Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая политико-географическаяСтр 1 из 7Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ
Курс''Социально-экономическая география Беларуси" является 5 из основных дисциплин в подготовке отечественных профессиональных географов - научных работников, специалистов прикладной географии в различных отраслях хозяйства, преподавателей средних специальных и высших учебных заведений. Цель и задачи курса — дать студентам-географам системные знания о месте Беларуси в мировом сообществе, об особенностях и проблемах соцално-экономического развития в условиях современного переходного периода, о ее природно-ресурсном, социально-демографическом и производственном потенциалах как предпосылках дальнейшего устойчивого экологического, социального и экономического развития, о достижениях и проблемах в оспечении благосостояния и качества среды жизнедеятельности, о развитии и территориальной организации ведущих межотраслевых комплексов и отдельных отраслей реального сектора экономики и непроизводственной сферы,о дифференциации в социально-экономическом развитии регионов, проблемах и перспективах территориальной организации страны. Изучение курса базируется на знаниях по физической географии Беларуси, а также по фундаментальным географическим дисциплинам социально-экономического цикла - "Теория социально-экономической географии", "География населения", "Учение о территориально-производственных комплексах", "Экономика природопользования" и др. Студенты в процессе изучения курса должны овладеть знаниями о тенденциях в территориальной организации отраслей и регионов, а также современным фактическим материалом по социально-экономической географии Беларуси, знать источники информации и научитьсяих использовать для анализа состояния и прогнозирования развития и территориальной организации отраслей хозяйства и регионов страны. Исходя из вышеизложенных целей и задач, курс лекций состоит из трех логически взаимосвязанных частей. Часть I "Условия и факторы социально-экономического развитие и территориальной организации хозяйства Беларуси" содержит вводный раздел, посвященный обшей политико-географической и экономико-географической характеристике страны, и три раздела, в которых последовательно дается оценка ее природно-ресурсного, социально-демографического и производственного потенциалов.
Часть II "Экономико-географическая характеристика межотраслевых комплексов". Здесь анализируются топливно-энергетический, химический, металлурго-машиностроительный, лесопромышленный, строительно-промышленный, по производству товаров народного потребления, агропромышленный, инфраструктурный комплексы страны и в заключение - внешнеэкономические связи Беларуси. Часть III "Экономико-географическое районирование и характеристика регионов Беларуси" включает: исследование методических подходов к экономическому, природно-хозяйственному, социально-экономическому, планировочному районированию территории Беларуси; краткую характеристику областей, проблемных регионов и свободных экономических зон (СЭЗ); рассмотрение сложившейся системы научного обоснования, прогнозирования и регулирования регионального развития в стране. При подготовке представляемой вниманию части I курса лекций использованы, кроме имеющихся учебных пособий, материалы Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Национальных отчетов о человеческом развитии за 1995-2000 годы, сборников научных трудов НИЭИ Минэкономики РБ, журналов "Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование" и "Белорусский экономический журнал", статистических ежегодников, научных конференций и других источников (см. списки литературы в конце каждой темы). Автор благодарна сотруднице кафедры экономической географии Беларуси и государств Содружества Л. И. Сирафинович, а также С. Шлопаку и М. С. Шлопаку за помощь в подготовке рукописи к| изданию.
И ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ Литература 1. Беларусь: государство для человека. Национальный отчет о человеческом развитии. Мн.. 1997. С. 7-9. 2. Беларусь на мяжы стагоддзяу. Мн.: БелЭН. 2000. С.6-49. 91-124. 3. Беларусь: среда для человека. Национальный отчет о человеческом развитии. Мн.. 1996. С. 40-46. 4. Беларусь: государство, управление, человек. Национальный отчет о человеческом развитии. Мн.. 1998. С. 92-97.
5. Пирожник И. И.Геополитический выбор Беларуси з интегрированной Европе // Вестник БГУ. сер. 2. 2001. № 3. С. 103-107. 6. Статистический ежегодник Республики Беларусь. Мн.: Минстат РБ. 2001. 7. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Мн.: Бел ЭН, 1993. Т. 1. С. 54—57.
