Фонетико-фонематический слух 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонетико-фонематический слух



В фонетико-фонематическом недоразвитии детей вы­является несколько видов нарушений: трудности в ана­лизе нарушенных в произношении звуков; при сформи­рованной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность опре­делить наличие и последовательность звуков в слове. У де­тей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; не­четкая дикция, некоторая задержка в формировании сло­варя и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согла­совании прилагательных и числительных с существитель­ными). Методика обследования при ФФНР заключается в основном в исследовании фонетико-фонематического восприятия.

Ребенка просят:

— услышать разницу между правильным и неправиль­ным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослаб­ленного слухового контроля);

—воспроизвести за экспериментатором слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т.п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);

—выделить определенный звук из цепочки звуков, на­пример [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимаетруку (символ) или подает знак, как это заранее условлено); выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т.п. (ребенок, услышав
заданный слог, поднимает руку (символ) или подает знак иначе);

—определить наличие звука [с] в словах: «санки», «зонт», «нос», «щука» и т.п. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);

—повторить в заданной последовательности два слога типа [са]-[ша], если ребенку нет 5 лет; если ребенку
6 лет, можно предложить последовательность из трех слогов (проговаривая слоги, педагог экраном за­крывает рот, не давая возможности видеть свою артикуляцию);

—разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от
друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым кар­тинки: например, «кит» и «кот», «кот» и «ком»;

—усложняя условия, предлагают повторить 3—4 простых слога, включающих как разные согласные или
гласные звуки, например [на]-[та]-[ка], так и акус­тически близкие: [са]-[ша]-[за]. Этот прием выявля­ет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков или слогов, их количества).

Дети, имеющие отклонения в развитии фонематиче­ского восприятия, не могут ни четко повторить звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком. Воз­можны частичные нарушения, связанные с недостаточ­ным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем распознавании других звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать причиной затруднений при совершении ребенком действий звукового ана­лиза.

Обнаружить такие отклонения можно только при тща­тельном обследовании состояния фонематического слуха. По результатам обследования фонематического восприя­тия экспериментатор делает выводы о взаимосвязи и вза­имовлиянии фонематического восприятия и артикуляции звука; об условиях проявления нарушенного фонемати­ческого восприятия (в сложных фонетических позициях, в слогах, словах, предложениях, словах-паронимах); о ха­рактере ошибок, которые могут возникать у дошкольни­ков с ФФНР при обучении их чтению и письму.

В целом выбор конкретной методики при исследова­нии слухового восприятия у детей осуществляется на ос­новании имеющихся данных о наличии той или иной ло­гопедической патологии, а также ряда особенностей ди­агностируемого ребенка: возраста, наличия речи, наличия других дефектов развития. При необходимости уточнения диагноза психолого-педагогическое обследование следует сочетать с медицинскими и сурдологическими методами.

Вопросы и задания

1. Каковы основные подходы ученых к исследованию детей возраста 5 лет?

2. Перечислите основные параметры развития речи детей 5 лет (по А.О. Богатыревой).

3. Опишите основные методы исследования слухового
восприятия дошкольников с нарушениями речи.

4. Дайте характеристику ФФНР и предложите методику обследования фонетико-фонематического восприятия.

Тест 15

1. Направления, по которым идет развитие психических процессов у детей 5 лет:

а) специализация и дифференциация психических
функций и возникновение произвольности;

б) начало развития речи и начало развития непроизвольности.

2. У 5-летних детей преобладает мышление:

а) наглядно-действенное;

б) наглядно-образное;

в) словесно-логическое.

3. Функции речи, начинающие интенсивно развивать­ся в 5 лет:

а) планирующая и регулирующая;

б) коммуникативная и информативная;

в) обобщающая.

4. Методы, используемые для исследования слуха:

а) медицинские;

б) клинические;

в) психолого-педагогические.

5. Ученый, исследования которого были посвящены
изучению влияния словесного образца и наглядного мате-.
риала на развитие речи ребенка:

а) Д.Б. Эльконин; в) 3. Фрейд;

б) А.Р. Лурия; г) З.И. Истомина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.005 с.)