию, Польшу, Чешскую Республику, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Словению, Хорватию, Македонию, Боснию и Герцеговину, СР Югославию, Албанию.

Статус нового независимого государства Беларусь обрела, прой­дя несколько этапов в своей новейшей истории. Первый этап - это принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. "Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР", которая провозгла­сила верховенство Конституции БССР и ее законов на территории республики. Второй этап - 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял решение о придании "Декларации о государственном сувере­нитете БССР" статуса Конституционного Закона, а также принял По­становление об обеспечении политической и экономической само­стоятельности республики. В результате в собственность Беларуси перешли предприятия, организации и учреждения общесоюзного подчинения, которые находились на ее территории. Союзно-республиканские ведомства также стали республиканскими. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет БССР утвердил новое название стра­ны - "Республика Беларусь" и принял решение о введении новой го­сударственной символики.

Третий этап - это декабрь 1991 г. 8 декабря 1991 г. в резиденции Вискули в Беловежской пуще главы трех бывших союзных республик БССР, РСФСР, УССР - учредительниц СССР - подписали Соглаше­ние о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и де­нонсации Договора об образовании СССР, который был подписан этими тремя республиками и Закавказской Федерацией (давно пре­кратившей существовать) 30 декабря 1922 г. 10 декабря 1991 г. Вер­ховный Совет Республики Беларусь ратифицировал соглашение о создании СНГ и принял решение о денонсации Союзного договора 1922 г. 21 декабря 1991 г. руководители Азербайджана, Армении, Ка-шхстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении и Узбе­кистана поддержали создание СНГ на встрече в Алма-Ате. СССР дефакто перестал существовать. Таким образом, свою историю как новое независимое государство Беларусь начала в декабре 1991 г.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 г. и уточненной после референдума 24 ноября 1996 г., Республика Беларусь - это унитарное демократическое социальное правовое государство. Государственную власть в Республике Беларусь осуществляют Президент Республики Беларусь, Парламент и правительство Республики Беларусь, суды Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь является Главой государства. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь, состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Исполнительную власть в Беларуси осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь.

Площадь территории Беларуси 207 тыс. км2. Население на 1.01.2002г.-9951,3тыс. чел.

Экономико-географическое положение (ЭГП) Беларуси в настоящее время, в эпоху глобализации и регионализации мирового хозяйства оценивается как один из важнейших стратегических факторов социально-экономического развития страны и поэтому требует более подробного рассмотрения.

ЭГП - это совокупность пространственных отношений социально-экономических объектов к другим объектам этого вида. Если речь идет о таком социально-экономическом объекте, как государство, страна, то это отношение страны к вне ее лежащим данностям, имеющим для нее то или иное экономическое значение. ЭГП определяет степень удобства экономических связей с теми или иными странами, которая либо ограничивает, либо стимулирует развитие.

Различают макроположение страны, т. е. по отношению к дальним, но важным с экономической точки зрения объектам, и микроположение - по отношению к ближайшему окружению. При этом в первую очередь оценивается транспортно-географическое, затем - аграрно-географическое, демо-географическое, сбыто-географическое и другие виды пространственных отношений.

По макроположению Беларусь находится в центре Европы (и от­носится, как уже упоминалось, к группе стран ЦВЕ), на водоразделе Черного и Балтийского морей (т. е. внутриконтинентальное государство), является равнинной страной, занимая западную часть Восточно-Европейской равнины, т. е. не имеет физических препятствий для связей с соседними странами.

Транспортно-географическое макроположение Беларуси можно оценить как благоприятное. Она расположена на пересечении основ­ных трансъевропейских коммуникационных путей, связывающих запад и восток, север и юг Европы. Из десяти трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров два непосредственно проходят по ее территории (коридоры № 2 и № 9 с ответвлением 9 В). Рассматривается также вопрос о продлении коридора № 5, соедине­нии его на территории Беларуси с коридором № 2. В частности, уста­новленные второй общеевропейской Конференцией по транспорту трансъевропейские коридоры имеют следующие направления: № 2, "Запад-Восток": Берлин-Варшава-Минск-Москва-Н. Новгород; № 9, "Север-Юг": Хельсинки-С.-Петербург-Витебск-Орша-Могилев-Гомель-Киев-Любашевка-Кишинев-Бухарест-Дмитровград-Александруполис (Греция) с ответвлением № 9 В: Гомель-Жлобин-Минск-Молодечно-Йильнюс-Каунас-Клайпеда/'Калининград. Обсуждается развитие трансъевропейского коридора № 5: Триест-Любляна-Будапешт-Ужгород-Льзов в дальнейшем направлении Львов-Ровно-Сарны-Барановичи (подключение ко 2-му коридору и к направлению на Вильнюс через г. Лида).

