Бумажные документы 19-20 вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бумажные документы 19-20 вв.



В середине 19 века наступает переломный период в истории бу­мажного документа. Бурное развитие общества — науки, техники, производства, средств коммуникации –требовало увеличения ко­личества документов. Дефицитное тряпичное сырье, дорогие при­родные красители, рукописный способ создания документов стали тормозом социального прогресса.

В очень короткий исторический срок документ становится мас­совым общественным продуктом. Отныне социальный заказ на ви­ды, формы документов, способы их создания стал диктовать потре­бительский рынок, заинтересованный, в первую очередь, в низкой стоимости и доступности источников сырья, материалов и средств документирования.

 

Бумага из древесины. Синтетические красители. Средства письма

В условиях острого дефицита тряпичного сырья бумажная про­мышленность переходит на изготовление бумаги из древесины [8]. В отличие от однолетних растений – хлопка, льна, состоящих почти целиком из чистой целлюлозы, древесина содержит только 50% цел­люлозы и столько же лигнина. Лигнин — балласт бумажной про­мышленности, т.к. не позволяет получать из древесины качествен­ную бумагу. Для удаления лигнина ввели многоэтапное производст­во с обработкой сырья в активных химических средах. Поэтому дол­говечность бумаг из древесной целлюлозы упала до 150-300 лет, а газетной бумаги из древесной массы — до 50-100 лет.

В это же время получают первый синтетический краситель — мовеин (1856 г.), а в последующие 10-30 лет начинается массовый выпуск дешевых синтетических красителей с широким выбором цветов и оттенков[9] [12-14; 17-19].

Первые синтетические красители получали из продуктов нефтепе­реработки, в частности, из анилина. Поэтому за ними надолго закрепи­лось название «анилиновые». У большинства из них долговечность бы­ла незначительной, соизмеримой с долговечностью бумаг из древесины.

В конце 19 века в государственных учреждениях России и Герма­нии чернила из анилиновых красителей были запрещены для испол­нения официальных документов. Однако такие попытки были лишь эпизодом. Фонды российских архивов, например ГА РФ, докумен­тально показывают, что новые средства письма уже в конце 19 века широко применялись даже в далеких окраинных регионах России.

С последней четверти 19-го века на основе анилиновых красите­лей стали изготовлять все средства письма: чернила, цветную тушь, цветные и копировальные карандаши, штемпельные краски, цветные ко­пировальные материалы, а после появления машинописи (1874 г.) — и машинописные материалы. Все они давали нестойкий к выцвета­нию, а многие и растворимый в воде текст. По долговечности они значительно уступали старинному железо-галловому тексту.

Сначала, в течение первых ста лет (примерно 1870-1970 гг.) для изготовления средств письма применяли, главным образом, анили­новые красители первого поколения — т.н. основные или катионные[10]. В последние 30 лет двадцатого века их вытеснили анилиновые красители второго поколения — кислотные или анионные. Это было вызвано появлением современных ручек (фломастеров, капиллярно-шариковых), а также струйных принтеров. Кислотные красители принесли тексту новые негативные свойства — высокую раствори­мость в воде и кислотность. Эти свойства, видимо, еще проявятся при длительном хранении документов. Разное поведение текстов из основных и кислотных красителей нужно обязательно учитывать при реставрации документов с растворимыми в воде текстами [20].

С 50-60 гг. получили широкое распространение шариковые руч­ки (1938 г.), в которых используются не чернила, а вязкие органиче­ские пасты. Текст шариковых ручек устойчив к воде, но с разной скоростью выцветает на свету.

В самое последнее время появились гелевые ручки. По предва­рительным наблюдениям они дают водостойкие тексты с разной ус­тойчивостью к действию света.

 

Машинопись

Важным событием в истории бумажного документа стало появ­ление и быстрое распространение машинописи (1874 г.).

С самого начала в основу машинописного способа был положен принцип ударного литерного текстонанесения — букв, цифр, знаков, причем часто с использованием нескольких алфавитов[11].

Очень быстро появилась и копировальная машинописная бумага: с этого момента машинописные документы разделились по статусу на оригиналы (1 экз., — с ленты) и копии (2-5 экз., — с бумаг).

Представления о свойствах современной машинописи нельзя пе­реносить на прошлое [21].

