Правила разумного отношения к голосовым связкам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила разумного отношения к голосовым связкам



 

- Не кричите (даже на детей - это тоже считается криком J).

- Не разговаривайте в шумных местах (в самолете-«кукурузнике», заводском цехе, автомобилях с плохой звукоизоляцией кузова, возле движущегося поезда и т.д.).

- Не ешьте излишне острую (соленую, сладкую, горькую, перченую) и горячую пищу перед пением.

- Также не стоит перед пением употреблять в пищу орехи, семечки, печенье, растительное масло, шоколад, виноград, так как мелкие частицы этих продуктов, осаждаясь в складках слизистой оболочки, могут помешать четкой работе голосового аппарата. Это вызывает чувство щекотания, першения и желание откашляться, что мешает процессу работы голоса.

- Не пейте газированную воду перед пением и ледяную воду сразу после пения.

- Не пойте на голодный желудок (откуда ж сила возьмется?) Рекомендуется кушать за 1-2 часа до пения, но при этом не переедать.

- Если чувствуете усталость, пейте (по чуть-чуть, маленькими глотками), простую, не газированную, не холодную воду.

- Знайте особенности своего организма, правильно планируйте свои нагрузки, мудро чередуйте работу и отдых.

- Стремитесь к уверенности в своих силах и возможностях. Достигайте этого всесторонним образованием, практикой и молитвой.

- Поддерживайте нормальное состояние своего здоровья (не болейте, занимайтесь спортом).

- Перед началом пения распойтесь.

- Не берите слишком высокие и слишком низкие для Вас ноты, не подготовившись. Особенно, никогда не балуйтесь слишком высокими звуками - это разрушило гораздо больше голосов, чем старость J.

- Пойте чаще (не только на служении), занимайтесь самостоятельно вокалом каждый день, с педагогом 1-2 раза в неделю не менее 45 минут.

- Будьте дисциплинированными и целеустремленными во всем и всегда.

- Всегда начинайте петь в хорошем настроении.

- Будьте предельно внимательны к себе, к окружающим, к лидеру, пастору и Духу Святому.

- Никогда «не перегибайте палку», живите и служите в балансе.

- Цените то, что дал Вам Бог! Просите у Бога МУДРОСТИ на все. Поверьте, без нее Вы не справитесь!

 

И еще несколько важных вещей. Чтобы сохранить свой голос, Вам следует постоянно поддерживать голосовую форму. Даже самые опытные и талантливые певцы периодически приходят к педагогам для того, чтобы проверять правильность звучания своего голоса.

Необходимо восстанавливать, контролировать свои условные рефлексы, певческие навыки, на которых строится голосообразование. Сам исполнитель привыкает к звучанию своего голоса и не замечает изменений в нем. Поэтому нужно “постороннее ухо” для контроля. Мы подробнее поговорим об этом в следующей главе, однако, пожалуйста, не бегайте от одного педагога к другому, занимайтесь с тем педагогом, который прививал Вам вокальные навыки или хорошо знает Вас и особенности Вашей постановки голоса. Это обеспечит быстрое восстановление певческих навыков, дававших в свое время хороший результат. Менять педагогов можно, но лучше это делать только в начале обучения, пока вы еще ищете свой вокальный путь.

Также хочу заметить, что часто профессиональные заболевания (переутомления и перенапряжения) возникают при напряженной и спешной подготовке к служению, концертам, или если неожиданно привлечь левита к исполнению соло или ведению песни. Так что, срыв может произойти и от неравномерно возникающей физической нагрузки, и от усиленного прессинга на нервную систему.

 

Лучшее лекарство от усталости - это отдых и молчание.

 

Если Вы лидер прославления, запомните, никогда и ни в чем не должно быть никакого проявления насилия по отношению к певцу. Иными словами, не заставляйте вокалистов делать что-либо против их воли, так как это может отразиться на их нервной системе, а соответственно голосе. Также будьте грамотны в области физиологии и гигиены. Как лидер, наставляйте певцов вашей команды, как им беречь свои голосовые данные, или направляйте их к соответствующим специалистам. Берегите не только свой голос, но и голоса других.