ЛЕКЦИЯ 2 Оценка современной социально-экономической ситуации. Сущность и этапы переходного периода. Динамика основных макроэкономических показателей: ВВП, уровня инфляции, реальных доходов населения, инвестиционной активности, платежного баланса. Национальная стратегия устойчивого развития. Для того, чтобы оценить современную социально-экономическую ситуацию в стране, необходимо рассмотреть особенности ее развития в 90-х гг. ушедшего столетия. Эти годы получили название переходного периода. Переходный период в социально-экономическом развитии Беларуси как независимого государства начался в 1991 г. При этом трудный переход от экономики БССР - неотъемлемой составной части единого народно-хозяйственного комплекса (ЕНХК) СССР - к становлению целостной национальной экономики суверенного государства Республика Беларусь совпал по времени с переходом от сложившейся централизованно планируемой командно-административной системы хозяйствования к принятой модели социально-ориентированной экономики. Оценивая основные социально-экономические показатели Беларуси в 1990 г., следует отметить, что на старте своего суверенного развития страна была одним из наиболее индустриализованных с развитым аграрным сектором регионом СССР, имевшим сравнительно высокие показатели эффективности экономики и уровня жизни населения. На протяжении всей советской истории развития (кроме военных лет) темпы экономического роста Беларуси были выше среднесоюзных. Занимая менее 1 %территории СССР и сосредотачивая 3,6 % его населения, 3,4 % основных производственных фондов, Беларусь в 1990 г. произвела 4 % валового национального продукта, 4,5 % промышленной и 5,6 % сельскохозяйственной продукции Союза. В общественном разделении труда республика специализировалась на производстве продукции квалифицированного машиностроения, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности. В сельском хозяйстве отраслями ее специализации были молочно-мясное скотоводство, свиноводство, льноводство и картофелеводство. Беларусь производила в расчете на душу населения больше, чем в среднем по Союзу и в экономически развитых европейских государствах, такой продукции, как мясо, молоко, льноволокно, минеральные удобрения, химические волокна и нити, тракторы, ткани, кожаная обувь. В стране не было таких явлений, как безработица и инфляция. По количеству студентов на тысячу жителей Беларусь превосходила многие европейские государства, а по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) она в 1991-1992 гг. входила в группу высокоразвитых стран, занимая 40-е место среди 174 стран, для которых рассчитывался этот индекс. Вместе с тем Беларусь, как и весь Союз, существенно отставала от развитых стран мира по эффективности функционирования экономики и уровню потребления населения. В конце 80-х гг. стали заметно снижаться темпы экономического роста и уровня жизни. Так, в 1991 г. в Беларуси годовая выработка на одного занятого в промышленности составляла 25 %, в сельском хозяйстве - 9 %, а потребление на душу населения - 20 % от соответствующих показателей США. Были характерны отставание сферы услуг, нарастание дефицита и низкое качество потребительских товаров.
Принятая в 1990 г. Верховным Советом БССР программа перехода к рынку должна была изменить механизм хозяйствования. Она предусматривала свободу предпринимательства, использование свободного ценообразования как основного регулятора рыночной системы вместе с государственным регулированием экономики в интересах всего общества, а также суверенное право республики разрабатывать и осуществлять свои законы и нормативно-правовые акты. Начавшийся в 1991 г. переходный период по характеру динамики основных социально-экономических показателей довольно четко делится на два этапа: 1991-1995 гг. и 1996-2000 гг. [см. табл. 2]. На первом этапе наиболее сильно проявились негативные последствия как распада СССР и суверенизации экономики страны, так и отсутствия опыта и решительности в проведении намеченных рыночных преобразований. Именно на этом этапе произошел основной спад производства, была характерна гиперинфляция, снижался уровень жизни населения, ухудшались торговый и платежный балансы страны, сокращались инвестиции, росла безработица, происходила криминализация общества и экономики. С полным основанием этот этап можно назвать периодом тяжелого экономического кризиса. В сентябре 1994 г. постановлением Верховного Совета РБ была одобрена "Программа неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса", реализация которой уже в 1994—1995 гг. дала положительные результаты. Уменьшилась инфляция, замедлилось падение производства, уровня жизни, снизился дефицит госбюджета. Второй этап (1996-2000 гг.) может быть охарактеризован как период перехода от экономического спада к стабилизации и улучшению социально-экономической ситуации на основе восстановления управляемости экономики с учетом особенностей переходного периода. На этом этапе были приняты два важных программных документа: - ''Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы" (1996 г.), "Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь" (1997 г.). Первый из них определил приоритеты в социально-экономическом развитии страны и постепенное, с усилением государственного регулирования проведение рыночных преобразований по мере созревания объективных предпосылок без ущерба для уровня жизни населения. Во втором были отражены программные положения о типе создаваемого государства и общества, а также о модели социально ориентированной рыночной экономики, которые учитывают основные современные мировые тенденции развития - глобализацию, формирование постиндустриального общества на основе новых технологий и создания условий для всестороннего развития человека.
