Общие принципы организации и задачи бухгалтерского учета на производственных предприятиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие принципы организации и задачи бухгалтерского учета на производственных предприятиях.



Организация и структура бухгалтерского аппарата предприятия. Классификация производств и технологий. Виды производства и их влияние на организацию бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерского учета — это система условий и элемен­тов (слагаемых) построения учетного процесса, позволяющая полу­чать достоверную и своевременную информацию о хозяйственной деятельности организации и контролировать рациональность использования производственных ресурсов и готовой продукции.

Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета в про­изводстве являются:

первичный учет и документооборот;

инвентаризация;

план счетов бухгалтерского учета;

формы бухгалтерского учета;

фор­мы организации учетно-вычислительных работ;

построение учетного аппарата и определение выполняемых им функций;

объем и содержа­ние отчетности.

В соответствии с Федеральным законом от 6.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред от 23.05.2016 г.) ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность бухгалтера;

3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Структура бухгалтерского аппарата зависит, в основном, от размера предприятия, условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета.

В средних по размеру производственных предприятиях в состав бухгалтерии входят следующие группы:

1) материальная группа, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования;

2) группа учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, Фондом социального страхования, дру­гими ведомствами, связанными с оплатой труда;

3) производственно-калькуляционная группа, которая ведет учет затрат на производство, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о производстве;

4) группа учета готовой продукции, которая осуществляет учет готовой про­дукции на складах и учет ее реализации;

5) общая группа, работники которой ведут учет остальных операций, составляют бухгалтерский баланс и другие формы отчетности.

Важный этап разработки структуры бухгалтерии — формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии.

На крупных предприятиях применяется цеховая структура управления. Каждую производственно-хозяйственную структуру возглавляет отдельное материально ответственное лицо, которое подчиняется бухгалтерии. На мелких предприятиях заведующий цехом выполняет обязанности заведующего производством, кладовщика по материалам и готовой продукции. Это влияет на документальное оформление хозяйственных операций, систему отчетности материально ответственных лиц.

 

Тема 2. Учет материалов

Складской учет материалов.

Все операции, связанные с движением материалов, в первую очередь, отражаются в складском учете. Этот учет обычно называют оперативным, и он имеет важное значе­ние для всего бухгалтерского учета на предприятии. По­этому работники бухгалтерии должны осуществлять систе­матический контроль за правильным и своевременным до­кументированием движения материалов на складе и запи­сями в регистрах складского учета материалов, за соответ­ствием фактических остатков материалов данным текуще­го бухгалтерского учета, проводить фактические провер­ки наличия ценностей, а также осуществлять сверку склад­ского учета с данными бухгалтерского учета.

На производственных предприятиях для хранения ма­териалов могут создаваться специализированные об­щезаводские склады и кладовые, выполняющие функ­ции промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который в дальнейшем указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада.

Учет материалов на складах осуществляют заведующие складами (кладовщики), с которыми заключается типовой договор о полной индивидуальной материальной ответствен­ности. На мелких предприятиях обязанности заведующего складом (кладовщика) могут быть возложены на заведую­щего производством.

Для эффективного ведения складского учета матери­альные ценности целесообразно размещать по секциям, а внутри них — по партиям, группам, подгруппам и сортам в штабелях, контейнерах, ящиках, на стеллажах, полках, ячейках и поддонах. Кроме того, на каждый номенклатур­ный номер материалов материально ответственные лица должны заполнять материальный ярлык и прикреплять его к месту хранения материалов. В нем необходимо указать наименование материалов, номенклатурный номер, едини­цу измерения, цену и лимит наличия материалов. Такая организация складского учета обеспечит оперативность и быстроту приема и отпуска материалов, а также контроль за соответствием фактического их наличия установленным нормам запаса (лимиту).

На предприятиях в связи с разными производственны­ми условиями потребления материалов и их физическими свойствами существуют несколько вариантов складского учета материалов.

На предприятиях с ограниченной номенклату­рой материальных ценностей складской учет материалов ведут в специальных книгах, которые объединяют складс­кой учет и отчетность кладовщика. В книге записывают остатки материалов на начало отчетного пери­ода, данные о поступлении и выбытии ценностей по каж­дому документу и выводят остатки на конец отчетного пе­риода.

