Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория общественно-экономических формаций в интерпретации А.Ф.Лосева и П.Андерсона
К наиболее удачным примерам применения формационной теории следует отнести труды А.Ф. Лосева и П. Андерсона. И если первый продемонстрировал сущность самого формационного подхода, влияния экономического базиса на государства, право и культуру, то второй активно пропагандировал марксистскую теорию в среде британских историков. Представляется, что следует начать с трудов П. Андерсона, так как он применял формационную теорию в целом, демонстрируя ее несколько модернизированное понимание[78]. П. Андерсон считал, несколько модернизируя подход классического марксизма, что следует привлекать при изучении различных типов государств и общественно-экономических формаций не только труды историко-марксистов, но и специалистов других направлений (например, только зарождавшейся при нем «Школы анналов»). Однако именно марксистский подход он считал необходимым условием для научного исследования государства и права. При этом самим основателям марксизма, то есть К. Марксу и Ф. Энгельсу, П. Андерсон советовал не доверять, постоянно проверяя их умолчания или фактические ошибки[79]. При этом, что интересно, британский историк не считал такой подход отходом от исторического материализма, наоборот, как и в случае с использованием результатов немарксистских исследований, он считал его необходимым условием строго марксистского исследования. Вольное обращение с идеями (а точнее, с текстами) Маркса данный исследователь считал показателем свободы марксизма. Используя подобные научные установки, П. Андерсон принялся за исследование перехода от античного государства и права к феодальному, вопроса, который до него не находил сколько-нибудь широкого внимания в, как минимум, зарубежной марксистской государственной науке. В начале феодального синтеза (то есть зарождения феодального государства и права) лежал процесс рекомбинации нескольких элементов. Иными словами, в генезисе феодализма присутствовали практически те же элементы, что и при рабовладельческом и первобытнообщинном строе, однако несколько перемешанные. А именно, к ним относились разложившийся рабовладельческий способ производства, позволивший создать огромное Римское государства, и расширенные, в чем-то деформированные способы производства германских народов, находившихся тогда в состоянии варварства. Данные способы производства в первые века нашей эры подверглись эрозии, распаду, а затем конвергенции[80].
По представлениям П. Андерсона, античный способ производства приводил к существованию развитой, причем развитой до небывалых высот, городской культуры с мощной налоговой системой, философией и т.д. Все это существовало только при условии огромного числа рабов, дававшего возможность обретения досуга небольшой (относительно) прослойкой населения (рабовладельцев). При этом городская культура не была поддержана собственно городской экономикой. Действительно, в античной цивилизации не существовало коренного различия между городом и деревней (как, например, при буржуазной социально-экономической формации). Многие знатные и влиятельные горожане одновременно являлись землевладельцами, и власть их опиралась в основном на латифундии (если говорить латинскими терминами). Получалось, что город объединял сельскую элиту[81]. При этом во главе государства становились в основном землевладельца или лица, ими поддерживаемые. Соответственно римское и эллинистическое право поддерживали интересы в первую очередь сельских землевладельцев. Мы можем найти тому подтверждения в Кодексе Юстиниана, где вопросам земельной собственности, сервитутов, иных вещных прав отводилось значительное внимание. Налоговое право также было в первую очередь направлено на добывание денег из земельных собственников. Так, в четвертом веке н.э., последнем периоде стабилизации экономики, доходы от налогообложения городской торговли составляли немногим более пяти процентов от доходов, получаемых при взимании земельного налога. В налоговом же праве отражались и рабовладельческие отношения. Так, после наложения огромной контрибуции на Македонию, что позволило отменить во втором веке до н.э. практически все налоги, остались только сборы за отпуск рабов на свободу[82]. Это указывало на то, что рабовладельческая верхушка стремилась ограничить выбывание рабов из числа эксплуатируемого населения, а значит, противодействовала уменьшению своей экономической базы.
