Общее понятие о функционировании библиотеки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о функционировании библиотеки



Мы охарактеризовали компонентную структуру библиоте­ки, дающую представление о составе элементов, их свойствах и взаимодействии и рассматривающую библиотеку в статике, определяющую ее производственный, ресурсный и информаци­онный потенциалы.

Не менее важной является функциональная характеристика библиотеки. Библиотекам присущи определенные функции, а с понятием "функция" неразрывно связано понятие "функционирование". Функционирование библиотеки — это ее деятельность с целью выполнения своих функций. Не вклады­вая в понятие "функционирование" вполне определенного содер­жания, связанного с процессами, протекающими в библиотеке, невозможно выявить их суть. В процессе функционирования от­дельных элементов библиотеки возникают системообразующие связи. Существенное нарушение или прекращение функциониро­вания тех или иных элементов библиотеки приводит к ее измене­нию, а в отдельных случаях — и к полной деструкции. Таким об­разом, функционирование самым тесным образом связано с целостностью и организацией библиотеки как системы.

Организация библиотеки в любой момент есть результат ее динамики (функционирования и развития), и поэтому стано­вится очевидной взаимозависимость функциональной и струк­турной характеристик библиотеки; тем более, если учесть, что каждый элемент библиотеки в значительной мере определяется с точки зрения его роли в системе, т. е. по выполняемым им функциям. Функциональная структура библиотеки — это со­вокупность взаимоотношений, связанных непосредственно с функционированием каждого элемента библиотеки в направ­лении образования ее системного эффекта.

2.2.2. Основные элементы функционирования библиотеки

2.2.2.1. Внешняя среда и обратная связь.

Выступая как система, процесс функционирования библио­теки включает следующие компоненты (элементы): внешнюю


среду, информационные потребности, процесс деятельности, результат деятельности, обратную связь. Любая библиотека не существует сама по себе, она — не автономная система, а со­ставная часть, элемент системы более высокого уровня слож­ности —социально-экономической системы общества, произ­водства, науки, культуры, образования, научно-технической информации. Эти внешние по отношению к библиотеке обра­зования, с которыми библиотека связана сетью коммуникаций, составляют ее среду, выступающую в качестве основы и исход­ного пункта функционирования библиотеки. Внешняя среда, окружающие условия являются тем необходимым фоном, на котором и. при опосредованном участии которого разверты­вается функционирование библиотеки.

Внешняя среда оказывает постоянное воздействие на би­блиотеку, заставляя ее перестраиваться. Под этим воздействи­ем в библиотеке происходят процессы, обеспечивающие вы­полнение ею своих функций, В свою очередь, библиотека через удовлетворение информационных потребностей и использова­ние библиотечных ресурсов оказывает влияние на внешнюю среду, на район библиотечного обслуживания.

В качестве основных объектов внешней среды библиотеки выступают: потребители ее услуг и продукции; учреждения, предприятия и организации, обеспечивающие необходимые условия для деятельности библиотеки (управление, снабжение, финансирование, подготовка кадров и др.): учреждения и ор­ганизации, участвующие вместе с библиотекой в общественном разделении труда (комплектование фондов, обработка изда­ний, создание библиографической и фактографической ин­формации, совместное использование фондов и других масси­вов информации и т. п.); библиотечные и небиблиотечные учреждения, технологически непосредственно не связанные с библиотекой, но изменяющие свою социальную роль и (или) показатели и методы работы при изменении функций, методов работы и (или) показателей деятельности библиотеки (например, вследствие перераспределения задач в системе би­блиотек и органов информации, заимствования передового опыта работы других библиотек и т. п.). Нельзя обеспечить эффективное функционирование библиотеки, игнорируя дру­гие библиотеки региона (идет ли речь о формировании фондов, организации справочного аппарата, обслуживания читателей и т. д.). В неменьшей степени это относится и к организации взаимосвязи библиотеки и органов научной информации.

Полностью обеспечить удовлетворение информационных


потребностей специалистов библиотеки могут только во вза­имодействии с органами научно-технической информации.

