Система управления библиотечным делом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система управления библиотечным делом



8.1. Основы управления библиотечным делом

Библиотечное дело как отрасль народного хозяйства, свя­занная с организацией общественного труда в процессе фор­мирования, размещения, организации и использования би­блиотечных ресурсов и удовлетворением общественных информационных потребностей, нуждается в управлении. Управление библиотечным делом — непрерывный, целенапра­вленный, объективно обусловленный процесс воздействия на библиотечные объекты различных уровней и типов (библиотечное дело в целом, библиотечная сеть, библиотечное объединение, библиотека, отношения между ними), обеспечи­вающий их единство и целостность для достижения конечного результата (удовлетворение информационных потребностей) при изменяющихся внешних и внутренних условиях. Актуаль­ность разработки научных основ управления библиотечным делом состоит в том, что уровнем организации и функциони­рования системы управления обеспечивается эффективность (или неэффективность) всех сфер, звеньев и процессов библио­течной деятельности.

С внедрением в народное хозяйство рыночных отношений некоторыми специалистами стал использоваться термин "менеджмент" (англ. management — управление). Близкие по смыслу термины "менеджмент" и "управление", однако, не сов­сем однозначны. Термин "управление" намного шире, он при­меняется к разным направлениям, сферам и видам челове­ческой деятельности. Менеджмент охватывает лишь управление экономическими процессами и экономическим по­ведением людей на уровне организации (фирмы), действующей в рыночных условиях в целях получения прибыли. Менед­жмент — система управления коммерческими предприятиями, организация и жизнедеятельность которых базируется на об­щественной оценке с помощью и в рамках товарно-денежного механизма. Менеджмент — дисциплина для профессиональных деятелей рынка, где действуют законы купли и продажи това­ров, законы, выражающие количественную взаимосвязь между ценой и спросом.

Основу научного управления библиотечным делом состав­ляет диалектика взаимодействия управления и библиотечной


деятельности, т. е. субъекта и объекта управления. С одной стороны, управление — это процесс целенаправленного воз­действия на библиотечные объекты. С другой — библиотечный объект выступает по отношению к управлению как один из главных системообразующих факторов, определяющих содер­жание, функции, структуру и методы управления. Все элементы системы управления зависят от процессов, происходящих в библиотечной системе, и должны соответствовать им. Поэто­му, чтобы эффективно (рационально) управлять библиотечны­ми объектами, необходимо знать и оценивать их сущностные характеристики, типовидовые особенности и специфические закономерности как объектов управления.

Выделим основные из них. Прежде всего, с точки зрения управления, библиотечное дело в целом (отдельная библиотеч­ная сеть, библиотека) рассматривается как сложная, динамич­ная, многоуровневая и многокомпонентная система, характе­ризующаяся многосторонними внутренними и внешними связями. Библиотечное дело как объект управления состоит из различных подсистем с относительно самостоятельными орга­низационными единицами и функциональными задачами. Подсистемы управления (отдельные библиотеки, их трудовые коллективы, библиотечные процессы, ресурсы, библиотечные сети и системы и т. д.) по своему составу не остаются неизмен­ными. Всякий библиотечный процесс независимо от конкрет­ных исторических условий протекания представляет собой единство трех основных элементов: труда как целесообразной деятельности библиотечных работников; предметов труда; средств труда, прежде всего орудий труда, с помощью которых библиотекарь преобразует предметы труда с целью удовлетво­рения определенных информационных потребностей. Библио­течное дело — это единый комплекс, охватывающий все звенья непосредственного процесса создания библиотечных услуг и продукции.

Первичными звеньями библиотечного дела являются би­блиотеки. Все остальные его звенья (отраслевые, ведомствен­ные, территориальные и др.) представляют собой определенное сочетание, комбинацию библиотек и в этом смысле вторичны по отношению к основному первичному звену. Однако любую библиотеку необходимо рассматривать не изолированно, а как элемент определенной библиотечной системы. Это означает, что наряду с внутренними связями, обусловливающими те или иные системные свойства библиотеки, следует учитывать и ее внешние связи. От них, а не только от свойства элементов


библиотеки и внутрибиблиотечных связей зависят как способ функционирования библиотеки, так и соответствующий ему результат.