На большинстве предприятий пищевой промышленно­сти, где ежедневно производится много записей по дви­жению материалов, рекомендуется использовать книгу (карточки) партионного учета материалов. Кладовщик открывает в ней счета на каждую партию поступивших ма­териалов. Так как по каждой партии материалов по прихо­ду может быть только одна запись, а по расходу — не­сколько, записи по приходу и расходу производятся в од­ной графе.

На крупных предприятиях складской учет материалов ведут в карточках складс­кого учета. Карточки открывают в бухгалтерии на каждый номенклатурный номер материала и передают на склад. В них указывают номер склада, наименование материала, номенклатурный номер, сорт, единицу измерения, учетную цену и т. д. Кладовщики заполняют в них колонки прихода, расхода и остатка материалов в натуральном выражении. Записи в карточках кладовщик производит на основании первичных документов по мере совершения хозяйственных операций. После каждой записи в ней обязательно выво­дится остаток материалов. Благодаря этому склад распола­гает оперативными сведениями о состоянии запасов мате­риалов.

Ведение складского учета материалов на карточках со­ставляет основу сортового аналитического учета материа­лов.

В установленные сроки заведующие складами на осно­вании первичных приходных и расходных документов со­ставляют отчеты о движении материальных ценностей, ко­торые сдают в бухгалтерию для последующей проверки и обработки. Начальники цехов (мастера) могут составлять производственные отчеты. Формы и порядок составления отчетов зависят от отраслевых особенностей, производствен­ных мощностей предприятий, степени автоматизации учетно-вычислительных работ и других факторов. Однако, не­смотря на имеющиеся различия, все отчеты составляются в двух экземплярах, имеют общие черты и назначение. Во-первых, большинство отчетов составляется преимуществен­но в натуральном выражении, во-вторых, во всех отчетах. указываются остатки материальных ценностей на начало и конец отчетного периода, а также их движение, т. е. по­ступление и выбытие (расход) В производственных отче­тах, наряду с фактическим расходом материалов, указыва­ют их расход по норме. Первый экземпляр представленно­го отчета с приложенными документами остается в бухгал­терии производственного предприятия, а второй — с рас­пиской бухгалтера возвращается материально ответствен­ному лицу и служит подтверждением сдачи отчета с доку­ментами.

В бухгалтерии поступившие отчеты проверяют, обра­щая внимание на правильность оформления документов, законность и целесообразность операций; соответствие дат документов тому периоду, за который составлен отчет, на правильность перенесения остатков с предыдущего отчета. Затем проверяются итоги по приходу и расходу и точность определения остатков материалов на конец отчетного пе­риода.

Если при проверке в отчете обнаружены ошибки, то отчет возвращается материально ответственному лицу для исправления. Факт проверки и приемки отчета подтверж­дается подписью бухгалтера.

По окончании проверки отчета бухгалтер приступает к его бухгалтерской обработке — составлению бухгалтерс­ких проводок по каждой хозяйственной операции и подго­товке документов и отчета для записи в учетные регистры.

 

Тема 3. Учет оплаты труда

 

Учет материальных затрат

Материальные затраты в составе себестоимости про­дукции занимают наибольший удельный вес. Поэтому пра­вильный учет и строгий контроль за их осуществлением обеспечивают достоверность данных о себестоимости про­дукции и способствуют ее снижению.

Материальные затраты на производственных предпри­ятиях в составе себестоимости продукции отражаются по следующим статьям:

1) сырье и основные материалы;

2) полуфабрикаты собственного производства;

3) возвратные отходы (вычитаются);

4) вспомогательные материалы;

5) топливо и энергия на технологические цели.

Сырье и основные материалы составляют веществен­ную основу вырабатываемой продукции. Их отпуск с цент­рального склада в производство может осуществляться не­посредственно или через кладовые цехов. Подача сырья и основных материалов в кладовые цеха представляет собой их внутреннее перемещение и потому не является расхо­дом на производство. Под расходом материалов на произ­водство понимается их потребление непосредственно в про­цессе производства.

Отпуск сырья и основных материалов в производство осуществляется в строгом соответствии с производствен­ной программой предприятия, с соблюдением рецептур и действующих норм их расхода и оформляется лимитно - за­борными картами, требованиями, накладными Норма расхода материалов устанавливается техничес­кими службами на основе технологии производства, черте­жей, спецификаций, рецептур на единицу изделия или полуфабриката и указывается в технологических картах.