Однако для этого нужно четкое размежевание функций и тесное сотрудничество. Эффективность функционирования библиотеки наиболее убедительно можно продемонстриро­вать, определив ее роль в той внешней среде, составной частью которой она является. Если библиотека не сумеет показать, как она содействует какому-то социальному процессу (научному, производственному, педагогическому, управленческому и т. д.), протекающему в районе ее деятельности, позиция библиотеки окажется неэффективной. Ценность библиотеки обусловли­вается тем воздействием, которое она оказывает на систему, частью которой является. В связи с этим очень важную роль играет обратная связь. Она может быть положительной и от­рицательной. Обратная связь — основа саморегулирования, развития библиотеки, приспособления ее к меняющимся усло­виям функционирования. Наличие у библиотеки обратной связи говорит о ее динамичности, т. е. способности изменяться (адаптироваться) и развиваться. В настоящее время обратная связь от внешней среды к библиотеке крайне слаба, что вы­нуждает библиотеку опираться в своей работе лишь на количе­ственные данные о ее посещаемости, читательском спросе и книговыдаче. Однако, если библиотека в условиях рыночной экономики хочет сохранить свой потенциал на нужном уровне, такие косвенные показатели оказываются недостаточными. Библиотека должна считать себя ответственной за распро­странение информации в обслуживаемом ею районе (учебном заведении, предприятии, районе, городе и т. д.), а не просто за выдачу книг, и, следовательно, должна вносить свой информа­ционный вклад в осуществление общих целей, стоящих перед районом обслуживания. Из этого следует, что изучение среды, конкретной обстановки, в которой живут, работают, учатся читатели (настоящие и потенциальные), является обязатель­ным условием, без которого немыслим процесс функциониро­вания библиотеки.

2.2.2.2. Процесс деятельности библиотеки

Функционирование библиотеки, т. е. деятельность по соз­данию библиотечных услуг и продукции, представляет собой единый процесс, включающий основную, вспомогательную (обеспечивающую) и управленческую деятельность. Основная деятельность библиотеки есть процесс информационного взаимодействия. Мы имеем дело с процессом взаимодействия


между документальным фондом, содержащим определенную информацию и служащим средством удовлетворения опреде­ленных информационных потребностей, читателями, стремя­щимися удовлетворить свои информационные потребности, и библиотекарями, выступающими в качестве посредников и организаторов процесса информационного взаимодействия. В библиотеке складывается определенная (для каждого типа библиотеки своя) система взаимодействия библиотекаря, чита­теля и документа. В небольшой библиотеке это единство на­блюдается в нерасчлененном виде, в крупной библиотеке оно усложняется, происходит дифференциация библиотечной ра­боты по видам: комплектование фонда, обработка изданий. хранение и обеспечение их сохранности, обслуживание читате­лей и абонентов, библиографическая деятельность и др. Би­блиотечный коллектив, таким образом, теряет непосредствен­ную связь с читательским коллективом.

В отличие от основной деятельности результаты вспомога­тельной и управленческой деятельности относятся к категория промежуточных, а не конечных. Они лишь способствуют успешной реализации библиотекой своих основных функций. К вспомогательной деятельности относятся все хозяйственные, производственно-технические, снабженческие и другие процес­сы. Особую роль в функционировании библиотеки играет управление. Оно обеспечивает соединение, взаимодействие и согласованность всех компонентов и подсистем библиотеки как единого целого. Управление библиотекой и библиотечны­ми процессами — коммуникационный процесс, а именно про­цесс обмена информацией, предоставляющей средства для ак­тивного воздействия на элементы библиотеки и библиотеку в целом.

