Пути совершенствования законодательства в сфере назначения и выплаты пенсий по потере кормильца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути совершенствования законодательства в сфере назначения и выплаты пенсий по потере кормильца



Создавая условия для реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на образование, государство вместе с тем устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ч. 5 ст. 43 Конституции Российской Федерации), которые определяют уровень и содержание профессиональной подготовки специалистов и являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников.

Применительно к российским высшим учебным заведениям соответствие уровня образования и квалификации их выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов подтверждается свидетельством о государственной аккредитации, которое выдается по результатам аттестации. Наличие у высшего учебного заведения государственной аккредитации влечет за собой ряд правовых последствий, к числу которых федеральный законодатель относит предоставление учебному заведению права выдачи своим выпускникам документов государственного образца[41].

На иностранные образовательные учреждения требования федеральных государственных образовательных стандартов не распространяются, однако выдаваемые ими документы об образовании могут признаваться в Российской Федерации на основании международно-правовых актов о признании иностранных квалификаций. В частности, согласно ратифицированной Российской Федерацией Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (заключена в городе Лиссабоне 11 апреля 1997 г.), каждая Сторона признает квалификации высшего образования, выданные в другой Стороне, кроме тех случаев, когда могут быть обоснованно представлены существенные различия между квалификацией, в отношении которой испрашивается признание, и соответствующей квалификацией в Стороне, в которой испрашивается признание (ст. VI.1); при этом под признанием понимается официальное подтверждение полномочным органом значимости иностранной образовательной квалификации в целях доступа ее обладателя к образовательной и (или) профессиональной деятельности (ст. I). Что касается оценки иностранных образовательных учреждений с точки зрения соответствия реализуемых ими образовательных программ и уровня получаемого в них профессионального образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, то на сегодняшний день правовой механизм такого рода оценки отсутствует.

Между тем конституционный принцип равенства означает, в числе прочего, обеспечение равных условий для реализации лицами, относящимися к одной и той же категории (дети умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, достигшие 18 лет и обучающиеся в образовательных учреждениях с отрывом от производства), своих пенсионных прав вне зависимости от места расположения образовательного учреждения (на территории Российской Федерации или за ее пределами), в котором они обучаются.

Наличие указанного пробела в правовом регулировании отношений в сфере профессионального образования предполагает необходимость его устранения федеральным законодателем, однако в настоящее время не может каким-либо образом влиять на правовой статус лиц, обучающихся в иностранных образовательных учреждениях, как субъектов пенсионных правоотношений.

Таким образом, положения п. «а» ч. 3 ст. 29 №4468-1 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не могут рассматриваться как препятствующие предоставлению самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации) поступившим в иностранные образовательные учреждения и обучающимся по очной форме обучения совершеннолетним детям умерших (погибших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими возраста 23 лет, на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но обучающимися в иностранных образовательных учреждениях по направлению на учебу в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Следует отметить, что при переводе с заочного обучения на очное совершеннолетнему студенту, не достигшему возраста 23 лет, соответствующий пенсионный орган должен был возобновить выплату пенсии по случаю потери кормильца на основании справки из образовательного учреждения, подтверждающей статус обучающегося по очной форме обучения.

Однако в некоторых аналогичных случаях пенсионные органы отказывают в возобновлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца, мотивируя это тем, что обучение учащихся направлено на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней. Поэтому, по мнению сотрудников пенсионных органов, пенсия по случаю потери кормильца совершеннолетним, не достигшим возраста 23 лет, которые после окончания образовательного учреждения поступили повторно в техникум или после института поступили в другой институт, не выплачивается. С такой позицией, по нашему мнению, нельзя согласиться.

Представляется, что в связи с наличием указанных затруднений в правоприменительной практике целесообразно было бы дополнить подп. «а» ч. 3 ст. 29 Закона оговоркой следующего содержания: «...При этом право на получение пенсии сохраняется указанным лицам, которые после окончания обучения по одной специальности продолжили обучение по другой специальности в этом же или в другом образовательном учреждении, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет». Особенно это актуально в настоящее время, в эпоху мирового финансового кризиса, когда выпускникам вузов трудно найти работу по специальности и приходится переучиваться на другую, наиболее востребованную, специальность, чтобы самостоятельно распорядиться указанным выше правом.

