Часть I. Персонально-личностные программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I. Персонально-личностные программы



Метапредмет «Знак»

Громыко Ю. В.

Часть I. ПЕРСОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОГРАММЫ

Оглавление

§ 1. Зачем нужен метапредмет «Знак»?
§ 2. Схематизация как способ обнаружения метода
§ 3. Выращивание персонально-личностных схем в пространстве вселенской культуры
§ 4. Схемопоток сознания

Примечания

1 «2 марта. Четверг. Утром пришел Рузский и прочел длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется социально-демократическая партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2'/2 [дня] пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость, и обман». (Из «Дневника» Императора).

2 Ср.: Из «Выправленной стенограммы выступления ЕЛ. Шифферса 13 декабря 1995 года на конференции "Русская культура и будущее России" в Доме Кино»: «Следователь Соколов — тренированный ум, и он сказал, что убийство могло произойти потому, что они были арестованы. Это существенное заявление. Почему Помазанник Божий, по послушанию Господу и Святой Церкви, мог быть арестован? Он сам написал на этот счет: потому, что произошла измена. Произошла измена. Теперь возникает следующий вопрос у тренированного буддийского йога. Он задает вопрос: что это означает? Измена поставленному в чинопоследовании таинства Священного Коронования Святой Церкви на служение? Как это может быть? И на этот вопрос он знает жесткий ответ: предательский сговор у вас "всех своих", поскольку отречение невозможно — его нет в канонах, его нет в законах Государства Российского. Оно вырвано под угрозой уничтожения Семьи, взятой в заложники. В законах Государства Российского нет отречения: по родовой ответственности, вы здесь присутствуете как создатели практики заложничества». — Из кн.: Кому будет принадлежать Консциентальное оружие в XXI веке? — М., 1997. С. 236.

3 После 31 июля 1904 года (по старому стилю) МНОГОЛЕТИЕ возглашалось так: «Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя нашего Императора Николая Александровича всея России и Супругу Его Благочестивейшую Государыню Императрицу Александру Фёдоровну, Наследника Его Благоверного Государя, Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича и весь Царствующий Дом, Святейший Правительственный Синод и Господина нашего (имярек), и вся православные христиане, Господи, сохрани их на многая лета».После 21 ноября 1917 года (по старому стилю) до настоящего времени МНОГОЛЕТИЕ возглашается так: «Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшего (имярек) митрополита (или: архиепископа, или епископа), братию святого храма сего и вся православные христиане, Господи, сохрани их на многая лета»

4 «Что есть Антиминсъ, и для чего он в храмахъ полагается?
Антиминс есть освящённый убрус или платъ, распростираемый подъ священно-действуемыми дарами во время совершения Литургiи. Он назначенъ заменять освящённый Apxiepeeмъ Престолъ: ибо храмы, по древнему преданию Церкви, должны быть освящаемы от самих Apxiepeeвъ. Но какъ таковая обязанность, по множеству сооружаемыхъ храмовъ, могла бы причинять Епископамъ да и самымъ храмостроите-лямъ затрудненiе, то Архiерей даётъ благославлеше освящать их и Iереямъ; а чтобъ сила его освящешя, т. е. полотна, съ изображенiемъ положены во гробъ Iисуса Христа. Феодоръ Валсамонъ, Антюхiйский naтрiapxъ, въ толкованiи на правило 31 Собора в Трулле, говорить: "Антиминсы уготовляются оть сущаго въ области Apxiepeя, для времени освящешя Церквей, дабы оные полагаемы были на святыхъ трапезахъ въ храмахъ, чтобъ чрезъ то известно было, что священнодействiе совершается въ храме по дозволению Епископа". Антиминсъ и значить вместопрестльникъ. Где же Престолъ бывает освящёнь полным Архiерейскимъ освящешемъ, тамъ уже Антиминсъ можетъ совсъмъ не быть. Впрочемъ, впоследствiи Православная Церковь определила, чтобы и въ храмахъ, освящённыхъ Архiереемъ, были Антиминсы.
Употреблеше Антиминсовъ первоначально было слъдствiем необходимости: еретики и язычники часто нападали на Христiанъ, опустошали и грабили ихъ храмы. Поэтому верующiе, чтобы удобнее скрывать святыню и переносить её съ одного места на другое, вместо Престоловъ употребляли освящённые убрусы.
Такъ какъ въ древнiя времена Христiанства строили храмы на могилахъ мученниковъ, то, въ подражанiе этому, опредълено влагать и въ Антиминсы частицы мощей, безъ которыхъ, по правиламъ седьмого Вселенского Собора, нельзя освящать ни церкви, ни Антиминса. (См. здесь же изображение Антиминса.)» Из кн.: Историческое, догматическое и таинственное изъяснение божественной литургии. Основано на священном писанiи, правилахъ вселенскихъ и поместныхъ соборовъ, и на писанiи св. Отцевъ Церкви. Составлено Иваномъ Дмитревскимъ. Издательский отдел Московского Патриархата. — 1993. С. 138-139.