Первые цветные и черные машинописные документы печата­лись, по существу, с чернильных лент, пропитанных водными рас­творами красителей, иногда с добавками мыла, глицерина, других веществ. Такой текст растворялся в воде, выцветал и в поведении был непредсказуем. В машинках «Иост» (1887 г.), например, приме­нялись пропитанные чернилами подушечки, которых касались удар­ные литеры. Растворимые в воде машинописные тексты встречаются в наших архивах даже в фондах 20-х годов 20-го века.

Постепенно рецептуры совершенствовались, в состав машино­писных средств стали вводить нерастворимые в воде цветные синте­тические лаки и пигменты: они выцветали медленнее, чем чернила. С 1925 года в некоторые отечественные черные рецептуры стали вводить сажу, но только с 1934 года сажа становится обязательным компонентом всех отечественных черных машинописных средств. Черные машинописные тексты с сажей не выцветают и не растворя­ются в воде.

Машинописные краски для лент и копировальных бумаг отли­чаются по составу: в первых больше масла, во вторых — воскоподобных веществ. Поэтому глубина проникновения краски в бумагу, устойчивость к истиранию и, соответственно, долговечность у пер­вого черного экземпляра машинописи в 30-40 раз выше, чем у чер­ных копий [22].

Машинопись не только превратила документ в массовый про­дукт. Именно она создала дефекты контрастности текстов. У руко­писных документов, особенно старинных, слабоконтрастный, плохо читаемый текст — это, как правило, следствие смывания или разру­шения текста в экстремальных условиях, на свету и т.п. Слабокон­трастный машинописный текст стал, наоборот, явлением частым, а в определенные периоды российской истории даже массовым. При этом главной причиной их появления была специфика исполнения машинописных документов. Позднее «дефект контраста» стал проявляться в той или иной степени у всех «машинных» документов, создаваемых с нарушением технологии.

 

Копирование документов

В первой половине 20 века для тиражирования документов чаще всего использовали аппараты трафаретной печати — ротаторы, ротопринты. Применяемые краски обеспечивали тексту водо- и свето­стойкость.

В 60-70-х годах появляется ксерокопирование. Текст наносился на бумагу с помощью специальных порошков (тонеров), содержа­щих сажу и термопластичный полимер. Закреплялся текст на бумаге тепловым способом. Он отличался водостойкостью, светостойкос­тью, но мог повреждаться при нагревании и при действии органиче­ских растворителей. Встречающиеся дефекты текста ксерокопий — осыпание или смазывание штрихов — являются, как правило, след­ствием нарушения режима термозакрепления.

Следует подчеркнуть, что реальная долговечность черных тек­стов на основе сажи или графита (свето- и водостойких) целиком за­висит от их износостойкости, т.е. от их устойчивости к физическому стиранию, смазыванию и т.п. По нашим данным [22], прочность та­ких текстов к истиранию в сравнительных единицах уменьшается в ряду: тушевой – 93; машинопись, 1 экз. – 88; текст ксерокса – 88; ксерокопии других аппаратов – 22-37; машинопись, 2 экз. – 4; ро­таторный – 2; карандашный чернографитный мягкий – 1[12].

 

Принтерные документы

К началу 90-х годов 20 века видовой состав бумажных архивных документов считался устоявшимся. В течение ста лет главной со­ставной частью документопотоков и, соответственно, архивных фон­дов была черная машинопись. Ее применение для создания докумен­тов гост и ро вал ось. В состав черных машинописных средств обязате­льно вводили сажу. Текст был свето-водостойким и достаточно из­носостойким. Свето-водостойкие тексты давали также средства по­лиграфии и множительная техника, в частности, ксерокопирование. Была достаточно хорошо изучена номенклатура, свойства, специфи­ка поведения на бумаге, механизм выцветания разных текстов, в том числе с учетом задач хранения и реставрации документов [22-25].


Однако в последнее десятилетие 20-го века ситуация с бумаж­ными документами вновь претерпела неожиданную трансформацию, причем на этот раз под влиянием быстрой компьютеризации обще­ственной жизни.

Известно, что быстрое распространение компьютеров, их много­функциональность привели к появлению и широкому применению компьютерных печатающих устройств – принтеров, позволяющих выводить информацию на бумажный носитель. Новая технология оказалась настолько удобной, что принтеры начали быстро вытес­нять традиционную машинопись.

Формально принтерные распечатки — это копии, но копии спе­цифические. В одних случаях их оригиналом является машиночи­таемый электронный вариант (дискета и т.п.), в других — промежу­точный, набираемый в режиме создания с клавиатуры экранный (дисплейный) вариант, а в перспективе — формируемый с голоса и корректируемый в звуковом режиме компьютерный вариант вре­менно существующего оригинала. Иными словами, многие принтер­ные распечатки, не имея исходного оригинала, сами будут играть роль оригинала.

