Тема: «Суды в Российской Федерации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Суды в Российской Федерации»



Районный (городской) суд

Районный (городской) суд - основное звено подсистемы судов общей юрисдикции. Именно районный суд рассматривает по первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел.

ФКЗ"О судебной системе РФ" определяет порядок создания и упразднения районных судов. Районные суды создаются в рай­онах, городах, не имеющих районного деления, в районах (округах) городов. Возможно создание одного районного суда на район и расположенный на его территории город (города).

Полномочия районного суда:

рассмотрение по первой инстанции следующих категорий дел:

а) всe уголовные дела, за исключением дел, отнесенных УПК РФ к компетенции вышестоящих судов (о преступлениях, нака­зуемых смертной казнью, об участии и организации незакон­ных вооруженных формирований и др.);

б) все гражданские дела, подведомственные судам, за исключе­нием гражданских дел, подсудных мировому судье, военным и иным специализированным судам, верховному суду республи­ки, краевому, областному суду, суду города федерального зна­чения, суду автономной области и суду автономного округа, а также гражданских дел, подсудных ВС РФ;

в) проверка не вступивших в законную силу решений и определе­ний мировых судей, в случаях обжалования их в апелляционном порядке лицами, участвующими в деле (проверка осуществля­ется районным судом по правилам производства в суде первой инстанции);

• рассмотрение дел об административных правонарушениях, указанных в ст. 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дел об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы РФ. Законодательство строго регламентирует всю процедуру рас­смотрения и разрешения всех категорий дел с целью обеспече­ния вынесения законного и обоснованного судебного реше­ния, недопущения какого-либо постороннего влияния на су­дей, народных, присяжных и арбитражных заседателей. Районный суд является непосредственно вышестоящей судеб­ной инстанцией по отношению к мировым судьям, действую­щим на территории соответствующего судебного района.

Основные направления организационного обеспечения деятельно­сти судов:

планирование деятельности суда и отдельных судей, предусмат­ривающее время выполнения работ с аппаратом суда, изучение судебной практики и состояния законности в районе, время судебных заседаний по конкретных делам, график приема на­селения судьями, время и место совещаний судей и т. п.;

прием населения (ведется председателем, всеми судьями суда и работниками аппарата в строго установленное время);

обобщение судебной практики, включающее ее сбор, изучение и формулирование выводов;

работа с кадрами суда: формирование аппарата суда, повыше­ние квалификации судей и работников аппарата;

ведение статистической отчетности по всем направлениям деятельности суда: рассмотрение различных категорий дел, ис­полнительное производство и т. п.;

ведение работы с законодательством, включающее отслежива­ние изменений законодательства и хранение контрольных эк­земпляров нормативно-правовых актов и разъяснений судеб­ной практики Верховным Судом РФ;

делопроизводство, то есть фиксирование движения дел, посту­пивших и исходящих документов и т. п.

2. К судам общей юрисдикции среднего звена относятся: верхов­ные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Эти суды являются вышестоящими по отношению к районным судам и ниже­стоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена:

в качестве судов первой инстанции они рассматривают:

а) дела, связанные с государственной тайной;

б) дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ;

в) дела о приостановлении деятельности или ликвидации ре­гиональных отделений либо иных структурных подразделений политической партии, межрегиональных и региональных об­щественных объединений; дела о ликвидации местных и централизованных религиозных организаций, состоящих из мест­ных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; дела о приостановлении или прекращении дея­тельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

г) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) из­бирательной комиссии республики, края, области, города фе­дерального значения, автономной области, автономного окру­га, окружной избирательной комиссии по выборам в феде­ральные органы государственной власти, органы государствен­ной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий рефе­рендума, должностных лиц этих комиссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий);

д) определенные категории уголовных дел о преступлениях, которые указаны в ст. 31 УПК РФ (убийства при отягчающих обстоятельствах, преступления против личности, против обще­ственной безопасности и общественного порядка, преступле­ния против правосудия, против мира и безопасности человече­ства и т. д.);