Как только потоки управленческой информации приоста­навливаются, организованная деятельность библиотеки пре­кращается. Организационно-управленческая информация не только является существенным элементом внутреннего функ­ционирования библиотеки, но и играет жизненно важную роль в обмене информацией между библиотекой и внешней средой. Система коммуникации служит средством включения библио­теки в ее внешнюю среду. Роль информационного процесса в управлении библиотекой возрастает в связи с усложнением функций и технологии библиотеки. Управленческая информа­ция в библиотеке должна быть организована. Для этого в би­блиотеке разрабатывается упорядоченная совокупность (перечень, номенклатура) видов организационно-управленческих докумен-


тов, устанавливаются порядок их движения и алгоритмы обра­ботки. К информационному обеспечению деятельности библиоте­ки предъявляются определенные требования: информация должна собираться в нужном объеме и своевременно, быть достоверной, полезной и удобной для восприятия и дальнейшего использова­ния.

2.2.2.3. Результат деятельности библиотеки

Охарактеризованные виды библиотечной деятельности на­ходятся во взаимодействии, которое реализуется в соответ­ствующих процессах, ориентированных на получение конеч­ных результатов деятельности заданного уровня при установленном сроке, объеме, затратах. Элемент "результат деятельности" выступает основным элементом функциониро­вания библиотеки, поскольку именно он опосредованно отра­жает общественный спрос на деятельность библиотеки. По­этому от того, насколько правильно и полно сформирована система результатов деятельности библиотеки, зависит уста­новление рациональных соотношений и взаимосвязей между ее остальными элементами, их характеристиками. Результаты деятельности и их параметры (номенклатура, объем, норматив качества) влияют не только на элементы библиотеки (технологию, производственную структуру, средства и методы работы), но и на элементы и соответствующие характеристики управления библиотекой (численность управленческого персо­нала, структура управления и т. п.). Поэтому помимо опреде­ления номенклатуры результатов деятельности исключительно важно правильно представить их количественные значения (объемы) и качественные характеристики.

Результатом основной деятельности библиотеки являются библиотечно-информационные услуги и продукция, благодаря ко­торым осуществляется удовлетворение информационных потреб­ностей. Их производство складывается под воздействием общественных целей и потребностей и имеющихся библиотечных ресурсов. Информационные потребности и ресурсы библиотеки оказывают влияние на состав, объем и качественную характери­стику производимых услуг и продукции. Понятие "услуга" связы­вается с понятием "потребитель" этой услуги, а предоставление услуги рассматривается как воздействие непосредственно на по­требителя (читателя, абонента — индивидуального, коллективно­го). Все виды библиотечных услуг можно объединить в три основ­ные группы (вида): документные, коммуникативные и библиотечного сервиса. Читатель библиотеки имеет дело с


такими услугами, как предоставление изданий, выдача изда­ний по межбиблиотечному абонементу, подготовка разного рода библиографических и иных справок, обзоров литературы, пользование справочным аппаратом, выставками, изготовле­ние ксерокопий, посещение культурно-массовых мероприятий и др. Понятие "библиотечная продукция", в отличие от понятия "услуга", не связывается с непосредственными потребителями. Категория потребителей библиотечной продукции более широкая: например, библиотечные работники страны (региона, отрасли), население, студенты и преподаватели библиотечных факульте­тов и др.

Основным параметром, характеризующим результаты дея­тельности библиотеки, является состав услуг и продукции, выраженный их перечнем (номенклатурой). В нем отражается ассортимент продукции и услуг библиотеки, предоставляемых потребителям. Объем услуг и продукции, являющийся другой важной характеристикой результатов деятельности, в первую очередь определяется потребностью, спросом потребителей на них. Однако на количество услуг и продукции влияет ресурс­ная база библиотеки: библиотечные фонды, квалификация и численность кадров, оснащенность современным оборудовани­ем и т. д.

Следующим параметром элемента "результат деятельности" является качество предоставляемых услуг и продукции, харак­теризующееся такими показателями, как актуальность, новиз­на продукции библиотеки, полнота и оперативность удовлет­ворения запросов на услуги и др.

2.3. Организационная структура библиотеки

Совокупность протекающих в библиотеке частных процес­сов, приводящих к получению конечных результатов деятель­ности (предоставление услуг, выпуск и реализация продукции), представляет собой единый процесс. Именно в этом процессе происходит объединение сотрудников библиотеки, а его со­держание оказывает определяющее воздействие на организа­ционное построение (структуру) библиотеки и ее структурных единиц (подразделений).