Перечень лиц, имеющих право на получение страховой пенсии по потере кормильца, определен в ст. 10 «О страховых пенсиях». К ним относятся дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.

Надо сказать, что курсанты и слушатели высших военных училищ, учебных заведений Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности или иных силовых структур, несмотря на обучение по очной форме, по достижении 18 лет утрачивают право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, так как при поступлении в указанные учебные заведения с ними заключается служебный контракт, и фактически они являются не студентами или учащимися, а военнослужащими по контракту, сотрудниками МВД (курсантами) или сотрудниками силовых структур. Вместе с тем, ясно, что денежное содержание курсантов таких учебных заведений не может обеспечить в полной мере такого курсанта или слушателя, фактически он такой же учащийся, студент и, по сути, не трудоспособен. Исходя из этого, полагаем необходимым считать такого члена семьи нетрудоспособным и внести изменений в п. 1 ч. 2 ст. 9 ФЗ «О страховых пенсиях», дополнив ее следующим: «…а также курсанты образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службой в органах внутренних дел…».

Более того, Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» такие курсанты не отнесены к категории лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона

Продолжая разговор о перечне лиц, имеющих право на получение пенсии по потере кормильца, отметим, что лишение родителей родительских прав в соответствии с семейным законодательством не освобождает родителей от содержания детей, следовательно, и в этом случае у братьев, сестер или внуков право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца отсутствует. Вместе с тем, ясно, что лишают родительских прав не самых благополучных родителей, зачастую у них отсутствует хотя бы какой-нибудь заработок, с которого они могут уплачивать алименты своим детям.

Таким образом, предлагаем включить в ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях» ч. 1.1 п. 2: «дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, трудоспособные родители которых в установленном законом порядке лишены родительских прав и не исполняют обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей».

Часть 3 ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Нахождение на иждивении - факт, имеющий юридическое значение, который может оказать влияние на возникновение, изменение или прекращение прав, в том числе на возникновение права на установление трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Нахождение на иждивении, хотя и является фактом, имеющим юридическое значение, не подлежит регистрации в качестве юридического факта в государственных органах. Поскольку факт нахождения на иждивении не всегда является очевидным и бесспорным, зачастую возникает необходимость установления нахождения лица на иждивении в судебном порядке.

Для возникновения права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца необходимо наступление нетрудоспособности до смерти кормильца и наличие родственных отношений. Вместе с тем продолжительность нахождения на иждивении до смерти кормильца и факт совместного проживания значения не имеют.

Нахождение на иждивении, как указано в настоящей статье, предполагает полное содержание либо получение материальной помощи, являющейся постоянным и основным источником средств к существованию. При этом не требуется, чтобы у иждивенца совершенно не было никаких своих доходов - стипендии, пособия, пенсии и т.д. Важно лишь то, что по объему материальная помощь, получаемая от кормильца, значительно превышала собственные незначительные доходы иждивенца, которых ему явно недостаточно для нормального существования, а также то, что материальная помощь оказывается постоянно. Не является иждивением получение разовой или эпизодической помощи, а также, если размер помощи значительно ниже, чем объем собственных доходов лица и без указанной помощи лицо вполне может существовать.

Для установления факта нахождения на иждивении не важен и тот факт, что кормилец в какой-то период времени перестал оказывать иждивенцу материальную помощь, даже если этот период непосредственно предшествовал смерти кормильца. К примеру, на протяжении длительного времени сын оказывал материальную помощь своему нетрудоспособному отцу, но в последний год перед смертью перестал ее оказывать. Данный факт не будет являться основанием для отказа отцу в назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Вместе с тем, полагаем, что данный факт может влечь за собой злоупотребления правом со стороны таких нерадивых родственников, поэтому полагаем необходимым изложить ч. 3 ст. 10 «О страховых пенсиях» в следующей редакции: «..члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также оказывали материальную и иную помощь последнему до смерти (признания такого гражданина судом безвестно отсутствующим или умершим)».