Целенаправленная деятельность органов государственного управления по осуществлению указанных программ позволила не только преодолеть спад производства, но и достичь положительной динамики по многим направлениям социально-экономического развития. Рассмотрим эти тенденции по отдельным макроэкономическим показателям. Валовой внутренний продукт (ВВП) - это основной обобщающий показатель в системе показателей, используемых для анализа макроэкономических процессов. Он характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. По динамике этого показателя можно судить о том, в какой стадии развития находится экономика страны - на подъеме, в стагнирующем, депрессивном или в кризисном состоянии. Динамика ВВП за десятилетний переходный период свидетельствует о неуклонном ухудшении экономического положения страны, о его кризисном состоянии до 1995 г., о появлении положительных тенденций в 1996 г., их нарастающей и достаточно высокой (хотя и от низкой стартовой базы) динамике в 1997-1998 гг., замедлении темпов экономического развития в 1999 г. и некоторой активизации в 2000 г. (см. табл. 2). Глубокий экономический кризис, характеризующийся потерей за первые 5 лет переходного периода более чем 35 % экономического потенциала страны, был обусловлен целым рядом причин как объективных, так и субъективных. К числу важнейших объективных причин следует отнести в первую очередь высокую зависимость экономики нового независимого государства от внешних факторов. В наследство от СССР суверенной Беларуси досталась структура экономики, бывшая эффективной как часть ЕНХК Союза, работавшая преимущественно на дешевых привозных из других регионов страны сырье и энергии и поставлявшая подавляющую часть готовой продукции на обширный внутренний рынок всего Союза. Разрыв в процессе суверенизации десятилетиями складывавшихся хозяйственных связей, стремительное удорожание сырья и энергии привели к неконкурентоспособности продукции белорусских производителей как на ставших внешними рынках стран бывшего Союза, так и на внешних рынках так называемого дальнего зарубежья. Таблица 2. Динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь за 1991 – 2000 гг.
Таблица 3. Индекс развития человеческого потенциала в Беларуси
Тем не менее, Беларусь по ИРЧП среди постсоветских стран занимает четвертое место, уступая лишь Эстонии, Литве и Латвии. Необходимо также пояснить встречающиеся в разных источниках различные значения ИРЧП по Беларуси за одни и те же годы. Это связано как с изменявшейся методикой расчета отдельных индексов (например, индекса дохода в 1999 г.), так и с использованием более современной информации о продолжительности жизни и уровне образования. По существу, идет постоянное совершенствование методов сбора информации, обеспечения ее сопоставимости, методов исчисления индексов и пр., в результате чего приводимые в глобальных и национальных отчетах значения ИРЧП нельзя абсолютизировать. Их можно использовать для определения, в каком направлении и насколько эффективно осуществляется развитие человеческого потенциала в той или иной стране. Наиболее сильно экономический кризис переходного периода в Беларуси проявился в ухудшении такого макроэкономического показателя, как инвестиционная активность. _Е! 1.995 г. инвестиции в основной капитал, т. е. затраты на создание новых и реконструкцию Национальный отчет о человеческом развитии '1998. С. 117 - Национальный отчет о человеческом развитии' 1999. С. 94 1 Национальный отчет о человеческом развитии '2000. С. 112 ' Звязда. 11 лшеня 2001 г. 1 1994 г. 31 5 действующих основных фондов экономики, составили лишь 38,5 % к уровню 1990 г. (см. табл. 2). И в отличие от уже рассмотренных макроэкономических показателей, в разной степени (но существенно) улучшившихся в 1996-2000 гг., инвестиционная активность начала возрастать только с 1997 г., а в 1999-2000 гг. вновь стала падать. В итоге объем капиталовложений в 2000 г. по отношению к уровню 1990 г. составил лишь 48,4 %. Резкое падение инвестиционной активности в переходном периоде характерно для всех стран СНГ: в 1998 г. инвестиции в основной капитал в по СНГ составили к уровню 1990 г. 28 %, в России -26 %, в Украине -21 %, в Казахстане - 17 %, а в Беларуси - 55,6 %. Инвестиционный кризис поразил в наибольшей