Организационную структуру библиотеки можно опреде­лить как целостную, упорядоченную совокупность относи­тельно самостоятельных подразделений, реализующих закреп­ленные за ними функции и цели, наделенных соответствующей


компетенцией1 и находящихся в определенных отношениях между собой Выделяют производственную и управленческую структуру. Они взаимосвязаны и составляют единую ком­плексную структуру библиотеки, в рамках которой осу­ществляется конкретная деятельность, позволяющая достигать конкретных результатов.

Формирование организационной структуры библиотеки в общем плане есть процесс выявления и группирования род­ственных и функционально связанных между собой видов ра­бот и распределение их по соответствующим структурным подразделениям. Виды работ (операций) объединяются в бло­ки, которые затем соединяются в логической последователь­ности. Первичным звеном, с которого начинается создание производственной структуры библиотеки, выступает рабочее место, определяемое дифференциацией и обособлением особен­ных (специфических) видов библиотечного труда. Интеграция рабочих мест дает более сложные структурные образования библиотечного процесса: участки, группы, секторы, отделы.

Наибольшее распространение в практике получила функ­ционально-технологическая структура. Ее основу составляют три главных цикла (раздела) библиотечного труда: комплекто­вание фондов, организация обслуживания читателей и библио­графическая деятельность. Персонал библиотеки, занятый в этих циклах библиотечной работы, объединяется в трех соот­ветственно именуемых отделах. С расширением задач и объема деятельности библиотеки и увеличением численности персона­ла появляется необходимость деления отделов на секторы, участки, службы.

В крупных библиотеках одной функциональной структуры недостаточно. Применяются отраслевая, лингвистическая структуры, структура, ориентированная по виду информаци­онных источников, и др. Если, например, определяющим фак­тором производственной структуры библиотеки являются спе­циальные (отраслевые) области обслуживания читателей, то выделяются отраслевые читальные залы и отделы. В библиоте­ках с фондами на многих языках часто используется лингви­стическая структура. Приобретение и обработка литературы, организация обслуживания осуществляются в таких случаях

' Компетенция, или совокупность полномочий (прав, обязанностей и ответ­ственности) структурного подразделения устанавливается в Положении (Уставе) о данной библиотеке и представляет собой формальное описание выполняемых подразделением функций и т. д


раздельно по языковому принципу на базе соответствующих самостоятельных подразделений.

Организационная структура по видам источников инфор­мации предусматривает создание особых отделов для работы с книгами и периодикой, аудиовизуальными средствами, микро­формами и др. (картографические, нотно-музыкальные мате­риалы). Важное место в структуре публичных и некоторых специальных библиотек занимают подразделения, работающие с литературой о крае. Этой группе структурных подразделений свойственны как комплексный характер построения, так и обособление от подразделений, занятых обслуживанием чита­телей. Такие отделы самостоятельно приобретают, обрабатывают, используют и организуют хранение своих фондов, об­разуя своего рода "библиотеку в библиотеке". Крупные библиотеки, выполняющие функции центральных, создают специальные структурные подразделения по координационно-методическому обеспечению деятельности библиотек ведомственной, отраслевой или территориальной библиотечной сети (системы).

Ни одну из названных форм организационной структуры нельзя признать рациональной. Современным требованиям наиболее соответствует комбинированная структура, в каждом отдельном случае учитывающая совокупность различных факторов, оказывающих влияние на формирование организационной структуры библиотеки. Состав подразделений может варьироваться в зависимости от особенностей, условий работы, традиций конкретных библиотек.