Говоря о злоупотреблении, нужно сказать еще и о таких «недостойных родственниках», которые ранее совершили умышленное преступление против здоровья умершего (например, причинение легкого вреда здоровью, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.). Полагаем, необходимо лишить таких родственников права на получение страховой пенсии по потере кормильца, ровно, как и за действия повлекшие такую смерть. При этом вина в совершении преступления должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда, а судимость не погашена в соответствии с требованиями Уголовного кодекс Российской Федерации. Для этого предлагаем изложить ч. 1 ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях» в следующей редакции: «право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке, либо имеющие судимость за совершение умышленного преступления против личности кормильца). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мной проведено комплексное исследование правового регулирования назначения и выплат пенсий по потере кормильца в Российской Федерации.

На основе проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

1. Исходя из анализа исторического развития законодательства о пенсиях по случаю потери кормильца, можно выделить Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим, на основании которого впервые были выделены пенсии по случаю потери кормильца. В этот период право на пенсию по случаю потери кормильца, хотя и было производно от пенсионных прав умершего, но зависело и от личности получателей указанной пенсии.

В настоящее время предусмотрено два вида пенсий по случаю потери кормильца: страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пенсия по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

2. К лицам, имеющим право на страховую пенсию по случаю потери кормильца относятся нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, бывшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Нетрудоспособные члены семьи имеют право на государственную пенсию по случаю потери кормильца в случае гибели (смерти):

- военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения службы;

- граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;

- космонавтов и кандидатов в космонавты при исполнении служебных обязанностей, связанных с подготовкой или выполнением космического полета.

3. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца закреплены в ст. 10 Закона о страховых пенсиях. Их условно можно разделить на две группы.

Первая группа – условия, относящиеся к личности кормильца:

а) пенсия устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца;

б) пенсия устанавливается независимо от причины и времени смерти кормильца.

Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца определяется по правилам ст. 15, 16, 17 Закона о страховых пенсиях. Расчет производится по разным формулам в зависимости от категории получателя.

4. В соответствии п.5 статьи 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» № 166-ФЗ государственная пенсия по потере кормильца может быть назначена членам семей:

военнослужащих;

граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;

граждан из числа космонавтов.

Назначение супруге военнослужащего, погибшего при исполнении им служебных обязанностей в районе боевых действий, при условии достижения ею 50-летнего возраста пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны Российской Федерации может происходить, на первый взгляд, только в том случае, если она не работает, в том числе если она не проходит военную или правоохранительную службу. Однако это только на первый взгляд. Определяющим является достижение супругой погибшего предусмотренного законом возраста, т.е. достижение 50-летнего возраста может являться основанием для назначения ей пенсии по случаю потери кормильца пожизненно, независимо от того, работает она или нет, в том числе независимо от того, проходит она военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или нет. Данный вывод подтверждает и судебная практика.

5. Предоставляя детям возможность получать пенсию по случаю потери кормильца, п. «а» ч. 3 ст. 29 №4468-1 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» указывает только на форму получения образования (т.е. очную), но не уточняет тип образовательного учреждения, место его расположения (на территории Российской Федерации или за ее пределами), уровень получаемого образования, способ поступления в образовательное учреждение (самостоятельно либо по направлению на учебу) и т.д. Исключение сделано лишь в отношении образовательных учреждений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел, т.е. заключили контракт о прохождении военной (правоохранительной) службы и получают денежное довольствие, а также продовольственное и иное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

6. В связи с наличием затруднений в правоприменительной практике целесообразно было бы дополнить подп. «а» ч. 3 ст. 29 № 4468-1 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» оговоркой следующего содержания: «...При этом право на получение пенсии сохраняется указанным лицам, которые после окончания обучения по одной специальности продолжили обучение по другой специальности в этом же или в другом образовательном учреждении, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет».