Кроме того, через территорию Беларуси проходят транспортно-коммуникационные коридоры, обеспечивающие международные свя­зи Беларуси с Прибалтийскими странами, Польшей, Украиной, Росси­ей, а также этих стран между собой. Это: южные регионы России: Брянск-Гомель—Мозырь-Пинск-Даугавпилс-Рига; Варшава-Белосток-Гродно-Лида-Молодечно-Полоцк-С.-Петербург.

Беларусь является также страной, через которую осуществляется более 50 % поставок энергоносителей по магистральным газо- и нефтепроводам из России в Западную Европу.

Положение Беларуси среди европейских стран по размерам тер­ритории и численности населения характеризуют следующие данные. Так, по площади территории (207,6 тыс. км2) она занимает 13-е место, сравнима с такими европейскими государствами, как Великобритания и Румыния, больше Греции, Португалии, Австрии, Дании, Нидерлан­дов, Чешской Республики, Венгрии и др. На ее долю приходится бо­лее 2 % территории Европы.

По численности населения (9,9 млн чел.) Беларусь занимает в Европе 14-е место, немного уступает Португалии, опережает Грецию, Болгарию, имеет почти одинаковую численность населения с Бельги­ей, Венгрией, Чешской Республикой, Швецией. На ее долю приходит­ся около 1,5 % населения Европы.

Среди группы стран ЦВЕ Беларусь по площади территории занимает 5-е место (после России, Украины, Польши, Румынии) и по численности населения - 7-е (после России, Украины, Польши, Ру­мынии, Югославии, Чешской Республики).

В мировом сообществе государств доля Беларуси по населению 0,17 %, по площади территории -0,15%.

Таким образом, и по территории, и по численности населения Беларусь можно считать страной с параметрами, близкими к средне-европейским. Но по плотности населения (48 чел./км2) Беларусь отстает от западноевропейских стран (средняя плотность населения в Европейском Союзе 115 чел./км2), от большинства стран ЦВЕ. Например, при почти такой же численности населения Бельгия имеет плотность населения 333 чел./км2, а Великобритания при сопоставимой площади территории имеет плотность населения 242 чел./км2

Основная особенность макрогеографического положения Беларуси в Европе - это ее центральность и транзитность, положение на кратчайших удобных путях из России (крупнейшего поставщика энергоресурсов и сырья) в Западную Европу (крупнейший потреби­тель привозных энергоресурсов и сырья), а также из стран Черноморского побережья в страны Балтии. При этом необходимо упомянуть весьма перспективный проект создания водного пути из Балтийского моря в Черное через территорию Беларуси.

Характеризуя микроположение Беларуси, можно отметить весьма компактную форму территории страны: ее протяженность с севера на юг 560 км, а с запада на восток - 650 км. Это очень важные характеристики для эффективности внутриреспубликанских связей. Общая протяженность государственной границы 2969 км, в том числе с Рос­сией - 990 км, с Украиной - 975 км, с Литвой - 462 км, с Польшей - 4 399 км, с Латвией - 143 км. Расстояния от Минска до столиц наших, ближайших соседей относительно невелики: до Вильнюса - 215 км, до Риги - 470 км, до Варшавы - 550 км, до Киева - 580 км, до Мо­сквы - 700 км.

Из шести областей Беларуси пять (кроме Минской) являются пограничными, из 118 административных районов каждый третий - пограничный. Это очень благоприятный фактор для развития тесных приграничных экономических связей белорусских регионов с регионами соседних стран. Особенно если учитывать, что по структуре экономик и по отраслям специализации Беларусь и Россия, Беларусь и Украина являются не конкурентами, а скорее взаимодополняющими государствами. В то же время у Беларуси много общего в специализа­ции экономики с Польшей, Литвой, Латвией, а значит, есть основания для определенной конкуренции и за поставщиков энергии и сырья, и за рынки сбыта производимой продукции.

