(воспитатели групп компенсирующей направленности)
Ме
сяц
| Раздел программы
| Описание деятельности
| Описание возможной коррекционной работы
|
IX
| Адаптация (старшая группа)
| Адаптация в пределах нормы.
Адаптация проходит с трудом (капризничает, тяжело расстаётся по утрам с родителями, отказывается от приёма пищи и т.д.).
Ребёнок подчиняется (не подчиняется) правилам поведения в группе.
Ребёнок охотно (неохотно) вступает в контакт со взрослыми, сверстниками.
Ребёнок негативно воспринимает детский коллектив или замечания взрослого
| Консультация педагога-психолога
Беседа с родителями о правилах расставания с ребёнком по утрам и соблюдения режима группы
Приобщение к выполнению поручений воспитателя.
Доверительные беседы с ребёнком о жизни детей в детском саду.
|
IX
| Особенности эмоционально-волевой сферы (подготовительная группа)
| Ребёнок эмоционально возбудимый, плаксивый и т.д. На замечания взрослых:
-реагирует адекватно,
-не любит, когда ему делают замечания,
-не слышит замечаний, не реагирует на них.
Не принимает позицию неуспеха или может оценить свои ошибки и исправить их самостоятельно/ с помощью взрослого.
Не умеет проявлять волевых усилий для достижения результата (описание конкретной деятельности)
| Консультация педагога-психолога
Вовлечение ребёнка в активную жизнь группы.
Приобщение к выполнению поручений воспитателя.
Доверительные беседы с ребёнком о жизни детей в детском саду.
|
X
| Особенности усвоения программного материала
| На занятиях проявляет выраженный интерес (не проявляет интереса), интерес сохраняет на протяжении всего занятия (быстро теряет интерес, требуется постоянная мотивация для поддержания интереса). Описание динамики усвоения программного материала (усваивает - не усваивает, требуется постоянное возвращение к пройденным темам).
Испытывает затруднения в словесном определении правил выполнения заданий,
не запоминает алгоритм выполнения заданий, требуется зрительная помощь или постоянная помощь взрослого.
Все этапы деятельности характеризуются:
-достаточным (низким уровнем) самоконтроля,
-умеет (не умеет) сравнивать результаты своей деятельности с образцом;
- как оценивает свою работу (только положительно, не видит ошибок или с помощью взрослого умеет объективно оценивать свою работу, находить и исправлять ошибки).
Описание видов деятельности, которые вызывают наибольшие затруднения.
| Стимулировать интерес к занятиям.
Учить работать по алгоритму.
Учить проводить сравнительный анализ своих работ.
Формировать навыки работы с (ножницами, карандашами и т.д.). Дать описание конкретных заданий, которые помогут сформировать недостающий навык у ребёнка.
|
XI
| Игровая
деятельность
| У ребёнка есть (нет) устойчивый интерес к:
-настольно-печатным играм,
-дидактическим играм,
-сюжетно-ролевым играм,
-игрушкам (указать каким).
Игровая деятельность сформирована на уровне:
-манипуляций с одной игрушкой (катает по ковру машинки),
- предметных действий с игрушками (расставляет их на столе, рассаживает их по стульчикам и т.д.)
- ролевых игр.
Сюжетно-ролевые игры однообразны (разнообразны), включают в себя один (несколько) сюжетов. Ребёнок не умеет (умеет) вести себя согласно выбранной роли, не умеет (умеет) брать на себя ведущие роли.
Умеет (не умеет) совместно с другими детьми строить и развивать сюжет игры.
Во взаимодействии с партнёрами по игре использует (не использует) речь:
-отдельные слова,
-обрывки фраз,
-простые предложения,
-развёрнутая фраза.
Как предпочитает играть (один или совместно)
Выполняет или нет правила игры, как долго поддерживает игровую ситуацию, что становится причиной отказа от игры.
| Формировать потребность в общении с другими детьми в игровых ситуациях.