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. С. 1 - 5

2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета". - от 25декабря 2014

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015)// Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 1. - Ст. 16.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 29.06.2015)// Собрание законодательства РФ - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301

5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52. - Часть I. - Ст. 6965.

6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, Ст. 4831

7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»// Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), Ст. 6989

8. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.07.2016) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»// Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, № 9, Ст. 328

9. Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об образовании в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598

10. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), Ст. 4920 (В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ данный документ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону).

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н г. Москва "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению"(зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014., №35496) // "Российская газета", №6577, 16.01.15

Материалы судебной практики

12. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2009 г. № 18-П//СПС «Консультант Плюс»

13. Решение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года»//СПС «Консультант Плюс»

14. Апелляционное определение Тульского областного суда от 08.08.2013г. по гражданскому делу № 33-1953//СПС «Консультант Плюс»

15. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 22 сентября 2014 г. по делу № 33-12865/2014//СПС «Консультант Плюс»

Основная литература

16. Андреев, В. С. Социальное обеспечение в СССР. Советское право социального обеспечения: Курс лекций, темы IХ-ХIV [текст]: учебное пособие / В.С. Андреев. - М.: РИО ВЮЗИ, 1970. –104 с.

17. Андреев, В.С. Право социального обеспечения в СССР [текст]: учебник / В.С.Андреев. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: Юрид. лит., 1980. –312 с.

18. Астрахан, Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. Исторический очерк (1917 - 1970 гг.) / Е.И. Астрахан. - М.: Юрид. лит., 1971. - 216 c.

19. Белянинова, Ю. В. Пенсии. Назначение и оформление/ Ю.В. Белянинова. - Москва, 2014. - 224 c.

20. Бугров, Л.Ю. Трудовое право и право социального обеспечения как смежные отрасли в системе российского права // Труды Московской государственной юридической академии [текст]: Сборник статей/ Л.Ю.Бугров, Ю.В. Васильева - М., 2002, № 9. -. 65-68 с.

21. Гусова, К.Н. Право социального обеспечения России [текст]: учебник / К.Н. Гусова. - М., 2014. –12 с.

22. Доброхотова, Е.Н. Советское право социального обеспечения учебное пособие / Е.Н. Доброхотова, М.В.Филиппова, М.А. Янтураева. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. –144 с.

23. Ершов, В. А. Трудовые пенсии по старости; ГроссМедиа, РОСБУХ - Москва, 2015. - 120 c.

24. Зайкин, А.Д. Советское право социального обеспечения [Текст]: учебник /. А.Д. Зайкина. - М., 1982. – С.110-134

25. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России [текст]: учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. - М., 2004. 376 с.

26. Захаров, М.Л. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение [текст]: учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. - М., 2002.

27. Инютин, Г. К. Право на перерасчет пенсии; Государственное издательство юридической литературы - Москва, 2015. - 992 c.

28. Лушников, А.М. Вестник Трудового права и права социального обеспечения: Право на труд и право на социальное обеспечение в системе прав человека [текст]: учебник / Вып. 2 / А.М. Лушников, М.В. Лушникова. - Ярославль: ЯрГУ, 2007. –. 176 с.

29. Лушников, А.М., Право социального обеспечения России: научное наследие и современность [текст] /А.М. Лушников, М.В. Лушникова. Юридические записки Ярославского государственного университета П.Г. Демидова - Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 2004, Вып. 8. - С. 84-99.

30. Лушников, А.М. Курс права социального обеспечения: Теоретические подходы к проблемам права социального обеспечения // (до начала XX в) [текст]: учебник / А.М. Лушников, М.В.Лушникова.- Ярославль: ЯрГУ, 2007, Вып. 2. - С. 40-56.

31. Лушников, А.М., Социальное право, трудовое право и право социального обеспечения: сравнительный анализ: Право на труд и право на социальное обеспечение в системе прав человека // Вестник Трудового права и права социального обеспечения: Право на труд и право на социальное обеспечение в системе прав человека [Текст]: учебник / Лушников А.М. - Ярославль: ЯрГУ, 2007, Вып. 2. - С. 40-61.

32. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития: учебник / Е.Е. Мачульская. -Городец, 2015. – 144с.

