Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бумажные документы 19-20 вв.
В середине 19 века наступает переломный период в истории бумажного документа. Бурное развитие общества — науки, техники, производства, средств коммуникации –требовало увеличения количества документов. Дефицитное тряпичное сырье, дорогие природные красители, рукописный способ создания документов стали тормозом социального прогресса. В очень короткий исторический срок документ становится массовым общественным продуктом. Отныне социальный заказ на виды, формы документов, способы их создания стал диктовать потребительский рынок, заинтересованный, в первую очередь, в низкой стоимости и доступности источников сырья, материалов и средств документирования.
Бумага из древесины. Синтетические красители. Средства письма В условиях острого дефицита тряпичного сырья бумажная промышленность переходит на изготовление бумаги из древесины [8]. В отличие от однолетних растений – хлопка, льна, состоящих почти целиком из чистой целлюлозы, древесина содержит только 50% целлюлозы и столько же лигнина. Лигнин — балласт бумажной промышленности, т.к. не позволяет получать из древесины качественную бумагу. Для удаления лигнина ввели многоэтапное производство с обработкой сырья в активных химических средах. Поэтому долговечность бумаг из древесной целлюлозы упала до 150-300 лет, а газетной бумаги из древесной массы — до 50-100 лет. В это же время получают первый синтетический краситель — мовеин (1856 г.), а в последующие 10-30 лет начинается массовый выпуск дешевых синтетических красителей с широким выбором цветов и оттенков[9] [12-14; 17-19]. Первые синтетические красители получали из продуктов нефтепереработки, в частности, из анилина. Поэтому за ними надолго закрепилось название «анилиновые». У большинства из них долговечность была незначительной, соизмеримой с долговечностью бумаг из древесины. В конце 19 века в государственных учреждениях России и Германии чернила из анилиновых красителей были запрещены для исполнения официальных документов. Однако такие попытки были лишь эпизодом. Фонды российских архивов, например ГА РФ, документально показывают, что новые средства письма уже в конце 19 века широко применялись даже в далеких окраинных регионах России.
С последней четверти 19-го века на основе анилиновых красителей стали изготовлять все средства письма: чернила, цветную тушь, цветные и копировальные карандаши, штемпельные краски, цветные копировальные материалы, а после появления машинописи (1874 г.) — и машинописные материалы. Все они давали нестойкий к выцветанию, а многие и растворимый в воде текст. По долговечности они значительно уступали старинному железо-галловому тексту. Сначала, в течение первых ста лет (примерно 1870-1970 гг.) для изготовления средств письма применяли, главным образом, анилиновые красители первого поколения — т.н. основные или катионные[10]. В последние 30 лет двадцатого века их вытеснили анилиновые красители второго поколения — кислотные или анионные. Это было вызвано появлением современных ручек (фломастеров, капиллярно-шариковых), а также струйных принтеров. Кислотные красители принесли тексту новые негативные свойства — высокую растворимость в воде и кислотность. Эти свойства, видимо, еще проявятся при длительном хранении документов. Разное поведение текстов из основных и кислотных красителей нужно обязательно учитывать при реставрации документов с растворимыми в воде текстами [20]. С 50-60 гг. получили широкое распространение шариковые ручки (1938 г.), в которых используются не чернила, а вязкие органические пасты. Текст шариковых ручек устойчив к воде, но с разной скоростью выцветает на свету. В самое последнее время появились гелевые ручки. По предварительным наблюдениям они дают водостойкие тексты с разной устойчивостью к действию света.
Машинопись Важным событием в истории бумажного документа стало появление и быстрое распространение машинописи (1874 г.). С самого начала в основу машинописного способа был положен принцип ударного литерного текстонанесения — букв, цифр, знаков, причем часто с использованием нескольких алфавитов[11]. Очень быстро появилась и копировальная машинописная бумага: с этого момента машинописные документы разделились по статусу на оригиналы (1 экз., — с ленты) и копии (2-5 экз., — с бумаг). Представления о свойствах современной машинописи нельзя переносить на прошлое [21].
