Управление издержками предприятия. Точка безубыточности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление издержками предприятия. Точка безубыточности.



Издержки — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности.

Исходя из экономического содержания, их можно классифицировать следующим образом:

1. Издержки, связанные с извлечением прибыли - затраты на обслуживание производственного процесса, на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции.

2. Издержки, не связанные о извлечением прибыли - расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цеди. Сюда же включаются поощрительные выплаты работникам, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы. Принудительные - налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, создание резервов, финансовые санкции.

В зависимости от экономического содержания и целевого назначения всю совокупность Издержек отдельного предприятия можно объединить в несколько самостоятельных групп:

А) Затраты на производство и реализацию продукции (работ и услуг)

Б) Затраты на воспроизводство производственных фондов

В) Операционные расходы

Г) Расходы социально-культурного характера

В зависимости от способа отнесения затрат на себестоимость затраты подразделяются на:

ПРЯМЫЕ – расходы, которые связаны с производством отдельных видов продукции и могут быть непосредственно включены в себестоимость:

на приобретение сырья, покупных изделий, полуфабрикатов, затраты на заработную плату.

КОСВЕННЫЕ – затраты, которые связаны с производством различных видов продукции, в связи с чем их нельзя прямо отнести на себестоимость конкретного вида продукции: на содержание и эксплуатацию оборудования, зданий, заработная плата вспомогательных рабочих, административного аппарата, инженерно-технических работников и др. Такие затраты включаются в себестоимость конкретного вида продукции с помощью специальных методов, которые определяются отраслевыми методическими указаниями и рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ и услуг).

В зависимости от связи с объемом производства затраты делятся на:

УСЛОВНО-ПОСТОЯННЫЕ, к которым относят затраты, существенным образом, не зависящие от объемов производства продукции. К их числу относят: затраты на отопление и освещение, ЗП управленческого персонала, амортизационные отчисления, арендная плата, административно-хозяйственные расходы

УСЛОВНО-ПЕРЕМЕННЫЕ – затраты, зависящие от объемов производства, в связи с чем они растут или снижаются пропорционально его изменению объемов: затраты на сырье и основные материалы, технологическое топливо и энергию, заработная плата основных производственных рабочих.

Управление издержками на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т. е. разработку (принятие) и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ. Выполнение функций управления в полном объёме по всем элементам составляет цикл воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую систему (объект управления). При этом управлении затратами шире, глубже и многообразное, а, следовательно, и сложнее суммирования управления эффективностью использования отдельных ресурсов, поскольку учитывает их комплексное использование, возможную взаимозаменяемость и различие в величине и сроках влияния на результаты работы предприятия.

В современной мировой практике существуют следующие методы оценки эффективности управления затратами:

- «стандарт-кост»;

- «директ-костинг»;

- метод управления постоянными и переменными затратами;

- АВС - метод.

Разработка норм-стандартов, составление стандартных калькуляций до начала производства и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов, систематизированных как совокупность, получил название «стандарт-кост». «стандарт-кост» - это система оперативного управления и контроля за производственным процессом и затратами на производство, а также система анализа причин, в силу которых образовалась разница между стандартной и фактической себестоимостью продукции и выручкой от ее реализации. Принципы этой системы являются универсальными, и поэтому их применение целесообразно при любом методе управления затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

К достоинствам системы «стандарт-кост» относят:

- обеспечение информацией об ожидаемых затратах на производство и реализацию изделий;

- составление отчета о доходах и расходах с выделением отклонений от нормативов и причинах их возникновения.

Недостатком этой системы является трудность составления стандартов согласно технологической карте производства. Изменение цен, вызванное конкуренцией на рынке сбыта товаров, инфляция, все это осложняет исчисление стоимости остатков готовых изделий на складе и незавершенного производства. Стандарты можно устанавливать не на все производственные затраты, в связи с чем на местах ослабляется контроль за ними. Более того, при выполнении большого количества различных по характеру заказов за сравнительно короткое время исчислить стандарт на каждый заказ практически невозможно. В таких случаях вместо научно обоснованных стандартов на каждое изделие устанавливают среднюю стоимость, которая является базисом для определения цен на изделие. Несмотря на этот недостаток, руководители организаций используют данную систему как мощный инструмент контроля за издержками производства, управления, планирования и принятия необходимых решений.

Системы «директ-костинг». В основу этой системы был заложен принцип подразделения затрат на постоянные и переменные.

Основные преимущества системы «директ-костинг» [7. С. 12]:

-отсутствие процедур по составлению сложных расчётов для условного распределения постоянных затрат между видами продукции; -возможность проведения сравнительного анализа рентабельности различных видов продукции; -возможность определения оптимальной программы выпуска и реализации продукции; -возможность выбора между собственным производством продукции или закупкой у поставщика; -возможность определения порога рентабельности (точки безубыточности, порогового объёма продаж), запаса прочности организации и нижней границы цены продукции или заказа; - упрощение и точность исчисления себестоимости продукции, так как себестоимость планируется и учитывается в части только производственных затрат.