И последнее - избегайте переутомления голоса. Лучшее лекарство от усталости - это отдых и молчание. Поэтому старайтесь придерживаться режима молчания в «больные» дни и/или снижайте нагрузки на связки. Несоблюдение этого правила может привести к продолжительным нарушениям голосовой деятельности. И хотя, опять-таки, каждый организм индивидуален и у каждого организма есть свой порог выносливости, берегите голос, помня, что сегодняшний день - это звено в цепи последующих дней вашей вокальной жизни.

Глава 3

Как развить свой голос

 

Вникай в себя и в учение; занимайся этим постоянно…

1 Тим. 4:16

Известный русский композитор Михаил Глинка однажды сказал: «Все голоса от природы несовершенны и требуют учения, цель которого исправить недостатки и усовершенствовать голос». Однако хочу сразу же подчеркнуть очень важную мысль: для обучения нужна система. Если Вы не работаете по какой-либо системе или не знаете, какую из них выбрать, выдумайте свою - любую! Обучиться чему-либо можно только в систематичности!!!

 

Если Вы не работаете по какой-либо системе или не знаете, какую из них выбрать, выдумайте свою - любую! Обучиться чему-либо можно только в систематичности!!!

 

Давайте вместе посмотрим, какие есть методы работы по развитию голосовых данных, иными словами, где и как можно развить голос.

- Время на репетиции.

- Индивидуальные занятия с педагогом (или лидером группы, если он компетентен в этом вопросе и четко знает, каким должен быть конечный результат).

- Домашняя подготовка левита (проявление творческой инициативы). Это включает в себя повтор песен на служение, изучение новых песен с обязательным проигрыванием их на инструменте с темперированным строем (хорошо настроенное пианино, рояль, синтезатор). Эти занятия служат для развития координации внутреннего и внешнего слуха, музыкальной памяти и, конечно, помогают чувствовать себя уверенно, более подготовлено и, соответственно, быть намного свободнее в пении во время прославления и поклонения.

- Пение в ансамбле (помимо репетиции, в свободной обстановке). Имеется в виду повтор или изучение партий по 2-6 человек. Очень хорошо, когда кто-нибудь из этой группы свободно владеет игрой на «клавишах». Это позволит не только подыгрывать партии, но и, по возможности, больше «петь в Духе», импровизировать, даст возможность почувствовать потенциал своего голоса, услышать важность и красоту своего тембра в ансамбле.

- Прослушивание качественных аудио- или видеозаписей вокала (лучше, чтобы эти записи вокалистам давал их лидер, поскольку то, что мы слушаем, формирует наше представление о правильности пения и ведения прославления и поклонения вообще). Иногда слыша прославление какой-нибудь небольшой церкви, я с легкостью могу определить их музыкальные предпочтения или чьи аудиодиски они слушают чаще всего.

Также важно время от времени посещать хорошие концерты (классика и/или эстрада, вокал и инструментальная музыка) и служения других церквей. Это, в первую очередь, расширяет музыкальный кругозор вокалистов. Но при этом никогда не осуждайте (!), говоря о минусах или о том, что неприемлемо лично для Вас и служения Вашей церкви. Всегда находите плюсы. Главное, возьмите какой-то урок для себя и Вашего коллектива. Пусть это не будет время потраченное «впустую». С другой стороны, не пытайтесь слепо копировать других. Старайтесь много слушать и смотреть, но при этом не потеряйте свою неповторимость.

 

Очень внимательно подходите к выбору музыки, которую Вы слушаете. Все, что Вам нравится, оставляет отпечаток на Вашем голосе и формирует Ваш личный эталон вокала.

 

Хочу напомнить, что для того, чтобы овладеть искусством вокала, нужно обладать чувством самоконтроля и хорошим воображением. Так как мы не можем увидеть и не всегда можем проконтролировать то, что происходит внутри нашего организма, управлять «невидимыми» мышцами нам помогает наша фантазия и/или наша рефлекторная память. Например, если я скажу Вам поднять гортань и опустить кадык, Вы надолго задумаетесь… А если я скажу «горячая картошка во рту» или «полузевок», Ваша рефлекторная память моментально напомнит Вам состояние идеально подходящее для вокала.

