Особенности организации производства и учета производственных затрат в машиностроении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации производства и учета производственных затрат в машиностроении



Машиностроение является ведущей отраслью экономики. Ее про­дукцию потребляют все отрасли. Машиностроение отличается много­образием видов производств по технологии, организации производст­ва, серийности и т. п. Сюда входят автомобилестроение, станкострое­ние, тракторостроение, производство судов, авиастроение и т. д.

Особенностями организации производства в машиностроении яв­ляются:

1)деление производства на основное и вспомогательное. Основны­ми являются заготовительные, механические и сборочные цехи. Заго­товительные (литейный, кузнечный, прессовый и др.) являются потре­бителями основных материалов. Механические цехи специализируют­ся на обработке деталей и агрегатов, а сборочные - на сборке узлов и готовой продукции. Вспомогательные цехи (ремонтный, транспорт­ный, котельная и др.) обеспечивают нужды основного производства;

2)изготовление большого количества однотипной продукции - модели и их модификации (например, разные типы автомобилей);

3)производство комплекта запасных частей, отливок и поковок на сторону;

4) производство товаров широкого потребления;

5) сложность по конструкции продукции, многономенклатурность и большой объем деталей и узлов, а также частая замена деталей машин;

6) на построение учета и порядок исчисления фактической себес­тоимости готовой продукции оказывает влияние применяемость дета­лей и узлов в изделиях. В зависимости от применяемости все детали и узлы могут быть разделены на:

а) оригинальные, идущие на изготовление одного какого-либо изделия;

б) общие (унифицированные), используемые при сборке несколь­ких видов продукции.

Затраты по оригинальным изделиям могут относиться сразу в мо­мент их возникновения на конкретный вид конечной готовой продук­ции. По унифицированным деталям и узлам заранее неизвестно их по­следующее использование. Поэтому расходы по ним учитывают отдель­но и калькулирующих себестоимость;

7) машиностроение характеризуется длительным производствен­ным циклом. Поэтому для нормальной и ритмичной работы нужно иметь постоянные заделы в виде незаконченных обработкой деталей и полуфабрикатов с различной степенью готовности, что вызывает не­обходимость учтенные за месяц затраты распределять между готовой продукцией и остатками незавершенного производства;

8) продукция машиностроения является материалоемкой, и при из­готовлении машин, станков и оборудования потребляются различные материалы: металл, краски, лаки, пиломатериал, пластические массы, текстиль и др. Кроме того, широко используются покупные комплекту­ющие изделия и полуфабрикаты;

9)на предприятиях машиностроения цехи специализируются по технологическому, предметному и смешанному принципу. При тех­нологической специализации организуются цехи: заготовительные (литейные, кузнечные, прессовые), обрабатывающие (механические, термические, гальванические) и сборочные. При предметной специа­лизации создаются цехи: режущего инструмента, моторный и т. д. Од­нако наиболее широко распространена специализация цехов по смешанному принципу, при котором заготовительные цехи строятся по технологическому признаку, а обрабатывающие и сборочные - по предметному;

10)в зависимости от характера выпускаемой продукции различают три типа производства:

а) единичное, к которым относят предприятия, выполняющие ин­дивидуальные заказы по изготовлению неповторяющихся экземпляров какой-либо продукции по заказам покупателей. Например, в судостро­ении. На этих предприятиях учет затрат осуществляется по заказам;

б) серийные, к которым относятся производства, занятые изготов­лением продукции партиями или сериями. Серийное производство подразделяют на мелко-, средне- и крупносерийные. На предприятиях серийного производства технологический процесс разрабатывается достаточно подробно, и поэтому здесь большие возможности примене­ния норм и нормативов учета затрат;

в) массовое производство представляет собой непрерывный вы­пуск повторяющейся в течение длительного периода продукции. Сюда относится выпуск автомобилей, шарикоподшипников, тракторов и т. д. Это позволяет устанавливать нормы расхода материалов на отдельную деталь, а по труду - по каждой производственной операции;

11)различие в организации производства, под которой понимают определенную организацию труда, расстановку рабочих и оборудова­ния, движение материалов и полуфабрикатов, взаимную увязку работы на отдельных участках производства и операциях. Различают:

а) поточную организацию производства, при которой все обору­дование и рабочие места установлены по ходу в виде технологичес­ких линий, с выполнением полного цикла операций, связанных с об­работкой деталей или изготовлением той или иной продукции. При такой организации учет основных затрат ведется по каждой по­точной линии;

б) непоточную организацию производства, которая, как правило, характеризуется групповой расстановкой оборудования, где каждая группа операций не обладает законченностью. Поэтому обрабатывае­мые детали передаются от одной группы оборудования к другой, а ино­гда и возвращаются обратно, что увеличивает длительность производ­ственного цикла и затраты.

Таким образом, особенности технологии и организации производ­ства на предприятиях машиностроения определяют необходимость группировки затрат по:

1) месту их возникновения - производствам, цехам, участкам;

2) видам продукции - полуфабрикатам, готовым изделиям;

3) заказам;

4) калькуляционным статьям расходов, которые позволяют опреде­лять назначение расходов и их роль и устанавливать, по каким направ­лениям необходимо искать пути снижения производственных затрат.