Для снижения материалоемкости изделий большое зна­чение имеет организация контроля за рациональным исполь­зованием сырья и материалов в производстве. Для этих це­лей в основном используют следующие методы:

сигнальное документирование;

партионный раскрой;

инвентарный метод.

Метод сигнального документирования основан на доку­ментальном оформлении всех случаев отклонений расхода сырья и материалов от установленных норм и нормативов. На отпуск материалов сверх норм или их замену оформля­ются отдельные документы (требования, акты замены и др.), которые сигнализируют об отклонениях. Данный метод в той или иной мере используется во многих производственных предприятиях.

Метод партионного раскроя позволяет контролировать расход наиболее дефицитных и дорогостоящих материалов. В первичных документах (раскройных листках, картах) про­ставляются характеристика и количество материала, подан­ного для раскроя к рабочему месту, количество отходов, неиспользованного (возвращенного) материала, фактический расход, а также наименование и количество заготовленных из данной партии материала деталей, норма расхода на еди­ницу, расход по нормам на все детали и отклонения от норм. При этом методе фактический расход материала рассчиты­вается как разность между полученным и возвращенным его количеством, а расход по нормам — умножением числа за­готовок на норму. Отклонение от норм определяется сравне­нием фактического расхода с нормативом.

Метод партионного раскроя позволяет выявить откло­нения от норм расхода партии потребленного материала по каждому рабочему месту, что способствует оператив- ному устранению недостатков или закреплению достиже­ний в использовании материалов.

Метод партионного раскроя широко применяют в ма­шиностроительной, швейной, обувной, мебельной и других отраслях промышленности.

Инвентарный метод заключается в том, что по исте­чении отчетного периода (смены, суток и т. д.) проводят инвентаризацию остатков неизрасходованных материалов по каждому рабочему месту (цеху, участку, бригаде). Факти­ческий расход сырья и материалов на производство опре­деляется суммированием этих остатков с материалами, по­ступившими к началу следующего отчетного периода, и вычитанием из этой суммы остатков на конец отчетного пе­риода. Расход по нормам рассчитывается умножением ко­личества изготовленных изделий или полуфабрикатов на норму расхода сырья и материалов.

При этом методе фактический расход сырья и материалов по каждой калькуляционной группе сравнивают с нор­мативным и выявляют отклонения от установленных норм, которые затем распределяются по соответствующим объек­там учета затрат пропорционально нормативным затратам. По выявленным отклонениям определяют их причину и ви­новников.

Инвентарный метод контроля за использованием сырья и материалов широко применяется в пищевой, мясной и молочной промышленности, а также в металлургии, хими­ческой промышленности и т. д.

Все перечисленные методы контроля позволяют выяв­лять отклонения от норм по сырью и материалам, устанав­ливать причины и виновников возникших отклонений, а так­же принять меры, направленные на их устранение.

Вспомогательные материалы, используемые для тех­нологических целей, учитывают аналогично основным ма­териалам. Стоимость израсходованных вспомогательных материалов списывается на себестоимость продукции либо прямым путем, либо косвенным — пропорционально рас­ходу по нормам, весу переработанного сырья, количеству изготовленной продукции, отработанным часам и т. д.

Полуфабрикаты собственного производства, в виде из­готовленных изделий или деталей, предназначены для даль­нейшей обработки или сборки на данном предприятии. Они также могут быть реализованы на сторону. Их стоимость включают 'в себестоимость тех изделий, в которую они ве­щественно входят. При этом затраты на полуфабрикаты собственного производства включают в себестоимость про­дукции комплексной статьей с предварительным расчлене­нием на элементы затрат. В процессе практически всех видов производства обра­зуются отходы. Под отходами понимают остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства и утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства. Поэтому они могут быть использованы с повышенными затратами (пони­женным выходом продукции) или вовсе не могут быть ис­пользованы по прямому назначению.

Отходы подразделяются на возвратные и безвозврат­ные. Возвратными называются отходы, которые могут быть использованы на самом предприятии или реализованы на сторону (обрезки или куски металла, древесины, тканей, стружка, опилки и т. п.). Из стоимости израсходованных в производстве сырья и материалов возвратные отходы вы­читаются.

Безвозвратными считаются отходы, которые невозмож­но или нецелесообразно использовать при существующей технике, технологии и организации производства (распыл, угары и др.). Безвозвратные отходы снижают степень ис­пользования материалов и отрицательно воздействуют на окружающую среду. В этой связи большое значение имеет внедрение безотходных технологий и утилизация вторич­ных материальных ресурсов.