В связи с этим нельзя согласиться с имеющим место в би­блиотечной практике противопоставлением управления би­блиотечным делом и библиотекой, т. е. целого и части. В дан­ном случае происходит нарушение основного требования принципа системного подхода к управлению, суть которого в самом общем смысле сводится к соединению всех компонентов библиотечного дела для обеспечения эффективного функцио­нирования его как единого целого, как системы. Каждая от­дельная библиотека, независимо от того, осознает она факт организационных, информационных и иных связей с другими библиотеками или нет, объективно находится в определенной системе библиотечных отношений. И прежде чем определять методы и тактику управления конкретной библиотекой, надо определить ее место и роль (функции) в библиотечной системе. С ростом масштабов библиотечного дела быстрыми темпами расширяются межбиблиотечные связи, возрастает число задач, решение которых требует системного, комплексного подхода (например, формирование фондов, организация обслуживания читателей, внедрение автоматизации и др.).

Управление библиотечным делом — это управление слож­ными организациями с набором взаимосвязанных целей и функций. Они имеют общие характеристики. Прежде всего, форма организации и осуществление управления определяются состоянием библиотечных ресурсов: человеческих, информаци­онных, техники и технологии. Проблемы управленческой дея­тельности сводятся к тому, чтобы наиболее эффективно соединить все виды библиотечных ресурсов в библиотечном процессе. Не­отъемлемая часть управления — человек (библиотекарь, чита­тель), т. е. активный элемент. Этим обусловлено проявление особых свойств: нестационарности (изменчивости), непредска­зуемости поведения (действий) библиотеки. Этому способству­ет также наличие у библиотечной системы предельных воз­можностей, определяемых имеющимися ресурсами (их свойствами) и характерными для определенного типа библио­тек структурными связями.

Ни одна библиотека не изолирована от внешней среды. Каждая из них в значительной степени зависит от окружаю­щего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Внешняя среда включает в себя экономические условия потребителей, законодательные и нормативные акты,


родственные (или конкурирующие) организации, систему цен­ностей, общественные взгляды, технику и технологию. Эти взаимосвязанные факторы влияют на все происходящее внутри библиотеки. Названные факторы постоянно меняются, поэто­му библиотека полностью зависит от внешней среды, а послед­няя, как правило, находится вне сферы управляющего. С каж­дым годом количество факторов внешней среды увеличивается. В этих условиях проблемы управленческой деятельности состо­ят в том, чтобы противостоять конкуренции других организа­ций и своевременно учитывать влияние всех факторов внешней среды на результаты работы библиотеки. Отсюда необходи­мость понимания вновь возникающих областей деятельности, осознание новых культурных ценностей.

Чем сложнее задачи, стоящие перед библиотекой и библио­течным делом, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи — основа саморегулирования, развития би­блиотечной системы, адаптации к меняющимся условиям функционирования. Библиотечные системы обладают способ­ностью изменять свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты своих действий (что также обусловлено наличием активных элементов). Важное свойство библиотеки — способность противостоять разрушающим (отрицательным) тен­денциям, свойство самоорганизации, развития, обусловленные активным взаимодействием с читателями и внешней средой. Задача управления — укреплять это свойство, а не подавлять его искусственными, административными средствами. Весьма полезным свойством библиотеки является способность адапти­роваться к изменяющимся условиям. Однако адаптирован­ность может проявляться не только по отношению к внешним и внутренним помехам, нарушающим нормальное функциони­рование библиотечной системы, но и к управляющим воздей­ствиям, что весьма затрудняет управление.

Наконец, следует отметить инерционность библиотечного дата — свойство продолжать развитие по существующему на­правлению несмотря на изменение ряда факторов. Можно вы­делить два основных фактора, обусловливающих инерцион­ность библиотечных процессов: человеческий и материально-вещественный. Человеческий фактор включает многие аспек­ты — экономические, социологические и психологические. Если говорить о психологических аспектах, то следует указать на то обстоятельство, что библиотекарь как личность во мно­гих случаях сопротивляется техническим, социальным и эко­номическим изменениям. Связано это с тем, что подобные


изменения приводят к нарушению сложившегося равновесия между библиотечными работниками и средой (неуверенность в материальном положении, изменения в положении на работе, неопределенность, возрастание сложности проблем и др.). В рамках материально-вещественного фактора можно выде­лить такие аспекты, как инерционность производственно-технологических циклов, отдельных процессов и библиотечной инфраструктуры (финансирования, материально-технического снабжения и др.).

