Процесс разработки стратегии развития организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс разработки стратегии развития организации



 

Выбор стратегии развития организации является этапом стратегического управления предприятием.

Процессу выработки стратегии предшествует ряд этапов.

1. Определение миссии организации.

Миссия организации - это понятие, раскрывающее смысл ее существования и определяющее в общем ее сферу деятельности. Миссия вырабатывается высшим руководством. Она должна отражать интересы собственников организации, сотрудников организации, покупателей продукта организации, деловых партнеров организации, местного сообщества, общества в целом.

2. Формулировка целей организации.

На основе миссии вырабатываются цели. На основе целей - задачи подразделений, планы, задания исполнителям, функции, контроль за исполнением. Выделяются экономические цели (доходы организации, работа с клиентами, потребности и благосостояние сотрудников) и неэкономические (социальная ответственность). Цели касаются доходности фирмы, положения на рынке, производительности, продукции, финансовых ресурсов, мощностей фирмы, пространственных мощностей, инноваций, ресурсов, персонала.

3. Анализ среды.

Анализ среды проводится в трех направлениях: макроокружение, микроокружение, внутренняя среда организации. Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и какие осложнения ее могут ждать если вовремя не отреагирует на изменения окружения. Анализ макроокружения включает изучение экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды раскрывает потенциал фирмы.

Источниками информации для процесса планирования о внешней среде могут быть: личный опытруководителей, журналы и газеты, деловые отчеты, книги, профессиональные совещания, отраслевые конференции, коллеги, члены совета директоров, друзья, работники фирмы и др. источники.

Источниками информации о внутренней среде выступают: личный опыт, деловые отчеты, конференции, комитеты, докладные записки, нижестоящие менеджеры, работники фирмы и др. источники.

Оценка информации - заключительный этап анализа организационной среды.

 

 

Методы оценки информации:

1) Матрица «Вероятность усиления фактора - воздействие фактора на организацию»

Таблица 1

 
ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЕРОЯТНОСТЬ  
  высокая средняя низкая  
высокое высокое фактора для фирмы значение фактора  
среднее   значение низкое фактора  
низкое среднее значение    
         

 

 

2) Таблица профиля среды

 

 

Таблица 2

 
Факторы среды Важность для отрасли А Влияние на организацию В Направленность влияния С Степень важности D=А+В+С  
           
           

3 - сильное значение

А = 2 - умеренное значение

1 - слабое значение

3 - сильное влияние

В = 2 - умеренное влияние

1 - слабое влияние

0 - отсутствие влияния

С = 1 - позитивная направленность

-1 - негативная направленность

 

3) Метод «Четырех вопросов»

- КАК (положительно или отрицательно) данный фактор может повлиять на положение предприятия?

- КАКОВА ВЕРОЯТНОСТЬ усиления этого фактора, можно ли будет его проследить?

- НАСКОЛЬКО ВЕЛИКО будет воздействие фактора на предприятие?

- КОГДА воздействие этого фактора на предприятие может ослабеть: в ближайшее время, в среднесрочной перспективе, через длительное время?

 

4) Метод «5х5» (предложен А.Х.Меском в 1984г. для определения наиболее значимых элементов внешней среды)

- Назовите не менее 5 факторов внешней среды.

- Какие 5 факторов внешней среды представляют для Вас наибольшую опасность.

- Какие 5 факторов из планов ваших конкурентов Вам известны.

- Если Вы уже определили направление стратегии, какие 5 факторов могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей.

- Назовите 5 внешних пространств, включающих возможность изменений, которые могли бы стать благоприятными для Вас.

 

 

5) Метод «SWOT»

Таблица 3 СВОТ-анализ

 
    ВОЗМОЖНОСТИ 1, 2, 3, … УГРОЗЫ 1, 2, 3, …  
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. 2. ПОЛЕ «СВ» ПОЛЕ «СУ»  
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1. 2. ПОЛЕ «СЛВ» ПОЛЕ «СЛУ»  
       

Методология предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, затем - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии. Внутренняя среда: сильные стороны (Strength), слабые стороны (Weakness). Внешняя среда: возможности (Opportunities), угрозы (Threats). Выделяются парные комбинации, которые должны быть учтены при разработке стратегии предприятия.

Анализ ситуации в отрасли.

Ситуация в отрасли анализируется по следующей схеме:

Основные экономические характеристики отрасли (темпы роста рынка, географические характеристики рынка, структура отрасли, возможность экономии на масштабах производства, эффект кривой опыта, капиталоемкость и т.д.

Анализ конкурентной среды (напряженность конкурентной борьбы, угроза выхода на рынок новых фирм, степень влияния поставщиков, степень влияния покупателей)

Конкурентная стратегия (благоприятная - неблагоприятная позиция)

Анализ конкурентов (стратегия конкурентов, за кем необходимо наблюдать)

Ключевые факторы успеха

Перспективы отрасли и ее общая привлекательность

Для наглядного представления общей картины конкуренции составляется карта стратегических групп.

Чем ближе стратегические группы друг к другу, тем более интенсивна отраслевая конкуренция между ним стратегия развитие среда.

4. Формирование конкурентной стратегии

В конкурентной борьбе фирма может играть одну из четырех ролей:

· лидер (доля на рынке порядка 40%)

· претендент на лидерство (доля на рынке около 30%)

· последователь, или ведомый (доля 20%) - эта роль заключается в следовании за лидером, экономя силы и средства

· окопавшийся в рыночной нише - новички

5. Реализация стратегии.

Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Т.е. выполнение стратегии - это проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегиив жизнь. Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, который обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.012 с.)