5 13 июля 1918 года Декрет «О национализации имущества низложенного императора и членов бывшего императорского дома»:
«1. Всякое имущество, принадлежащее низложенному революцией российскому императору Николаю Александровичу Романову, бывшим императрицам Александре и Марии Федоровнам Романовым и всем членам бывшего российского императорского дома, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, не исключая и вкладов в кредитных учреждениях, как в России, так и за границей, объявляется достоянием Российской Социалистической Федеративной Советской Республики
2 Под членами бывшего российского императорского дома подразумеваются все лица, внесенные в родовую книгу бывшего российского императорского дома' бывший наследник цесаревич, бывшие великие князья, великие княгини и великие княжны и бывшие князья, княгини и княжны императорской крови.
3. Все лица и учреждения, знающие о месте нахождения имущества, указанного в статье 1-ой настоящего Декрета, обязаны в двухнедельный срок со дня опубликования настоящего Декрета представить соответственные сведения в Народный Комиссариат по Внутренним Делам. За умышленное несообщение указанных в настоящей статье сведений виновные подлежат ответственности, как за присвоение государственного достояния.
4. Уполномоченные Российской Социалистической Федеративной Советской Республики за границей обязаны немедленно по опубликовании настоящего Декрета представить соответственные сведения в Народный Комиссариат по Внутренним Делам. За умышленное несообщение указанных в настоящей статье сведений виновные подлежат ответственности, как за присвоение государственного достояния.
5. Указанные в статье 1-ой имущества, находящиеся в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, кроме денежных ценностей, поступают в ведение Народного Комиссариата по Внутренним Делам. Денежные ценности сдаются в доход казны — в Казначейства или в учреждения Народного Банка; находящиеся же за пределами Республики, в том числе и в заграничных банках, поступают в ведение соответствующих уполномоченных Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Подписали: Председатель Совета Народных Комиссаров Вл. Ульянов (Ленин) Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Влад. Бонч-Бруевич. 13 июля 1918 г.» (Известия ВЦИК, 19 июля 1918.)

6 Интересно это соотнести со следующим утверждением из книги «Последние дни Романовых» Быкова П.В., председателя Уралсовета, сменившего на этом посту Белобо-родова, участвовавшего в убийстве: «Решение уничтожить трупы было принято в связи с ожидаемой сдачей Екатеринбурга, чтобы не дать в руки контрреволюции возможности с "мощами" бывшего царя играть на темноте и невежестве народных масс». — Цит. по кн: Мариалина Дора де Дзулиани «Царская семья Последний акт трагедии». — М., 1991. С. 179.

Схемопоток сознания

     

Дорогие ученики! Мы должны специально объяснить вам, в каком пространстве создаются и формируются схемы. Этото же самое пространство, в котором по всей видимости возникли письменность и язык. То, что мы сейчас обсуждаем, безусловно, одна из сложнейших проблем. Мы полагаем и постараемся это вам продемонстрировать, что схемы формируются в совершенно особом пространстве, которое называется СХЕМОПОТОК СОЗНАНИЯ. Понятие схемопотока означает, что вы как наблюдатели и как деятели очень часто присутствуете в ситуации, когда перед вашими табло (экраном) сознания пробегают определенные знаковые изображения, на которые вы реагируете и к которым, вы относитесь. У сознания существует непрерывный ход и ток, и вы в этот ход и ток оказываетесь постоянно погружены. Поэтому вы можете сами научиться наблюдать это.

Способность фиксировать в своем сознании схемопоток мы связываем с возникновением и актуализацией знако-во-символического отношения, которое возникает в сознании, и это отношение будучи направлено на любой предмет позволяет воспринимать этот предмет как символ или знак.