Рассмотренные особенности противоречивы. Они, как пра­вило, одновременно и положительны, и отрицательны, их не сразу можно понять и объяснить. Но именно на овладение сложной системой взаимодействия различных свойств и тен­денций библиотечного дела (на его разных уровнях), обра­зующих определенное единство, и должна быть направлена система управления. Объективная сущность и целостность системы управления проявляются в достижении органического единства библиотечных ресурсов, библиотечных отношений, форм и методов их реализации.

Библиотечные ресурсы, библиотечные отношения, система управления в их взаимодействии обусловливают объективную основу содержания и определяют направления и динамику преобразования системы управления, призванной эффективно обслуживать библиотечные отношения. При нарушении этой диалектической связи, деформации любой ее составляющей неизбежно нарушается целостность и "работоспособность" системы управления. Исторически в библиотечной теории и практике, как можно убедиться, имели место недооценки этих взаимосвязей, следствием чего становилась низкая действен­ность библиотечного управления.

В основе управления лежит разработка научно обоснован­ной и реалистической библиотечной политики. Она направле­на на расширение многообразия типов библиотек, осознание особенностей и уникальности каждой из них, сохранение сло­жившихся традиций, реализацию новых принципов организа­ции и управления библиотечным делом. Библиотечная полити­ка призвана обеспечить возможности для приобщения к библиотекам всего населения страны. В центре ее — человек с его информационными потребностями и духовными интереса­ми. Библиотечную политику характеризуют опора на науку, реализм и компетентность. Она вырабатывает научную кон­цепцию развития библиотечного дела, соответствующие реко­мендации, планы, программы. Библиотечная политика призвана


формировать у руководства библиотечным делом умение гибко реагировать на сложность библиотечных процессов и явлений, создавать эффективный механизм научного управления ими на основе взаимосвязи библиотечного дела с социально-экономическими, научно-техническими, политическими, куль­турными и другими сторонами жизни общества.

Используя термин "библиотечная политика", следует учи­тывать два его толкования — широкое и узкое. В первом слу­чае речь идет об обеспечении оптимального решения страте­гических (перспективных) проблем библиотечного развития: создание в стране единого библиотечного пространства, ин­тенсификация процесса обогащения информационного потен­циала библиотечного дела, разработка новых видов библио­течных ресурсов и технологии, формирование прогрессивных библиотечных пропорций, качественное удовлетворение ин­формационных потребностей всех групп населения, эффек­тивное использование библиотечных ресурсов. Во втором слу­чае библиотечная политика носит более практический характер, направлена на чисто прагматичные и специальные вопросы, связанные с разработкой конкретных проблем би­блиотечного дела, его организации, формирования фондов, финансирования, укрепления и совершенствования материаль­но-технической базы и др.

Исходным пунктом, интегративньм фактором и ведущим элементом управления библиотечным делом, связывающим воедино все его составные части и дающим им четкий смысл и направление, выступает целенаправленность управления. Со­временное библиотечное дело может существовать и эффек­тивно функционировать, только реализуя четко поставленные цели. Цели эти находятся в окружающей социальной среде. Они должны быть определены, сформулированы, поставлены и обеспечены средствами достижения. Поэтому, моделируя би­блиотечную деятельность, необходимо исходить из того, что она есть реализация определенных (объективных) целей. Именно такое понимание способно придать управлению би­блиотечной деятельностью целесообразный и системный ха­рактер.

Достижение определенной цели является содержанием и ме­рой эффективности управления. Цель управления — это сово­купность качественных, содержательных характеристик буду­щего состояния библиотечной системы и ее отдельных параметров, которое должно быть достигнуто. Цели опреде­ляют структуру и направление библиотечной деятельности,


содержание основных видов управления, т. е. функционирование органов (субъектов) управления. На основе поставленной цели формируются различные способы ее достижения, т. е. методы управления, происходят различные изменения в организаци­онной структуре, осуществляется подбор кадров, используется техника управления и т. д. Под целевым подходом понимается не просто общая ориентация системы управления на цель, а специально, последовательно проводимая линия на постоянное сопоставление всех элементов системы управления (методы, структуры, кадры, процессы) с установленными целями.

Цель управления носит двойственный характер. С одной стороны, она вытекает из объективного характера библиотеч­ной деятельности, с другой, — цель — идеальная конструкция, умозрительное построение, зависящее от общего уровня зна­ний и субъективных качеств "управляющего" (органа управле­ния). Если в определении и постановке цели доминирует субъ­ективизм, то это приводит к большим издержкам и деформациям. В недавнем прошлом установление целей было как бы отчуждено от библиотеки. Цели ставились на высшем уровне управления (диктовались из "центра"), а весь механизм нижних уровней управления должен был обеспечивать их реа­лизацию.