в качестве судов кассационной инстанции суды общей юрисдик­ции среднего звена рассматривают уголовные и гражданские дела, решения по которым приняты районными судами;

в качестве судов надзорной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена проверяют приговоры и иные судебные реше­ния районных судов (по уголовным и гражданским делам), а также кассационные определения судебных коллегий судов общей юрисдикции среднего звена;

пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам при­говоры и определения, постановления районных судов по уго­ловным делам, а также решения и иные постановления, выне­сенные по гражданским делам судами общей юрисдикции среднего звена;

рассматривают ходатайства о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей для окончания ознаком­ления обвиняемых с материалами уголовного дела, а также о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей вслу­чае необходимости удовлетворения ходатайств обвиняемых или их защитников о дополнении предварительного следствия;

рассматривают дела о необходимости ограничения конституци­онных прав граждан на тайну переписки, телефонных перего­воров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Суды общей юрисдикции среднего звена состоят из председате­ля, его заместителей, председателей судебных коллегий, членов суда (судей). Точная штатная численность конкретного суда определяется исходя из объема судебной работы.

Структура суда общей юрисдикции среднего звена:

-судебная коллегия по гражданским делам;

-судебная коллегия по уголовным делам;

- президиум суда.

В каждом суде общей юрисдикции среднего звена создаются судебные коллегии по гражданским делам и по уголовным де­лам, распределение судей по которым осуществляет председа­тель соответствующего суда. Председатели судебных коллегий являются заместителями председателя суда. Судебные коллегии рассматривают соответственно граждан­ские и уголовные дела по первой инстанции и в кассации. Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам пере­сматривает по вновь открывшимся обстоятельствам гражданскиедела, ранее рассмотренные этой же коллегией.

Военные суды

Общая характеристика военных судов в судебной системе РФ:

• военные суды входят в подсистему судов общей юрисдикции российской судебной системы и выполняют те же задачи, что и невоенные суды общей юрисдикции;

• обязаны строго следовать принципу законности и соблюдать в своей деятельности требования закона, защищать права и свобо­ды граждан, охранять права и законные интересы общества и государства.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

Компетенция военных судов:

1.Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов УПК РФ

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

3.Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

4.Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Верховный Суд РФ

Верховный Суд РФ - высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции по всем подведомственным данной систе­ме судов гражданским, уголовным и административным делам, осуществляющий надзор за всеми судами общей юрисдикции и дающий разъяснения по вопросам судебной практики.

Функции Верховного Суда РФ:

рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важ­ные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;

проверяет законность и обоснованность приговоров, определе­ний, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;

дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме по­становлений Пленума Верховного Суда РФ, которые обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соот­ветствии Конституции РФ федеральных законов и иных нор­мативно-правовых актов.

Судебные полномочияВерховного Суда РФ:

1) рассматривает уголовные дела, указанные в ст. 452 УПК РФ(дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государ­ственной Думы, судьи федерального суда), иные уголовные де­ла, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности;

2) гражданские дела:

а) об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Фе­дерального Собрания РФ, Правительства РФ;

б) оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;

в) оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;

г) приостановлении деятельности или ликвидации политиче­ских партий, общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов РФ;

д) оспаривании решений и действий (бездействия) Централь­ной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комис­сий, комиссий референдума, а также на решения избиратель­ных комиссий субъектов РФ в случаях, предусмотренных фе­деральным законодательством);

е) по разрешению споров, переданных Верховному Суду РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, меж­ду органами государственной власти РФ и органами государст­венной власти субъектов РФ, а также между органами государ­ственной власти субъектов РФ;

Верховный Суд РФ проверяет в кассационном порядке закон­ность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. и военных) среднего звена;

• Верховный Суд РФ проверяет в надзорном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) основного и среднего звена, а также приговоров и иных судебных решений судебных коллегий Верховного Суда РФ;

• Верховный Суд РФ осуществляет пересмотр определенных при­говоров и иных судебных решений по вновь открывшимся об­стоятельствам.

Верховный Суд РФ состоит из: Председателя Верховного Су­да, его заместителей, членов суда и народных заседателей (до января 2004 года).