мере производственную сферу. Удельный вес инвестиций производственного назначения в общих инвестициях в 1999 г. составил 53,9 %, в то время как в 1990 г. он составлял 68,6 %. Удельный вес капиталовложений в сельское хозяйство снизился за это время с 28,8 % до 6,1 %, а в машиностроение и металлообработку - основную фондообразующую отрасль хозяйства - почти в 2 раза. В период наибольшего спада инвестиционной активности (1992-1996 гг.) характерно наибольшее сокращение инвестиций в такие наукоемкие, экспортоориентированные и импортозамещающие отрасли, как радиопромышленность, электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение. Не улучшалась, а оставалась неудовлетворительной технологическая структура капиталовложений. Если в развитых странах соотношение между объемом строительно-монтажных работ и затратами на оборудование составляет 10:90, то в Беларуси примерно 50:50. Это ведет к замораживанию и без того скудных средств в незавершенном строительстве. Так, на начало 2000 г. в республике было 22,4 тыс. объектов незавершенного строительства, на завершение которых при современных объемах финансирования по оценкам специалистов потребуется 25 лет. В результате отмеченных процессов для страны стала характерной возрастающая негативная тенденция старения основных фондов в целом, производственных основных фондов - в особенности, и главное - их активной части. Так, в 2000 г. износ основных фондов в стране составил 59 %, в том числе их активной части, т. е. оборудования, машин и механизмов - 76 %, в т. ч. в промышленности - 79 %. Инвестиционный кризис в стране носит трансформационный характер и важнейшими его причинами являются: спад производства и лишение внешних источников финансирования из союзного бюджета вследствие распада СССР; несовершенная налоговая, ценовая, денежно-кредитная политика и связанные с этим высокий уровень инфляции, финансовое неблагополучие предприятий, что в совокупности не создавало условий, предпосылок и стимулов для активизации внутренних инвесторов. К тому же неустойчивая макроэкономическая ситуация в стране, низкие темпы реформирования отношений собственности, несовершенная и нестабильная нормативно-правовая база не " способствовали инвестиционной привлекательности страны для внешних (иностранных) инвесторов. Как известно, основными источниками внутреннего финансирования капитальных вложений в стране являются бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, и собственные средства населения. Естественно, что в условиях экономического кризиса все эти источники также резко уменьшаются, а высокая инфляция, неиспользуемые производственные мощности, падение платежеспособного спроса на товары и услуги не стимулируют ни к строительству новых объектов, ни к расширению и реконструкции действующих предприятий. В то же время совершенно очевидно, что без структурной перестройки экономики, без реконструкции, модернизации и технического перевооружения предприятий дальнейший экономический рост невозможен. Но для этого по самым скромным подсчетам Беларуси необходимы ежегодно инвестиции в объеме 4-5 млрд долларов США. а на уровне самого благополучного 1998 г. они составили около 2 млрд долларов. современных объемах финансирования по оценкам специалистов потребуется 25 лет. В результате отмеченных процессов для страны стала характерной возрастающая негативная тенденция старения основных фондов в целом, производственных основных фондов - в особенности, и главное - их активной части. Так, в 2000 г. износ основных фондов в стране составил 59 %, в том числе их активной части, т. е. оборудования, машин и механизмов - 76 %, в т. ч. в промышленности - 79 %. Инвестиционный кризис в стране носит трансформационный характер и важнейшими его причинами являются: спад производства и лишение внешних источников финансирования из союзного бюджета вследствие распада СССР; несовершенная налоговая, ценовая, денежно-кредитная политика и связанные с этим высокий уровень инфляции, финансовое неблагополучие предприятий, что в совокупности не создавало условий, предпосылок и стимулов для активизации внутренних инвесторов. К тому же неустойчивая макроэкономическая ситуация в стране, низкие темпы реформирования отношений собственности, несовершенная и нестабильная