Для принтерных документов характерны разные технологии по­лучения и, как оказалось, разные свойства текста, отличающиеся от свойств традиционной машинописи [25].

В современных принтерах чаще всего используется один из трех способов печати – матричный, струйный или лазерный.

Первый, матричный способ – это современная модификация традиционной машинописи. Текст наносится на бумагу через крася­щую ленту ударным способом. В первых моделях матричных прин­теров, как и в машинописи, применялся литерный принцип — крас­ка переносилась на бумагу в виде отдельных знаков. В современных моделях краска переносится с ленты на бумагу ударами тонких иго­лок (9-24 иглы на миллиметр). Любой штрих, таким образом, состо­ит из отдельных точек.

Точечное иглонанесение требует высокодисперсных красок, что нередко приводит к частичной или полной замене сажи в принтер­ных красках менее стойкими компонентами (красителями) и, как след­ствие, к уменьшению химической стойкости текста. Предваритель­ная проверка показывает, что черные матричные тексты выцветают на свету, т.е. радикально отличаются от светостойкой черной маши­нописи. Некоторые матричные краски, кроме того, растворимы в воде.

Принтеры второго типа — струйные — формируют на бумаге цветное или черное точечное изображение из мельчайших капель микронных размеров (11-16 капель/мм). В цветных принтерах используются картриджи с чернилами четырех цветов — черного, голубого, красного, желтого. Первый дает черный текст, а три других при разнокапельном нанесении обеспечивают цветную картинку любых оттенков. Контраст исходного текста может быть разным в зависимости от плотности нанесения точек, что регулируется режи­мом печати.

В принципе текст струйного принтера — это близкий аналог обычного рукописного чернильного текста, но с очень низкой кон­центрацией красителей, дискретно локализованных в точках.

В состав чернил входят кислотные синтетические красители. По­этому струйный текст многих принтеров смывается водой, боится химических веществ, выцветает на свету.

В принтерах третьего типа — лазерных — используется техно­логия сухой электростатической печати — ксерокопирования. Кра­сящие порошки (тонеры), из которых формируется изображение на бумаге, содержат сажу. Лазерный принтерный текст обычно свето- и водостоек и, с оговорками, износостоек. В современной лазерной технологии очень хорошо сбалансированы высокая дисперсность тонеров, изящество точечного текстонанесения и гладкость бумаги. Но на весах этого баланса' лежит очень важное свойство текста — его износостойкость. Напомним, что многие ксерокопии 60-80-х го­дов имели именно этот дефект — низкую износостойкость из-за ре­жима плохого термозакрепления. Однако в настоящее время лазер­ные тексты – лучший вариант текстонанесения в сравнении с мат­ричными и струйными. Важно и то, что лазерные тексты, получен­ные на принтерах разных фирм и поколений однотипны по своим свойствам.

Аналогами ксерокопий являются также документы телефаксов новых моделей, если они работают по лазерной технологии и испо­льзуют обычную бумагу. Однако чаще документы телефаксов хра­нить нельзя: текст печатается на специальной термочувствительной бумаге, уязвимой к действию тепла, химических веществ, механиче­ских нагрузок.

В последние годы в конкурентной борьбе разных принтерных технологий лидируют струйные и лазерные.

Можно ожидать радикального изменения состава бумажных документопотоков. Доля традиционной машинописи резко сократится, хотя этот способ тоже совершенствуется, используя электронные средства оперативной памяти, дисплейного наблюдения и корректи­ровки текста.

На смену машинописным документам придут принтерные, что может привести к изменению видового состава поступающей в архивы документации, к уменьшению долговечности архивных бу­мажных документов[13].

При этом отличить принтерные тексты разных видов трудно. Со­временная принтерная техника создает документы с внешним «пе­чатным» единообразием, но с любым неизвестным потребителю на­бором свойств.

Однотипная надежность черных машинописных документов 30-90-х годов прогнозировалась априори, современных черных прин­терных текстов — нет. Это создает серьезные трудности при приеме принтерных документов на архивное хранение и решать эту задачу можно пока лишь на основе точной информации от комплектующих организаций или прямыми испытаниями образцов. Осложняет про­блему и постоянная, быстрая смена поколений принтеров и средств принтерного текстонанесения [26].

На рубеже 20-21 веков бумажный документ меняет свойства и архивным организациям еще предстоит выяснить пути и последст­вия этих изменений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.015 с.)