Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие принципы организации и задачи бухгалтерского учета на производственных предприятиях.Стр 1 из 21Следующая ⇒
Организация и структура бухгалтерского аппарата предприятия. Классификация производств и технологий. Виды производства и их влияние на организацию бухгалтерского учета. Организация бухгалтерского учета — это система условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса, позволяющая получать достоверную и своевременную информацию о хозяйственной деятельности организации и контролировать рациональность использования производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета в производстве являются: первичный учет и документооборот; инвентаризация; план счетов бухгалтерского учета; формы бухгалтерского учета; формы организации учетно-вычислительных работ; построение учетного аппарата и определение выполняемых им функций; объем и содержание отчетности. В соответствии с Федеральным законом от 6.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред от 23.05.2016 г.) ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: 1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; 2) ввести в штат должность бухгалтера; 3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; 4) вести бухгалтерский учет лично. Структура бухгалтерского аппарата зависит, в основном, от размера предприятия, условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета. В средних по размеру производственных предприятиях в состав бухгалтерии входят следующие группы: 1) материальная группа, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования; 2) группа учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, Фондом социального страхования, другими ведомствами, связанными с оплатой труда;
3) производственно-калькуляционная группа, которая ведет учет затрат на производство, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о производстве; 4) группа учета готовой продукции, которая осуществляет учет готовой продукции на складах и учет ее реализации; 5) общая группа, работники которой ведут учет остальных операций, составляют бухгалтерский баланс и другие формы отчетности. Важный этап разработки структуры бухгалтерии — формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии. На крупных предприятиях применяется цеховая структура управления. Каждую производственно-хозяйственную структуру возглавляет отдельное материально ответственное лицо, которое подчиняется бухгалтерии. На мелких предприятиях заведующий цехом выполняет обязанности заведующего производством, кладовщика по материалам и готовой продукции. Это влияет на документальное оформление хозяйственных операций, систему отчетности материально ответственных лиц.
Тема 2. Учет материалов Складской учет материалов. Все операции, связанные с движением материалов, в первую очередь, отражаются в складском учете. Этот учет обычно называют оперативным, и он имеет важное значение для всего бухгалтерского учета на предприятии. Поэтому работники бухгалтерии должны осуществлять систематический контроль за правильным и своевременным документированием движения материалов на складе и записями в регистрах складского учета материалов, за соответствием фактических остатков материалов данным текущего бухгалтерского учета, проводить фактические проверки наличия ценностей, а также осуществлять сверку складского учета с данными бухгалтерского учета. На производственных предприятиях для хранения материалов могут создаваться специализированные общезаводские склады и кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который в дальнейшем указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада.
Учет материалов на складах осуществляют заведующие складами (кладовщики), с которыми заключается типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности. На мелких предприятиях обязанности заведующего складом (кладовщика) могут быть возложены на заведующего производством. Для эффективного ведения складского учета материальные ценности целесообразно размещать по секциям, а внутри них — по партиям, группам, подгруппам и сортам в штабелях, контейнерах, ящиках, на стеллажах, полках, ячейках и поддонах. Кроме того, на каждый номенклатурный номер материалов материально ответственные лица должны заполнять материальный ярлык и прикреплять его к месту хранения материалов. В нем необходимо указать наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов. Такая организация складского учета обеспечит оперативность и быстроту приема и отпуска материалов, а также контроль за соответствием фактического их наличия установленным нормам запаса (лимиту). На предприятиях в связи с разными производственными