Безвозвратные отходы оценке не подлежат.

Возвратные отходы, как правило, оцениваются: по пол­ной цене исходного материала, если они реализуются для применения в качестве полноценных материалов; по пониженной цене — при их использовании в основном произ­водстве с меньшим выходом продукции и во вспомогатель­ных производствах, а также при изготовлении предметов широкого потребления; по установленным ценам на отхо­ды за вычетом расходов на их сбор и обработку - когда отходы идут в переработку внутри предприятия или реа­лизуются на сторону. Количество возвратных отходов определяется на осно­вании накладных на сдачу на склад, а в некоторых случаях расчетным путем — умножением количества изготовленной продукции или переработанных материалов на норму отхо­да. Возвратные отходы могут учитываться по видам про­дукции прямо или распределяться между изделиями про­порционально выходу по нормам.

Стоимость возвратных отходов в бухгалтерском учете отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кре­диту счетов: 20 "Основное производство", 23 "Вспомогатель­ные производства", в зависимости от вида производства, в котором они получены.

По статье "Топливо и энергия на технологические цели" отражаются затраты на все виды непосредственно расходуемых в производстве топлива (твердое, жидкое и газообразное) и энергии (электроэнергия, пар, сжатый воз­дух и др.), как полученные со стороны, так и выработан­ные самим предприятием. Затраты на топливо и энергию определяют исходя из норм их расхода на единицу продук­ции.

Расход топлива и энергии определяют на основе пока­зателей соответствующих измерительных приборов. При этом в сумму расхода топлива включаются стоимость его по учетным ценам и соответствующая доля транспортно-заготовительных расходов. Затраты на покупную энергию состоят из расходов на ее оплату по установленным тари­фам, а также трансформацию и передачу до подстанций или внешних вводов цехов. Затраты на энергию, вырабаты­ваемую энергетическим цехом, включают в себестоимость продукции по цеховой себестоимости энергии.

Стоимость топлива и энергии на отопление и освеще­ние помещений и различные хозяйственные нужды отно­сятся на цеховые и общезаводские расходы, а на приведе­ние в действие оборудования (двигательная энергия) — на расходы по содержанию и эксплуатации оборудования. На стоимость израсходованного на технологические цели топлива дебетуется счет 20 "Основное производство" или 23 "Вспомогательные производства" и кредитуется счет 10 "Материалы".

На стоимость энергии, потребленной на технологичес­кие цели, дебетуется счет 20 "Основное производство" или 23 "Вспомогательные производства" и кредитуется счет 23 "Вспомогательные производства", если используется энер­гия собственной выработки, либо счет 60 "Расчеты с по­ставщиками и подрядчиками" за покупную энергию.

Стоимость, топлива и энергии, израсходованных на эк­сплуатацию оборудования и хозяйственные нужды цехов и заводоуправления, списывают в дебет счетов 25 "Общепро­изводственные расходы"; 26 "Общехозяйственные расходы".

 

В. Сборы и отчисления.

1. Налоги, сборы и прочие обязательные отчисления и расходы.

Пример

На предприятии произведено основного продукта 140т и побочного 8 т. Затраты производства составили 3 040 000 руб., а цена побочного продукта 875 руб. за 1 т. Следовательно, стои­мость побочного продукта составит 7000 руб. (875 х 8), а себе­стоимость основного продукта: 3 040 000 руб. - 7000 руб. = = 3 033 000 руб. Стоимость одной тонны основного продукта будет равна 21 664 руб. 29 коп.

Способ пропорционального распределения затрат наиболее приемлем в производствах сопряженных продуктов, когда одновремен­но получают несколько видов продукции в одном технологическом цикле. Сущность способа заключается в том, что затраты производства распределяются на отдельные виды продукции пропорционально эко­номически обоснованной базе. Выбор показателя зависит от специфи­ки производства и особенностей получаемой продукции.

Пример

В процессе производства выпущено из одного вида сырья три вида продукции (А, Б, В). При этом затраты на выпуск про­дукции составили 586 000 руб. В качестве базы распределения затрат по видам продукции на предприятии используется про­центное содержание сырья в каждом из изготовленных продук­тов. В продукте А его содержание составило 20%, в продукте Б -30%, в продукте В - 50%. Следовательно, затраты на выпуск продукта А составили 117200руб. (586000руб. х 0,2); продукта Б - 175800 руб. (586000 руб. х 0,3); продукта В -293 000 руб.*(586 000 руб. х 0,5). Затем исходя из количества продуктов определяется себестоимость единицы.