При этом, однако, П. Андерсон внес необходимые корректировки понимания природы производственных отношений в рабовладельческом обществе. Указывая, что общественно-экономическая формация является совокупностью, сложным сочетанием различных способов производства, британский исследователь-государствовед признал наличие относительно большого числа свободных крестьян-собственников. Однако при этом ученый отметил, что все-таки преобладающим в таком случае являлся рабовладельческий способ производства. По мнению британца, рабство в таком случае, с одной стороны, являлось радикальным огрублением понятий о рабочей силе – низведением раба до говорящего орудия, а с другой стороны, максимальной коммерциализацией рабского труда. Это способствовало развитию торговых отношений и, соответственно, права (в особенности вершины правовой мысли античности – римского частного права). Рабовладельческие производственные отношения в связи с этим накладывали значительные ограничения и на государство, и на право, а также на производственные силы (нерабский труд был невыгоден в создавшихся условиях, однако рабский труд оказывался не столь производителен). Прекращение значительных приобретений рабов в связи с прекращением сколько-нибудь масштабных войн привело к уменьшению их числа через несколько поколений. Это вызывало необходимость повышения эффективности труда наличного числа рабов, что, в свою очередь, привело к созданию системы колоната. Одновременно на античный мир, а следовательно, и на рабовладельческую формацию начали давить извне германские племена, только-только начинавшие свое развитие от первобытнообщинного к более развитым общественно-экономическим формациям. Германское завоевание привело также – применительно к праву – существование нескольких параллельных правовых систем: германцы подчинялись германскому праву, а местное население – в основном римскому праву, а также к зарождению феодальных отношений. В ряде мест германцы только отобрали себе часть земель, в других же местах стали считаться господами над всеми землями, с которых подвластное население должно было платить им дань. При этом феодализм, по воззрениям П. Андерсона, как было уже указано нами ранее, возник не в первые же века после крушения Римской империи, а значительно позже, после смерти Карла Великого. Так же П.Андерсон показал своеобразие развитие феодализма в Англии и Франции. Можно сделать вывод о том, что П. Андерсон попытался применить формационный подход, учитывая при типологизации государств и обществ как наработки немарксистских исторических направлений, так и своеобразие исторических условий в государствах. Второй успешной попыткой применения формационного подхода к типологии государства, права и общества следует, по нашему мнению, считать творчество А.Ф, Лосева. Конкретное выражение его подход нашел в многотомной «Истории античной эстетики», в первом томе которой великий русский философ исследовал проблемы первобытнообщинного и античного греческого государства и общества. А.Ф. Лосев предложил способ анализа воздействия базиса на надстройку, учитывающий тип государства. Так, философ указывал на то, что в основе первобытнообщинной идеологии лежит миф. Причем этот миф достаточно развит, продуман, имеет целую систему, а также своих толкователей[83].
На основании роли идеологии Лосев предлагал рассматривать многостадийность в общественно-экономических формациях. Это позволило бы учесть разницу в общественно-экономических отношениях, например, в Спарте и Афинах времен архаики, когда рабы практически не использовались в качестве средств производства, и теми же Афинами уже времен расцвета, когда рабовладение представляло собой основное средства для производства материальных благ. Кроме того, стадия раннего рабовладельческого общества объясняла своеобразие Микен. Некоторые ученые предлагали видеть в Микенском общество азиатский способ производства, при котором собственность на орудия производства принадлежит государству («азиатскому деспоту»), а различные сословия ими только владеют и пользуются. А.Ф. Лосев указывал, что типично рабовладельческим государством следует считать такое государство, которое владеет рабами (людьми). Если на ранних стадиях рабами владел род, то позже эта функция переходит государству. Отсюда – изменение воззрения на рабов. Если до этого перехода они считались практически членами семьи, то с течением времени превращаются в говорящие орудия. Так, например, в Спарте этот переход рабов к государству оказался наиболее ярким: государство стало считаться собственником рабов, а материальные блага, полученные в качестве результатов их труда, перераспределяло между спартиатами и периэками[84]. На основании государственного права на рабов стало формироваться и мировоззрение свободных людей. Получившие досуг, они стали видеть в себе «движителей» (то, что позже будет выражено Аристотелем), разум, душу, тогда как рабов они видели в качестве бесформенной материи, которые они, как разум, должны оформить, приказать им делать что-либо или воздержаться от действия. Таким образом, рабовладельческое государство стало государством свободных и творчески мыслящих личностей, частных собственников, которые противостояли рабам как бездушным орудиям, бесформенной массе, созданной для производства материальных благ и исполнения приказаний. Следовательно, продумывание до конца формационного подхода вскрыло саму природу государства (в данном случае – рабовладельческого), не просто на уровне противостояния двух классов, собственников и собственности, но на уровне культурном и психологическом.
К сожалению, в дальнейшем в отечественной (и, насколько нам известно), в мировой науке столь результативно и профессионально формационный подход к исследованию государства, права и общества не был применен. Стали прибегать в основном к попыткам синтеза или хотя бы указания на равноправие формационного и цивилизационного подходов. Одной из попыток примирения формационного подхода с цивилизационным следует считать исследование М.Н. Марченко актуальных проблем государства и права. Правовед неоднократно указывал, что формационный и цивилизационный подход не следует рассматривать как противостоящие друг другу подходы, но, как минимум, они являются взаимодополняющими[85]. Другие современные теоретики права указывают на неприменимость формационного подхода к изучению государства и права в силу того, что формационный подход был основан в основном на исследовании европейского опыта, без учета специфики развития государств на других континентах (или, например, Восточной Европы). Так, в частности, профессор В.Н. Синюков указывает на то, что Россия в своем развитии проходила своеобразные, присущие только ей этапы, что в ее истории нельзя выделить античного периода, чистого феодального (в понимании К. Маркса и Ф. Энгельса или даже модернизированного в русле идей П. Андерсона), ни буржуазного периода (или его следует растянуть всего лишь на несколько десятилетий). Для этого есть свои основания, как минимум, в отношении вопроса о существовании феодального права и феодального государства в русской истории, о чем мы говорили выше. Таким образом, в последнее время было предпринято как минимум две успешных попытки практического применения в исследовании государств формационного подхода: речь идет о подходе А.Ф. Лосева и П. Андерсона, однако данные подходы вобрали в себя не только разработки классиков марксизма, но и идеи других, противоположных им по духу школ.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.01 с.) |