Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семейство международных стандартов ИСО
Один из стандартов, который успешно был разработан международной организацией по стандартизации и успешно поддержан мировым сообществом – это стандарт ИСО 9000. Стандарт уполномочен обращаться к каждой участвующей стране в рынке товаров и услуг, которая, в свою очередь, дает стандарту собственное национальное обозначение. Например, авторское право стандарта поддержано в США Американским национальным институтом стандартов (ANSI). Этот стандарт также создается и поддерживается Американским Обществом Качества (ASQ). Таким образом, в США он имеет обозначение ANSI/ASQ Q-9000:2000. В России он обозначается ГОСТ Р ИСО 9000:2000 (цифры через двоеточие в обозначении стандартов означают год введения в использование).До настоящего времени свыше 90 стран участвовали в использовании стандарта, и более чем 50 из них сделали свои национальные обозначения. Существует такие очевидные стороны взаимоотношений при производстве продукции и услуг, как поставщик и заказчик, называемые первой и второй стороной. Первоначальное направление ИСО 9000 состояло в том, чтобы быть родовым стандартом для компаний заказчика, с помощью которого они могли удостовериться в способности поставщиков произвести продукцию надлежащего качества (это называется аудитом второй стороны). Однако, с течением времени стало ясно, что типичная компания должна иметь ревизию третьего лица, чтобы обеспечить потребности различных заказчиков. Это – все более непреложная истина для любой компании, занятой в международной торговле. В качестве третьей стороны выступают, как правило, независимые органы сертификации, никоим образом не связанные с первой и второй стороной. Проверка на соответствие стандартам производится именно в процессе сертификации компании, и при успешном прохождении выдается сертификат на систему качества. Движущая сила, поддерживающая расширение использования стандарта – Европейское Экономическое Сообщество (EU). Частью соглашения 1992 г., при формировании EU, было принятие ИСО как одного из стандартов, который нужно использовать, чтобы освободить торговлю и убрать границы между участвующими странами. Сегодня, свыше 70000 фирм в Европе зарегистрированы по стандарту. К удивлению Североамериканских фирм ИСО 9000 внезапно появился в США как требование обеспечения качества в отношениях с заказчиками. Это произошло вследствие того, что многие Европейские фирмы имеют обширный бизнес в Северной Америке. Последнее означает, что компании подобные DuPont, Sony и Volvo вынуждают своих поставщиков в Северной Америке к выполнению требований по ИСО 9000. Приблизительно тоже самое происходит сейчас и в России, только в весьма робком и зачатом состоянии.
Кроме того, для большинства товаров, связанных с безопасностью и здоровьем, требуется, чтобы они производились в компаниях, зарегистрированных по ИСО 9000 для свободной торговли внутри EU, что приводит к расширению использования стандарта. Многие компании видят в ИСО 9000 также превосходный инструмент маркетинга, а именно возможность заявить всем, что не только их продукция качественная, но и вся система качества производства соответствует международному стандарту на систему качества. Последнее означает, что сбоев качества не будет и движение может быть только вверх, к новым вершинам качества. Кроме того, чтобы придать себе динамичность, компании, не участвующие в сфере материального производства, также заглядываются на стандарт. Банки, юридические фирмы, проектные организации, учебные заведения думают о принятии моделей, представленных в ИСО 9000 и успешно сертифицируются. "Семейство" норм ИСО серии 9000 состоит из ряда отдельных норм. При этом ИСО 9000 является общим руководством по выбору и применению соответствующих норм на системы менеджмента качества. ИСО 9004 также представляет собой руководство. В нем определены принципы менеджмента качества и разъяснены элементы системы менеджмента качества. Эта норма относится к внутренним аспектам менеджмента качества и является пособием по разработке и внедрению систем менеджмента качества. Оба эти руководства (ИСО 9000 и ИСО 9004) являются рамками для ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003, которые представляют собой описания трех моделей представления систем менеджмента качества. Эти различные модели не образуют между собой какую-то иерархическую последовательность, т.е. сертификация, например, в соответствии с ИСО 9001 не является более ценной, чем в соответствии с ИСО 9002. Модели позволяют предприятию иметь определенный выбор, максимально учитывающий индивидуальные особенности его структуры. Если, например, на предприятии нет своей собственной службы разработки, сертификация проводится не в соответствии с ИСО 9001, а в соответствии с ИСО 9002.
Структура международного стандарта ИСО 9000 приведена на рисунке 41. Рисунок 41 – Структура комплекса международных стандартов ИСО серии 9000
Разработчики серии стандартов ИСО предусмотрели разнообразные модели систем качества для разных условий контрактов, «в конкретной ситуации заказчик заинтересован в отдельных элементах системы качества поставщика, которые влияют на способность поставщика постоянно производить продукцию или услуги в соответствии с требованиями потребителя и связанным с этим риском» (ИСО 9000-94). Этот принцип развивается в структуре стандартов, которая предусматривает: - ИСО 9001 предоставляет модель для организации, работающей в области проектирования, развития, производства, установки и обслуживания изделия. Это наиболее всесторонний из трех стандартов. Обычно он применяется к производству, но применим и к услугам, в частности, в области строительства, архитектуры - ИСО 9002 включает все, что входит в ИСО 9001, кроме проектирования - ИСО 9003 наименее универсальный из трех и применяется к организациям, качество товаров и услуг которых можно оценить путем проверки и испытания. Рисунок 42 – Сравнение стандартов серии ИСО 9000
Однако разработчики серии стандартов ИСО еще больше углубляют идею многообразия систем качества. В стандарте ИСО 9000-94 отмечается: «Опыт показал, что при наличии ограниченного и заранее определенного количества международных стандартов может быть выбран один из них, соответствующий потребностям в большинстве ситуаций. Однако, в одних случаях отдельные элементы систем качества, содержащиеся в выбранном международном стандарте, можно исключить, а в других случаях включить дополнительные элементы. При необходимости, подобные действия между потребителем и поставщиком должны согласоваться и оформляться контрактом. Контракт может предусматривать включение таких дополнительных требований, как планы качества, программы качества, планы проверки качества и т.д.». В тоже время, по мнению профессора А.В. Гличева[19], стандарты ИСО 9000, в ряде случаев уступают содержанию положений КС УКП. Прежде всего, это касается соединения в «петле качества» стадий жизненного цикла продукции с некоторыми функциями. Второй методический недостаток заключается в нечетком определении состава и содержания специальных функций управления качеством продукции. Эти два недостатка в сочетании с терминологическими издержками, создали немало трудностей на пути адаптации положений стандартов ИСО 9000 к условиям и практике организаций управления качеством продукции на Российских предприятиях, на которых уже действовала КС УКП, был накоплен опыт, традиции и профессиональный язык по проблематике качества продукции. Организация, которая принимает один из стандартов ИСО, необходимо пройти сертификацию в независимом агентстве как свидетельство ее соответствия стандартам. Пройденная регистрация говорит о том, что в организации есть зарегистрированная система качества, но это совсем не подразумевает, что организация производит продукты высокого качества. Фактически стандарты ИСО требуют, чтобы организация зарегистрировала, чем она занимается, и занималась тем, что зарегистрировала, периодически пересматривала процесс и при необходимости вносила в него изменения. Поэтому стандарты ИСО 9000 не создают идеальную систему управления качеством, они лишь свидетельствуют о том, что зарегистрированная организация обладает строительными блоками для такой системы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.005 с.) |