нормативно-правовая база не " способствовали инвестиционной привлекательности страны для внешних (иностранных) инвесторов. Как известно, основными источниками внутреннего финансирования капитальных вложений в стране являются бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, и собственные средства населения. Естественно, что в условиях экономического кризиса все эти источники также резко уменьшаются, а высокая инфляция, неиспользуемые производственные мощности, падение платежеспособного спроса на товары и услуги не стимулируют ни к строительству новых объектов, ни к расширению и реконструкции действующих предприятий. В то же время совершенно очевидно, что без структурной перестройки экономики, без реконструкции, модернизации и технического перевооружения предприятий дальнейший экономический рост невозможен. Но для этого по самым скромным подсчетам Беларуси необходимы ежегодно инвестиции в объеме 4-5 млрд долларов США. а на уровне самого благополучного 1998 г. они составили около 2 млрд долларов. (платежи больше, чем поступления, сальдо отрицательное, валютные активы уменьшаются). Наиболее часто при анализе платежного баланса используют показатели сальдо внешней торговли товарами и сальдо экспорта-импорта услуг в их отношении к ВВП, а также показатель отношения величины внешнего государственного долга к ВВП и объему экспорта товаров н услуг. Для Беларуси эти характеристики имеют особенно большое значение, так как республика имеет чрезвычайно высокий уровень открытости экономики. Если в качестве критерия открытости использовать отношение внешнеторгового оборота к ВВП, то, при среднем по странам мира показателе 38-40 %, в РБ в конце 90-х гг. внешнеторговый оборот составлял 115-120 % к ВВП, а в 2000 г. превысил 150 %. А это означает очень высокую зависимость экономики страны от мировых экономических процессов и от эффективности ее внешнеэкономической деятельности. Учитывая, что Беларусь как независимое государство имеет еще небольшой опыт внешнеэкономической деятельности на государственном уровне, понятие внешнего государственного долга появилось лишь в 1999 г. (с принятием Закона "О внешнем государственном долге"), платежный баланс страны в переходном периоде анализировался, как правило, в упрощенной форме, ограничиваясь анализом внешней торговли. Динамика торгового баланса Беларуси за 1990-2000 гг. (табл. 4) свидетельствует о том, что в переходном периоде страна имела нестабильную экономику. Начиная с 1991 г. быстро падали объемы внешней торговли и к 1995 г. экспорт товаров по сравнению с 1990 г. уменьшился почти в 7 раз, а импорт - более чем в 6 раз. При этом с 1993 г. сальдо внешней торговли товарами было постоянно отрицательным, и его величина возрастала (с -568,6 млн долларов в 1993 г. до -1,5 млрд долларов в 1998 г. и -1,1 млрд долларов в 2000 г.). В то же время сальдо экспорта-импорта услуг все эти годы было положительным и увеличивалось. Так, в 1995 г. оно составляло 182 млн долларов, в 2000 г. - более 500 млн долларов, что в некоторой степени выравнивало торговый баланс, но не могло сделать его сальдо положительным. Излишне высокая степень открытости экономики Беларуси и увеличение отрицательного сальдо ее внешнеторгового баланса при резком сокращении товарооборота во многом объясняются объективными причинами переходного периода: общим спадом производства; унаследованной со времен СССР специализацией хозяйства на производстве продукции, базировавшейся на привозных из других регионов ресурсах и ориентированной в основном на вывоз в другие регионы СССР; высокой материале- и энергоемкостью продукции; превращением в связи с распадом СССР внутренних экономических связей во внешнеэкономические; ростом цен на сырье, материалы и энергетические ресурсы при падении платежеспособного спроса бывших республик СССР, ставших независимыми государствами; неконкурентоспособностью белорусских товаров на мировых рынках; отсутствием опыта самостоятельной работы на внешних рынках. Таблица 4. Внешняя торговля Беларуси (в млн долларов США)'