условиями потребления материалов и их физическими свойствами существуют несколько вариантов складского учета материалов. На предприятиях с ограниченной номенклатурой материальных ценностей складской учет материалов ведут в специальных книгах, которые объединяют складской учет и отчетность кладовщика. В книге записывают остатки материалов на начало отчетного периода, данные о поступлении и выбытии ценностей по каждому документу и выводят остатки на конец отчетного периода. На большинстве предприятий пищевой промышленности, где ежедневно производится много записей по движению материалов, рекомендуется использовать книгу (карточки) партионного учета материалов. Кладовщик открывает в ней счета на каждую партию поступивших материалов. Так как по каждой партии материалов по приходу может быть только одна запись, а по расходу — несколько, записи по приходу и расходу производятся в одной графе. На крупных предприятиях складской учет материалов ведут в карточках складского учета. Карточки открывают в бухгалтерии на каждый номенклатурный номер материала и передают на склад. В них указывают номер склада, наименование материала, номенклатурный номер, сорт, единицу измерения, учетную цену и т. д. Кладовщики заполняют в них колонки прихода, расхода и остатка материалов в натуральном выражении. Записи в карточках кладовщик производит на основании первичных документов по мере совершения хозяйственных операций. После каждой записи в ней обязательно выводится остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Ведение складского учета материалов на карточках составляет основу сортового аналитического учета материалов. В установленные сроки заведующие складами на основании первичных приходных и расходных документов составляют отчеты о движении материальных ценностей, которые сдают в бухгалтерию для последующей проверки и обработки. Начальники цехов (мастера) могут составлять производственные отчеты. Формы и порядок составления отчетов зависят от отраслевых особенностей, производственных мощностей предприятий, степени автоматизации учетно-вычислительных работ и других факторов. Однако, несмотря на имеющиеся различия, все отчеты составляются в двух экземплярах, имеют общие черты и назначение. Во-первых, большинство отчетов составляется преимущественно в натуральном выражении, во-вторых, во всех отчетах. указываются остатки материальных ценностей на начало и конец отчетного периода, а также их движение, т. е. поступление и выбытие (расход) В производственных отчетах, наряду с фактическим расходом материалов, указывают их расход по норме. Первый экземпляр представленного отчета с приложенными документами остается в бухгалтерии производственного предприятия, а второй — с распиской бухгалтера возвращается материально ответственному лицу и служит подтверждением сдачи отчета с документами.
В бухгалтерии поступившие отчеты проверяют, обращая внимание на правильность оформления документов, законность и целесообразность операций; соответствие дат документов тому периоду, за который составлен отчет, на правильность перенесения остатков с предыдущего отчета. Затем проверяются итоги по приходу и расходу и точность определения остатков материалов на конец отчетного периода. Если при проверке в отчете обнаружены ошибки, то отчет возвращается материально ответственному лицу для исправления. Факт проверки и приемки отчета подтверждается подписью бухгалтера. По окончании проверки отчета бухгалтер приступает к его бухгалтерской обработке — составлению бухгалтерских проводок по каждой хозяйственной операции и подготовке документов и отчета для записи в учетные регистры.
Тема 3. Учет оплаты труда
Учет материальных затрат Материальные затраты в составе себестоимости продукции занимают наибольший удельный вес. Поэтому правильный учет и строгий контроль за их осуществлением обеспечивают достоверность данных о себестоимости продукции и способствуют ее снижению. Материальные затраты на производственных предприятиях в составе себестоимости продукции отражаются по следующим статьям: 1) сырье и основные материалы; 2) полуфабрикаты собственного производства; 3) возвратные отходы (вычитаются); 4) вспомогательные материалы; 5) топливо и энергия на технологические цели. Сырье и основные материалы составляют вещественную основу вырабатываемой продукции. Их отпуск с центрального склада в производство может осуществляться непосредственно или через кладовые цехов. Подача сырья и основных материалов в кладовые цеха представляет собой их внутреннее перемещение и потому не является расходом на производство. Под расходом материалов на производство понимается их потребление непосредственно в процессе производства.