Способ суммирования затрат является основным в добываю­щей промышленности, энергетике при учете затрат по процессам и производственным участкам или цехам, а в машиностроении - при учете затрат по частям изделий или узлам. Фактическая себестоимость единицы продукции определяется путем суммирования затрат по про­цессам технологического цикла и деления полученных сумм на факти­ческое количество выпущенной продукции.

Пример

При производстве 500 т продукта затраты на материалы в технологическом цикле «А» составили 25 838 руб., оплата труда составила 57 325 руб., накладные расходы - 8935 руб. Следо­вательно, затраты цикла «А» составят 92 098 руб. (25 838 руб. + 4- 57 325 руб. + 8935 руб.). Себестоимость единицы продукта будет равна 5438 руб. за 1 тонну (271 900 руб. / 500 т).

Нормативный способ применяется в производствах, где учет организован по нормативному методу. Он является его составной частью. Себестоимость единицы продукции определяется на осно­вании ее нормативной себестоимости и отклонений от норм и из­менений норм.

Комбинированный способ представляет собой сочетание нескольких уже рассмотренных способов. Он применяется, если применение каждого из них в отдельности невозможно или не обеспечивает обоснованного исчисления себестоимости. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности способом исключения затрат определяют себестоимость основных видов продукции в целом, а затем, использую способ пропорционального распределения затрат, определяется себестоимость каждого вида продукции. Себестоимость единицы продукции определяется способом прямого расчета.

Виды калькуляций

В системе управления себестоимостью продукции на предприятиях применяются различные виды калькуляций себестоимости продукции. По времени составления они подразделяются на предварительные и последующие. К предварительным относятся: прогнозная, проектная, пла­новая, сметная нормативная калькуляции, составляе­мые до процессов изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг. К последующим относится факти­ческая калькуляция, составленная после изготовления продукции.

Прогнозная калькуляция составляется на основе про­гнозных норм и нормативов для характеристики предполагаемых затрат на выпуск продукции (работ, услуг) в не­скольких вариантах. Наилучший из них.служит основой для составления проектных, плановых, сметных и норматив­ных калькуляций.

Проектная калькуляция предназначается для экономи­ческого обоснования нового строительства, расширения и реконструкции действующих предприятий, производств и цехов, модернизации оборудования, выпуска новых видов изделий, разработки новых технологических процессов, внедрения изобретений и рационализаторских предложе­ний. Она составляется исходя из сравнительно узкого круга данных для расчета себестоимости продукции: произво­дительность оборудования, выпуск продукции, удельные; нормы расхода материальных ресурсов, прогнозные цены, | сметная стоимость основных фондов, проектируемая чис­ленность работающих. Этими условиями определяется но­менклатура элементов себестоимости и способы их исчис­ления.

Плановая калькуляция составляется на основе прогноз­ных, допустимых прогрессивных норм и экономических нор­мативов на год и по кварталам и представляет собой зада­ние предприятию и его подразделениям по предельной ве­личине затрат на производство соответствующих видов продукции, работ и услуг.

Сметная калькуляция является разновидностью пла­новой калькуляции. Она составляется на изделия и работы, выполняемые в разовом порядке. Сметная калькуляция ис­пользуется для установления цен, расчетов с заказчиками и обоснования затрат на изготовление продукции.

Нормативная калькуляция — это расчет себестоимос­ти на основе действующих на начало месяца норм и норма­тивов затрат. В отличие от плановой нормативная кальку­ляция выражает уровень себестоимости на момент ее со­ставления. Она использует нормы и нормативы затрат, от­ражающие достигнутый уровень техники, технологии, орга­низации производства и труда.

Нормативная калькуляция используется для управле­ния, контроля и анализа производственных процессов, ис­числения фактической себестоимости продукции, выявле­ния отклонений от действующих норм затрат, причин, ви­новников и мест их возникновения, оценки эффективности внедренных организационно-технических мероприятий.

Фактическая калькуляция — это расчет фактической себестоимости изготовленной продукции. Она составляется по данным бухгалтерского учета затрат по калькуляцион­ным статьям расходов, предусмотренных планом. В ней отражаются также расходы и потери, не предусмотренные плановой калькуляцией.