Знаменитый немецкий психолог, философ, вынужденный в годы прихода нацистов к власти эмигрировать в США, Курт Левин, ученик выдающегося философа Эрнста Кассирера, написавшего гениальную работу в трех томах «Символические формы», говорил о том, что весь мир заполнен знаковыми формами, которые требуют понимания и действия в соответствии с их назначением: «...Сигара хочет, чтобы ее выкурили, мороженое хочет, чтобы его съели и т. д.»

Это как раз и есть очень четкое обозначение знакового отношения ко всему. Актуализация этого отношения приводит к превращению всего мира в мир знаковых форм.

Современный замечательный психолог и философ Владимир Петрович Зинченко предложил называть мир, который создается знаковым отношением семиосферой, такой сферой, у которой, по определению Николая Кузанского, центр везде, а периферия нигде. Это означает лишь следующее: отделить язык от неязыка, символы и знаки от незнаков и несимволов невозможно. Всё, что мы воспринимаем, всё, что мы понимаем, всё, что мы перерабатываем, преобразуем, все, кого мы любим, пронизаны знаками и символами. Всё — обязательно знак или символ.

Мы выделяем правильные формы на основе геометрических фигур, мы распознаем образы только за счет того, что у нас есть образцы форм, и мы обучены, как с ними обращаться. Другое дело, что каждый раз сталкиваясь со знаком, мы проходим сквозь знак внутрь него. Знак, как говорил замечательный русский методолог Г.П. Щедровицкий, является «калиткой», сквозь которую он нас выводит в совершенно другой мир содержаний и смыслов.

Но неужели всёзнак, ничего нет незнакового, несимволического, «-живого»? Все означковано и омертвлено словами? Здесь, дорогие ученики, все зависит, от того, как понимать символ, знак и схему.

Для нас эти знаково-символические образования являются «сверхживыми» и сверхдейственными. Они являются сверхживыми, поскольку могут переходить сквозь одни поколения людей к другим, и стоящее за ними нетленное, деятельное огненное содержание может вспыхивать в сознании следующих поколений вновь и вновь.

Более того, существует ряд символов и знаков, которые человек не может сразу одним махом употребить, он еще должен дорастить себя до того, чтобы врастить эти знаки, их идеальную энергию в свое сознание и превратить себя в этот высший идеальный знак-символ-схему.

Когда-то выдающийся учитель человечества апостол Павел сказал: «Не я живу, но во мне живёт Христос». Это собственно и есть указание на то, что жизнь апостола Павла стала координироваться по схеме-символу другой личности. Подобное обращение со знаками должно специально рассматриваться в разделе семиотической антропологии, где оно собственно и получает подобное рассмотрение.

Но, кроме того, существует особый процесс, когда мы должны породить новый знак, символ, схему, начать создавать язык. В этом случае мы находимся совершенно в особой ситуации — в ситуации семиозиса, происхождения и порождения знака. На этапе создания схемы то, на основании чего мы должны создать схему, существует не как схема, а как смысл, как понятое и увиденное нами, как замысел, как то, что мы затем должны будем реали-зовывать в своем действии.

Так вот, уважаемые Разведчик и Следователь, основная наша мысль состояла в том, что эти актыраздельные сгустки особой работы сознания по производству схемыосуществляются в схемопотоке. Потокэто течение смыслов нашего сознания, в котором есть определённые островки, устойчивые сгусткисхемы, символы, знаки. Есть предшествующие состояния потока, когда этих сгустков еще не было. Затем происходит сгущение, и образуются, сгустки. Но, кроме того, существует непрерывность течения схемопотока, который удерживает весь набор знаков, схем и языковых выражений, освоенных нами, в которых мы движемся и в которых мы существуем.

Но, спросите вы, а разве не существует больше ничего, кроме этого стремительного движения? Все остальное отсутствует? Больше ничего нет?

Оглавление

§ 5. Ситуация непонимания — начало всего
§ 6. Создание средства представления, построение образа того, что непонятно, — обязательное условие всякого творчества
§ 7. Создание рисованной картинки выстраиваемого образа
§ 8. Категориальная проработка картинки. Какими категориями схватывается образ, как эти категории врисованы в картинку?
§ 9. Конструктивизация рисунка: различение (различАние) против расчленения (расчленЯния). Эпистемическая проработка картинки и вычленение
§ 10. Позиционная проработка картинки. Как кто, я это рисую и вижу
§ 11. Высшая личная схема-символ — Иисус Христос
§ 12. Построение общего позиционного пространства. Позиционные схемы и общность