'Источник: БЭЖ. 2001. №3. С. 139. Но не меньшую роль сыграли и субъективные факторы - медленное и непоследовательное реформирование экономики. Прежде всего Беларусь явно опаздывает с изменением структуры экономики в направлении уменьшения доли энерго- и материалоемких производств и увеличения удельного веса наукоемкой продукции с использовавших технологий У и У1 укладов, и поэтому ее внешнеторговый ".I ПИС очень зависит от политической и экономической ситуации в России, являющейся основным торговым партнером Беларуси по поставкам энергетических и сырьевых ресурсов и по сбыту производимой продукции. Хотя Беларусь имеет торговые отношения более чем со 140 странами мира, на долю России в переходном периоде приходилось от 43 до 60 % внешнеторгового оборота Беларуси, от 40 до 65 % ее экспорта и от 45 до 60 % ее импорта. Естественно, что все колебания в сальдо внешней торговли товарами Беларуси связаны с изменением объемов ее торговли с Россией. Поэтому Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, предусматривающий совместные программы и проекты в различных отраслях промышленности, формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) с современными формами кооперации в производстве и кредитовании и другие мероприятия, должен стать мощным фактором улучшения торгового баланса страны. В качестве важнейшего фактора выравнивания торгового баланса страны, как уже отмечалось выше, выступает положительное сальдо Беларуси в экспорте-импорте услуг. В значительной мере это связано с географическим положением страны, благоприятным для оказания | международных услуг транспорта, связи, деловых, строительных, информационных и др., а также тем, что включение во внешнеэкономическую сферу деятельности услуг требует значительно меньше первоначальных затрат, чем организация производства новых конкурентоспособных товаров. Для Беларуси экспорт-импорт услуг является сравнительно новым, но очень перспективным направлением внешнеэкономической деятельности. В 1998 г. доля услуг во внешнеторговом обороте страны достигла 7,8 % (на мировом рынке этот показатель равен 20 %), в экспорте - 11,1 %, и в импорте - 4,9 % при положительном сальдо в 440 млн долларов. Основным видом экспортируемых страной услуг являются транспортные. Их доля в общем экспорте услуг в 1998 г. составила 56 %. В свою очередь значительный удельный вес в экспорте транспортных услуг занимают автоперевозки. Из экспортируемых деловых услуг в Беларуси видное место занимают услуги по транзиту и переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов. Приносят доход также экспорт строительных услуг (с применением отечественных строительных материалов) и услуг связи. В то же время постоянное отрицательное сальдо характерно по статье "туристические услуги" - количество белорусов, выезжающих с туристическими целями в другие страны, более чем в 10 раз, превышает количество иностранных туристов, посещающих Беларусь. Для сокращения отрицательного сальдо торгового баланса страны в течение всего переходного периода, но особенно с 1996 г., предпринимались различные меры. Разработаны и реализуются специальные государственные программы "Импортозамещение" и "Национальная программа развития экспорта", предусматривающие стимулирование экспортоориентированных производств и оптимизацию импорта, сокращение бартера и переориентацию экспортных потоков с восточного направления на западное, либерализацию внешней торговли (сокращение перечня квотируемых и лицензируемых видов деятельности, совершенствование таможенного режима) и т. п. В результате в 2000 г. объем внешней торговли Беларуси (включая услуги) по сравнению с 1995 г. увеличился в 1,64 раза, в том числе экспорт - в 1,72 раза, импорт - в 1,58 раза. В динамике сальдо внешней торговли также наметились положительные тенденции - в 2000 г. дефицит внешнеторгового оборота (с учетом услуг) по отношению к ВВП со-ставш1_1,5 % (в 1999 г. - 2,4 %, в 1995 - 4,4 %). Тем не менее проблема выравнивания торгового баланса в переходном периоде остается актуальной, и от ее успешного решения зависят темпы дальнейшего развития экономики страны, особенно возможности получения средств для активизации инвестиционной деятельности. Что касается динамики движения капиталов, то, как уже отмечалось, прямые иностранные инвестиции в экономику Беларуси незначительны. Имеет Беларусь проблемы и в получении иностранных кредитов. Поэтому среди стран СНГ и вообще всех стран с переходной экономикой Беларусь имеет самый незначительный внешний долг, но в то же