Тема: Характеристика перцептивной стороны общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Характеристика перцептивной стороны общения



Цель: анализ перцептивных характеристик общения.

Для подготовки к занятию необходимо ответить на вопро­сы:

1. Понятие социальной перцепции.

2. Социально-перцептивные характеристики личности.

3. Стереотипизация, типы стереотипизации.

4. Каузальная атрибуция, ошибки каузальной атрибуции.

5. Барьеры общения, возможные пути их преодоления.

В ходе практической части занятия студенты решают пси­хологические задачи по данной теме.

Варианты задач:

1. Опишите подробно человека с очень высокой степенью эмпатии, идентификации и рефлексии (его семью, отношения с друзьями, прозвища, работу, стиль в одежде и т.д.).

2. Опишите подробно человека с очень низкой степенью эмпатии, идентификации и рефлексии (его семью, отношения с друзьями, прозвища, работу, стиль в одежде и т.д.).

3. Опишите себя в терминах эмпатии, идентификации и реф­лексии.

4. Прочитайте иллюстрацию работы танцевального психотера­певта. Проанализируйте работу психотерапевта (о проявле­нии какого качества тренера идет речь, какой прием исполь­зуется и т.д.).

Труднее всего мне было «достать» Брайана. Высокий, темноволосый, напряженно наэлектризованный, он танцует под свою музыку, отбивая ритм по телу, как по барабану. Его танцы не имеют ни начала, ни середины, ни конца. Это как бы корот­кие вспышки припадка. Он не позволяет спрашивать, интерпретировать и структурировать. Когда мы образуем круг, он бегает, прыгает и скачет вне его. Иногда я присоединяюсь к нему в его «одушевленных» прыжках, которые напоминают прыжки какого-то лесного зверя, и зачарованно слежу за ним. В ту минуту, когда наши шаги выравниваются, ритмы совпада­ют, он смотрит на меня с признанием и удовольствием. Но этот момент проходит, и он снова погружается в свой внутренний мир (цит. по: Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993. С. 250-251).

5. Приведите примеры проявления типов стереотипизации. Ка­кой из типов стереотипизации проявляется в социальном вос­приятии чаще всего? С чем, на ваш взгляд, это связано?

6. Зная о том, что Вы (каждый из группы) склонны к проявле­нию определенного типа стереотипизации, что Вы делаете для избегания данного искажения восприятия (или что бы могли сделать)?

7. Приведите примеры проявления ошибки фундаментальной атрибуции. Есть ли исключения из правила, связанного с проявлением фундаментальной ошибки атрибуции? Как вы их объясните? Выделите факторы, влияющие на появление ис­ключений из правила (такими факторами, например, могут быть особенности рассматриваемой ситуации, определенные личностные характеристики воспринимающего субъекта и т.д.).

8. Приведите примеры проявления других ошибок атрибуции.
Какую ошибку Вы лично склонны более всего проявлять? С чем это связано (Вашими личностными характеристиками, теми ситуациями, в которые Вы чаще всего попадаете, с чем-либо еще)?

9. Зная о том, что Вы (каждый из группы) склонны к проявле­нию определенной ошибки атрибуции, что Вы делаете для избегания данного искажения восприятия (или что бы могли сделать)?

10. Приведите пример проявления самореализующегося про­рочества. Проанализируйте его. Какие факторы повлияли на появление этого феномена? Что можно сделать для избежа­ния проявления его?

Практическое задание для преодоления искажения соци­ального восприятия (взято из: 2).[17]

1. Подумайте, кого из своих друзей или просто знакомых Вы относите к категории застенчивых (можете взять любую другую негативно окрашенную характеристику). А теперь постарайтесь подумать о нем не как о «застенчивом чело­веке», а как о том, кто с трудом налаживает взаимоотноше­ния с людьми в одних ситуациях и не испытывает трудно­стей с этим в других.

2. Составьте перечень социальных ситуаций, в которых Ваш друг с большей вероятностью проявит свою застенчивость.

3. Составьте перечень ситуаций, в которых Ваш друг поведет себя более открыто и общительно.

4. Постарайтесь создать социальную обстановку, в которой это могло бы произойти. Внимательно понаблюдайте, как такая обстановка повлияет на поведение Вашего друга.

Дополнительная литература

1. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме [Текст] /Э. Аронсон. – Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 264 с.

2. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] /А.А Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 200 с.

3. Келли, Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная за­рубежная социальная психология (тексты) [Текст] / Под. ред. Г.М. Андреевой и др. – М.: МГУ, 1984. 217. – С. 127-138.

4. Кричевский, Р.Л. Если Вы – руководитель [Текст] / Р.Л. Кричевский – М.: Дело, 1998. – 400 с.

5. Петровская, Л.А. Компетентность в общении [Текст] / Л.А. Петровская. – М.: МГУ, 1989. – 148 с.

6. Стефаненко, Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отно­шения [Текст] / Т.Г. Стефаненко// Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Моск. ун-та, 1987. – С.242-250

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ОБЩЕНИИ

Тема «обратная связь» на практических занятиях (да и в реальной деятельности) вызывает наибольшее количество труд­ностей. Связано это с тем, что феномен обратной связи кос­венно включает в себя все феномены общения. Ведь для того, чтобы адекватно подать обратную связь собеседнику, необхо­димо правильно воспринять ситуацию (вербальные, невербаль­ные действия собеседника, а также все элементы социальной ситуации – время, место, участников и т.д.), избегая феноме­нов искажения восприятия, затем оценить оптимальный тип взаимодействия в данной ситуации, соотнести его со своими возможностями (как ролевыми, так и личностными) и только потом невербальными и вербальными средствами подать об­ратную связь, учитывая при этом особенности восприятия со­беседника (в том числе возможно возникновение коммуника­тивных барьеров). Ну как, не утомились? Остается только удивляться тому, с какой легкостью мы умудряемся правильно по­давать обратную связь. Конечно, мы отрабатываем отдель­ные навыки общения на практических и лабораторных заняти­ях по конкретным темам общения, но умение синтезировать эти навыки приобретается, вероятно, только с опытом. Поэто­му пожелаю студентам почаще наблюдать за собой и другими в реальных ситуациях и делать из этого выводы.


Практическое занятие № 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.007 с.)