Кстати, по моим наблюдениям, максимальных успехов в обучении достигают те тандемы «педагог-ученик», где преподаватель находит ключ к миру воображений-представлений ученика. Тогда педагог доносит информацию на примерах-представлениях, которые понятны ученику (он может это представить или он это уже чувствовал). Так же, как правило, ученик сможет максимально научиться от того педагога, который близок ему по душевному настрою или является для него авторитетом, эталоном во многих вещах.

 

Усовершенствование вокальных данных - это понятие сугубо индивидуальное. И решаются проблемы исключительно с профессиональным (практикующим) педагогом-вокалистом.

 

Как выбрать педагога?

1. Послушайте, как педагог поет. Он не сможет Вам дать больше, чем сам умеет. Если голос педагога будет слабее Вашего, он сможет научить Вас только основным принципам вокала, но не разовьет Вашего потенциала.

2. Познакомьтесь с педагогом, узнайте о его образовании, о том, где он работал. Из этого Вы поймете особенности его методики преподавания.

3. Хорошо было бы познакомиться с другими учениками Вашего педагога. Прислушайтесь, меняется ли их голос, как общается с ними педагог (приемлемо ли это для Вас).

4. Расскажите педагогу о своих потребностях, о том, чего Вы ожидаете от уроков, каким видите свой голос. Если есть возможность, продемонстрируйте ему записи вокалистов, которые Вам очень нравятся, или стили, в которых Вы хотели бы петь. Педагог заранее должен знать, чего от него ожидают, как строить работу, какой репертуар нужно подбирать, и, вообще, сможет ли он Вам помочь (хотя вряд ли он Вам в этом признается J).

5. Определите для себя, понимаете ли Вы, о чем говорит педагог, когда объясняет Вам как нужно петь. Не стесняйтесь задавать вопросы. Первые 2-3 урока будут решающими.

 

Расскажите педагогу свои потребности, чего Вы ожидаете от уроков.

 

6. Комфортно ли Вы чувствуете себя на уроках? Возможно, стоит обратить внимание на то, ГДЕ вы занимаетесь: иногда вокалисты не могут расслабиться на уроках, которые проходят в квартире педагога, иногда наоборот, воспоминания о школе закрепощают человека. Определите, что Вам комфортнее. Кстати, мне знакома практика и уроков-дуэтов. Когда на уроке присутствуют 2 и более учеников, то есть вокалисты занимаются с педагогом по очереди (но не менее 45 минут в общей сложности на одного человека). Один ученник поет – остальные внимательно слушают, размышляя как применить замечания педагога к себе. Такие уроки важны для тех, кто привык работать в команде или по каким-либо причинам не комфортно чувствует себя с педагогом один на один.

И еще несколько очень важных вещей! Во-первых, не ожидайте феноменальных результатов сразу после первого урока. Вокал – это не таблица умножения, которую раз выучил и дальше постоянно пользуешься без чьей-либо помощи. Вокалом (искусством пользоваться своим голосом) нужно заниматься всю свою творческую жизнь. Педагог на уроках закладывает фундамент, нарабатывает с нами нужные для нас навыки. Как правило, вокальный фундамент – это упражнения-распевки и произведения классиков (удобные для Вашей высоты голоса и ваших возможностей вообще). Этот материал может определить только Ваш педагог, хотя Вы имеете право внести предложение о замене произведения, если оно не соответствует Вашему мировоззрению. Например, стоит заменять тексты с ярковыраженным негативным смыслом: «Я несчастна! Умираю я от горя» и т.д. Вы можете апеллировать, что Вы, как верующий человек, не можете достаточно убедительно спеть это исповедание J. А я, как пастор, призываю Вас, учитесь убегать от таких текстов и, вообще, следить за тем, что Вы поете даже на уроках вокала.

Во-вторых, не бегите за вывеской «эстрадное пение». К сожалению, у нас не так много профессиональных педагогов в этой сфере. Есть горе-педагоги, на чьих уроках Вы не всегда найдете логику: зачем, например, на уроках «эстрадного пения» рычать, рычать громко? Или почему они превозносят «эстрадное пение» за счет высмеивания академического?

