Правоохранительной деятельности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоохранительной деятельности»



Тема: «Общие положения о правоохранительных органах и

Правоохранительной деятельности»

1.Общая характеристика учебной дисциплины

«Правоохранительные органы»

«Правоохранительные органы» - это юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, их организация, основные направления деятельности и их взаимодействие друг с другом, а также негосударственные организации, тесно взаимосвязанные с правоохранительными органами.

Предмет «ПО РФ» - это сведения о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, а равно некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать такого рода деятельности. Среди данных сведений центральное место занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направлениях (функциях), а равно о построении соответствующих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных полномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом.

Методы дисциплины «ПО» - система средств и способов изучения групп общественных отношений и сведений, входящих в предмет.

К ним относятся:

1) общенаучные (анализ, синтез, аналогия, сравнение, исторический, сравнительно-правовой и др.);

2) частнонаучные и специальные (моделирование, метод социологических исследований, логико-юридический, эксперимент и др.).

В учебные планы ВУЗов данная дисциплина внедрена сравнительно недавно. До революции 1917 года в большинстве юридических заведений данная дисциплина не преподавалась как самостоятельная. Все данные о судах и иных органах, их полномочиях, обычно сообщались студентам в рамках следующих дисциплин 0 гражданского и уголовного процесса. Но были попытки ввести дисциплину «Судоустройство», которая впоследствии приобрела широкое распространение, что было связано с Положением о судоустройстве РСФСР (в 1922 и 1926 гг.). В середине 50- годов включена в учебные планы юридических вузов дисциплина «Организация суда и прокуратуры в СССР». Затем новое наименование - в 70-х годах - «Суд и правосудие в СССР». В 1988 г. -«Правоохранительные органы в СССР», а в 1992 году - «Правоохранительные органы РФ». В результате в учебной программе и учебной литературе большее внимание вполне обоснованно стало уделяться органам юстиции, ОВД, другим органам, призванным выявлять и расследовать преступления. Однако, в целом, система дисциплины существенно не изменилась.

ПО РФ - не юридическая наука, а только учебная дисциплина, которая призвана дать студентам начальные знания в правоохранительной деятельности, которые затем расширяются и конкретизируются во многих других учебных дисциплинах. Поэтому дисциплина «ПО РФ» тесно взаимосвязана с другими юридическими дисциплинами и науками, такими как: конституционное право, уголовное, административное, гражданское право, уголовный и гражданский процесс и др.

 

Тема: «Правосудие. Судебная власть. Судебная система»

 

Принципы правосудия

Принципы правосудия - это исходные положения, определяю­щие основные, наиболее существенные вопросы осуществле­ния правосудия, пронизывающие и связывающие воедино всю совокупность норм об осуществлении правосудия и органах, этим занимающихся.

Основные принципы правосудия:

1.Принцип законности - означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов, в первую оче­редь, судом. Суд вправе не применять законы и иные норма­тивные акты, противоречащие Конституции РФ. При определении нормативного акта, подлежащего примене­нию при разрешении конкретного дела, суд обязан учесть юридическую силу нормативных актов, а при их противоречии друг другу - применить нормативный акт, обладающий боль­шей юридической силой. Суд также не вправе применять за­кон или иной правовой акт, противоречащий международному договору РФ.

Поскольку такое ущемление может быть очень существенным (вплоть до лишения свободы и даже жизни), то особое значение приобре­тает принцип соблюдения прав и свобод личности (2) при осуществ­лении правосудия.

Правовые гарантии обеспечения прав человека при осуществ­лении правосудия включают в себя:

• право на жизнь и исключительный характер смертной казни;

• запрещение любых действий, причиняющих вред жизни или здоровью человека или унижающих его достоинство (пытки, истязания и пр.);

• неприкосновенность личности и запрещение произвольного задержания или заключения под стражу, а также возможность человека обжаловать указанные действия (в т. ч. и в судебном порядке);

• специальный порядок производства действий, нарушающих не­прикосновенность частной жизни человека (выемка почтовой кор­респонденции, прослушивание телефонных переговоров и т. п.);

• неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска. Недопустимость, по общему правилу, проникновения в жилище без согласия лица, в нем проживающего;

• установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

3. Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие вРФ осуществляется только судами, учрежденными в соответ­ствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". В РФ не допускается создание иных (в т.ч. чрезвычайных) судов. Правосудие осуществляется только Верховным Судом РФ, Выс­шим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, районными и городскими судами, военными судами, мировыми судьями, федеральными арбитражными судами округов, арбитражными апелляционными судами, арбитражными судами субъектов РФ.