Первые цветные и черные машинописные документы печатались, по существу, с чернильных лент, пропитанных водными растворами красителей, иногда с добавками мыла, глицерина, других веществ. Такой текст растворялся в воде, выцветал и в поведении был непредсказуем. В машинках «Иост» (1887 г.), например, применялись пропитанные чернилами подушечки, которых касались ударные литеры. Растворимые в воде машинописные тексты встречаются в наших архивах даже в фондах 20-х годов 20-го века. Постепенно рецептуры совершенствовались, в состав машинописных средств стали вводить нерастворимые в воде цветные синтетические лаки и пигменты: они выцветали медленнее, чем чернила. С 1925 года в некоторые отечественные черные рецептуры стали вводить сажу, но только с 1934 года сажа становится обязательным компонентом всех отечественных черных машинописных средств. Черные машинописные тексты с сажей не выцветают и не растворяются в воде. Машинописные краски для лент и копировальных бумаг отличаются по составу: в первых больше масла, во вторых — воскоподобных веществ. Поэтому глубина проникновения краски в бумагу, устойчивость к истиранию и, соответственно, долговечность у первого черного экземпляра машинописи в 30-40 раз выше, чем у черных копий [22]. Машинопись не только превратила документ в массовый продукт. Именно она создала дефекты контрастности текстов. У рукописных документов, особенно старинных, слабоконтрастный, плохо читаемый текст — это, как правило, следствие смывания или разрушения текста в экстремальных условиях, на свету и т.п. Слабоконтрастный машинописный текст стал, наоборот, явлением частым, а в определенные периоды российской истории даже массовым. При этом главной причиной их появления была специфика исполнения машинописных документов. Позднее «дефект контраста» стал проявляться в той или иной степени у всех «машинных» документов, создаваемых с нарушением технологии.
Копирование документов В первой половине 20 века для тиражирования документов чаще всего использовали аппараты трафаретной печати — ротаторы, ротопринты. Применяемые краски обеспечивали тексту водо- и светостойкость. В 60-70-х годах появляется ксерокопирование. Текст наносился на бумагу с помощью специальных порошков (тонеров), содержащих сажу и термопластичный полимер. Закреплялся текст на бумаге тепловым способом. Он отличался водостойкостью, светостойкостью, но мог повреждаться при нагревании и при действии органических растворителей. Встречающиеся дефекты текста ксерокопий — осыпание или смазывание штрихов — являются, как правило, следствием нарушения режима термозакрепления. Следует подчеркнуть, что реальная долговечность черных текстов на основе сажи или графита (свето- и водостойких) целиком зависит от их износостойкости, т.е. от их устойчивости к физическому стиранию, смазыванию и т.п. По нашим данным [22], прочность таких текстов к истиранию в сравнительных единицах уменьшается в ряду: тушевой – 93; машинопись, 1 экз. – 88; текст ксерокса – 88; ксерокопии других аппаратов – 22-37; машинопись, 2 экз. – 4; ротаторный – 2; карандашный чернографитный мягкий – 1[12].
Принтерные документы
К началу 90-х годов 20 века видовой состав бумажных архивных документов считался устоявшимся. В течение ста лет главной составной частью документопотоков и, соответственно, архивных фондов была черная машинопись. Ее применение для создания документов гост и ро вал ось. В состав черных машинописных средств обязательно вводили сажу. Текст был свето-водостойким и достаточно износостойким. Свето-водостойкие тексты давали также средства полиграфии и множительная техника, в частности, ксерокопирование. Была достаточно хорошо изучена номенклатура, свойства, специфика поведения на бумаге, механизм выцветания разных текстов, в том числе с учетом задач хранения и реставрации документов [22-25]. Однако в последнее десятилетие 20-го века ситуация с бумажными документами вновь претерпела неожиданную трансформацию, причем на этот раз под влиянием быстрой компьютеризации общественной жизни. Известно, что быстрое распространение компьютеров, их многофункциональность привели к появлению и широкому применению компьютерных печатающих устройств – принтеров, позволяющих выводить информацию на бумажный носитель. Новая технология оказалась настолько удобной, что принтеры начали быстро вытеснять традиционную машинопись. Формально принтерные распечатки — это копии, но копии специфические. В одних случаях их оригиналом является машиночитаемый электронный вариант (дискета и т.п.), в других — промежуточный, набираемый в режиме создания с клавиатуры экранный (дисплейный) вариант, а в перспективе — формируемый с голоса и корректируемый в звуковом режиме компьютерный вариант временно существующего оригинала. Иными словами, многие принтерные распечатки, не имея исходного оригинала, сами будут играть роль оригинала. Для принтерных документов характерны разные технологии получения и, как оказалось, разные свойства текста, отличающиеся от свойств традиционной машинописи [25]. В современных принтерах чаще всего используется один из трех способов печати – матричный, струйный или лазерный. Первый, матричный способ – это современная модификация традиционной машинописи. Текст наносится на бумагу через красящую ленту ударным способом. В первых моделях матричных принтеров, как и в машинописи, применялся литерный принцип — краска переносилась на бумагу в виде отдельных знаков. В современных моделях краска переносится с ленты на бумагу ударами тонких иголок (9-24 иглы на миллиметр). Любой штрих, таким образом, состоит из отдельных точек.