V. ХРИСТОС, СИМВОЛ САМОСТИ

68 Дехристианизация нашего мира, сатанинское развитие науки и технологии, устрашающие материальные и моральные разрушения, оставленные второй мировой войной,все это не однажды сравнивалось с эсхатологическими событиями, предсказанными в Новом Завете. Как известно, они сопряжены с приходом Антихриста: «Этоантихрист, отвергающий Отца и Сына». «А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, «...это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет». Апокалипсис переполнен ожиданием устрашающих событий, которые произойдут в конце времен, перед венчанием Агнца. Это ясно показывает, что anima Christiana (христианская душа (лат.) — Примеч. пер.) располагает твердым знанием не только о существовании врага, но и о том, что враг этот в будущем узурпирует власть.

69 Читатель мог бы спросить: почему я вдруг рассуждаю здесь о Христе и его оппоненте — Антихристе? Рассуждения неизбежно подводят нас к Христу, так как он является все еще живым мифом нашей культуры. Он наш культурный герой, независимо от своего исторического существования воплощающий миф о божественном Первочеловеке, мистическом Адаме.

Он занимает центр христианской Мандалы, он — Господь Тетраморфа, то есть четырех символов евангелистов, уподобляющихся четырем колоннам его трона. Он пребывает в нас, мы — в нем. Его царствие — драгоценнейшая жемчужина, зарытое в поле сокровище, горчичное зерно, из коего вырастет великое древо, и он же — небесный град. Как Христос находится в нас, так же в нас находится и его небесное царство.

70 Немногих приведенных здесь общеизвестных ссылок должно быть достаточно, чтобы в необходимой мере прояснить психологическое место символа Христа, Христос репрезентирует архетип самости. Им представлена целостность божественного или же небесного характера, слава человека, сына Божьего sine macula peccati, незапятнанного грехом. Он, как Adam secundus (второй Адам (лат.) — Примеч. пер.) соответствует первому Адаму до грехопадения, когда тот еще представлял собой чистый образ Божий, о котором Тертуллиан (ум. 222) говорит: «Итак, именно это надо считать образом Божьим в человеке,то, что дух человеческий имеет те же движения и чувства, что и Бог имеет, хотя и не такие же, каковы они у Бога», Ориген (185—254) выражается гораздо яснее: imago Deiзапечатленный в душе, а не в теле, есть образ образа, «ибо моя душане прямое отображение Бога, но создана наподобие первого отображения»Христос же, с другой стороны, есть подлинный образ Божий, по чьему подобию сотворен наш внутренний человек,невидимый, бестелесный, непорочный и бессмертный.

Образ Бога в нас раскрывается посредством «prudentia, iustitia, moderatio, sapientia et disciplina» (благоразумие, справедливость, умеренность, добродетель, мудрость и дисциплина (лат.) — Примеч. пер.).

71 Святой Августин (354-430) проводит различие меж-ду образом Бога, каковым является Христос, и образом, помещенным внутрь человека и служащим ему средством или возможностью уподобиться Богу.

Образом Божьим выступает не телесный человек, a anima rationalis (разумная душа (лат.) — Примеч. пер.), обладание которой отличает человека от животных. «Образ Богавнутри, не в теле,... там, где понимание, там, где разум, там, где способность обнаружения правды, там Бог имеет свой образ». Посему мы должны напоминать себе, по словам Августина, что не созданы по образу Божьему ни в чем, кроме нашего разумения: «...но где человек замечает, что создан по образу Бога, там он видит в себе нечто большее, чем дадено скоту». Отсюда явственно следует, что Божий образ, можно сказать, идентичен anima rationalis. Последняя есть высший духовный человек, homo coelistis (небесный человек (лат.) — Примеч. пер.). Святого Павла. Подобно Адаму до грехопадения, Христос является воплощением Божьего образа, целостность коего специально подчеркивается Святым Августином. «Слово,говорит он,приняло на себя как бы всю целокупность человеческого, и душу, и тело. Если же хочешь, чтобы я высказался точнееибо даже скот имеет душу и тело,то, когда я говорю «человеческую душу и человеческую плоть», я имею в виду, что он облекся целиком в человеческую душу».