4. Принцип независимости судей. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием. Указанный принцип направлен на предотвращение какого-либо влияния на судей, присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении ими правосудия со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, испол­нительной властей, а также вышестоящих судов).

Гарантии независимости судей:

• жесткая регламентация процедуры осуществления правосудия;

• определение оснований и порядка приостановления или пре­кращения полномочий судей;

• неприкосновенность судей;

• право судей на отставку;

• создание органов судейского сообщества;

• материальное и социальное обеспечение судей.

5. Принцип законности, компетентности и беспристрастности су­да. Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголовных дел. Это достигается с помощью следующих средств:

компетентность суда обеспечивается путем установления же­сткого порядка наделения судей, присяжных и ар­битражных заседателей их полномочиями;

обеспечение каждому права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно. Для этого в законе существуют особые правила определения подведомственности и подсудности раз­личных категорий дел;

обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда.

6. Правосудие осуществляется на основе равенства всех перед законом и судом.

Равенство перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одина­ковыми правами, возложение равных обязанностей и единооб­разное возложение ответственности.

Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответ­чик, подсудимый, свидетель, потерпевший и т. п.), процессу­альными правами и обязанностями для защиты своих интересов.

Законодательство устанавливает определенные изъятия из прин­ципа равенства всех перед законом и судом в отношении от­дельных категорий лиц: депутатов, прокурорских работников, судей, членов избирательных комиссий и пр.

7. Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение сторон (истца и ответчика, обвинителя и подсудимо­го) равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия. Стороны имеют равные права по отстаиванию своей позиции, предоставлению доказательств, аргументированию своих дово­дов, заявлению отводов и ходатайств, исследованию доказа­тельств и т.п.

8. Право граждан на судебную защиту. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод: действия (бездействие) ор­ганов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

9. Каждый подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют пра­во на защиту, что предполагает:

• наделение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого широ­ким комплексом прав, позволяющим ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы, то есть подозре­ваемый, обвиняемый, подсудимый вправе защищаться всеми средствами, не запрещенными законом: он вправе знать, в чем его обвиняют; давать объяснения и показания; обжаловать действия должностных лиц; представлять доказательства иуча­ствовать в их исследовании и т. п.;

• предоставление подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права пользоваться помощью защитника с момента задержа­ния, ареста или предъявления обвинения. В предусмотренных законом случаях юридическая помощь предоставляется бес­платно. Защитник обладает практически тем же комплексом процессуальных прав для защиты интересов подзащитного, что и последний;

• возложение на дознавателей, следователей, прокуро­ров и суд обязанности содействовать эффективной защите прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого; разъяснять им их право, выявлять как уличающие, так и оправдывающие их доказательства и т. п.

10. Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом по­рядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Следствия из презумпции невиновности:

• обвиняемый (подсудимый) не обязан доказывать свою неви­новность, а следователь, суд не вправе перелагать на него обя­занности по доказыванию;

• недоказанная виновность равняется доказанной невиновности;

• неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого (подсудимого).

11. Принцип открытого разбирательства дел. Разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражда­нам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутство­вать на судебном заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда.

Закрытое судебное разбирательство допускается в случаях, когда:

• разбирательство уголовного дела в суде может привести к раз­глашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

• рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершен­ных лицами, не достигшими возраста 16 лет;

• рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроиз­водства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

• этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников или близких лиц.

Приговор или при­нятое решение всегда оглашается публично!

12. Принцип языка судопроизводства. Судопроизводство и дело­производство в Конституционном Суде РФ, Верховном Су­де РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государствен­ном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроиз­водства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Перево­дчик обязан осуществлять перевод полно и правильно под уг­розой уголовной ответственности. Следственные и судебные документы вручаются лицам, не владеющим языком судопро­изводства, переведенные на понятный им язык. Услуги пере­водчика всегда предоставляются бесплатно.