Важно правильно определить объективно обусловленные границы централизации управления. Именно представления о всеобщности планового управления, позволяющего из единого центра управлять всем многообразием библиотечной деятель­ности, всей системой библиотечных связей, породило излишне централизованную систему планового управления, далекую от объективной сущности. Реально централизованное управление не могло охватить все многообразие библиотечных процессов и связей. Эта неспособность все острее проявлялась с увеличе­нием масштабов многоотраслевого (многоведомственного) библиотечного дела и углублением процесса разделения би­блиотечного труда.

Жесткая централизация все больше вступала в противоре­чие с динамизмом информационных потребностей общества в условиях современной научно-технической революции. Это, в свою очередь, усиливало бюрократический централизм, изгна­ло из системы управления принципы научности, демократиче­ского централизма, не оставляло места для экономических методов и ориентации планов на систему информационных потребностей и читательских интересов.


Цели управления можно дифференцировать по их содержа­нию, временному горизонту и уровню управления. По их со­держанию цели выделяются в зависимости от объектов управ­ленческой деятельности: управление фондами, обслуживанием читателей, кадрами, материально-технической базой и т. д. Подобное разделение целей условно и выделяет лишь преобла­дающую направленность той или иной группы целей на до­стижение определенного типа конечных результатов библио­течной деятельности. По времени выделяются долгосрочные, среднесрочные (до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года). По уровням управления — общегосударственные, межведом­ственные, ведомственно-отраслевые, территориальные, цели библиотеки (библиотечного объединения).

Цели высшего порядка (официальные или стратегические) трактуются как намерения общего характера и служат обоснова­нием управленческой деятельности следующих уровней. Цели внешнего уровня управления оставляют возможность нижнему уровню в рамках целей высшего порядка осознать и выдвигать собственные, специфические цели, реализация которых гаранти­ровала бы реализацию интересов библиотечной системы этого уровня. По отношению к целям высшего уровня они имеют харак­тер подцелей, по отношению к относительно обособленным инте­ресам данной библиотечной системы (библиотеки) эти цели вы­ступают как условия и формы реализации указанных интересов. Как видим, формируется иерархия целей. Они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Каждый уровень иерархической структуры целей соответствует определенному' уровню организационной структуры библиотечного дела.

8.2. Организационная структура управления библиотеч­ным делом

8.2.1. Органы государственного управления

(федеральный, ведомственный, территориальный уровни)

Цели и задачи библиотечной политики реализуются через определенную структуру управления — иерархически упорядо­ченную совокупность органов, находящихся в определенных связях и взаимодействии, выполняющих присущие им функции в направлении достижения конечных результатов. В Россий­ской Федерации функционируют четыре уровня управления библиотечным делом: федеральный (государственный), отрас­левой, территориальный, управление библиотекой.


На федеральном уровне высшим органом управления явля­ются Президент, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), правительство. В их структуре функ­ционируют отделы и комиссии по культуре, занимающиеся и библиотечным делом. К ведению федеральных органов отно­сятся: установление основ федеральной библиотечной полити­ки, разработка и контроль исполнения Федерального законо­дательства и федеральных государственных программ развития библиотечного дела, правовое регулирование отно­шений собственности, основ хозяйственной деятельности; формирование федерального бюджета, установление налого­вых льгот и др. Правительство РФ конкретизирует и реализует Указы Президента и законодательные акты Федерального собрания. Его функции сосредоточиваются на определении стратегических задач библиотечного дела, разработке концеп­ции и основных государственных программ развития библио­течного дела, основных долгосрочных нормативов (стандартов) библиотечной деятельности, формировании си­стемы обязательного экземпляра, депозитарного хранения, единых принципов и правил формирования автоматизирован­ных библиотечных систем, координации межреспубликанских и межрегиональных связей по обеспечению библиотечного обслуживания населения, установлении квалификационных требований к библиотечным специалистам, определении си­стемы учебных заведений, осуществляющих подготовку и по­вышение квалификации библиотечных специалистов, органи­зации библиотечной статистики.