72 Образ Бога в человеке не был уничтожен грехопадением, но был лишь поврежден и искажен («деформирован»), и он может быть восстановлен Божьей благодатью. Сфера действия интеграции подсказывается descensus ad inferios, сошествием души Христа в ад, где его дело спасения касается даже умерших. Психологическим эквивалентом здесь служит интеграция коллективного бессознательного, составляющая существенную часть процесса индивидуации. Святой Августпин говорит: «а потому нашей целью должно быть наше совершенство, но наше совершенство есть Христос», ибо он есть совершенный образ Божий.По этой причине его также именуют «Царем». Его невестой (sponsa) выступает человеческая душа, «в сокрытом в глубине духовном таинстве соединенная со Словом, так что они суть два в единой ллоти, и это соответствует мистическому браку Христа и Церкви».

Тезисы

[... ]

П. Электоральная структура политического поля России. Социально-экономические, конституционные, международные и организационные побудительные причины ее формирования. Анализ устойчивости.

1. Правый блок. Состоит из демократических партий, программы которых невнятно отличаются от программы праворадикальной партии «Демократический выбор России».

Правый блок можно обозначить как «Партия капитала».

Устойчивость блока в период выборов Президента.

2. Левый блок. Состоит из партий национально-патриотической ориентации. Центром кристаллизации блока является леворадикальная КПРФ. При схожести социальных разделов программ, партии блока, за исключением КПРФ, не имеют методологически выраженных и теоретически обоснованных экономических разделов программ.

Левый блок можно обозначить как «Народно-патриотическая партия».

Анализ устойчивости блока в период выборов Президента.

[... ]

4. Харизматические лидеры — блуждающиеполитические форварды. Их роль — определяющая при формировании коалиций в условиях двухполюсного электорального поля с большой размытостью и невнятностью социально-экономических программ партий при наличии большой массы протестного электората. Они опасны для общества из-за непредсказуемости и отсутствия четко выраженных, теоретически и методологически определенных социально-экономических программ и программной регламентации их политики, и не только на переходный период. Опасность усиливается в условиях еще не сложившегося правового государства.

[... ]

Партия национальных интересов, чья деятельность направлена на развитие национальных производительных сил, и есть все основания ее назвать «Демократическая партия труда». Тактические цели партии труда и партии капитала разные. Неучет этого при формировании экономической стратегии является убийственным для наших производительных сил, учитывая их структуру и качество.

Партия капитала, делая упор на свободу капитала, в специфических условиях российской государственности предопределяет слияние интересов капитала и власти вопреки интересам труда.

Программа Демократической партии труда формирует паритет интересов национальных производительных сил и капитала, создает условия для слияния этих интересов.

Программа способна использовать естественные тактические противоречия интересов национального реального сектора экономики и капитала по критерию оптимизации развития национальных производительных сил. Тем более, что эти противоречия в какой-то мере положительные, не классовые, а средств и методов развития экономики, развития труда и капитала. Это важно учитывать еще и потому, что социальные возможности государства определяются не только эффективностью национальной экономики, но и способами ее достижения и поддержания. Важно отметить, что эти способы определяются только критерием экономической эффективности.

Следует подчеркнуть, что постоянно действующая базовая часть экономической программы Демократической партии труда не содержит неэкономических критериев развития экономики и в этой связи не несет в себе напрямую социалистические и даже социал-демократические идеи. Однако структура и содержание финансово-экономических механизмов и необходимых технологий прямого государственного управления, определяющих эффективность экономического развития, предполагают быстрое становление социально ориентированного государства. Именно поэтому Демократическая партия труда должна в основном объединить ту часть общества, которая формирует его производительные силы. В социально-экономическом и политэконо-мическом плане эта партия созвучна с любой партией власти США и Великобритании, но все же ближе всего она к Лейбористской партии Великобритании.

Демократическая партия труда является не классовой (в марксистском определении)партией, но в настоящее время ее программа наиболее созвучна среднему классу и именно поэтому предполагаются ее массовость и политический вес.

Учитывая структуру политического поля России, программа этой партии естественно удовлетворяет потребностям многих партий и движений, вынуждено примыкающих к двум радикальным центрам (правый и левый). И в этой связи электорат Демократической партии труда сложится из электората правого и левого блоков, в основном оставив там устойчивый электорат Демократического выбора России — партии капитала и электорат ортодоксальных коммунистов. Электоральные возможности Демократической партии труда усиливаются тем, что в своей определяющей части ее программа является постоянно действующей, что в принципе исключает потребность в эклектических построениях временного применения.