Отпуск сырья и основных материалов в производство осуществляется в строгом соответствии с производственной программой предприятия, с соблюдением рецептур и действующих норм их расхода и оформляется лимитно - заборными картами, требованиями, накладными Норма расхода материалов устанавливается техническими службами на основе технологии производства, чертежей, спецификаций, рецептур на единицу изделия или полуфабриката и указывается в технологических картах. Для снижения материалоемкости изделий большое значение имеет организация контроля за рациональным использованием сырья и материалов в производстве. Для этих целей в основном используют следующие методы: сигнальное документирование; партионный раскрой; инвентарный метод. Метод сигнального документирования основан на документальном оформлении всех случаев отклонений расхода сырья и материалов от установленных норм и нормативов. На отпуск материалов сверх норм или их замену оформляются отдельные документы (требования, акты замены и др.), которые сигнализируют об отклонениях. Данный метод в той или иной мере используется во многих производственных предприятиях. Метод партионного раскроя позволяет контролировать расход наиболее дефицитных и дорогостоящих материалов. В первичных документах (раскройных листках, картах) проставляются характеристика и количество материала, поданного для раскроя к рабочему месту, количество отходов, неиспользованного (возвращенного) материала, фактический расход, а также наименование и количество заготовленных из данной партии материала деталей, норма расхода на единицу, расход по нормам на все детали и отклонения от норм. При этом методе фактический расход материала рассчитывается как разность между полученным и возвращенным его количеством, а расход по нормам — умножением числа заготовок на норму. Отклонение от норм определяется сравнением фактического расхода с нормативом. Метод партионного раскроя позволяет выявить отклонения от норм расхода партии потребленного материала по каждому рабочему месту, что способствует оператив- ному устранению недостатков или закреплению достижений в использовании материалов. Метод партионного раскроя широко применяют в машиностроительной, швейной, обувной, мебельной и других отраслях промышленности. Инвентарный метод заключается в том, что по истечении отчетного периода (смены, суток и т. д.) проводят инвентаризацию остатков неизрасходованных материалов по каждому рабочему месту (цеху, участку, бригаде). Фактический расход сырья и материалов на производство определяется суммированием этих остатков с материалами, поступившими к началу следующего отчетного периода, и вычитанием из этой суммы остатков на конец отчетного периода. Расход по нормам рассчитывается умножением количества изготовленных изделий или полуфабрикатов на норму расхода сырья и материалов.
При этом методе фактический расход сырья и материалов по каждой калькуляционной группе сравнивают с нормативным и выявляют отклонения от установленных норм, которые затем распределяются по соответствующим объектам учета затрат пропорционально нормативным затратам. По выявленным отклонениям определяют их причину и виновников. Инвентарный метод контроля за использованием сырья и материалов широко применяется в пищевой, мясной и молочной промышленности, а также в металлургии, химической промышленности и т. д. Все перечисленные методы контроля позволяют выявлять отклонения от норм по сырью и материалам, устанавливать причины и виновников возникших отклонений, а также принять меры, направленные на их устранение. Вспомогательные материалы, используемые для технологических целей, учитывают аналогично основным материалам. Стоимость израсходованных вспомогательных материалов списывается на себестоимость продукции либо прямым путем, либо косвенным — пропорционально расходу по нормам, весу переработанного сырья, количеству изготовленной продукции, отработанным часам и т. д. Полуфабрикаты собственного производства, в виде изготовленных изделий или деталей, предназначены для дальнейшей обработки или сборки на данном предприятии. Они также могут быть реализованы на сторону. Их стоимость включают 'в себестоимость тех изделий, в которую они вещественно входят. При этом затраты на полуфабрикаты собственного производства включают в себестоимость продукции комплексной статьей с предварительным расчленением на элементы затрат. В процессе практически всех видов производства образуются отходы. Под отходами понимают остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства и утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства. Поэтому они могут быть использованы с повышенными затратами (пониженным выходом продукции) или вовсе не могут быть использованы по прямому назначению. Отходы подразделяются на возвратные и безвозвратные. Возвратными называются отходы, которые могут быть использованы на самом предприятии или реализованы на сторону (обрезки или куски металла, древесины, тканей, стружка, опилки и т. п.). Из стоимости израсходованных