Оценивая ЭГП Беларуси в целом, можно сделать следующие выводы:

• оно очень благоприятно для развития экономических связей как с| Россией, странами СНГ, Балтии, так и с другими странами ЦВЕ и со странами Западной Европы;

• благодаря центральному положению на перекрестке кратчайших иважнейших общеевропейских экономических потоков и возможностям использования транзитности своей территории Беларусь располагает большим потенциалом для развития и углубления специа­лизации на экспорте разнообразных услуг, в первую очередь транспортных и коммуникационных.

Геополитическое положение Беларуси в современных условиях можно оценить как сложное по двум обстоятельствам. Первое связана именно с выгодностью экономико-географического положения Беларуси, второе - с тем, что Беларусь имеет малый "вес" в мирохозяйст­венной системе и в экономическом отношении принадлежит к кате­гории "малых" стран, не оказывающих существенного влияния ни развитие мировых экономических процессов, и поэтому ее геополи­тическое положение могут определять интересы других крупных, влиятельных стран.

Так как вопрос о геополитическом положении страны для эконо­мической географии Беларуси сравнительно новый, целесообразно коротко остановиться на сущности этой категории. Если исходить из определения, что геополитика - это влияние географических факто­рии на цели, подходы и методы реализации внешнеэкономических устремлений страны, то геополитическое положение - это место государства в системе международных отношений, включая не только положение в географическом пространстве, но и функциональную роль в системе государств.

Оценить геополитическое положение страны - это значит определить, такую функциональную роль сама страна выбирает для себя в совокупности государств, а также предвидеть, какую роль для страны может принести совокупность государств.

Беларусь в современных условиях, не располагая собственными инвестиционными ресурсами, не имея достаточного количества энергоресурсов и сырья, но обладая выгодным экономико-географическим положением, заинтересована в том, чтобы, используя свое географическое положение, играть роль соединительного моста между Западом и Востоком, Севером и Югом Европы, стать центром оказания деловых и транспортно-коммуникационных услуг европейским государствам, привлечь для развития экономики страны крупномасштабные инвестиции и из стран Западной Европы, и из России, и из других стран СНГ. Но при этом Беларусь должна учитывать интересы своих крупных и влиятельных соседей - России и Европейского Союза, и на этой основе определять приоритеты в своей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Геополитические интересы России в отношениях с Беларусью определяются рядом факторов. Прежде всего тем, что через территорию проходят кратчайшие железнодорожные и автомобильные магистрали, а также экспортные нефте- и газопроводы, линии электропередачи из России в Центрально-Восточную и Западную Европу. Немаловажную роль играет также оборонный фактор: по границе Беларуси в ближайшем будущем пройдет граница со странами военного блока НАТО; в Беларуси расположена инфраструктура объединенной защиты территории стран СНГ; в Беларуси размещены предприятия, выпускающие конечную продукцию и ряд важных узлов для военно-промышленного комплекса России.

Геополитические интересы стран ЕС в отношениях с Беларусью также связаны прежде всего с использованием ее выгодного геогра­фического транзитного положения на кратчайших путях к обширным российским рынкам сбыта. Европейские страны также заинтересова­ны в сохранении роли Беларуси как "зеленых легких" Европы. В со­ответствии с Международным соглашением о создании "зеленых легких" Европы, подписанным рядом государств в 1993 г. в Варшаве, вся: территория Беларуси вместе с восточными районами Польши, Лит­вой, Латвией, Эстонией, западными районами России и северными районами Украины подлежит особой охране и требует экологически безопасных методов хозяйственной деятельности. При этом европей­ские геополитические структуры вместо соединительной, контактной функции "моста" могут отвести территории Беларуси роль "буфера", санитарного кордона на пути нелегальных мигрантов в Западную Ев­ропу, функцию "коридора" для загрязненных воздушных масс Запад­ной Европы и экологические санитарные функции, так как здесь осе­дает значительное количество загрязнений.

Таким образом, Беларусь как транзитное государство представляет геополитический интерес и для России, и для Западной Европы. И на использовании этого интереса, выгодности своего географиче­ского положения должна строиться геополитика Беларуси, направ­ленная на минимизацию негативного влияния сталкивания на ее территории геополитических интересов разных государств и максимализацию эффекта от контактной функции своей территории.