Структура Верховного Суда РФ:

• Пленум;

• Президиум;

• Кассационная коллегия;

• Судебная коллегия по гражданским делам;

• Судебная коллегия по уголовным делам;

• Военная коллегия.

Судебные коллегии выполняют основной объем работы Верхов­ного Суда РФ. Распределение судей Верховного Суда РФ по судебным коллегиям производит Пленум Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Руково­дят работой коллегий их председатели, которые являются за­местителями Председателя Верховного Суда РФ.

В составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ создается кассационная палата для проверки закон­ности и обоснованности приговоров, вынесенных с участием присяжных заседателей.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей (Предсе­дателя Верховного Суда РФ, его заместителей и нескольких рядовых членов Верховного Суда РФ). Утверждает состав Пре­зидиума ВС РФ Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представ­лении Председателя ВС РФ и заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не ре­же одного раза в месяц. Заседания правомочны при присутст­вии на них большинства членов Президиума. Постановления по судебным делам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Президиума и вступают в силу немедленно.

Пленум Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верхов­ного Суда РФ, его заместителей и членов ВС РФ. Заседания Пленума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в 4 месяца, о чем за 30 дней извещаются члены Пленума, Гене­ральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, другие пригла­шенные лица. Участие Генпрокурора РФ в заседаниях Пленума ВС РФ обязательно. Заседания Пленума правомочны при присутствии 2/3 его членов.

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством присутствующих на заседании его членов и подписываются председателем Верховного Суда РФ и секрета­рем Пленума.

Вопросы, поставленные перед Пленумом Председателем Вер­ховного Суда РФ, министром юстиции РФ или Генеральным прокурором РФ, рассматриваются Пленумом по их докладам. Генеральный прокурор дает свое заключение по вопросам, по­ставленным на рассмотрение Пленума Председателем ВС РФ и министром юстиции РФ. В заседании Пленума также вправе участвовать Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и приглашенные на заседание лица.

Организационное обеспечение заседаний Пленума Верховного Суда РФ, ведение протокола заседания Пленума и выполнение действий, необходимых для реализации принятого решения, осуществляет секретарь Пленума, являющийся одним из чле­нов Верховного Суда РФ.

Арбитражные суды РФ

Общая характеристика арбитражных судов РФ:

• арбитражные суды составляют особую подсистему, которая яв­ляется составной частью единой судебной системы РФ;

• арбитражные суды рассматривают экономические споры, воз­никающие из гражданских, административных и иных право­отношений;

• арбитражные суды осуществляют свою деятельность на основе тех же принципов правосудия, что и суды общей юрисдикции, и в своей работе руководствуются федеральным законодатель­ством и законодательством субъектов РФ и иными норматив­ными актами, а также международными договорами РФ;

• процедура судопроизводства в арбитражных судах урегулиро­вана Арбитражным процессуальным кодексом РФ;

• в арбитражные суды за защитой своих прав и законных инте­ресов вправе обращаться граждане, индивидуальные предпри­ниматели, юридические лица, а в установленных законом слу­чаях - образования, не имеющие статуса юридического лица;

• в защиту государственных или общественных интересов в ар­битражный суд могут обращаться прокурор, органы государст­венной власти и местного самоуправления;

• стороны вправе передать спор, подведомственный арбитраж­ному суду, по обоюдному соглашению в третейский суд (по­стоянно действующий или специально создаваемый);

• решения арбитражных судов имеют общеобязательную силу, то есть обязательны для всех государственных и негосударствен­ных органов, должностных лиц, юридических лиц и граждан.

Арбитражным судам подведомственны:

возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предприни­мательской и иной экономической деятельности юридически­ми лицами и индивидуальными предпринимателями;

• возникающие из административных и иных публичных право­отношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринима­тельской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

2) о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Госдумы, Правительства РФ, не соответствующих закону и на­рушающих права и законные интересы организаций и граждан;

3) об административных правонарушениях, если федеральным зако­ном их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих пред­принимательскую и иную экономическую деятельность, обяза­тельных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5)дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организа­ций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономи­ческой деятельности;

6)дела об оспаривании решений третейских судей и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение реше­ний третейских судов.

