Особенности трудовой деятельности при речевых нарушениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности трудовой деятельности при речевых нарушениях



Наш язык является средством общения людей между собой. Без этого была бы невозможна организуемая совме­стная производительная деятельность, а также взаимное понимание. Таким образом, наш язык является важным средством развития человеческого общества.

Расстройство этой важной функции языка может отра­зиться на социальной активности и деятельности лично­сти, быть причиной тяжелых переживаний. Например, нарушение правильного произношения отдельных звуков не только вызывает у человека чувство неловкости, но и делает его речь небрежной, некрасивой, часто мешает об­щению.

Окружающие не всегда понимают человека, страдаю­щего недостатками произношения. Некоторые тяжелые формы речевых нарушений (например сложное косноя­зычие или заикание) могут служить причиной снижения успеваемости ребенка в школе, а также стать помехой при выборе профессии.

Взрослый человек, получивший травму головного мозга и вследствие этого потерявший способность говорить, ис­пытывает сильнейший эмоциональный шок. Утратив речь, он не может больше трудиться. Больному трудно адапти­роваться к новым для него условиям.

У больных, потерявших речь вследствие инсульта, тру­довая деятельность должна регламентироваться следующи­ми принципами:

—работу за столом следует чередовать с двигательной разминкой;

—длительность рабочего времени определяется самочувствием больного;

—характер труда должен исключать возможность травм и вреда здоровью;

—рабочее место должно быть удобным, хорошо освещенным;

—больной должен быть заинтересован в результатах своего труда.

Налаживание быта обязательно предусматривает обу­чение больного какому-либо труду. Во-первых, это необ­ходимо для его побуждения к приобретению полезных навыков, во-вторых, для того чтобы он был занят.

Овладение доступным видом труда может приблизить больного хотя бы к частичному решению одной из самых важных для него проблем, а именно к участию в жизни общества. Формы этого участия могут быть различными: надомный труд, труд в специальных мастерских, труд в облегченных, щадящих условиях с изменением его про­филя и наконец, возвращение к прежнему виду труда.

Родственники должны исходить из реального положе­ния дел: не переоценивать и не умалять возможностей боль­ного. Не надо вселять в него необоснованных надежд, но не надо и убеждать, что отныне ему будет недоступен труд вообще. Всегда можно найти какое-нибудь дело, которое станет основным занятием больного и позволит ему не чувствовать себя бесполезным.

Какими особенностями отличается трудовая деятель­ность людей, имеющих те или иные расстройства речи?

Человек, страдающий заиканием, обычно боится го­ворить или говорит шепотом, в основном ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать и в общении с окружающими пользоваться жестами. Такой человек обычно раздражителен, предпочитает одиночество, стесняется своего недостатка, т.е. он замкнут и не раскры­вается, с ним очень сложно найти общий язык. Все это затрудняет процесс общения в трудовом коллективе. Ско­рее всего такому человеку сложно найти работу в сфере, где общение является основной составляющей профессии.

Такая же картина наблюдается и при других речевых расстройствах, например, гнусавости. Речь людей, стра­дающих открытой гнусавостью (возникает вследствие па­реза мягкого нёба или вследствие врожденного полного или частичного расщепления твердого или мягкого нёба), понимается с трудом.

Это, в свою очередь, вызывает у человека чувство ро­бости, стремление обособиться. С возрастом речевой де­фект усугубляется настолько, что даже после пластиче­ской операции нёба произношение в большинстве случа­ев остается таким же неправильным.

Еще в раннем детстве ребенок включается в опреде­ленную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которая и формирует его как личность. А по­скольку нарушение речи накладывает общий отпечаток на психику, то и этот процесс идет медленнее или с каки­ми-либо отклонениями от нормы.

Например, у человека, страдающего алалией, отмеча­ется более или менее выраженная заторможенность, от­рицательные особенности психики. Нарушение адекватного общения с окружающими приводит к развитию чрезмер­ной возбудимости или, наоборот, заторможенности. У че­ловека складываются отрицательные черты характера — обидчивость, упрямство, вспыльчивость, появляются вя­лость, общее снижение активности, внимания, трудоспо­собности. Вследствие этого человеку сложно будет справ­ляться, например, с надомной работой, которая в целом ему по силам.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте особенности развития познавательных процессов у детей с речевой патологией в школь­ном возрасте.

2. В чем заключается специфика эмоционально-личностной сферы и процесса коммуникации в школьном возрасте у детей с нарушениями речи?

3. Раскройте особенности учебной деятельности детей с заиканием.

4. Сравните специфику учебной деятельности при ОНР и ФФН.

5. Чем характеризуется трудовая деятельность лиц с нарушениями речи?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.007 с.)