В библиотеке выделяют управляемую (или объект управления) и управляющую подсистемы. Первая осуществляет библиотечный процесс во всем его многообразии; вторая - управляет библиотечной и хозяйственной деятельностью, также занимается совершенствованием организации деятельности библиотеки. Управленческая структура библиотеки призвана способствовать выполнению функций управления всеми процессами в библиотеке, правильному и четкому распределению обязанностей между структурными подразделениями работниками и обеспечивать согласованную и эффективна работу структурных подразделений. Организационно-управленческая структура является производной от производственной структуры. Однако, будучи таковой, она существенно влияет на построение и изменение производственной структуры. Чрезмерное усложнение управленческой структуры влечет за собой усложнение и производственной, создание новых от-


делов, секторов, групп и т. д., что отрицательно влияет на гиб­кость подразделений.. В управленческую структуру входят ру­ководители библиотеки и ее структурных подразделений, а также специальные подразделения (бухгалтерия, планово-экономический, организационно-технологический отделы, отдел кадров, канцелярия и др.) или отдельные специалисты, выполняющие управленческие функции.

Построение рациональной организационной структуры — одна из наиболее сложных проблем, связанных с эффектив­ностью деятельности библиотеки. Основной объективный кри­терий структуры — логика библиотечного процесса и выпол­няемые библиотекой функции. Кажется, что для решения проблемы достаточно определить ведущие процессы (а это сделать нетрудно) и на этой базе выделить первичные подраз­деления библиотеки. Однако на практике разработка структу­ры не так уж проста. Взять хотя бы комплектование и обра­ботку литературы. Сразу возникает ряд вопросов: сколько отделов должно заниматься этим процессом — один, два или больше? каковы принципы дальнейшего структурного деле­ния— отрасль, вид, язык литературы, источник комплектова­ния? Те же вопросы возникают при рассмотрении процессов обслуживания читателей и т. д.

Структура библиотеки, как и всякая организационная фор­ма, более консервативна, чем: определяющее ее содержание (функции). Поэтому не всякие изменения того или иного би­блиотечного процесса приводят к изменениям в структуре. Анализ библиотечной практики показывает, что, с одной сто­роны, учет логической структуры библиотечного процесса и функций в структуре библиотеки — непременное условие их рациональной организации. Но, с другой стороны, форма ор­ганизации библиотечного процесса (какой является структура библиотеки) — не простое отображение его логической струк­туры. Сама реализация процесса большим коллективом вызы­вает к жизни такие виды деятельности, непосредственно не связанные с библиотечным процессом, которые необходимы для его выполнения. Назовем, например, диспетчеризацию, а также координацию библиотечного процесса, методическое руководство, нормирование, учет, отчетность, финансирование, материально-техническое обеспечение и др. Как видим, организа­ционная структура библиотек в некотором отношении сложнее, чем логическая структура библиотечного процесса.

Организационная структура библиотеки не является чем-то застывшим, раз и навсегда определенным. Ее совершенствование,


упорядочение (укрепление мелких и ликвидация излишних структурных подразделений путем централизации и совмеще­ния выполняемых ими функций, упрощение самой организации процесса, распределение обязанностей внутри структурных под­разделений и согласование их деятельности в целом) происходят во многом индивидуально в зависимости от типа библиотеки, масштабов ее деятельности, объема и структуры библиотечных услуг и продукции, сложности и разнообразия технологическо­го процесса, численности библиотечного персонала и других факторов. Организационная структура динамична, она реаги­рует на изменяющиеся технологии, новые методы работы, функциональные задачи. Вместе с тем она должна быть доста­точно устойчивой, поскольку частые реорганизации так же нежелательны, как и десятилетиями неизменные, сдержи­вающие развитие библиотеки организационные формы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Амлинский Л. 3. Композиционно-планировочные решения и техни­ческое оснащение научных библиотек: библиотековедческий аспект. Киев, 1988. 296 с.

Грачев В. И. Библиотекарь в системе социально-коммуникационной деятельности библиотек // Научно-технические библиотеки. 1992, № 6.С. 11—20.

Каптерев А. И. Документ в библиотеке: ресурс и продукт // Науч­но-технические библиотеки. 1992. № 7. С. 4—15.