Кроме того, арбитражные суды рассматривают дела:

• о несостоятельности (банкротстве);

• по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

• по спорам об отказе в государственной регистрации, уклоне­нии от государственной регистрации юридических лиц, инди­видуальных предпринимателей;

• по спорам между акционером и акционерным обществом, уча­стниками иных хозяйственных товариществ и обществ, выте­кающим из деятельности хозяйственных товариществ и об­ществ, за исключением трудовых споров;

• о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

• другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, пре­дусмотренных федеральным законом.

Система арбитражных судов в РФ:

I. Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рас­сматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:

1) рассматривает в первой инстанции:

- дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

- дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

- экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

9.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

10) осуществляет другие полномочия.

Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

- Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, как и его заместители, являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК РФ.

Председатель ВАС РФ издает приказы и распоряжения, вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Госдумы Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ. Заместители председателя ВАС РФ в соответствии с распреде­лением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организовывают деятельность структурных подразделений аппарата ВАС РФ и системы арбитражных судов в РФ. В случае отсутствия председателя ВАС РФ его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а в отсутствие первого заместителя - один из заместителей председателя.

При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Советпредсе­дателей арбитражных судов в составе председателя ВАС РФ и председателей арбитражных судов в РФ. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей ар­битражных судов является совещательным органом, рассмат­ривает вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в РФ.

Для подготовки научно-обоснованных рекомендаций по во­просам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбит­ражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. Состав Научно-консультативного совета и положение о нем утверждает Председатель ВАС РФ.

Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, об­зоры судебной практики, практики судебных коллегий и Пре­зидиума Высшего Арбитражного Суда РФ публикуются в "Вест­нике Высшего Арбитражного Суда РФ".

II. Федеральные арбитражные суды округов (- являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъек­тов РФ и арбитражных апелляционных судов, действуют в 10 федеральных округах – Волго-Вятском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном, Западно-Сибирском, Московском, Поволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Уральском и Центральном;

III. Арбитражные апелляционные суды - это суды по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности су­дебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции, действуют в 10 судебных округах;

IV. Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ).

В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских, иных и административных пра­воотношений.

По решению Пленума ВАС РФ в составе арбитражного суда субъекта могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта.

 

Дисциплинарное судебное присутствие

Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (за исключением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместителей, а также судей, входящих в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и в состав Совета судей Российской Федерации) в количестве шести членов.

Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются исходя из следующей нормы представительства: три судьи от Верховного Суда Российской Федерации и три судьи от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Дисциплинарное судебное присутствие в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия, осуществляет следующие полномочия:

1) рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ или решением квалификационной коллегии судей субъекта РФ за совершение ими дисциплинарных проступков, на указанные решения квалификационных коллегий судей;

2) рассматривает обращения Председателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

По результатам рассмотрения жалоб и обращений Дисциплинарное судебное присутствие принимает следующие мотивированные решения об:

1) удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей;

2) удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи;

3) отказе в удовлетворении жалобы или обращения.

Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Дисциплинарного судебного присутствия осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

 

Конституционные суды

Конституционный контроль - это деятельность по обеспече­нию законности в сфере нормотворчества, направленная на проверку соответствия Конституции РФ законов и иных нор­мативно-правовых актов.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представ­лению Президента РФ.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия.

Принципы деятельности Конституционного Суда РФ:

• принцип независимости судей;

• принцип коллегиальности: любое дело в Конституционном Су­де РФ рассматривается коллегиально, однако только судьями Конституционного Суда РФ без участия присяжных или арбитражных заседателей;

• принцип гласности. Из этого принципа существуют широкие изъятия, например, для охраны государственной, служебной, профессиональной тайны, тайны частной жизни и др.;

• принцип состязательности и равноправия сторон.

В Конституционном Суде РФ ранее создавались две палаты, в одной из которых могло быть не более 10 судей, а в другой - не более 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.094 с.)