Можно предвидеть, что со временем, борьба за электорат подвигнет партию капитала на принципиальную корректировку своей программы, разворачивая ее в сторону национальных инте-- ресов. Это будет непременно. Можно предвидеть, что постоянно действующая Демократическая партия труда будет сосуществовать с другой массовой партией, чья программа в своей определяющей части мало чем будет отличаться. Таким образом, в России может сложиться цивилизованная система передачи власти. Начало создания такой системы даст Демократическая партия труда. Быстрое становление этой партии без достаточного исторического периода ее развития станет возможным благодаря вышеуказанным теоретическим разработкам и велениям времени. Эта партия обречена выиграть президентские выборы в... году, а ее лидер будет Президентом.

Самое главное заключается в том, что это единственно возможный шанс для России стать демократической страной с обустроенной и эффективной экономикой и социально обустроенным населением.

Создание Демократической партии труда в корне разрушает незрелые рассуждения о центристской, правоцентристской и левоцентристской партиях. Такие представления строятся исходя из имеющегося двухполюсного политического пространства и базируются на радикальных его компонентах. Все это происходит из-за отсутствия объективного теоретического и методологического обеспечения партийной социально-экономической программы национальных интересов, что вынуждает формировать эклектический программный продукт. Да, Демократическая партия труда — в настоящих условиях центристская партия. Но как это будет выглядеть, когда в стране будут две массовые партии — партии власти, чьи программы будут полностью соответствовать принципам правового государства и нести в себе финансово-экономические механизмы, оптимизирующие социально-экономическое развитие общества. А наряду с ними будут существовать десятки и сотни разных карликовых партий, не имеющих никакого политического веса, чьи программы будут строиться на ложных теориях, сиюминутных ситуациях, субъективных представлениях и др.

Очень важно, чтобы вы понимали, что формирование позиционных схем, позволяющих сталкиваться двум общностям, коммуницировать друг с другом, сорганизовываться, ни в коем случае не может рассматриваться как самоцель.

Подобные позиционные схемы, представленные на экранах мышления, — своеобразные «узлы» переходов между процессами понимания и рефлексии, которые движутся через общности. Точно так же, как анализ всего набора машин и механизмов, форм стыковки их друг с другом позволил поставить вопрос о формах передачи движения, изменения его направления (см. Степин В. С. Теоретическое знание — М, 2000 С. 82-83), так и позиционные схемы, стоящие за ними алфавиты и формы их соотношения позволяют ставить вопрос о движении и циркуляции процессов мыследеятельности, а также более тонких энергийных процессов — через общность или систему общностей.

Общность при этом не сводится ни к какой иерархической структуре, она является полем объеденных личностей и сознаний, порождающих любые структурации и иерархии. Поэтому, если за счет общности удается синтезировать и связывать разные поля практики, разные сферы мыследеятельности, то удается и получить новый практический результат.

Общность формируется вокруг служения определенному типу личности... и определенной бесконечной задаче. Собственно это служение и создает антропологию членов общности, их идентичность.

Общность является способом формирования новой реальности и нового мира, поскольку внутри нее создается сознание и принцип деятельности, общность может внутри себя «снимать» и преобразовывать любую социальную иерархию, выходя к принципу порождения ключевых, образующих устройство социальности позиций. Для этого позиции не должны однозначно закрепляться за членами общности, но быть идеальными принципами, через которые может проходить каждый член общности.

В том случае, когда позиции превращаются в систему мест и закрепляются за конкретными людьми, общность как живое порождающее жизнь целое умирает, превращаясь в организацию. Это связано, на наш взгляд, с тем, что исчезает своеобразный смысловой и энергийный ток,который и выражается в позиционном языке, но однозначно к нему не сводится.

Возможность членов общности порождать любые социальные позиции делает общность миропорождающим образованием. Об этом очень интересно пишет протоиерей Николай Афанасьев:

«Прямые свидетельства Писания о священническом служении членов Церкви немногочисленны, но настолько определенны, что не требуют особых толкований. В своем послании Св. апостол Петр обращается ко всем христианам: «И сами, как живые камни, построяйте () из себя дом духовный, священство святое ( ), чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом... Вы род избранный, царственное священство (), народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные» (I Пе. 2,5,9,10). В Апокалипсисе мы читаем: «Соделавшему нас царями и священниками ) (2) Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков» (1,6); «И соделал нас царями и священниками () Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (3) (5,10), и «они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет» (20,б)(Прот Николай Афанасьев Церковь Духа Святого — Рига, 1994 С 9).