время и ограниченные возможности использования внешних ресурсов для преодоления внутренних трудностей переходного периода. Всего за 1992-2000 гг. в экономику Беларуси было привлечено около 2,2 млрд долл. США иностранных кредитов под гарантию правительства. Не всегда эффективное использование кредитов и не всегда своевременное их погашение в сочетании с изменениями возможностей получения кредитов определяли динамику внешнего долга страны. Так, максимум внешнего долга (более 2 млрд долл.) приходится на 3коней 1995 г. (20 % к ВВП). С 1996 г. величина долга снижалась. И в 1997 г. вся среднесрочная и долгосрочная внешняя государственная задолженность Беларуси составила 976 млн долл. США, в 1998 г. - 1011 млн долл., в 1999 г. - 886 млн долл.. в 2000 г. -812,5_млн д олл. США._ На 1.01.2000 г. внешний долг к ВВП составляют 8,6 % и к экспорту товаров и услуг - 13,4 % при критическом уровне данных показателей, составляющем (по оценкам Всемирного банка) соответственно 50 % и 250 %. Вышесказанное означает, что по мировым меркам уровень внешнего долга Беларуси далек от критического и у республики есть потенциальные возможности выполнять принятые внешнедолговые обязательства, а также привлекать новые внешние займы под высокоэффективные валютоокупаемые проекты. Заканчивая рассмотрение современной социально-экономической ситуации в стране, сделаем некоторые выводы: •несмотря на сложности и трудности переходного периода, социально-экономическая ситуация в стране постепенно стабилизируется и отмечаются прогрессивные тенденции. Практически восстановлен экономический потенциал страны начала 90-х гг. В 2000 г. по ИРЧП Беларусь поднялась до 53 места в списке 174 стран мира (хотя в середине 90-х гг. опускалась до 62 места) и относится к группе среднеразвитых стран с объемом ВВП (по ППС) на душу населения 7700 долларов США; •самым актуальным в 2002-2005 гг. становится обеспечение дальнейшего поступательного развития, которое невозможно без активизации инвестиционной деятельности, без снижения уровня инфляции, без роста реальных доходов населения, без выравнивания внешнеторгового баланса. В свою очередь, решение перечисленных макроэкономических проблем зависит от успехов в осуществлении структурной перестройки экономики, ее реформирования в рыночном направлении (ускорения процессов разгосударствления и приватизации, развития предпринимательства), от повышения эффективности внешнеэкономической деятельности. Все проблемы переходного этапа социально-экономического развития страны и намечаемые стратегические пути для их решения нашли отражение в утвержденной в 1997 г. Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, которая разработана в соответствии с принципами "Повестки дня на XXI век", принятыми на всемирном форуме по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Эта стратегия, которая должна обеспечить устойчивое, сбалансированное экономическое, социальное и экологическое развитие страны до 2010 г., конкретизирована в показателях '"Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы", в "Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы", а также в целом ряде отраслевых республиканских научно-технических программ. Мы будем неоднократно обращаться к их рассмотрению в процессе изучения курса. Литература 1. Беларусь: выбор пути. Национальный отчет о человеческом развитии 2000. Мн.. 2000. 121с. 2. Беларусь: государство, управление, человек. Национальный отчет о человеческом развитии 98. Мн.. 1998. 122 с. 3. Беларусь: ретроспектива и перспектива. Национальный отчет о человече-I ком развитии 99. Мн.. 1999. 105 с. 4. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. Мн.. НИЭИ Минэкономики РБ. 1997. 231 с. 5. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 1001 2005 годы. Мн.: Беларусь. 2001. 167 с. 6. Шимов В. Н. Экономика Республики Беларусь на рубеже столетий: итоги, прагнозы. направления развития // Белорусский экономический журнал. 2001. Экономика Беларуси: тенденции и проблемы развития // Белорусская экономик. анализ, прогноз, регулирование. 2000. № 8. С. 2-56.
ЛЕКЦИЯ 3 Понятие о природно-ресурсном потенциале и его составе. Оценки природных условий как фактора хозяйственной деятельности и качеств
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.052 с.) |