в производстве сырья и материалов возвратные отходы вычитаются. Безвозвратными считаются отходы, которые невозможно или нецелесообразно использовать при существующей технике, технологии и организации производства (распыл, угары и др.). Безвозвратные отходы снижают степень использования материалов и отрицательно воздействуют на окружающую среду. В этой связи большое значение имеет внедрение безотходных технологий и утилизация вторичных материальных ресурсов. Безвозвратные отходы оценке не подлежат. Возвратные отходы, как правило, оцениваются: по полной цене исходного материала, если они реализуются для применения в качестве полноценных материалов; по пониженной цене — при их использовании в основном производстве с меньшим выходом продукции и во вспомогательных производствах, а также при изготовлении предметов широкого потребления; по установленным ценам на отходы за вычетом расходов на их сбор и обработку - когда отходы идут в переработку внутри предприятия или реализуются на сторону. Количество возвратных отходов определяется на основании накладных на сдачу на склад, а в некоторых случаях расчетным путем — умножением количества изготовленной продукции или переработанных материалов на норму отхода. Возвратные отходы могут учитываться по видам продукции прямо или распределяться между изделиями пропорционально выходу по нормам. Стоимость возвратных отходов в бухгалтерском учете отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счетов: 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", в зависимости от вида производства, в котором они получены. По статье "Топливо и энергия на технологические цели" отражаются затраты на все виды непосредственно расходуемых в производстве топлива (твердое, жидкое и газообразное) и энергии (электроэнергия, пар, сжатый воздух и др.), как полученные со стороны, так и выработанные самим предприятием. Затраты на топливо и энергию определяют исходя из норм их расхода на единицу продукции. Расход топлива и энергии определяют на основе показателей соответствующих измерительных приборов. При этом в сумму расхода топлива включаются стоимость его по учетным ценам и соответствующая доля транспортно-заготовительных расходов. Затраты на покупную энергию состоят из расходов на ее оплату по установленным тарифам, а также трансформацию и передачу до подстанций или внешних вводов цехов. Затраты на энергию, вырабатываемую энергетическим цехом, включают в себестоимость продукции по цеховой себестоимости энергии. Стоимость топлива и энергии на отопление и освещение помещений и различные хозяйственные нужды относятся на цеховые и общезаводские расходы, а на приведение в действие оборудования (двигательная энергия) — на расходы по содержанию и эксплуатации оборудования. На стоимость израсходованного на технологические цели топлива дебетуется счет 20 "Основное производство" или 23 "Вспомогательные производства" и кредитуется счет 10 "Материалы". На стоимость энергии, потребленной на технологические цели, дебетуется счет 20 "Основное производство" или 23 "Вспомогательные производства" и кредитуется счет 23 "Вспомогательные производства", если используется энергия собственной выработки, либо счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" за покупную энергию. Стоимость, топлива и энергии, израсходованных на эксплуатацию оборудования и хозяйственные нужды цехов и заводоуправления, списывают в дебет счетов 25 "Общепроизводственные расходы"; 26 "Общехозяйственные расходы".
В. Сборы и отчисления. 1. Налоги, сборы и прочие обязательные отчисления и расходы. Пример На предприятии произведено основного продукта 140т и побочного 8 т. Затраты производства составили 3 040 000 руб., а цена побочного продукта 875 руб. за 1 т. Следовательно, стоимость побочного продукта составит 7000 руб. (875 х 8), а себестоимость основного продукта: 3 040 000 руб. - 7000 руб. = = 3 033 000 руб. Стоимость одной тонны основного продукта будет равна 21 664 руб. 29 коп. Способ пропорционального распределения затрат наиболее приемлем в производствах сопряженных продуктов, когда одновременно получают несколько видов продукции в одном технологическом цикле. Сущность способа заключается в том, что затраты производства распределяются на отдельные виды продукции пропорционально экономически обоснованной базе. Выбор показателя зависит от специфики производства и особенностей получаемой продукции. Пример В процессе производства выпущено из одного вида сырья три вида продукции (А, Б, В). При этом затраты на выпуск продукции составили 586 000 руб. В качестве базы распределения затрат по видам продукции на предприятии используется процентное содержание сырья в каждом из изготовленных продуктов. В продукте А его содержание составило 20%, в продукте Б -30%, в продукте В - 50%. Следовательно, затраты на выпуск продукта А составили 117200руб. (586000руб. х 0,2); продукта Б - 175800 руб. (586000 руб. х 0,3); продукта В -293 000 руб.