Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели и задачи курса «Основы православной культуры»
Содержание программы Литература ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования и развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране. Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые, вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, – невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей). Решение проблемы духовно-нравственного воспитания актуализируется и по той причине, что в традиционной педагогике в свое время она не получила достаточного рассмотрения, не имела обоснованной теории и опыта воспитания духовно-нравственной сферы личности в ее целостности. Понятия «духовность», «духовный мир человека», «душа», «смысл жизни» и другие, являющиеся жизненно значимыми для каждого человека, не представлены ни в каких-либо словарях, ни в содержании государственного образования. Более того, вопрос о воспитании души, духовного мира в государственных учебных программах светских образовательных учреждений не ставился. Образовательные процессы в вузах и школах были и остаются ориентированными преимущественно на формирование и развитие интеллектуальных сил обучаемых, а духовные ценности бытия в воспитании личности подменяются ценностями искусства и художественной культуры, моралью отношений.Вместе с тем теория и опыт педагогической культуры России свидетельствуют о том, что Российское государство и его система образования в различные периоды истории имели положительные примеры воспитания у граждан высокой духовности и нравственности, яркие примеры бескорыстного служения Отечеству и своему народу. Духовная и нравственная культура учителей России выросла на лучших традициях русской народной культуры, основу которой составляет тысячелетний опыт православной веры.
Православная педагогическая культура в России изначально представлена в трудах ученых-богословов. Духовная сущность человека, возвышающая его над всем другим биологическим миром, его предназначение и смысл жизни, забота о воспитании и взращивании души, предупреждение от дурных поступков, образование и подготовка к достойному вступлению в общественную жизнь – всегда были предметом их рассмотрения. Педагогические идеи основоположников святоотеческой педагогики о воспитании истинного христианина занимали одно из центральных мест в поиске ими путей этого воспитания. Так, духовно-литературное наследие святителя Феофана Вышенского показывает, что основное внимание он уделял вопросам христианской антропологии, духовного мира человека, устроения его души и заботы о ней, вопросам совершенствования духовной жизни в процессе жизненного пути. Выделение духовного начала и нравственности человека как предметов особенных забот в воспитании не умаляло в суждениях православных педагогов значимости физического, эстетического и трудового воспитания. При этом одной из основополагающих педагогических идей была идея взаимосвязи светских наук и религиозного образования (Григорий Богослов, 391 г.).
Проблемы духовной сущности человека, воспитания его души, патриотизма и национального достоинства, значимости и роли отечественной культуры в воспитании гражданина России, необходимости взаимосвязи светской и православной педагогической культуры в деле образования раскрываются в трудах великого русского педагога К. Д. Ушинского. В его педагогических воззрениях отражаются глубокие философские взгляды на природу и сущность человека. Им поставлена фундаментальная проблема необходимости изучения личности во всей ее целостности, проблема антропологических знаний, «в которых изучается телесная и душевная природа человека». Он поясняет, что в основе нравственного развития ребенка должно лежать воспитание в нем «чувствований», которые составляют «строй души» человека. К. Д. Ушинский подчеркивал значимость православной педагогической культуры в воспитании человека: «В том-то и состоит заслуга христианства перед цивилизацией, каково бы ни было наше миросозерцание, что христианство коренным образом изменило природу человека и отношение человека к человеку, не требуя для этого ни особенных знаний, ни особенно развитого ума». Огромную роль воспитательного воздействия православной культуры великий педагог видит в ее глубоком содержании, где религиозное, нравственное, этическое и эстетическое объединяются в единое их педагогической сущностью. О необходимости воспитания духа, души и национального самосознания на основе отечественной педагогической культуры он говорит как об основополагающей задаче государственной важности. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям является необходимым условием формирования человека и гражданина интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие. Изучение православной культуры способствует реализации требований к образовательному процессу: – обеспечение самоопределения личности в системе образования; – создание условий для самореализации личности; – формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира; – интеграция личности в национальную и мировую культуру; – социализация учащихся в современном российском обществе и интеграция в пространство российской культуры. В системе задач общего образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье сегодня выступают в роли первоочередных.
Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях в соответствии с настоящим Примерным содержанием обеспечивается: 1) культурологическим, неиндоктринальным содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры; 2) правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование; 3) организационно-правовой независимостью государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий; 4) методическим контролем служб учредителя государственных и муниципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания православной культуры. Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому самоопределению, не предусматривает участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся в религиозную организацию. Принципами государственной политики в сфере образования (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 2 «Принципы государственной политики в области образования») провозглашены: «1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений». Все эти принципы также не только не препятствуют изучению православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации, но и обосновывают его значимость и актуальность в современных условиях.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.008 с.) |