Термин «академический» обозначает «высшей квалификации, образцовый; соблюдающий установившиеся традиции (в науке, искусстве); следующий строгим классическим образцам, установившимся традициям, сложившимся правилам». (Словарь Ефремова, словарь Ожегова, Большой энциклопедический словарь). Грубо говоря, «академический» значит «образцовый, правильный». Таким образом, эстрадное пение – это не противоположность академическому вокалу. Для меня академическое пение - как фундамент, основа, овладев азами которого, я могу изучать особенности и оперно-концертного исполнения, и народного, и эстрадного пения.

Эстрадное пение – это умение петь «легкую», популярную, доступную для слушателя музыку. Однако, не зная алфавита, мы не сможем научиться писать. Я считаю, что эстрадное пение без академической постановки голоса может даже навредить вокалисту, так как при неправильном использовании голосовых связок на них образовываются «узелки», полипы, а это может привести к необратимым последствиям. Поэтому я советую Вам, в первую очередь, заняться академической постановкой, то есть научиться распределять нагрузку во время пения на все органы звукообразования, а не только «нагружать» связки. И только после этого есть смысл переходить к эстрадному пению.

В-третьих, помните: педагог вокала – это не волшебник. Он не сможет сделать из Вас вокальную копию Селин Дион или других известных исполнителей. Если только Вы будете постоянны в обучении, внимательны к рекомендациям педагога и послушны в их исполнении, Вы сможете развить СВОЙ голос, его силу и чистоту; научитесь правильно формировать звуки; петь слитно, без срывов. Со временем расширите свой диапазон (Вам не нужно будет набирать полные легкие воздуха каждые два слога) и постигнете еще многое другое. Но главное, Вы станете более уверены в своих возможностях. Ведь зачастую именно неуверенность в своем голосе, его красоте, сковывает Вас для новых подвигов на вокальном поприще.

 

Помните, педагог вокала – это не волшебник!

 

Если Вам нравится личность Вашего педагога, Вы понимаете его объяснения, если Вы чувствуете перемены, Вам не тяжело петь (то есть у Вас ничего не болит после вокала), Вы, хотя еще ничего толком не понимаете, но все равно чувствуете себя свободно, не зажимаетесь, я думаю, это Ваш педагог.

Где найти педагога?

Я знаю, что для многих это ключевой вопрос. Обязательно, где-то недалеко от Вас есть:

- музыкальная школа (руководители детских хоров, педагоги-бандуристы);

- школа искусств;

- общеобразовательная школа (педагоги музыки, руководители детских самодеятельных коллективов);

- детские дошкольные учреждения (музыкальные работники);

- дворцы культуры (педагоги-вокалисты, бандуристы, дирижеры хоров).

Также можно найти хороших педагогов:

- в училищах культуры (там есть вокальные факультеты);

- в педагогических училищах;

- в музыкальных училищах;

- в филармонии (артисты-вокалисты);

- в детских музыкальных театрах (артисты-вокалисты);

- во всех театрах, где есть постановки музыкальных спектаклей;

- в высших музыкальных заведениях (консерватории, академии).

А по большому счету, везде, где вы слышите музыку, есть руководитель. Так что вперед на поиски! Искренне желаю Вам найти педагога по Вашему сердцу!

 

Глава 4

Как вести себя на сцене?

 

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

Кротость ваша да будет известна всем человекам

Господь близко.

Фил.4:4-5

Сразу же хочу отметить несколько вещей, которые, по моему мнению, очень важны для лидера прославления:

- Ведение песен. Если бы церковь не нуждалась в этом, такой должности бы не было. Вести песню нужно так, чтобы ничто не отвлекало церковь от поклонения своему Творцу.

- Чудесный голос (без мании величия и самовлюбленности J).

- Любовь к Богу и любовь к людям (и в том, и в другом случае лидер – слуга).

- Хорошая реакция, внимательность и умение «держать руку на пульсе служения» (то есть первым реагировать на все происходящее).

- Умение управлять коллективом и послушание своему пастору.