*(586 000 руб. х 0,5). Затем исходя из количества продуктов определяется себестоимость единицы. Способ суммирования затрат является основным в добывающей промышленности, энергетике при учете затрат по процессам и производственным участкам или цехам, а в машиностроении - при учете затрат по частям изделий или узлам. Фактическая себестоимость единицы продукции определяется путем суммирования затрат по процессам технологического цикла и деления полученных сумм на фактическое количество выпущенной продукции. Пример При производстве 500 т продукта затраты на материалы в технологическом цикле «А» составили 25 838 руб., оплата труда составила 57 325 руб., накладные расходы - 8935 руб. Следовательно, затраты цикла «А» составят 92 098 руб. (25 838 руб. + 4- 57 325 руб. + 8935 руб.). Себестоимость единицы продукта будет равна 5438 руб. за 1 тонну (271 900 руб. / 500 т). Нормативный способ применяется в производствах, где учет организован по нормативному методу. Он является его составной частью. Себестоимость единицы продукции определяется на основании ее нормативной себестоимости и отклонений от норм и изменений норм. Комбинированный способ представляет собой сочетание нескольких уже рассмотренных способов. Он применяется, если применение каждого из них в отдельности невозможно или не обеспечивает обоснованного исчисления себестоимости. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности способом исключения затрат определяют себестоимость основных видов продукции в целом, а затем, использую способ пропорционального распределения затрат, определяется себестоимость каждого вида продукции. Себестоимость единицы продукции определяется способом прямого расчета. Виды калькуляций В системе управления себестоимостью продукции на предприятиях применяются различные виды калькуляций себестоимости продукции. По времени составления они подразделяются на предварительные и последующие. К предварительным относятся: прогнозная, проектная, плановая, сметная нормативная калькуляции, составляемые до процессов изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг. К последующим относится фактическая калькуляция, составленная после изготовления продукции. Прогнозная калькуляция составляется на основе прогнозных норм и нормативов для характеристики предполагаемых затрат на выпуск продукции (работ, услуг) в нескольких вариантах. Наилучший из них.служит основой для составления проектных, плановых, сметных и нормативных калькуляций. Проектная калькуляция предназначается для экономического обоснования нового строительства, расширения и реконструкции действующих предприятий, производств и цехов, модернизации оборудования, выпуска новых видов изделий, разработки новых технологических процессов, внедрения изобретений и рационализаторских предложений. Она составляется исходя из сравнительно узкого круга данных для расчета себестоимости продукции: производительность оборудования, выпуск продукции, удельные; нормы расхода материальных ресурсов, прогнозные цены, | сметная стоимость основных фондов, проектируемая численность работающих. Этими условиями определяется номенклатура элементов себестоимости и способы их исчисления. Плановая калькуляция составляется на основе прогнозных, допустимых прогрессивных норм и экономических нормативов на год и по кварталам и представляет собой задание предприятию и его подразделениям по предельной величине затрат на производство соответствующих видов продукции, работ и услуг. Сметная калькуляция является разновидностью плановой калькуляции. Она составляется на изделия и работы, выполняемые в разовом порядке. Сметная калькуляция используется для установления цен, расчетов с заказчиками и обоснования затрат на изготовление продукции. Нормативная калькуляция — это расчет себестоимости на основе действующих на начало месяца норм и нормативов затрат. В отличие от плановой нормативная калькуляция выражает уровень себестоимости на момент ее составления. Она использует нормы и нормативы затрат, отражающие достигнутый уровень техники, технологии, организации производства и труда. Нормативная калькуляция используется для управления, контроля и анализа производственных процессов, исчисления фактической себестоимости продукции, выявления отклонений от действующих норм затрат, причин, виновников и мест их возникновения, оценки эффективности внедренных организационно-технических мероприятий. Фактическая калькуляция — это расчет фактической себестоимости изготовленной продукции. Она составляется по данным бухгалтерского учета затрат по калькуляционным статьям расходов, предусмотренных планом. В ней отражаются также расходы и потери, не предусмотренные плановой калькуляцией. Фактическая калькуляция отражает сложившийся уровень себестоимости по отдельным видам расходов, служит средством контроля за уровнем себестоимости продукции, позволяет, оценить прогрессивность прогнозных и действующих норм расхода ресурсов предприятия и эффективность использования самих ресурсов, а также является важнейшим источником информации для планирования и экономического анализа.
