Понятие прогнозирования, его место в системе управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие прогнозирования, его место в системе управления.



Прогнозирование является предпосылкой планирования деятельности организаций и представляет собой выявление и предвидение объективных тенденций, состояний развития организации, бизнеса в будущем, а также альтернативных путей этого развития и сроков их осуществления. Прогноз должен дать руководителю представление о том, какими способами достигнуть цель, что будет получено в результате.

В процессе прогнозирования решаются основные задачи:

· установить цели развития;

· определить рациональные пути и средства достижения целей;

· предусмотреть по возможности наиболее полно все негативные и позитивные факторы, которые могут иметь место;

· рассчитать необходимые ресурсы.

Прогнозы можно классифицировать по следующим признакам:

1. По назначению: научно-технические; социально-экономические; военные; демографические; политические.

2. По масштабу действий: международные прогнозы; национальные прогнозы; межотраслевые прогнозы; отраслевые прогнозы; прогнозы самостоятельных хозяйствующих единиц (предприятий и т.п.).

3. По периоду прогнозирования: оперативные прогнозы (до полугода); краткосрочные (до 2 лет); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

Особенность разработки прогнозов: при прогнозировании, кроме объекта прогнозирования, необходимо прогнозировать влияние факторов внешней среды.

Особенности прогнозирования: при прогнозировании необходимо знать предельные значения параметров развития; при прогнозировании прогнозируют не объект как таковой, а прогнозируют развитие объекта через параметры эффективности.

Принципы прогнозирования:

· Системность – взаимоувязанность и соподчиненность прогнозов развития объектов прогнозирования и прогностического фона.

Рис. 14.1. Организация как открытая система

· Согласованность – скоординированная система целей.

· Верификация – доверие к результатам прогноза.

· Непрерывность –корректировка прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования или о прогнозном фоне.

Принцип адекватности прогнозаобъективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии производства и создании теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. В результате оптимизации прогнозных значений полезного эффекта и затрат должен быть выбран наилучший вариант из множества возможных по критерию достижения наибольшего эффекта.

Возможные разновидности прогнозов:

1. Экономические прогнозы – носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по организации или по конкретным изделиям;

2. Прогнозы развития конкуренции – характеризуют возможную стратегию и практику конкурентов, их долю на рынке и т.д.;

3. Прогнозы развития технологии – ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологий;

4. Прогнозы состояния рынка – используются для анализа рынка товаров;

5. Социальное прогнозирование – исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям.

Существуют следующие этапы прогнозирования: проблемная постановка вариантов перспективы развития, включая поиск, выявление критических точек, возникновение которых характерно для будущего состояния; анализ и оценка полученного решения; разработка программ работ по решению выбранного варианта развития и присущих ему проблем.

Именно умением прогнозировать развитие событий во многом определяется успех в любой сфере человеческой деятельности. Учет нежелательных тенденций, выявленных при прогнозировании, позволяет принять необходимые меры для их предупреждения. Прогнозирование – частный вид моделирования как основы познания и управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.29.143 (0.007 с.)