Точечное иглонанесение требует высокодисперсных красок, что нередко приводит к частичной или полной замене сажи в принтерных красках менее стойкими компонентами (красителями) и, как следствие, к уменьшению химической стойкости текста. Предварительная проверка показывает, что черные матричные тексты выцветают на свету, т.е. радикально отличаются от светостойкой черной машинописи. Некоторые матричные краски, кроме того, растворимы в воде. Принтеры второго типа — струйные — формируют на бумаге цветное или черное точечное изображение из мельчайших капель микронных размеров (11-16 капель/мм). В цветных принтерах используются картриджи с чернилами четырех цветов — черного, голубого, красного, желтого. Первый дает черный текст, а три других при разнокапельном нанесении обеспечивают цветную картинку любых оттенков. Контраст исходного текста может быть разным в зависимости от плотности нанесения точек, что регулируется режимом печати. В принципе текст струйного принтера — это близкий аналог обычного рукописного чернильного текста, но с очень низкой концентрацией красителей, дискретно локализованных в точках. В состав чернил входят кислотные синтетические красители. Поэтому струйный текст многих принтеров смывается водой, боится химических веществ, выцветает на свету. В принтерах третьего типа — лазерных — используется технология сухой электростатической печати — ксерокопирования. Красящие порошки (тонеры), из которых формируется изображение на бумаге, содержат сажу. Лазерный принтерный текст обычно свето- и водостоек и, с оговорками, износостоек. В современной лазерной технологии очень хорошо сбалансированы высокая дисперсность тонеров, изящество точечного текстонанесения и гладкость бумаги. Но на весах этого баланса' лежит очень важное свойство текста — его износостойкость. Напомним, что многие ксерокопии 60-80-х годов имели именно этот дефект — низкую износостойкость из-за режима плохого термозакрепления. Однако в настоящее время лазерные тексты – лучший вариант текстонанесения в сравнении с матричными и струйными. Важно и то, что лазерные тексты, полученные на принтерах разных фирм и поколений однотипны по своим свойствам. Аналогами ксерокопий являются также документы телефаксов новых моделей, если они работают по лазерной технологии и используют обычную бумагу. Однако чаще документы телефаксов хранить нельзя: текст печатается на специальной термочувствительной бумаге, уязвимой к действию тепла, химических веществ, механических нагрузок. В последние годы в конкурентной борьбе разных принтерных технологий лидируют струйные и лазерные. Можно ожидать радикального изменения состава бумажных документопотоков. Доля традиционной машинописи резко сократится, хотя этот способ тоже совершенствуется, используя электронные средства оперативной памяти, дисплейного наблюдения и корректировки текста.
На смену машинописным документам придут принтерные, что может привести к изменению видового состава поступающей в архивы документации, к уменьшению долговечности архивных бумажных документов[13]. При этом отличить принтерные тексты разных видов трудно. Современная принтерная техника создает документы с внешним «печатным» единообразием, но с любым неизвестным потребителю набором свойств. Однотипная надежность черных машинописных документов 30-90-х годов прогнозировалась априори, современных черных принтерных текстов — нет. Это создает серьезные трудности при приеме принтерных документов на архивное хранение и решать эту задачу можно пока лишь на основе точной информации от комплектующих организаций или прямыми испытаниями образцов. Осложняет проблему и постоянная, быстрая смена поколений принтеров и средств принтерного текстонанесения [26]. На рубеже 20-21 веков бумажный документ меняет свойства и архивным организациям еще предстоит выяснить пути и последствия этих изменений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.015 с.) |