В современных условиях одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов управления является тех­ническое перевооружение библиотечного дела. Эта задача включает разработку и реализацию целевых централизован­ных программ проектирования и производства современных технических средств и материалов, соответствующих мировому уровню, в том числе оборудования для производства и исполь­зования микроформ и других современных носителей большой информационной емкости, высокопроизводительной аппара­туры копирования библиотечных материалов, оборудования и материалов для реставрации и консервации библиотечных фондов, средств внутрибиблиотечного транспорта, связи и т. д.

Второй уровень управления библиотечным делом — отраслевые министерства, ведомства, государственные комите­ты и т. д., имеющие библиотечную сеть. Цель этого уровня управления — обеспечить эффективное развитие подведом-


ственной библиотечной сети как составной части библиотеч­ного дела страны. Эта цель реализуется в четырех основных задачах: 1) обеспечение наиболее полного удовлетворения ин­формационных потребностей отрасли; 2) планирование струк­туры и основных направлений развития библиотечных ресур­сов и обеспечение их эффективного использования; 3) проведение единой библиотечной политики в отрасли; 4) обеспечение всех необходимых предпосылок для решения общих задач библиотечного дела отрасли и поощрения инициативы, направленной на расширение межведомственных связей и интеграционных процессов.

Общее распределение функций по управлению трансформи­руется в каждом ведомстве в зависимости от особенностей их управленческих структур и организационных принципов по­строения библиотечной сети. В ряде случаев происходит со­кращение аппарата управления в ведомствах и передача части его полномочий центральным библиотекам. В ведомственных библиотечных сетях функционируют соответствующие би­блиотечные советы и комиссии. Так, в сети библиотек Россий­ской Академии наук — информационно-библиотечный совет, библиотек вузов - центральная библиотечно-информационная комиссия (ЦБИК). Информационно-библиотечный совет РАН и ЦБИК высшей школы проводят анализ состояния бнблиотеч­но-информационного обслуживания, вносят предложения и проекты нормативных документов, разрабатывают и коллеги­ально утверждают технологические и организационные доку­менты и рекомендации, организуют и проводят профессиональ­ные конкурсы, конференции, семинары, повышение квалификации и переподготовку специалистов. В составе совета и комиссии — ведущие библиотекари, библиографы, книговеды, специалисты в области автоматизации, информатики. В их структуре — секции: фондов, организации каталогов, библиографической деятельности, управления, обслуживания читателей, повыше­ния квалификации, автоматизации библиотечных процессов.

В регионах созданы зональные методические объединения вузовских библиотек, а также городские (областные) методиче­ские библиотечно-информационные объединения. В системе Российской Академии наук и ее региональных отделениях и науч­ных центрах функционируют информационно-библиотечные советы, выполняющие те же функции и имеющие ту структуру, что и ЦБИК высшей школы. Специфические функции, отличные от других ведомственных органов, выполняет Министерство культуры РФ. Оно осуществляет государственную политику в 224


области библиотечного дела во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами, имеющими библиотечную сеть. Главными задачами Министерства культуры РФ в облас­ти управления библиотечным делом являются: разработка про­ектов законов РФ и программ развития библиотечного дела, а также нормативно-правовых актов, регламентирующих со­трудничество библиотек с органами информации, архивами и другими родственными учреждениями и организациями; фор­мирование и обеспечение функционирования федеральной системы профессионального образования в сфере библиотеч­ного дела; осуществление комплексного анализа и прогнози­рования тенденций развития библиотечного дела, обоснование целей и приоритетов отдельных видов библиотечной деятель­ности; развитие и координация межведомственных библиотеч­ных связей, в том числе международных; непосредственное управление, финансирование и контроль подведомственных библиотечных учреждений; оказание методической помощи министерствам и ведомствам по вопросам библиотечного дела; осуществление государственного контроля за соблюдением требований законодательства в области библиотечного дела. Конкретную организационно-управленческую и методическую работу проводит управление библиотек Министерства культуры.

В рамках территорий республик, областей и краев анало­гичную роль играют территориальные органы управления (Министерства культуры республик в составе РФ, областные и краевые департаменты культуры). Компетенция органов тер­риториального управления определяется на основании Феде­ративного договора и Закона РФ о местном самоуправлении и соответствующего законодательства. Их главные функции: учет региональных и национальных особенностей, специфики, исторических традиций, сложившихся в библиотечном деле республики, региона; обеспечение наиболее рационального размещения библиотечных ресурсов и комплексное развитие библиотечного дела на территории республики, области, края; организация наиболее полного удовлетворения информацион­ных потребностей и использования библиотечных ресурсов территории.