В этих сложных условиях выработки многовекторной внешней политики Беларусь сегодня отдает приоритет восточному вектору - усилению интеграции с Россией и другими бывшими республиками СССР. Так как экономика Беларуси длительное время составляла сроссийской единое целое, то восстановление экономических связей с ней - это реализация эффекта существовавшего прежде разделения труда и улучшение экономической ситуации в стране.

Как уже отмечалось, с декабря 1991 г. Беларусь входит как государство-учредитель в состав СНГ. СНГ - это международно-правовое объединение постсоветских государств, созданное для координации их сотрудничества в сфере общих интересов. Но это международное объединение оказалось недостаточно действенным в смысле экономической интеграции, и процесс пошел дальше. Глубокая интеграция экономики Беларуси за годы советской власти в экономику России обусловливает и после распада СССР заинтересованность обоих госу­дарств в сохранении и углублении хозяйственных связей. Поэтому началось региональное интеграционное сближение двух государств - президенты Республики Беларусь и Российской Федерации подписали 2 апреля 1996 г. Договор об образовании Сообщества России и Беларуси. По условиям этого Договора Сообщество должно было превра­тится в принципиально новое в мировой практике межгосударственное объединение с признаками конфедерации. Но так как отсутствовал действенный механизм реализации Договора, последний превратился в декларацию о намерениях. 2 апреля 1997 г., ровно через год был подписан следующий шаг - президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России, а 23 мая 1997 г. - Устав Союза, в котором более детально определялся механизм интеграционных процессов двух государств, но не предполагались принципиальные изменения в государственном устройстве Беларуси и России.

Не решив основных экономических и социальных задач, предусмотренных договорами об образовании Сообщества и Союза Беларуси и России, 25 декабря 1998 г. президенты подписали "Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России", Договор и соглашение об обеспечении одинаковых прав граждан и создании равных возможностей субъектам хозяйствования обоих государств. Через год, 8 декабря 1999 г., был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России и Программа действий по реализации этого договора. 26 января 2000 г. состоялся обмен ратификационными грамотами и Договор о создании союзного государства вступил в силу. Положения этого Договора постепенно реализуются, и Союзное государство движется в направлении к единой валюте.

Кроме членства в СНГ, вхождения в Союзное государство с Россией, Беларусь является также активным членом Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), образованного пятью государствами: Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном в 2000 г. На основе ранее созданного Таможенного Союза.

В то же время на западном направлении успехи Беларуси в реализации своих внешнеэкономических целей пока остаются скромными, и по прежнему она должна вести гибкую внешнюю политику, чтобы не превратиться в буферное государство.

По мнению ряда специалистов, в геополитической сфере Беларусь должна идти по пути биполярной интеграции через развитие партнерских отношений как с Востоком (все страны СНГ), так и с Западом (Европейский Союз) на основе углубления рыночных реформ; через расширение регионального содружества со всеми странами, отказ от конфронтации и активное продвижение внешнеэкономических инициатив ("ЦВЕ - без ядерного оружия" и др.). Благодаря укреплению рыночных механизмов и созданию условий для раскрытия потенциала каждого человека Беларусь станет полноправным членом интегрированной Европы XXI в. Для этого у нее есть все необходимые предпосылки.

Беларусь - одна из стран-учредительниц ООН - в настоящее время активно сотрудничает со многими ее организациями (ЮНЕСКО, ЕЭК и др.). Хотя как суверенное государство Беларусь появилась на политической карте недавно, она уже заявила о себе как о стабильном, миролюбивом, добрососедском государстве. С самого начала она подтвердила свою приверженность принципам Устава ООН. Всеобщей декларации прав человека, 26 февраля 1992 г. подписал Хельсинский заключительный акт. Беларусь открыто заявила о безъядерном статусе республики и без всяких предварительных условий вывела со своей территории все тактическое и стратегическое ядерное оружие, выполнила обязательства по уничтожению обычных вооружений, вдвое сократила Вооруженные Силы. На укрепление мира безопасности в Европе и во всем мире направлено предложение А.Г.Лукашенко от 3 июля 1996 г. о создании в ЦВЕ безъядерного пространства. В ноябре 1998 г. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию "Региональное разоружение", которой поддержала эту инициативу.