13.Участие граждан в осуществлении правосудия. Формы привлече­ния граждан к осуществлению правосудия:

присяжные заседатели привлекаются к разбирательству уголов­ных дел. В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей определя­ется количество кандидатов в присяжные заседатели (не менее 20). Отбираются кандидаты из находящихся в суде общего и запас­ного годовых списков путем случайной выборки. Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседа­ниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Включенным в предварительный список кандидатам не позд­нее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вруча­ются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. При рассмотрении и разрешении уголовных дел присяжные засе­датели вправе принимать решение о виновности или невиновно­сти подсудимого (вердикт) с соблюдением установленной в Уго­ловно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ) процедуры;

арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению пра­восудия в арбитражных судах первой инстанции. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Если такое ходатайство удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбит­ражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбит­ражных заседателей, утвержденного для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства. При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обя­занности судьи. Арбитражный заседатель не может быть пред­седательствующим в судебном заседании.

Отбор кандидатов

Судья -это ключевая фигура суда. В качестве судьи выступает лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе» и ФЗ «О статусе судей» полномочиями осуществление правосудия и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе[1].

Основные требования, предъявляемые к кандидатам в судьи:

- гражданство РФ;

- высшее юридическое образование (для кандидатов на должности судей Конституционного Суда РФ - признанная высокая квалификация в области права);

- достижение определенного возраста:

а) 25 лет - для судов основного звена;

б) 30 лет - для судов среднего звена;

в) 35 лет - для Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

г) 40 лет - для Конституционного Суда РФ;

- стаж работы по юридической специальности:

а) 5 и 7 лет - для судов основного и среднего звена соответственно;

б) 10 лет - дл Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

в) 15 лет - для Конституционного Суда РФ;

- иные требования:

а) соответствие высоким нравственным требованиям (характеристика личности);

б) соответствие дополнительным требованиям (не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Отбор кандидатов на должность судьи характеризуется следующим:

1. он осуществляется на конкурсной основе;

2. председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в СМИ с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

3. любой гражданин, соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена и представляет документы (подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи). Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему указанные документы (или их копии).

4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

5. Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются соответствующие подтверждающие документы.

7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений с участием соответствующих органов в течение 2 месяцев.

8.По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный порядок отбора претендентов на должность судьи.

9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

10. Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом.

11. В случае, если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление.

Требования, предъявляемые к судье

Требования, предъявляемые к судье:

1) судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта РФ и законы субъекта РФ;

2) судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта РФ и РФ. Под личной заинтересованностью судьи понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

3. Судья не вправе:

1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством;

6) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;

7) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

8) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения ограниченного доступа или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

10) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в установленном порядке;

11) принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

12) выезжать в служебные командировки за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством и международными договорами РФ;

13) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории РФ иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством РФ и международными договорами РФ;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

4. Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с настоящим пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

Районный (городской) суд

Районный (городской) суд - основное звено подсистемы судов общей юрисдикции. Именно районный суд рассматривает по первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел.

ФКЗ"О судебной системе РФ" определяет порядок создания и упразднения районных судов. Районные суды создаются в рай­онах, городах, не имеющих районного деления, в районах (округах) городов. Возможно создание одного районного суда на район и расположенный на его территории город (города).

Полномочия районного суда:

рассмотрение по первой инстанции следующих категорий дел:

а) всe уголовные дела, за исключением дел, отнесенных УПК РФ к компетенции вышестоящих судов (о преступлениях, нака­зуемых смертной казнью, об участии и организации незакон­ных вооруженных формирований и др.);

б) все гражданские дела, подведомственные судам, за исключе­нием гражданских дел, подсудных мировому судье, военным и иным специализированным судам, верховному суду республи­ки, краевому, областному суду, суду города федерального зна­чения, суду автономной области и суду автономного округа, а также гражданских дел, подсудных ВС РФ;

в) проверка не вступивших в законную силу решений и определе­ний мировых судей, в случаях обжалования их в апелляционном порядке лицами, участвующими в деле (проверка осуществля­ется районным судом по правилам производства в суде первой инстанции);

• рассмотрение дел об административных правонарушениях, указанных в ст. 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дел об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы РФ. Законодательство строго регламентирует всю процедуру рас­смотрения и разрешения всех категорий дел с целью обеспече­ния вынесения законного и обоснованного судебного реше­ния, недопущения какого-либо постороннего влияния на су­дей, народных, присяжных и арбитражных заседателей. Районный суд является непосредственно вышестоящей судеб­ной инстанцией по отношению к мировым судьям, действую­щим на территории соответствующего судебного района.