Карташов Н. С. Анализ и пути обеспечения соответствия библиотеч­ных фондов читательским потребностям // Теоретико-методологические проблемы библиотечно-библиографической науки и практики. Межвуз. сб. науч. тр. М., 1992. С, 28-45.

Петрова Л. Г. Некоторые проблемы развития и совершенствова­ния организационно-функциональной структуры крупных универ­сальных научных библиотек // Научно-технические библиотеки СССР. 1990. №8. С. 3—9.

Столяров Ю. Н. Библиотека как система // Книга. Исследования и материалы. Сб. 49. М„ 1984. С. 59—79.

Федеральный закон о библиотечном деле // Библиотековедение. 1995. № 1.С. 3—17.

 


ГЛАВА 3

ТИПОЛОГИЯ БИБЛИОТЕК

 

3.1. Сущность и критерии типологии библиотек

В библиотековедении при решении многих задач часто исполь­зуются два родственных метода — классификации (от лат. classis— разряд) и типологии (от греч. typos — отпечаток, обра­зец). Границы (различия) между классификацией и типологией в значительной мере условны, и применение той или иной из них в определенных областях знания в большой мере зависит от исто­рических традиций. Тем не менее под классификацией принято понимать группировку изучаемых объектов по количественным признакам, под типологией — по качественным.

Отправная точка классификации - единичные понятия. Суть классификации в отвлечении от различий нескольких единичных объектов и в установлении их тождества на основе либо одного признака, либо взаимосвязанной совокупности признаков. Этот признак или совокупность признаков назы­вается основанием классификации.

Типология — это синтез общего,и особенного, сходства и различия. Своеобразие библиотеки понимается обычно как отражение индивидуальных черт, тогда как в действитель­ности оно является переплетением общих и особых (индивидуальных) черт. Действительно, могут проявиться не­повторимые (индивидуальные) черты, но это может быть ре­зультатом сугубо индивидуальных (нередко случайных) об­стоятельств. Неповторимые черты нельзя обобщить. Тип вбирает в себя (репрезентатирует) не просто черты, а только характерные для ряда библиотек. Типология представляет собой обобщение, она уменьшает количество изучаемых библиотек, разбивает их на группы и тем самым вносит вклад в их пони­мание. Индивидуальные черты лучше видны, различимы толь­ко на фоне типологических. Понятие "индивид" отражает его единичность как части целого (типа, вида), включая особен­ное —• индивидуальность, отличающую один тип (вид) от дру­гого. Класс является эмпирической категорией, тогда как тип — категория концептуальная. Даже если библиотековед основывает свою аргументацию на статистических данных, он самостоятельно выявляет различные типы и виды библиотек и тщательно разрабатывает их теоретически. Так, провести группи­ровку библиотек по размерам их фондов (по численности


персонала, читателей и др.) — это значит классифицировать их на основе количественного критерия, что может оказаться полезным. Однако такая классификация не позволяет иденти­фицировать важные концептуальные (содержательные) кате­гории. Установление ряда объективных признаков, существен­но значимых для изучаемых библиотек, — это типология.

Под типологией библиотек понимается метод научного по­знания, в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разделение изучаемой совокупности библиотек на группы. Процесс разделения — типологизация, его резуль­тат — типология. Необходимость типологизации возникает в связи с необходимостью либо упорядоченного описания мно­жеств весьма неоднородных библиотек, либо изучения каких-либо закономерностей на основе анализа таких множеств. В процессе типологизации на основе содержательного анализа выявляются сходство и различие изучаемых библиотек, отыскиваются надежные способы их идентификации. В ка­честве основных единиц типологии библиотек выступают по­нятия "тип" и "вид", означающие образец, модель, разновид­ность, которым соответствует группа библиотек, обладающих определенными признаками. При этом библиотеки, сгруппи­рованные по ведущему (основному) типологическому призна­ку, называют типами, а созданные в процессе дальнейшей де­тализации — видами и подвидами.