Пример. Сернокислотным цехом произведено серной кислоты (основной продукт) 400 т, селенистого шлама - 8 т. Затраты по цеху составили 3 040 000 руб., цена селенистого шлама составляет 875 руб. за тонну. Стоимость селенистого шлама составит 875 х 8 = 7000 руб. Себестоимость серной кислоты будет равна 3 040 000 - 7000 = 3 033 000 руб. Себестоимость 1 т основного продукта 3 033 000 руб. / 400 = 7582,5 руб. Себестоимость 1 т всего продукта равна 3 040 000 / 400 = 7600руб.; 4) комбинированный способ применяется в производствах с широким ассортиментом получаемой основной и побочной продукции. Это относится к нефтехимическому производству органического синтеза. Суть способа в сочетании нескольких способов. Например, способов исключения затрат и распределения затрат, т. е. сначала из стоимости всех затрат исключается стоимость побочной продукции, а оставшаяся часть затрат представляет собой себестоимость основной продукции. Ее распределяют между ними пропорционально какой-либо расчетной базе.
Учет выпуска продукции Документальное оформление выпуска продукции. Выпущенная из производства продукция передается на склад готовой продукции. Передача продукции из цеха на склад оформляется приемо - сдаточной накладной, в которой указывается номер цеха - сдатчика, номер склада, получившего продукцию, наименование изделий, номенклатурный номер, количество сданных на склад изделий, учетная цена и сумма. Приемо - сдаточная накладная подписывается представителем цеха, сдавшего продукцию, кладовщиком, принявшим ее на склад, работником отдела технического контроля, а также начальником цеха - сдатчика. На форму и содержание приемо - сдаточных накладных, порядок их оформления оказывает влияние сложность продукции, ее комплектование и периодичность сдачи на склад. В большинстве организаций применяется накопительная приемо - сдаточная накладная. В ней производятся записи в течение нескольких дней и по нескольким изделиям. В ряде случаев вместо накопительных применяются разовые накладные, которые оформляются на каждый выпуск продукции. Если продукция изготовляется по разовым заказам, то в накладной перечисляются изделия, входящие в заказ, и номер договора или письма, по которому выполняется данный заказ. При изготовлении сложной и многокомплектной продукции вместо накладной составляется приемо - сдаточный акт, в котором указываются наименование изделий, количество, стоимость, а также отмечается, что изготовленные изделия закончены производством, полностью укомплектованы, отвечают техническим условиям (условиям договора) и согласно актам технической приемки в окончательно готовом и упакованном виде приняты техническим контролем и сданы на склад. Если договором предусмотрено участие в приеме продукции представителя заказчика, то сдаточная накладная или сдаточный акт также подписывается им. В массовом производстве на многих предприятиях готовую продукцию передают из цеха на склад многократно в течение смены. В этом случае кроме накладной применяется приемо - сдаточная ведомость. Каждое поступление готовых изделий на склад фиксируется в сдаточной ведомости. По окончании смены подсчитывается общее количество принятых изделий и оформляется приемо - сдаточная накладная. Приемо - сдаточные ведомости остаются на складе, а сдаточные накладные, как и в других случаях, используются для ведения бухгалтерского учета, записей в накопительных сводках, регистрах синтетического и аналитического учета. При использовании приемо - сдаточной ведомости сокращается количество выписываемых накладных, трудоемкость их оформления и бухгалтерского учета. Для ускорения сдачи продукции на склад, упрощения порядка ее оформления целесообразно там, где это возможно, применять приборы для автоматического подсчета количества сдаваемых изделий, а также мерной тары. В ряде отраслей промышленности применяются специализированные формы накладных, что обусловлено особенностями производства продукции. Так, в черной металлургии для отдельных производств (доменное, сталеплавильное, прокатное и др.) разработаны свои формы накладных. В них в зависимости от вида и назначения выпускаемой продукции по каждому ее наименованию указываются технические характеристики и качественные показатели (химический состав, марка, группа, класс, категория, номер плавки, профиль, размер, сорт и т.