«Царственное священство стало реальностью и основой жизни Церкви. В Ветхом Завете служение во храме было доступно одному левитскому священству, а в Новом Завете служение в Церкви, как живой и нерукотворенной Скинии, распространяется на всех членов Церкви. Новозаветный народ составлен из царей и священников, он весь свят, и «в его собрании Господь, а потому он не поглощается землею и не истребляется огнем. Весь новозаветный народ служит Богу не в ограде храма, а в самом святилище, в Котором он весь находится»(Прот Николай Афанасьев Церковь Духа Святого — Рига, 1994 С 11).

«В католической церкви только те, кто состоят в клире, могут принимать участие в этих областях служения в зависимости от степени, которую они занимают в клире. Школьное учение православной церкви менее решительно, чем католическое, а фактическая жизнь православной церкви на деле до некоторой степени опровергает само школьное учение. Школьные системы сделали все. чтобы обескровить совместное служение народа Божьего и оторвать его от особых служении в Церкви. Вековое стремление в этом направлении дало свои результаты. Оно не убило окончательно дело служения лаиков в Церкви, но сделав из них мирян, лишенных общей харизмы царственно-священнического служения, оно дало ему неправильное направление, Естественное стремление мирян к действованию в Церкви, не находя своего правильного выражения, часто выступает в недолжных Нормах. Как житейские, миряне житейски стремятся действовать в Церкви, обращая Церковь из благодатного организма в правовой. Для благодатного действования мирян не оказалось места, когда было «забыто» учение о царственно-священническом служении народа Божьего, а поэтому оставалась только возможность для действования их в Церкви на правовой основе. В силу этого миряне допускаются к служению в тех областях, которые не относятся к царственно-священническому служению народа Божьего, а являются принадлежностью особых служений на основе особых даров, которых не имеют лайки»(Прот Николай Афанасьев Церковь Духа Святого — Рига, 1994 С 38)

«Может ли епископ или пресвитер совершать богослужения без народа Божьего? Чтобы ответить на этот вопрос, надо решить вопрос о том, кто является совершителем таинств и священнодействий в Церкви. Для школьного богословия этот вопрос в лучшем случае праздный, как давно решенный. Совершителями таинств являются священники, т. к. они в таинстве хиротонии поставлены на совершение священнодействий, а тем самым миряне не являются совершителями богослужений, т. к., они не получилипосвящения.

Несмотря на категоричность этого ответа, все же позволительно вопросить об этом Писание и Предание. На это вопрошание Церковь отвечает учением о священническом достоинстве лаиков. Если это учение — живая и действенная истина, а не мертвая буква, то совершителем всех священнодействий является весь народ Божий, как состоящий из священников. Было бы неправильно делать из этого вывод, что каждый лаик в отдельности является совершителем священнодействий или, что пресвитер или епископ в отдельности от остальных верных совершают таинства. Священнодействия совершаются Церковью в Церкви, которая есть собрание народа Божьего. Это означает, что таинства и священнодействия совершаются в церковном собрании молитвенным призывом народа Божьего, который включает в себя, как лаиков в узком смысле этого слова, так и церковную иерархию. Каждый лаик является совершителем священнодействий, но обязательно совместно с остальным народом Божьим и обязательно совместно со своими предстоятелями»(Прот Николай Афанасьев Церковь Духа Святого — Рига, 1994 С 39)

Основная идея общности состоит в том, что выявленные позиции или разделенные операциональные способы действия членов общности становятся предметом сначала понимания, а затем освоения со стороны всех членов общности. Будучи выявлены и зафиксированы в схеме, они затем могут стать предметом преобразования.

В результате подобной организации выделенные позиции не становятся при понимании целого границами и точками остановки в движении каждого члена общности, но, наоборот, выступают специальными интенциональными окнами, управляющими освоением общего поля деятельности и позволяющими входить в своеобразные особенности работы каждого участника коллективной мыследея-тельности.

При данной организации всякая общность является обязательно образовательной общностью, где каждый ее член Может присваивать антропологическое богатство других.

В этом случае позиционные схемы позволяют обобществлять индивидуально неповторимые формы видения предмета, обсуждения и преобразования.

Таким образом, мы еще раз подошли к утверждению того, что позиционные схемы не могут подменить собой понимание, но они могут помочь контролировать правильность понимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.059 с.)