В процессе типологизации решаются одновременно две за­дачи — теоретико-познавательная и практическая. Первая заключается в сборе и анализе фактов, характеризующих дея­тельность библиотек, с целью раскрыть объективные законо­мерности их функционирования и типологического развития. Однако типология библиотек не сводится лишь к сравнитель­ному изучению существенных признаков библиотек и отнесе­нию их к определенным типам и видам. Практическая, при­кладная задача типологии библиотек заключается в разработке рекомендаций по организации и совершенствованию их деятельности. Она позволяет дифференцировать зада­чи, функции, связи, отношения, уровни организации библиотек в зависимости от тех или иных типологических характеристик, что необходимо для эффективной работы библиотек. С учетом типа и вида библиотеки, общих и специфических особенностей деятельности можно целенаправленно формировать состав и структуру фондов, удовлетворять читательские запросы, обес­печивать построение и функционирование системы библиотек


на основе их специализации и взаимодействия, эффективное управление библиотечным делом и т. д.

Библиотечная теория ни в нашей стране, ни за рубежом не выработала еще научной типологии библиотек. Зарубежные библиотековеды сталкиваются с теми же проблемами, что и отечественные. Их классификации значительно различаются, существует терминологическая неразбериха. Но в своем боль­шинстве учеными называются одни и те же разновидности библиотек: национальные, публичные, учебные, академиче­ские, специальные. Так, классификация библиотек, предложен­ная ЮНЕСКО, выглядит следующим образом:

1. Национальные библиотеки. 2. Библиотеки высших учеб­ных заведений. 3. Другие крупные и крупнейшие универсаль­ные общедоступные библиотеки. 4. Учебные библиотеки.

5. Специальные библиотеки (библиотеки НИИ, общественных организаций, ведомственные, профсоюзов, музеев и др.).

6. Массовые общедоступные (или народные) библиотеки.

Как видим, здесь фиксируются сложившиеся разновидности библиотек, отсутствует единое основание для научной типоло­гии. Большой интерес представляют поиски этого основания, предпринимаемые отечественными специалистами. Известно, что типология библиотек отражает процесс развития библио­течного дела, появление и рост новых библиотек, усложнение их функций. В 20-е гг. большинство библиотековедов выделяли три типа библиотек: массовые, научные, школьные. В 30-е гг. против дифференциации библиотек на массовые и научные вы­ступил М. А. Потапов. Он полагал, что такое деление дает осно­вание противопоставлять научные библиотеки массовым, считать, что первые предназначены только для ученых, а вторые—для масс. Поэтому он делил библиотеки на универсальные и специ­альные, положив в основу деления состав книжных фондов.

В 40-е гг. И. М. Фрумин возвращается к делению библиотек на массовые и научные. За основу группировки он принимает характер читательских запросов: общеобразовательные, научно-исследовательские, производственные и учебные. В 50—60-е гг. О. С. Чубарьян дифференцировал библиотеки по читательско­му назначению, выделяя два основных типа библиотек: массо­вые; научные и специальные. Понимая, однако, что для харак­теристики всего многообразия библиотек указанного признака недостаточно, он предложил дополнить его другими, вторич­ными признаками, в частности отражающими территориаль­ную и ведомственную принадлежность библиотек. В 70—90-е it. на страницах сборника "Научно-технические библиотеки


СССР" проблеме типологии библиотек была посвящена специ­альная дискуссия, в ходе которой выдвигались различные кон­цепции. Библиотеки делились на массовые и научные, общие и специальные, универсальные и специальные, публичные и ве­домственные, научные и детские. Общим недостатком выдви­гавшихся типологических концепций являлось то, что класси­фикация создавалась для всех разновидностей библиотек без единого логического основания, причем исследователи не мог­ли прийти к единому мнению о том, какие признаки библиотек являются главными, какие — дополнительными.