В машиностроении в наиболее общем виде применяется следующая номенклатура статей затрат на производство и реализацию продукции:

1.Сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и ком­плектующие изделия.

2.Полуфабрикаты собственного производства.

3.Возвратные отходы (вычитаются).

4.Вспомогательные материалы.

5.Топливо и энергия на технологические нужды.

6.Расходы на оплату труда производственных рабочих.

7.Отчисления на социальные нужды.

8.Расходы на подготовку и освоение производства новой продукции.

9.Расходы на эксплуатацию производственных машин и обору­дования.

10.Общепроизводственные расходы.

11.Потери от брака.

12.Прочие производственные расходы. Итого производственная себестоимость.

13.Управленческие расходы.

14.Расходы на продажу. Всего полная себестоимость.

В статью «Сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия» включают предметы труда, составляющие основу изготовляемой продукции или являющиеся необходимыми ком­понентами при ее изготовлении. В машиностроении это в основном металл. К покупным полуфабрикатам относятся детали и узлы, которые идут на сборку или укомплектование выпускаемой в машиностроении продукции, а также различные заготовки (поковки и штамповки), приобретаемые у других предприятий и подвергающиеся на предприятии различным видам обработки перед сборкой.

При необходимости статья «Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и орга­низаций» выделяется.

По статье «Возвратные отходы» учитываются различные обрезки или куски металлов, опилки и т. п., которые могут быть использованы на самом предприятии или реализованы на сторону. Из стоимости из­расходованных в производстве сырья и материалов возвратные отходы вычитаются.

По статье «Вспомогательные материалы» учитывают стоимость ма­териалов, используемых для технологических целей. Учет ведется в раз­резе цехов, а затем затраты распределяются между изготовляемой про­дукцией.

В статью «Топливо и энергия на технологические цели» включают­ся затраты на топливо, расходуемое

1) для нагрева металла - в кузнечно-штамповочных и прессовых цехах;

2) для плавильных агрегатов - в литейных цехах.

Также сюда включается стоимость электроэнергии, потребляемой в электропечах литейного производства, стоимость пара, горячей и хо­лодной воды, сжатого воздуха, кислорода и т. п., идущих на технологи­ческие цели.

В состав расходов по статье «Расходы по оплате труда производ­ственных рабочих» включается заработная плата рабочих и специа­листов, занятых непосредственно выполнением производственного процесса и отдельных технологических операций по изготовлению продукции.

По статье «Отчисления на социальные нужды» учитываются отчис­ления в единый социальный налог по ставкам, установленным Налого­вым кодексом РФ.

По статье «Расходы на подготовку и освоение производства новой продукции» учитывают затраты на проектирование, конструирование и разработку технологического процесса изготовления нового изде­лия, на перестановку и переналадку оборудования, а также стоимость вновь изготовленного изделия в качестве образца. В статью «Расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования» включают затраты, связанные с содержанием и ремон­том производственного и подъемно-транспортного оборудования, ценных инструментов, рабочих мест и инвентаря производственного назначения и т. д.

По статье «Общепроизводственные расходы» учитывают расходы, связанные с обслуживанием основных и вспомогательных цехов и с уп­равлением ими. По своему назначению это косвенные расходы, кото­рые распределяются между отдельными видами продукции.

В статью «Общепроизводственные расходы» учитывают затраты, связанные с обслуживанием производства и управления в масштабе всего предприятия.

По статье «Потери от брака» ведется учет продукции, которая из-за несоответствия стандартам, техническим условиям или договорам не может быть использована по прямому назначению либо требует допол­нительных затрат на исправление.

Статья «Прочие производственные расходы» используется для уче­та затрат, не вошедших в вышеперечисленные статьи.

В данную номенклатуру могут быть внесены и изменения. Так, на крупных предприятиях, где расходы по перемещению грузов внутри предприятия имеют большой удельный вес, можно выделить отдельную статью «Внутреннее перемещение материалов и полуфабрикатов». Можно выделить отдельной статьей «Транспортно-заготовительные расходы». Если затраты на топливо и энергию на технологические це­ли не велики, то можно их включить в статью «Расходы по эксплуата­ции производственных машин и оборудования».

По вспомогательным производствам в машиностроении рекомен­дуется следующая номенклатура статей затрат:

1) материалы;

2) топливо;

3) энергия;

4) расходы на оплату труда;

5) отчисления на социальные нужды;

6) возмещение износа инвентаря, инструментов, приспособлений;

7) амортизация;

8) прочие расходы.

Итого по подразделению вспомогательного производства.

Если на предприятиях машиностроения ведется учет по центрам затрат, то по управленческим службам и отделам рекомендуется следующая номенклатура статей затрат:

1) расходы на оплату труда;

2) отчисления на социальные нужды.

3) расходы на канцелярские нужды;

4) расходы на электроэнергию;

5) износ хозяйственного инвентаря;

6) амортизация;

7) расходы на связь;

8) почтово-телеграфные расходы;

9) командировочные расходы

10)расходы на подписку

11)расходы на обучение и повышение квалификации;

12)расходы на консультационные услуги;

13)прочие расходы.

Итого.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.021 с.)