Территориальные органы власти обладают реальными полномочиями по управлению библиотечным делом: разра­ботка региональных библиотечных программ и определение связей библиотечной системы с другими социальными систе­мами с целью превращения библиотечного дела в важнейшее средство функционирования и развития всех социально-


экономических, научно-культурных, экологических и нацио­нальных региональных систем, гибкого и качественного об­служивания информационных запросов региона. Роль терри­ториальных органов управления имеет два аспекта. Во-первых, они руководят деятельностью находящихся в их ведении би­блиотек (финансирование, материально-техническое обеспече­ние, формирование конкретных организационных структур и форм библиотечного обслуживания населения и др.), во-вторых, они координируют и контролируют деятельность дру­гих библиотек, расположенных на данной территории.

Объективная причина относительного обособления отрас­левого и территориального управления — разделение библио­течного труда, которое проявляется в двух формах: отраслевой и территориальной. Обе формы диалектически едины. Любой объект отраслевого управления имеет определенную простран­ственную "привязку" к конкретной территории. Территори­альное разделение библиотечного труда закрепляет отраслевые (специальные) библиотеки за определенными районами стра­ны. В свою очередь, всякая библиотека на какой-либо терри­тории имеет свою специализацию и соответствующую ей от­раслевую направленность. Отраслевое (ведомственное) и территориальное управление — относительные понятия, поэтому неверно разделять их на первичное и вторичное, главное и произ­водное. Более правильно в этом подходе использовать терми­ны "соподчиненность", "взаимозависимость", "взаимосвязь", "взаимодействие". Диалектическое единство отраслевого и территориального управления обусловливает важность и сложность их органического сочетания в управлении библио­течным делом. Это определяется прежде всего развитой структу­рой библиотечного дела, наличием в РФ большого числа относи­тельно самостоятельных административно-территориальных образований, необходимостью комплексного подхода к управле­нию библиотечном делом.

Отраслевое и территориальное управление взаимообуслов­лены и взаимосвязаны, но между ними существуют противоре­чия, которые носят объективный характер и связаны с практи­ческой деятельностью относительно обособленных органов отраслевого и территориального управления. С одной сторо­ны, процессы кооперации (интеграции, взаимодействия) би­блиотечного дела оказывают влияние на установление все большей общности целей различных библиотек. С другой сто­роны, под влиянием роста масштабов библиотечного дела, разви­тия научно-технического прогресса, жесткого лимитирования в


условиях становления рыночных отношений всех ресурсов зна­чительно усложнились задачи реализации относительно об­особленными библиотеками (сетями) своих целей. Все это по­рождает временную и пространственную рассогласованность в действиях отраслевых и территориальных органов.

Характерная черта подобных противоречий в том, что ни одна из порождающих эти противоречия сторон не может ква­лифицироваться как отрицательная, так как эти противоречия возникают при изменении соотношения тех сторон библиотеч­ной практики, которые неразделимы и немыслимы одна без другой. В отдельные периоды в управлении библиотечным делом в зависимости от целей могут превалировать то отрас­левые, то территориальные начала, но никогда управление библиотечным делом не может строиться на основе лишь одно­го из них. Всегда отраслевое управление будет сочетаться с территориальным. Конкретные методы и формы этого сочета­ния находят свое отражение в системе координации управле­ния.

8.2.2. Органы координационного управления

Координация — неотъемлемая важнейшая составляющая всех процессов управления. Вместе с тем координация — это самостоятельное средство организации управления, наилуч­шим образом приспособленное к обеспечению высокой степени согласованности функционирования автономных библиотеч­ных систем. Координация управления — это формирование корректирующих или поддерживающих воздействий для обес­печения согласованных действий организационно независимых библиотечных систем. Основная специфическая черта коорди­национного управления состоит в том, что, имея властный, обязательный характер воздействия, оно использует силу этого воздействия не для принуждения, а для побуждения, опирается на понимание целесообразности согласованности в решениях (соотнести собственные цели с целями смежников с точки зре­ния общебиблиотечной цели).