В настоящее время Беларусь имеет договоры о добрососедстве сотрудничестве с ближайшими соседями - Литвой и Украиной, налаживает взаимовыгодные политические и экономические отношения с другими странами мира, в частности, поддерживает дипломатически и торговые связи почти со 150 странами. К 2000 г. в Беларуси было зарегистрировано более 2400 предприятий с иностранным капиталом из 68 стран.

Республика Беларусь занимает позицию конструктивного сотрудничества с влиятельными международными экономическими финансовыми организациями: международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком, Всемирной торговой организацией (ВТО), Европейским банком реконструкции и развития. Однако, к сожалению, Беларусь имеет еще немало нерешенных проблем на пути интеграции в мирохозяйственную систему.

Территория Беларуси в современных границах - это территория БССР, сформировавшаяся за годы становления и развития национальной белорусской государственности в составе СССР. Процесс же становления БССР и формирования ее территории был сложным и длительным.

На протяжении столетий территория, занимаемая белорусским этносом, сформировавшимся в 13-15 вв., входила в состав различных государственных образований: в 13-16 вв. - в состав федеративных образований Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (ВКЛ), в 16-18 вв. - в состав Речи Посполитой, в 18-19 вв. - в состав Российской империи. Она подвергалась неоднократным искусственным разъединениям, а ее население - процессам полонизации и русификации. Только после произошедшей в России Октябрьской революции 1917 г. была создана белорусская национальная республика, объединившая в процессе ряда изменений ее границ большую часть земель, заселенных преимущественно белорусами.

Образование белорусского национального государства – Белорусской народной республики (БНР) - впервые было провозглашено 25 марта 1918 г. представителями различных национально-буржуазных партий, действовавших в условиях оккупации Беларуси войсками кайзеровской Германии. Правительство БНР - Рада и Народный секретариат - провозгласили отделение Белоруссии от России, отмену советской власти и декретов Совета Народных Комиссаров Западной области и фронта. Однако по существу это была лишь декларация о создании буржуазно - демократической республики, так как в условиях оккупации она не имела границ и не была признана ни Германией, ни Польшей, ни странами Антанты. В БНР не была принята Конституция, не было и других необходимых атрибутов государственности. После гражданской войны Рада БНР эмигрировала в оккупированную Польшей Западную Беларусь и в 1925 г. провозгласила БНР ликвидированной. В частности, наВторой белорусской национально-политической конференции в октябре 1925 г. в Берлине было принято следующее постановление: "Прекратить существование правительства БНР и признать Минск единственным центром национально государственного возрождения Беларуси".

Образование Белорусской Советской Социалистической Республики (первоначально Социалистической Советской Республики Белоруссии) было провозглашено 1 января 1919 г. В этот день Временное Рабоче-Крестьянское Советское правительство Белоруссии опубликовало Манифест о провозглашении Социалистической Советской Республики Белоруссии. В Манифесте отмечалось, что вся власть в Белоруссии принадлежит Советам рабочих, крестьянских, батрацких красноармейских депутатов; буржуазная Белорусская Рада, которая сотрудничала с немецкими оккупантами, объявлялась вне закона; все договора, постановления и распоряжения Рады и оккупационных властей отменялись. Первый Всебелорусский съезд Советов 3 февраля 1919 г. утвердил первую Конституцию БССР. На этом же съезде в связи с военно-политической обстановкой была принята Декларация об объединении советских республик Литвы и Беларуси - образована Литовско-Белорусская ССР (Литбел), которая фактически прекратила свое существование уже в середине 1919 г., когда подверглась нападению польских интервентов и разделилась на буржуазную Литву и социалистическую Беларусь. Но формально она просуществовала до 31.07.1920 г., когда была принята Декларация о провозглашении независимости Социалистической Советской Республики Беларусь. Декларация объявила возобновление БССР на основах, установленных Манифестом Временного Рабоче-Крестьянского правительства республики от 1.01.1919г.

В 1922 г. БССР совместно с РСФСР, УССР и Закавказской СФ стали инициаторами образования СССР, которое было провозглашено на 1-м съезде Советов СССР 30.12.1922 г. С этого времени БССР на правах добровольности и равноправия входила в состав СССР до декабря 1991 г.