Запомните, выбирая стиль пения нужно быть очень лояльным. Хороший левит-вокалист на сцене напоминает мне хамелеона - не меняя своей внутренности (личные предпочтения в пении, стиле музыки, особенности характера), он умело старается подстраиваться под окружающую среду (церковь). Стиль исполнения песен, особенности внешнего вида (присутствие формы, макияж, украшения и т.д.), степень свободы поведения на служении определяет лидер (пастор) прославления под руководством (благословением) старшего пастора вашей церкви.

Я думаю, что Библия предоставляет для нас достаточно мест Писания, чтобы быть послушными. Пожалуйста, прочитайте их и поставьте все на свои места, если в этом есть надобность: Рим. 13: 1-7; Тит. 3:1; 1 Пет. 2: 13-14; Еф. 6: 5-7; Кол. 3: 23-25; 1 Пет. 3: 8-16; Пс.146:6. Итак, если мы послушны Богу, мы должны быть послушны и всем вышестоящим властям. Пусть Господь даст Вам мудрость, смирение и терпение во всем!

 

Выбирая стиль пения нужно быть лояльным к Вашей церкви и послушным Вашему пастору.

 

Лидеру прославления важно учиться мыслить «крупным планом» (не одной песней, но всем временем прославления-поклонения, как одной песней). Используй развитие, кульминационные точки и т.д. Имей виденье на все время прославления – поклонения и на каждую песню в частности (что ты хочешь сказать этой песней и всем прославлением вообще).

 

Важно учиться мыслить не одной песней, но всем временем прославления-поклонения, как одной песней.

 

Постоянно обучайтесь проникать в содержание музыки, понимать ее стилевые особенности. То есть, если поете песню, оформленную в народный стиль, спойте ее с «искринкой» которая свойственна только Вашему народу. Если в Вашем репертуаре есть что-то легкое, не перегружайте эту песню колоратурой (украшениями). Если поете «попсу», не трогайте ариозный стиль исполнения, позаимствованный из оперных театров. Изменяйтесь для того, чтобы помочь Невесте Иисуса самым лучшим способом прославить Царя.

Обучайтесь музыкальной декламации и музыкальному исполнению вообще. Отличайте глубину чувств от поверхностных проявлений эмоций. Учитесь заимствовать у других исполнителей лучшее (действительно лучшее), а не все подряд: охи, вздохи, манерность, слащавость голоса и т.д. Изредка даже демонстрируйте своей команде неправильные, отрицательные приемы пения, чтобы уберечь их от вредных навыков. Прививайте себе и другим хороший музыкальный вкус и высокую требовательность.

Также всегда старайтесь проникнуться текстом песен. Никогда не пойте формально. Старайтесь понять авторскую трактовку, переживание его души в каждой строчке, а потом передать это. Прославление и поклонение не терпит духовной и душевной фальши! Всегда переживайте то, что поете!

Важность слова в песне неоценима! Слова – это приготовленное блюдо, а музыка – тарелка, на которой подается блюдо. Они должны подходить друг другу, но все же во время обеда, мы больше нуждаемся в содержимом тарелки. Важно помнить, что по своей сути левитское служение – пророческое. «Пророк» означает «провозглашающий». Поэтому смело провозглашайте Слово Бога в песне!

 

Никогда не пойте формально. Старайтесь понять переживание души автора в каждой строчке, а потом передать это.

 

Задумайтесь, сколько времени на служении уделяется для прославления и поклонения. Насколько важно это время для Бога, для нас, и для тех, кто Бога еще не знает… Прославление и поклонение содержат в себе и проповедь, и молитвы-прошения, и молитвы-благодарения. Это и выражение радости, и благоговения пред Творцом. Но оно может быть испорчено, если Слово через песню не дойдет до людей.

Слова – это приготовленное блюдо, а музыка – тарелка, на которой подается блюдо.

 

Итак, позвольте мне дать Вам несколько советов по поводу того, как петь так, чтобы люди в зале могли разборчиво понять слова песен и получить от них благословение:

- во время пения следите, чтобы слово не прерывалось на вдох. Например: «Дух Святой изле-(дыхание)-йся» или «Источник у-(дыхание)-тешения».