Механизм координации обеспечивает реализацию согласо­ванной библиотечной политики ряда ведомств, поэтому это управление можно назвать межведомственным. Оно использу­ется для решения задач, возникающих не в отдельно взятой ведомственно-отраслевой библиотечной сети, Координацион­ные органы обеспечивают первоочередное решение тех би­блиотечных проблем общесистемной значимости, которые или вообще нельзя решить без участи центра, или решение которых


без его участия затянется на годы, будет менее эффективно (например, ускоренное развитие библиотечного дела в новых районах хозяйственного освоения, автоматизация библиотеч­ных процессов, создание сводных каталогов, разработка об­щебиблиотечных нормативов и др.).

Необходимость координационного управления обусловлена постоянным и динамичным процессом отраслевой и террито­риальной специализации библиотечных ресурсов, усили­вающим взаимосвязь и взаимозависимость библиотек. При переходе к рыночной экономике, в условиях повышения само­стоятельности библиотек становится совершенно очевидно, что во многих случаях наиболее выгодно устанавливать си­стемы межбиблиотечных отношений на основе координации и кооперирования. Это обеспечит условия маневрирования всеми видами библиотечных ресурсов, включая трудовые, матери­альные и финансовые, что не может быть реализовано в от­дельно взятой библиотеке.

Важный фактор координационного управления— производственно-технический. Внедрение современных техно­логий вынуждает библиотеки выходить за пределы узковедом­ственного подхода. Высокие экономические затраты по срав­нению с традиционной библиотечной технологией требуют их осуществления на межведомственной основе. Координация обеспечивает преодоление сложившейся неравномерности и некомплектности технического оснащения библиотек на всех уровнях библиотечного дела и создает условия для перехода к принципиально новой, системной технологии, где библиотеч­ные процессы будут сопряжены друг с другом в диапазоне от рядовой библиотеки до библиотечной системы страны.

Система координированного управления не означает обез­личенного, недифференцированного подхода к библиотекам разных ведомств. Она основывается, с одной стороны, на раз­делении функций и специализации отдельных библиотек, а с другой — на их взаимодействии в обслуживании читателей и использовании фондов. В рамках библиотечной координации каждая библиотека (библиотечная сеть) не только сохраняет, но и воспроизводит свои ресурсы на более высоком уровне. Видеть в координации ущемление самостоятельности библио­тек можно лишь при условии, если рассматривать самостоя­тельность как право вести библиотечную деятельность лишь собственными ресурсами.

Суть дела заключается в том, что развитие библиотечной координации связано с изменением содержания и форм


осуществления прав библиотек — участниц координации, а не с ограничением объема этих прав. Вступая на путь координа­ции, каждая библиотека сохраняет полноту прав в решении любых вопросов, но при этом одна часть этих прав осу­ществляется в прежней форме: каждая библиотека через свое руководство по своему собственному усмотрению развивает свои ресурсы, их основные пропорции и т. д. Другая же часть прав, связанных с проблемами, которые обеспечивают разви­тие межведомственных, интеграционных процессов, никому не передается, а реализуется руководством данной библиотеки (библиотечной сети), но в новой форме, путем принятия со­вместных, коллективных решений с представителями других библиотек в рамках соответствующих координационных орга­нов.

На практике сложились три типа координационных орга­нов библиотечного управления: межведомственные библиотеч­ные комиссии и советы, библиотеки — методические центры и библиотечные ассоциации и общества. В отечественной би­блиотечной практике есть определенный опыт организации деятельности межведомственных библиотечных комиссий и советов. В 1920 г. в соответствии с Декретом правительства РСФСР о централизации библиотечного дела была создана Центральная межведомственная библиотечная комиссия, глав­ной задачей которой было введение в жизнь единой библио­течной сети в стране и координация работы библиотек раз­личных ведомств и организаций.

Подобные комиссии создавались и на местах. В Ленинграде в 1932 г. при культмассовом отделе областного совета проф­союзов был создан совет научных, технических и массовых библиотек города. Совет ставил своей задачей содействовать объединению (координации) библиотек для работы с произ­водственно-технической книгой. В 1935 г. при Наркомпросе был создан первый межведомственный библиотечный совет под председательством Н. К. Крупской. С 1953 г. в ряде горо­дов (Москва, Ленинград, Саратов и др.) создаются и функцио­нируют межведомственные библиотечные советы, получившие массовое развитие в 60 — 80-е гг. С 1959 г. начал действовать Всесоюзный библиотечный совет (выполнявший функции и российского). Его состав формировался Министерством куль­туры СССР по должностному принципу.

Выполняя полезные координационные функции и разраба­тывая предложения по совершенствованию различных направ­лений деятельности библиотек страны и конкретных регионов,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 2168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.038 с.)