Основные направления организационного обеспечения деятельно­сти судов:

планирование деятельности суда и отдельных судей, предусмат­ривающее время выполнения работ с аппаратом суда, изучение судебной практики и состояния законности в районе, время судебных заседаний по конкретных делам, график приема на­селения судьями, время и место совещаний судей и т. п.;

прием населения (ведется председателем, всеми судьями суда и работниками аппарата в строго установленное время);

обобщение судебной практики, включающее ее сбор, изучение и формулирование выводов;

работа с кадрами суда: формирование аппарата суда, повыше­ние квалификации судей и работников аппарата;

ведение статистической отчетности по всем направлениям деятельности суда: рассмотрение различных категорий дел, ис­полнительное производство и т. п.;

ведение работы с законодательством, включающее отслежива­ние изменений законодательства и хранение контрольных эк­земпляров нормативно-правовых актов и разъяснений судеб­ной практики Верховным Судом РФ;

делопроизводство, то есть фиксирование движения дел, посту­пивших и исходящих документов и т. п.

2. К судам общей юрисдикции среднего звена относятся: верхов­ные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Эти суды являются вышестоящими по отношению к районным судам и ниже­стоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена:

в качестве судов первой инстанции они рассматривают:

а) дела, связанные с государственной тайной;

б) дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ;

в) дела о приостановлении деятельности или ликвидации ре­гиональных отделений либо иных структурных подразделений политической партии, межрегиональных и региональных об­щественных объединений; дела о ликвидации местных и централизованных религиозных организаций, состоящих из мест­ных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; дела о приостановлении или прекращении дея­тельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

г) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) из­бирательной комиссии республики, края, области, города фе­дерального значения, автономной области, автономного окру­га, окружной избирательной комиссии по выборам в феде­ральные органы государственной власти, органы государствен­ной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий рефе­рендума, должностных лиц этих комиссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий);

д) определенные категории уголовных дел о преступлениях, которые указаны в ст. 31 УПК РФ (убийства при отягчающих обстоятельствах, преступления против личности, против обще­ственной безопасности и общественного порядка, преступле­ния против правосудия, против мира и безопасности человече­ства и т. д.);

в качестве судов кассационной инстанции суды общей юрисдик­ции среднего звена рассматривают уголовные и гражданские дела, решения по которым приняты районными судами;

в качестве судов надзорной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена проверяют приговоры и иные судебные реше­ния районных судов (по уголовным и гражданским делам), а также кассационные определения судебных коллегий судов общей юрисдикции среднего звена;

пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам при­говоры и определения, постановления районных судов по уго­ловным делам, а также решения и иные постановления, выне­сенные по гражданским делам судами общей юрисдикции среднего звена;

рассматривают ходатайства о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей для окончания ознаком­ления обвиняемых с материалами уголовного дела, а также о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей вслу­чае необходимости удовлетворения ходатайств обвиняемых или их защитников о дополнении предварительного следствия;

рассматривают дела о необходимости ограничения конституци­онных прав граждан на тайну переписки, телефонных перего­воров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Суды общей юрисдикции среднего звена состоят из председате­ля, его заместителей, председателей судебных коллегий, членов суда (судей). Точная штатная численность конкретного суда определяется исходя из объема судебной работы.

Структура суда общей юрисдикции среднего звена:

-судебная коллегия по гражданским делам;

-судебная коллегия по уголовным делам;

- президиум суда.

В каждом суде общей юрисдикции среднего звена создаются судебные коллегии по гражданским делам и по уголовным де­лам, распределение судей по которым осуществляет председа­тель соответствующего суда. Председатели судебных коллегий являются заместителями председателя суда. Судебные коллегии рассматрив



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.099 с.)