Продолжение беседы «Как распознать выученную беспомощность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продолжение беседы «Как распознать выученную беспомощность»



Наличие выученной беспомощности у человека можно легко определить на основе слов - маркеров, употребляемых в речи. К таким словам относятся:

- «Не могу» (просить о помощи, отказывать, найти друзей, строить нормальные отношения, изменить свое поведение и т.д.);

- «Не хочу» (учить трудный предмет, менять образ жизни, решать существующий конфликт и т.д.);

- «Всегда» («взрываюсь» по пустякам, опаздываю на встречи или работу, вечно все теряю и т. д., то есть «я всегда таким был, есть и буду»);

- «Никогда» (не могу вовремя подготовиться к встрече, не прошу о помощи, у меня никогда не получится справиться с этой проблемой и т.д.);

- «Все бесполезно» (нечего и пытаться, никогда ни у кого ничего в этой ситуации не получалось, и не такие как ты пробовали, но...);

- «В нашей семье все такие» (семейные послания о способностях к определенным наукам, о неудачной судьбе или замужестве).

Предложить аудитории привести собственные примеры из жизни (по желанию), когда, вместо решения проблемы вы заранее были уверены, что ничего не получится, и искали себе оправдания бездействия вместо активных действий.

Привести примеры исторических личностей, которые преодолевали сложные ситуации, не6смотря на то, что все обстоятельства были против них (А. Маресьев, У. Черчилль, А. Линкольн).

Беспомощность часто маскируется за различными состояниями, которые идентифицируются как нечто иное, например, неврастения, усталость, апатия. Как ни странно, но поведение людей в состоянии выученной беспомощности бывает диаметрально противоположным.

Основными вариантами поведения бывают:

1. Псевдоактивность (бессмысленная, не целенаправленная, суетливая деятельность, которая не ведет к результатам и с последующим торможением);

2. Полный отказ от деятельности;

3. Ступор (состояние заторможенности, непонимания);

2. Использование стереотипных действий чтобы найти одно, адекватное ситуации, при постоянном контроле результатов;

3. Деструктивное поведение (агрессия, направленное на себя и/ или окружающих);

4. Смещение на псевдоцель (занятие другой деятельностью, которая дает ощущение достижения результата - замещающее действие)

Данные формы поведения включаются автоматически, без анализа ситуации и выработки осознанной стратегии поведения. Все эти формы поведения могут сменять друг друга по мере истощения ресурсов.

К факторам, препятствующим формированию выученной беспомощности, относят:

- опыт активного преодоления трудностей и собственного поискового поведения. Это повышает сопротивляемость человека к неудачам.

- психологические установки относительно атрибуции своего успеха и неудач. Человек, который считает, что его удачи случайны и обусловлены стечением обстоятельств (счастливым случаем, помощью извне и т.п.), а неудачи закономерны и обусловлены его личными недостатками, капитулирует перед трудностями и обучается беспомощности быстрее, чем человек с противоположными установками.

- высокую самооценку. Если личность при всех обстоятельствах сохраняет уважение к себе, она более устойчива к формированию выученной беспомощности.

- оптимизм. Оптимизм отражает веру человека в позитивный прогноз, который связан с позитивным мышлением и поэтому является одним факторов противодействия формированию выученной беспомощности.

 

Обсуждение. Просмотр мультфильма «Ох и Ах». В момент обсуждения постараться ответить на главный вопрос: в чем принципиальная разница в поведении у героев мультфильма при подходе к решению задач.

Прощание. Пожелание успехов.

Раздел III. ТВОРЧЕСТВО КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ.

Цель: Исследовать и задействовать механизм творчества для развития ресурсных компонентов жизнестойкости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.006 с.)