Территориально БССР, провозглашенная 1.01.1919 г. и восстановленная после распада Литбела, в 1920 г. охватывала (после вывода из состава Могилевской и Витебской губерний) 18 уездов бывших Минской и Гродненской губерний (Борисовский, Бобруйский, Барановский, Вилейский, Дисненский, Игуменский, Минский, Мозырский, Новогрудский, Пинский, Слуцкий, Волковысский, Пружанский, Слонимский, Брест-Литовский, Несвижский, Кобринский, Сокольский).

В результате войны с Польшей по Рижскому мирному договору Между советской Россией и Польшей 18 марта 1921 г. территория Бе­ларуси была разделена на две части и Западная Беларусь площадью в 113 тыс. кв. км. и с населением около 4,6 млн. чел. отошла к Польше. В итоге в 1921 г. БССР территориально была представлена шестью уездами бывшей Минской губернии площадью 52,3 тыс. кв. км с населением 1,5 млн. чел. Ряд районов с преобладанием белорусского населения оставались в составе РСФСР. Поэтому в 1924 г. в соответствии решением Советского правительства Белоруссии были переданы 15 уездов и отдельные волости Витебской, Гомельской и Смоленской губерний РСФСР, а в декабре 1926 г. - Гомельский и Речицкий уезды. Территория БССР в результате этого увеличилась до 125 тыс. кв. км, а население - до 5 млн. чел. В сентябре-ноябре 1939 г. в состав БССР воссоединились ее западные земли, которые по Рижскому мирному договору с 1921 г. находились в составе Польши. Таким образом, процесс воссоединения белорусских этнических земель был завершен (некоторое уточнение западной границы произошло в 1944 г., когда в состав Польши были переданы 17 районов Белостокской и 3 района Брестской области).

Административно-территориальное деление (АТД) в БССР со времени образования и вплоть до середины 60-х гг. неоднократно изменялось как в связи с происходившими изменениями границ республики, так и в процессе совершенствования административно-территориального устройства, осуществлявшегося и в СССР в целом, и в БССР как его составной части.

До 1924 г. В Беларуси сохранялось деление на губернии, уезды, волости. В 1924 г. после изменения границ между БССР и РСФСР АТД было реформировано: уезды и волости были упразднены и вместо них введены новые структурные единицы - округа, районы, сельсоветы. Исходя из принципа выделения территорий, имеющих экономическую целостность и руководимых единым государственным аппаратом, вся территория Беларуси была разделена на 10 округов (площадью до 10 тыс. кв. км и населением 400-500 тыс. чел.) и 100 районов (площадью в 1 тыс. кв. км и с населением 20-25 тыс.

чел.) с радиусом доступности центра 20-25 км. Районы подразделялись на 1202 сельсовета, радиус которых составлял около 5 км, а численность 2 -4 тыс. чел.

В 1926 г. в связи с новым изменением границы с Российской Федерацией количество округов и районов увеличилось: к началу 1927г. вБеларуси было 12 округов и 108 районов.

До времени воссоединения с Западной Белоруссией происходили процессы укрупнения и дробления районов, упразднялись и восстанавливались округа, появилась новая административная единица область (1938 г.), и к 1939 г. в Беларуси было 5 областей, объединявших 90 районов. После воссоединения западных земель территории БССР увеличилась и подразделялась уже на 10 областей (Минская, Витебская, Могилевская, Гомельская, Полесская, Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилейская, Пинская) и 195 районов.

После освобождения территории Беларуси от оккупации фашистской Германией, начиная с 1944 г. и до середины 60-х гг. происходил непрерывный процесс совершенствования АТД республики. Изменялось (то увеличивалось, то уменьшалось) количество областей и районов, но с 1965 г. до времени провозглашения независимости Республики Беларусь в 1991 г. АТД БССР практически оставалось стабильным. На ее территории было сформировано 6 областей, близких по своим параметрам к областям центральной России, и 117 административных районов.

Современное административно-территориальное устройство Беларуси имеет унаследованную от БССР иерархическую структуру: сельсовет - район - область - республика. Количественные параметры АТД Республики Беларусь по состоянию на 1.01.2001 г. представлены в табл. 1.

За годы, прошедшие со времени образования нового независимого государства Республика Беларусь, а это уже более чем 10-летний период, существенных изменений в АТД Беларуси не произошло. Только в 1989 г. возобновлен в Могилевской области Дрибинский район, приютивший у себя чернобыльских переселенцев.