Учить ролевые игры (указание конкретных ролевых игр).
Учить играть в настольные и дидактические игры (указание игр).
Формировать уверенность в себе при выборе ролей в сюжетно-ролевых играх.
Научить играть в паре, тройке, малой группе.
Включить в образовательный процесс игры на развитие коммуникативных навыков (указание игр)
|
XII
| Навыки самообслуживания, трудовая деятельность
| Навыки самообслуживания сформированы (не сформированы) – указание конкретных проблем ребёнка.
Любит (не любит) выполнять обязанности дежурного.
Какие виды трудовой деятельности выполняет охотно, от каких видов отказывается.
Как выполняет поручения взрослого (охотно, выполняет неохотно, отказывается от выполнения)
| Указание конкретных мероприятий по формированию конкретных умений и навыков.
Обращение к ребёнку с поручениями.
Беседы с родителями о важности трудового воспитания ребёнка.
|
I
| Нравственные убеждения, нравственное поведение, возможности дальнейшего личностного развития
| Поступки и поведение соответствуют (не соответствуют) общественным нормам и правилам. Имеется разрыв в том, что говорит и что делает.
Ребёнок не задумывается (задумывается) о характере своих поступков, не стремится (стремится) осознать свое поведение по отношению к окружающим.
Пассивен (активен) в новых социальных ситуациях, инициативу не проявляет (проявляет).
Готов принять помощь и оказать помощь другому (или наоборот)
| Включить в образовательный процесс чтение книг на нравственные темы.
Учить включаться в различные игры, социально-коммуникативные ситуации.
Доверительные беседы о действиях и поступках, совершённых ребёнком.
Беседы с родителями о важности формирования нравственных эталонов посредством бесед, а не назиданий.
|
II
| Игровая деятельность
| Отразить динамику формирования навыков игровой деятельности, указать возможные причины, тормозящие развитие этого вида деятельности
| Виды коррекционных мероприятий указаны в графе за ноябрь месяц
|
III
| Навыки самообслуживания, трудовая деятельность
| Отразить динамику формирования навыков самообслуживания и трудовой деятельности в сравнении с началом учебного года.
| Виды коррекционных мероприятий указаны в графе за декабрь месяц
|
IV
| Нравственные убеждения, нравственное поведение, возможности дальнейшего личностного развития
| Отразить динамику личностного развития ребёнка в сравнении с началом учебного года.
| Виды коррекционных мероприятий указаны в графе за январь месяц
|
V
| Особенности усвоения программного материала
| Отразить результаты итоговой диагностики
| Виды коррекционных мероприятий указаны в графе за октябрь месяц
|
Содержание коррекционно-развивающего модуля
Цели:
1. Определение необходимых условий для реализации коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР.
2. Построение коррекционно-развивающего процесса с учётом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей.
3. Организация взаимодействия специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу в группах компенсирующей направленности.
4. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Задачи:
- в ходе диагностического обследования определить стратегию коррекционно-развивающего обучения;
- составить перспективно-тематическое планирование на каждый период обучения (старшая, подготовительная группа);
- использовать адекватные технологии коррекционно-развивающего обучения с учётом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста;
- осуществлять мониторинг детского развития, вносить необходимые корректировки в течение всего периода обучения детей с ЗПР.
Содержание:
Организованная образовательная деятельность (далее ООД) в группах компенсирующей направленности обеспечивает детям с ЗПР не только овладение адаптированной основной образовательной программы, но и развитие мышления, памяти, речи, других познавательных процессов до более высокого уровня, чем у детей этой категории, не охваченных специальной коррекционной работой. Регулярность занятий способствует приобретению детьми как конкретных, так и обобщённых знаний и умений. Но главным детским приобретением становится умение слушать, слышать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Всё это – важные предпосылки будущей учебной деятельности.
Распределение видов ООД в старшей и подготовительной группе происходит в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26.
Первый год обучения,