К недостаткам системы «директ-костинг» можно отнести:

- в случае использования в конкурентной борьбе демпинга – продажи товаров по заниженным ценам для достижения привилегированного положения на рынке возникает опасность, что масса постоянных неделимых затрат не сможет быть покрыта маржинальным доходом. Тем самым организация попадает в зону убытков;

- ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям отечественной системы управления, так как отсутствует расчет полной себестоимости продукции;

- установленные цены на продукцию организации должны покрывать все издержки организации.

Метод управления постоянными и переменными затратами. Для принятия решения о планировании состава, структуры и величины текущих затрат используют фактические данные о себестоимости продукции и полученной прибыли за истекший период и детальную информацию об ожидаемых затратах и доходах.

Изменяя соотношения между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей организации, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли. Эта зависимость носит название «эффект производственного рычага» (ЭПР)

ЭПР = В - ПЗ / П, (1.2)

где, ЭПР - эффект производственного рычага;

В - выручка от продаж;

П - прибыль от продаж.

Чем больше доля постоянных затрат в общей величине издержек, тем сильнее сила воздействия производственного рычага и наоборот. Такая закономерность действует в условиях роста выручки от реализации. При ее снижении сила воздействия производственного рычага возрастает вне зависимости от доли постоянных затрат гораздо быстрее [7. С. 12].

Увеличение доли постоянных затрат еще больше увеличит силу воздействия производственного рычага. Следовательно, можно сделать следующие выводы:

- сила воздействия производственного рычага зависит от структуры активов организации, доли внеоборотных активов; чем больше стоимость основных фондов, тем больше доля постоянных затрат;

- высокий удельный вес постоянных затрат сужает границы мобильного управления затратами;

- чем больше сила воздействия производственного рычага, тем выше предпринимательский риск.

Эффективное управление текущими затратами невозможно без определения порога рентабельности.

Порог рентабельности характеризует достижение такого объема производства, при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат. Ниже этого объема выпуск продукции, оказание услуг становится невыгодным. Порог рентабельности можно определить по следующей формуле:

ПР = ПЗ / (В - ПЗотн), (1.3)

где, ПР - порог рентабельности;

ПЗ - переменные затраты;

В - выручка от продаж;

ПЗотн - переменные затраты в относительном выражении.

С помощью порога рентабельности определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты, и наоборот – высокий порог рентабельности замедляет окупаемость затрат.

Анализ точки безубыточности – один из фундаментальных способов финансовых оценок. Метод анализа безубыточности называют еще методом критического объема продаж, методом «мертвой точки» или «порога безубыточности». Анализ точки безубыточности направлен на определении того объема производства и реализации, при котором организация окупает свои издержки, но еще не делает прибыли. Это и есть точка безубыточности.

Vпр = ПР / (Су – Упр) = ПР / УМД, (1.4)

где, Vпр - объем продаж в натуральных единицах в точке безубыточности;

ПР - постоянные расходы;

Су - стоимость одной услуги;

Упр - удельные постоянные расходы;

УМД - удельный маржинальный доход.

В непосредственной связи с точкой безубыточности находится величина, именуемая запасом финансовой прочности. Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сократить объем деятельности до порога безубыточности.

ЗПФ = В – ПР, (1.5)

где, ЗПФ - запас финансовой прочности;

В - выручка от продажи;

ПР - порог рентабельности.

Стратегия управления текущими затратами сводится к определению:

- суммарных текущих затрат, необходимых для выпуска определенного объема продукции;

- оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами;

- запаса финансовой прочности;

- сроков окупаемости текущих затрат организации.

Поиск новых методов получения информации привел к появлению метода АВС (англ. Activity-Based-Costing). Сущность его заключается в том, что организация рассматривается как набор рабочих операций, определяющих его специфику. Суть данного метода заключается в том, что эффективным снижением затрат служит ресурсосбережение. Управление затратами должно обеспечить их реальное снижение за счет сокращения деятельности, не создающей добавленной стоимости и совершенствования деятельности, которая повысит ценность изделия.

Маржинальный анализ — анализ соотношения объёма продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях.

В основе маржинального анализа лежит деление затрат на переменные и постоянные. Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход, который представляет собой разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами. Маржинальный доход называют также суммой покрытия, то есть той частью выручки, которая покрывает постоянные затраты и формирует прибыль. Чем больше маржинальный доход, тем быстрее будут перекрыты постоянные затраты и тем быстрее организация, предприятие начнёт получать прибыль[2].

Маржинальный доход на весь объём продукции рассчитывается по формуле:

M = S - V

где S - выручка от реализации продукции, услуг; V - совокупные переменные затраты.

Маржинальный доход на единицу продукции рассчитывается по формуле:

M = (S-V) / Q = p -v

где Q - объём реализации продукции в натуральном выражении; p - цена единицы продукции; v - переменные затраты на единицу продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.02 с.)