п.). Приемо - сдаточные накладные и приемо - сдаточные акты выписываются в сборочном или выпускном цехе в двух экземплярах: один экземпляр с подписью кладовщика, принявшего продукцию, остается в цехе - сдатчике и используется для оперативного учета, а другой с подписью представителя цеха - сдатчика вместе с продукцией поступает на склад и служит основанием для ведения складского и бухгалтерского учета. Если предприятие выполняет работы для сторонних организаций, то в этом случае оформляется акт сдачи - приемки работ. Акт, так же как и накладная, выписывается в двух экземплярах. Один экземпляр с подписью представителя предприятия - исполнителя передается заказчику, а другой экземпляр с подтверждением принятых работ представителем заказчика остается у исполнителя и используется в дальнейшем для расчетов и отражения работ на счетах бухгалтерского учета. Оказанные услуги оформляются актом, наряд - заказом, квитанцией. Приемо - сдаточные накладные после записей в карточках складского учета готовой продукции передаются в бухгалтерию, где на их основе формируются данные о выпуске продукции и ведется учет. Первичные документы на работы и услуги также поступают в бухгалтерию. Для обобщения данных о выпуске продукции за отчетный период используется накопительная ведомость, в которую из сдаточных накладных и актов переносятся данные о количестве выпущенных изделий за смену или рабочий день с указанием даты и номера документа, проставляется учетная цена (плановая (нормативная) себестоимость или продажная цена). По окончании отчетного периода в ведомости подсчитывается общее количество каждого вида выпущенной продукции. Путем умножения цены на количество определяется стоимость по учетным ценам выпуска каждого вида изделий, а затем подсчитывается стоимость по учетным ценам всей выпущенной продукции. Ведомость выпуска готовой продукции за июнь 20__ г. Организация ООО "Лотос"
Далее в ведомости приводятся данные о фактической производственной себестоимости по видам продукции, которые берутся из аналитического учета основного и вспомогательного производств (ведомости сводного учета издержек производства и калькуляции себестоимости продукции). Затем в накопительной ведомости определяется фактическая себестоимость всей выпущенной и сданной на склад готовой продукции. Фактическая производственная себестоимость выпуска из производства продукции по предприятию в целом исчисляется в журнале - ордере N 10 (разд.2 "Расчет себестоимости товарной продукции"). Поэтому данные накопительной ведомости о фактической себестоимости должны быть сверены с данными разд.3 журнала - ордера N 10. Данные накопительной ведомости используются для отражения выпуска продукции на синтетических счетах и ведения стоимостного аналитического учета готовой продукции на складе. Для учета наличия и движения готовой продукции на складе применяется счет 43 "Готовая продукция", по дебету которого отражаются остаток продукции на складе на начало и конец отчетного периода и ее приход из производства, а по кредиту - расход продукции, отпуск ее со склада. Если выпущенные из производства изделия потребляются полностью на своем предприятии, то они могут учитываться на счете 43 "Готовая продукция" либо на счете 10 "Материалы". При частичном использовании своей продукции на собственные цели она учитывается на счете 43 "Готовая продукция". Готовые изделия, приобретаемые у других предприятий для продажи как товар или для комплектации своей отгружаемой продукции и не входящие в ее себестоимость, учитываются на счете 41 "Товары". Полностью законченная производством продукция, которая должна быть принята заказчиком, но не принята им и не оформлена приемо - сдаточным актом, на счете 43 "Готовая продукция" не учитывается, а остается в составе незавершенного производства. Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону на счете 43 "Готовая продукция" не отражается, а списывается со счетов учета производственных затрат непосредственно на счета учета отгрузки или продажи.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.1 с.) |