Наиболее оригинальные подходы к типологии библиотек были предложены М. И. Акилиной и Е. Т. Селиверстовой. Концепция М. И. Акилиной состоит в том, что единую иерар­хическую классификацию библиотек построить невозможно из-за множественности классификационных признаков, яв­ляющихся, по ее мнению, одинаково значимыми. Она класси­фицирует библиотеки по равнозначным трем признакам: до­кумент, потребитель, информационные потребности. Каждая конкретная библиотека одновременно относится к разным типологическим группам в зависимости от основания (указанных признаков) деления. Такой подход позволяет типологизировать библиотеки путем последовательного их деления по отдельным признакам. Таким образом, вместо иерархиче­ских классификаций, предполагающих выделение одного глав­ного признака, образуются параллельные типологические ря­ды, каждый из которых соответствует определенному признаку.

Е. Т. Селиверстова в зависимости от состава фондов выде­ляет библиотеки отраслевые, многоотраслевые и универсаль­ные. Далее построение библиотечной системы она ориентирует в первую очередь на документные потребности (общие, осо­бенные и единичные). Общие потребности удовлетворяют уни­версальные библиотеки, особенные — специализированные. В зависимости от характера потребностей, обусловленных родом деятельности (видом занятий), выделяются библиотеки учебные, специальные, публичные. В каждом из этих типов библиотек выделяются массовые, т. е. низовые, библиотеки (школьные, техникумов, предприятий, сельские, городские, профсоюзные) и научные (областные, вузовские, специальные, центральные). Таким образом, Е. Т. Селиверстова предложила усложненную, многоуровневую классификационную схему, состоящую из разрядов, классов, типов и видов библиотек, трудно реализуемую в библиотечной практике.


В 1994 г. научные сотрудники РГБ А. В. Гришин и А. М. Ушакова в качестве основания классификации библио­тек выдвинули мотивацию обращения читателя в библиотеку, являющуюся, по их мнению, проявлением главного направле­ния потребности человека в информации. В соответствии с этим они выделяют два основных класса библиотек — публичные и специальные. Их они разделяют на подклассы на основании характеристики читательского спроса. По данному признаку публичные библиотеки делятся ими на публичные научные и массовые. Первые ориентируются на удовлетворение запросов повышенного уровня, вторые — стандартизованных запросов. Тот же подход применен авторами и к делению специ­альных библиотек: повышенные читательские запросы удо­влетворяют научные библиотеки, стандартизованные запросы производственного характера — производственные библиоте­ки, учебного характера — учебные библиотеки. Оценивая предложение А. В. Гришина и А. М. Ушаковой, следует отме­тить три момента. Bo-первых, классификация проводится ими по признаку читательских потребностей, во-вторых, авторы не определяют, что же собой представляют повышенные и стан­дартизованные запросы, наконец, выделение класса публичных библиотек некорректно, поскольку таковые имеются и в классе специальных библиотек.

Библиотеки характеризуются многообразием устойчиво различающихся признаков. Поэтому необходимо сначала си­стематизировать сами признаки библиотек. Они могут разли­чаться: по целевому назначению, контингенту пользователей, тематическому, видовому составу и объему фондов, принад­лежности, масштабу деятельности, юридической самостоятель­ности, месту и функциям в библиотечной системе и ее статусу, степени доступности и др. По каждому из этих признаков можно выделить ряд типов, видов, подвидов библиотек. При этом каждая библиотека может быть одновременно охаракте­ризована несколькими признаками, т. е. ей может быть найде­но место одновременно в разных классификациях, каждая из которых может оказаться полезной.

Мы придерживаемся той позиции, что образование типов библиотек происходит не столько формально-логическим пу­тем, сколько путем содержательным. Из множества неравно­ценных по своему значению признаков необходимо выделить признак, способный отразить основную сущность библиотеки как социального института, т. е. первичный по отношению к дополнительным, производным признакам. Таким требованиям


больше всего отвечает общественное, социальное назначение библиотеки. Этот признак определяет необходимость функ­ционального подхода к типизации библиотек, позволяющего выявить устойчивую содержательную характеристику библио­теки и различать библиотеки прежде всего по функции, т. е. характеру, содержанию, направленности деятельности би­блиотеки, в свою очередь, определяемыми характером удовлет­воренных информационных потребностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.04 с.)