Фактическая калькуляция отражает сложившийся уровень себестоимости по отдельным видам расходов, служит средством контроля за уровнем себестоимости продукции, позволяет, оценить прогрессивность прогнозных и действу­ющих норм расхода ресурсов предприятия и эффективность использования самих ресурсов, а также является важней­шим источником информации для планирования и экономи­ческого анализа.

 

Пример.

Сернокислотным цехом произведено серной кислоты (ос­новной продукт) 400 т, селенистого шлама - 8 т. Затраты по цеху составили 3 040 000 руб., цена селенистого шлама составляет 875 руб. за тонну.

Стоимость селенистого шлама составит 875 х 8 = 7000 руб.

Себестоимость серной кислоты будет равна 3 040 000 - 7000 = 3 033 000 руб.

Себестоимость 1 т основного продукта 3 033 000 руб. / 400 = 7582,5 руб.

Себестоимость 1 т всего продукта равна 3 040 000 / 400 = 7600руб.;

4) комбинированный способ применяется в производствах с ши­роким ассортиментом получаемой основной и побочной продукции. Это относится к нефтехимическому производству органического син­теза. Суть способа в сочетании нескольких способов. Например, спосо­бов исключения затрат и распределения затрат, т. е. сначала из стои­мости всех затрат исключается стоимость побочной продукции, а ос­тавшаяся часть затрат представляет собой себестоимость основной продукции. Ее распределяют между ними пропорционально какой-ли­бо расчетной базе.

 

Учет выпуска продукции

Документальное оформление выпуска продукции. Выпущенная из производства продукция передается на склад готовой продукции. Передача продукции из цеха на склад оформляется приемо - сдаточной накладной, в которой указывается номер цеха - сдатчика, номер склада, получившего продукцию, наименование изделий, номенклатурный номер, количество сданных на склад изделий, учетная цена и сумма. Приемо - сдаточная накладная подписывается представителем цеха, сдавшего продукцию, кладовщиком, принявшим ее на склад, работником отдела технического контроля, а также начальником цеха - сдатчика.

На форму и содержание приемо - сдаточных накладных, порядок их оформления оказывает влияние сложность продукции, ее комплектование и периодичность сдачи на склад.

В большинстве организаций применяется накопительная приемо - сдаточная накладная. В ней производятся записи в течение нескольких дней и по нескольким изделиям. В ряде случаев вместо накопительных применяются разовые накладные, которые оформляются на каждый выпуск продукции. Если продукция изготовляется по разовым заказам, то в накладной перечисляются изделия, входящие в заказ, и номер договора или письма, по которому выполняется данный заказ. При изготовлении сложной и многокомплектной продукции вместо накладной составляется приемо - сдаточный акт, в котором указываются наименование изделий, количество, стоимость, а также отмечается, что изготовленные изделия закончены производством, полностью укомплектованы, отвечают техническим условиям (условиям договора) и согласно актам технической приемки в окончательно готовом и упакованном виде приняты техническим контролем и сданы на склад. Если договором предусмотрено участие в приеме продукции представителя заказчика, то сдаточная накладная или сдаточный акт также подписывается им.

В массовом производстве на многих предприятиях готовую продукцию передают из цеха на склад многократно в течение смены. В этом случае кроме накладной применяется приемо - сдаточная ведомость. Каждое поступление готовых изделий на склад фиксируется в сдаточной ведомости. По окончании смены подсчитывается общее количество принятых изделий и оформляется приемо - сдаточная накладная. Приемо - сдаточные ведомости остаются на складе, а сдаточные накладные, как и в других случаях, используются для ведения бухгалтерского учета, записей в накопительных сводках, регистрах синтетического и аналитического учета. При использовании приемо - сдаточной ведомости сокращается количество выписываемых накладных, трудоемкость их оформления и бухгалтерского учета. Для ускорения сдачи продукции на склад, упрощения порядка ее оформления целесообразно там, где это возможно, применять приборы для автоматического подсчета количества сдаваемых изделий, а также мерной тары.

В ряде отраслей промышленности применяются специализированные формы накладных, что обусловлено особенностями производства продукции.

Так, в черной металлургии для отдельных производств (доменное, сталеплавильное, прокатное и др.) разработаны свои формы накладных. В них в зависимости от вида и назначения выпускаемой продукции по каждому ее наименованию указываются технические характеристики и качественные показатели (химический состав, марка, группа, класс, категория, номер плавки, профиль, размер, сорт и т.п.).