- учитесь петь в коллективе на «цепном дыхании», чтобы никто на служении, во время пения, не заметил, когда же певцы дышат. Во время пения мы не должны коллективно прерывать слово или фразу на вдох!

- старайтесь не увлекаться чрезмерной вибрацией голоса – это вносит дисбаланс в общее звучание коллектива и, порой, в интонирование вообще.

- при округлении гласных не «перегните палку». Оперное округление звука не для широкого использования. Звук должен быть округлен в меру, чтобы зал понимал текст, который вы поете, и чтобы людям при этом было приятно Вас слушать.

- никогда не пойте с «закрытым» (малооткрытым) ртом. Вас никто не услышит! На первых порах имейте при себе зеркало и посматривайте за своей мимикой и тем, как открывается Ваш рот.

- не переусердствуйте в исполнении гласных и согласных звуков (например: ГоСПоДь – Ты Мой ПоКРоВ или мИ-И-ИлО-О-ОстИ-И-И ТвО-ОЕ-ЕйИИИ).

- обращайте внимание на ударения в словах (они должны совпадать с сильными и относительно сильными долями в тактах). Иногда (чаще всего это происходит во время перевода песни на наш «доступный» язык), в погоне за точностью воспроизведения мелодии, мы «коверкаем» слова, изменяя в них ударения.

- правильно произносите слова. Например:

 

Пишется Произносится не правильно. Произносится правильно (вокально)
Голгофа Голгохва Галгофа
Прообраз Приобраз Праобраз
Что-то Шо-та Што-то
Снег Снех Снек
Бог Бок Бох

 

Также очень важно то, с каким настроением лидер ведет прославление. К сожалению, у некоторых певцов есть привычка выходить на сцену со строгим, недовольным видом. Старайтесь избегать этого. Ничто не портит пение так, как мрачное, неприветливое или высокомерное выражение лица вокалиста, вышедшего к слушателям. Учитесь петь на полуулыбке: это и церкви приятнее видеть, и помогает «вывести» звук вперед. Не забывайте, что когда Вы поете, важно не только хорошо сформировать звук внутри, но и «выпустить» его, иначе никто так и ничего не услышит J.

Еще одно условие хорошего пения на сцене – это полная внутренняя и физическая свобода. Физическая свобода достигается естественной позой вокалиста: расправленные плечи, ровная спина, прямое положение головы. Мышцы лица, шеи и плеч также должны быть в свободном состоянии. Стоять нужно твердо и ровно. Любое напряжение в теле моментально отразится на Вашем пении. При пении нельзя запрокидывать голову, гримасничать (зажимать мышцы лица), зажимать нижнюю челюсть, излишне высовывать язык изо рта – все это не только мешает петь, но и производит отрицательное впечатление на слушателя (зрителя). Пойте свободно, естественно, не делайте ничего лишнего. Пойте, потому что Вам хочется петь, потому что пение Богу доставляет Вам удовольствие. Пойте так, чтобы и другие пели с удовольствием!

 

Одно из условий хорошего пения – это полная внутренняя и физическая свобода.

 

Духовная (внутренняя) свобода – это результат утренней молитвы, мирных взаимоотношений в семье, на роботе, в церкви и везде-везде; это результат соблюдения христианской морали в Вашей жизни и радости от исполнения Божьей воли. Свободного человека Вы узнаете по спокойной улыбке, мирному взгляду. Его голос будет звучать очень легко, «полётно», сочно. Иными словами, этому человеку так спокойно, мирно, радостно и хорошо, что в первую очередь поет душа.

Хотите знать, что нужно изменить именно Вам? Спросите людей. Также по возможности запишите себя на видео и внимательно просмотрите свое выступление. Поверьте, ничто так не вдохновляет к усовершенствованию, как мнение обычных прихожан церкви и здоровый самоанализ.

Изучайте все вокруг, что связанно с Вашим служением, но больше всего изучайте себя самого, свои возможности. Ведь в каждом из нас Богом заложен неисчерпаемый запас нового! Никогда не останавливайтесь! Никогда не пойте так, как Вы пели вчера! Не останавливайтесь на достигнутых вершинах. Пусть Ваше пение всегда будет красивым, интересным и новым для Бога и церкви.

Глава 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.053 с.)