Вместе с тем, необходимость административно-территориальных преобразований назрела, осознана, и они даже постепенно осуществляются, так как сложившееся в рамках СССР административно - территориальное деление оказалось не "по мерке" небольшому, самостоятельно функционирующему государству с переходной экономикой. Тем более, что многие приграничные районы оказались отрезанными государственными границами от ближайших крупных социально-культурных центров, потенциал которых использовался жителям; республики прежде беспрепятственно.

Основные недостатки сложившегося АТД применительно к изменившимся общественно-политическим и социально-экономическим условиям сводятся к следующему:

* сформировавшаяся иерархическая система слишком громоздка для территориальных масштабов республики;

* существующее АТД не совпадает с реально складывающимися и территориальными социально-экономическими общностями, отражающими объективный процесс районообразования.

Таблица 1. Администратнвно-тсрриториальное деление Республики Беларусь на 1.01.2001 г.

 

  Территория, Тыс. км2 Население Тыс. чел Рай- оны Горо-да Районы в городах Поселки городского типа Сель-ские советы Сельские населе-нные пункты Число Житель. на 1 км2
Рб Области 207,6 9990,4              
Брестская 32,8 2481,9              
Витебская 40,0 1360,3              
Гомельск. 40,4 1535,0              
Гродненск. 25,1 1173,9              
г Минск Минская 40,2 1699,1 1593,3 -   -   - -  
Могилевск. 29,1 1200,9              

 

 

Громоздкость АТД, выражающаяся в функционировании более 1,8 тыс. административных подразделений (6 областных, 118 районных, 213 городских и горнопоселковых, 25 районных в городах и почти 1,5 тыс. сельских советов), требует больших расходов на содержание управленческого аппарата и в то же время не позволяет эффективно решать хозяйственные и социальные задачи вследствие дублирования служб и больших различий в социально-экономических потенциалах территориальных единиц.

Для преодоления этого недостатка начиная с 1995 г. в стране осуществляется поэтапное объединение административных единиц, имеющих общий административный центр, т. е. объединяется управ­ление городами - районными центрами и прилегающим администра­тивным районом. Это обеспечивает, помимо экономии управленче­ских расходов, взаимоувязанное, согласованное развитие городов и их ближайшего окружения, которые объективно составляют единый социально-экономический организм.

Следующим шагом в совершенствовании АТД должно быть со­кращение количества ступеней иерархии административных единиц. В Беларуси к настоящему времени накоплен значительный опыт по социально-экономическому и планировочному районированию стра­ны, который свидетельствует, что более эффективной для условий Бе­ларуси является двухзвенная система АТД в отличие от существую­щей трехзвенной (сельсовет - район - область). Учитывая компакт­ность территории Беларуси и сложившуюся сеть из 22 больших и средних городов с фактически функционирующими зонами их соци­ально-экономического влияния на прилегающие территории, лишним звеном АТД оказывается область. К тому же четыре областных цен­тра (Брест, Витебск, Гомель, Гродно) из шести находятся на окраинах своих областей. Так, по имеющимся расчетам расстояние от 14 ны­нешних районных центров до столицы Минска меньше, чем до своего областного центра, а 29 районов удалены от своих областных центров более чем на 150 км. В Брестской области 67,5 % населения прожива­ет за пределами среднего радиуса доступности своего областного центра, в Гомельской - 50,5 %.

Наиболее обоснованным на сегодняшний день вариантом преоб­разования АТД страны является формирование следующей двухзвенной системы: первичный уровень - 400-450 районов (укрупненные сельсоветы, города и поселки городского типа с прилегающими тер­риториями); высший уровень - 18-20 округов (разукрупненные об­ласти, центрами которых станут большие и средние города), Переход к данной системе позволит сократить количество административно-территориальных единиц управления с 1,8 тыс. до 500 и менее и соз­даст условия для более эффективного, взаимоувязанного социально-экономического развития территориальных подразделений всех уров­ней в условиях формирующихся рыночных отношений.

 

Литература

1. Беларусь: государство для человека. Национальный отчет о человеческом

развитии. Мн.. 1997. С. 7-9.

2. Беларусь на мяжы стагоддзяу. Мн.: БелЭН. 2000. С.6-49. 91-124.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.049 с.)