Приемо - сдаточные накладные и приемо - сдаточные акты выписываются в сборочном или выпускном цехе в двух экземплярах: один экземпляр с подписью кладовщика, принявшего продукцию, остается в цехе - сдатчике и используется для оперативного учета, а другой с подписью представителя цеха - сдатчика вместе с продукцией поступает на склад и служит основанием для ведения складского и бухгалтерского учета.

Если предприятие выполняет работы для сторонних организаций, то в этом случае оформляется акт сдачи - приемки работ. Акт, так же как и накладная, выписывается в двух экземплярах. Один экземпляр с подписью представителя предприятия - исполнителя передается заказчику, а другой экземпляр с подтверждением принятых работ представителем заказчика остается у исполнителя и используется в дальнейшем для расчетов и отражения работ на счетах бухгалтерского учета. Оказанные услуги оформляются актом, наряд - заказом, квитанцией.

Приемо - сдаточные накладные после записей в карточках складского учета готовой продукции передаются в бухгалтерию, где на их основе формируются данные о выпуске продукции и ведется учет. Первичные документы на работы и услуги также поступают в бухгалтерию.

Для обобщения данных о выпуске продукции за отчетный период используется накопительная ведомость, в которую из сдаточных накладных и актов переносятся данные о количестве выпущенных изделий за смену или рабочий день с указанием даты и номера документа, проставляется учетная цена (плановая (нормативная) себестоимость или продажная цена). По окончании отчетного периода в ведомости подсчитывается общее количество каждого вида выпущенной продукции. Путем умножения цены на количество определяется стоимость по учетным ценам выпуска каждого вида изделий, а затем подсчитывается стоимость по учетным ценам всей выпущенной продукции.

Ведомость выпуска готовой продукции за июнь 20__ г.

Организация ООО "Лотос"

 

Накладная Изделие А, шт. Изделие Б, шт. Изделие В, шт. И т.д.
дата номер
01.06          
02.06          
05.06          
И т.д.        
Итого        

 

Показатели Изделие А Изделие Б Изделие В Итого
Продажная цена изделия, руб.       -
Стоимость изделий по продажным ценам, руб. 9 000 8 000 20 000 37 000
Фактическая себестоимость изделий, руб. 8 000 6 000 21 000 35 000
Отклонения (+, -) -1 000 -2 000 +1 000 -2 000

 

Далее в ведомости приводятся данные о фактической производственной себестоимости по видам продукции, которые берутся из аналитического учета основного и вспомогательного производств (ведомости сводного учета издержек производства и калькуляции себестоимости продукции). Затем в накопительной ведомости определяется фактическая себестоимость всей выпущенной и сданной на склад готовой продукции.

Фактическая производственная себестоимость выпуска из производства продукции по предприятию в целом исчисляется в журнале - ордере N 10 (разд.2 "Расчет себестоимости товарной продукции"). Поэтому данные накопительной ведомости о фактической себестоимости должны быть сверены с данными разд.3 журнала - ордера N 10.

Данные накопительной ведомости используются для отражения выпуска продукции на синтетических счетах и ведения стоимостного аналитического учета готовой продукции на складе.

Для учета наличия и движения готовой продукции на складе применяется счет 43 "Готовая продукция", по дебету которого отражаются остаток продукции на складе на начало и конец отчетного периода и ее приход из производства, а по кредиту - расход продукции, отпуск ее со склада.

Если выпущенные из производства изделия потребляются полностью на своем предприятии, то они могут учитываться на счете 43 "Готовая продукция" либо на счете 10 "Материалы". При частичном использовании своей продукции на собственные цели она учитывается на счете 43 "Готовая продукция".

Готовые изделия, приобретаемые у других предприятий для продажи как товар или для комплектации своей отгружаемой продукции и не входящие в ее себестоимость, учитываются на счете 41 "Товары".

Полностью законченная производством продукция, которая должна быть принята заказчиком, но не принята им и не оформлена приемо - сдаточным актом, на счете 43 "Готовая продукция" не учитывается, а остается в составе незавершенного производства. Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону на счете 43 "Готовая продукция" не отражается, а списывается со счетов учета производственных затрат непосредственно на счета учета отгрузки или продажи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.1 с.)