Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонетико-фонематический слух
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько видов нарушений: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. У детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными). Методика обследования при ФФНР заключается в основном в исследовании фонетико-фонематического восприятия. Ребенка просят: — услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля); —воспроизвести за экспериментатором слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т.п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками); —выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимаетруку (символ) или подает знак, как это заранее условлено); выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т.п. (ребенок, услышав —определить наличие звука [с] в словах: «санки», «зонт», «нос», «щука» и т.п. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук); —повторить в заданной последовательности два слога типа [са]-[ша], если ребенку нет 5 лет; если ребенку —разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от —усложняя условия, предлагают повторить 3—4 простых слога, включающих как разные согласные или
Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни четко повторить звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком. Возможны частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем распознавании других звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать причиной затруднений при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаружить такие отклонения можно только при тщательном обследовании состояния фонематического слуха. По результатам обследования фонематического восприятия экспериментатор делает выводы о взаимосвязи и взаимовлиянии фонематического восприятия и артикуляции звука; об условиях проявления нарушенного фонематического восприятия (в сложных фонетических позициях, в слогах, словах, предложениях, словах-паронимах); о характере ошибок, которые могут возникать у дошкольников с ФФНР при обучении их чтению и письму. В целом выбор конкретной методики при исследовании слухового восприятия у детей осуществляется на основании имеющихся данных о наличии той или иной логопедической патологии, а также ряда особенностей диагностируемого ребенка: возраста, наличия речи, наличия других дефектов развития. При необходимости уточнения диагноза психолого-педагогическое обследование следует сочетать с медицинскими и сурдологическими методами. Вопросы и задания 1. Каковы основные подходы ученых к исследованию детей возраста 5 лет? 2. Перечислите основные параметры развития речи детей 5 лет (по А.О. Богатыревой). 3. Опишите основные методы исследования слухового 4. Дайте характеристику ФФНР и предложите методику обследования фонетико-фонематического восприятия. Тест 15 1. Направления, по которым идет развитие психических процессов у детей 5 лет:
а) специализация и дифференциация психических б) начало развития речи и начало развития непроизвольности. 2. У 5-летних детей преобладает мышление: а) наглядно-действенное; б) наглядно-образное; в) словесно-логическое. 3. Функции речи, начинающие интенсивно развиваться в 5 лет: а) планирующая и регулирующая; б) коммуникативная и информативная; в) обобщающая. 4. Методы, используемые для исследования слуха: а) медицинские; б) клинические; в) психолого-педагогические. 5. Ученый, исследования которого были посвящены а) Д.Б. Эльконин; в) 3. Фрейд; б) А.Р. Лурия; г) З.И. Истомина.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.005 с.) |