33. Минаева, Л. Н. Пенсии. Новые правила оформления и расчета; Рид Групп - Москва, 2014. - 256 c.

34. Миронова, Т.К. Право социального обеспечения и социальное право // Трудовое право [текст]: учебник / Миронова Т.К. - М.: Интел-Синтез, 2014, № 12. - С. 81-85.

35. Пенсии военнослужащим. Законодательство России; Рид Групп - Москва, 2014. - 128 c.

36. Роик, В.Д. Основы социального страхования [текст]: учебник / В.Д.Роик. - М., 2013. – С 13-24.

37. Роик, В.Д. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: учебное пособие / В.Д. Роик, Б.Г.Степанов, Е.В. Эченикэ. - России - М., 2013. - С50-56.

38. Серебрякова, Е.А. Право социального обеспечения: перспективы развития // Юридический мир [текст]: учебное пособие / Серебрякова Е.А. - М.: Юрид. мир ВК, 2010, № 8. - С. 25-31.

39. Сапилов Е. Пенсии –в награду трудов подъемлемых на службе / Сапилов Е.// Человек и труд. - 1997. – №15. - С. 49–52.

40. Соколов, В. А. Пенсии по инвалидности и потере кормильца. Как получить; Сибирское университетское издательство - Москва, 2015. - 240 c.

41. Стучка, П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права [текст]: учебное пособие/ П.И. Стучка. – М. Рига, 1964.

42. Тарусина, Н.Н. Гендерное равенство в семье и труде [текст]: заметки юристов / Тарусина Н.Н - М., 2015. – 29-35.

43. Тучкова, Э.Г. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров [текст]: учебное пособие / Э.Г. Тучкова, М.Л.Захаров. - М., 1988. – 376 с.

44. Чаплыгин, А.Н. Право социального обеспечения в системе юридических норм российского права и законодательства [текст] // Теоретические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 12-14 апреля 2007 г. - Курск: Изд-во Курск. гос. техн. ун-та, 2007. - С. 383-389.

Специальная литература

45. Баранова, Е. А. Пенсии и пособия членам семей государственных служащих в законодательстве Российской империи / Е. А. Баранова // Юристъ - правоведъ. - 2008. - № 1. - С. 59-63.

46. Лаврентьева П. К. Развитие пенсионной системы в России: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2014. - 25 с.

47. Применко Ю.В. Становление пенсионного обеспечения в России в XVI–XVII веках (историко-правовое исследование): дис. … канд. юр. наук: 12.00.01. - Нижний Новгород, 2005. - 158 с.

48. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э.Г. Тучковой. – М.: Новый Юрист, 1997.

49. Социальное страхование. Учебник и практикум: А. П. Архипов — Санкт-Петербург, Юрайт, 2014 г.- 388 с

 


[1] Применко, Ю.В. Становление пенсионного обеспечения в России в XVI–XVII веках (историко-правовое исследование): дис. … канд. юр. наук: 12.00.01. - Нижний Новгород, 2005. - 158 с.

[2] Астрахан, Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. Исторический очерк (1917-1970 гг.) / Астрахан Е.И. - М.: Юрид. лит., 1971. - 216 c.

 

[3] Сапилов, Е. Пенсии – в награду трудов подъемлемых на службе / Сапилов Е.// Человек и труд. - 1997. – № 15.- С. 49-52.

[4] Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - №52. – Часть I. – Ст. 6965.

[5] Баранова, Е. А. Пенсии и пособия членам семей государственных служащих в законодательстве Российской империи / Е. А. Баранова // Юристъ - правоведъ. - 2008. - № 1. - С. 59- 63.

[6] Ведомости о лицах ведомства Московской дворцовой конторы, жительствующих в Московской губернии, коим назначаются пенсионы // РГАДА. Ф. 1239. Д. 6. Оп. 649.

[7] Баранова, Е.А.Особенности развития пенсионного обеспечения в России в XVII - XIX вв.: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Баранова Елена Анатольевна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т]. - Краснодар, 2010. - 194 с.

[8] Лушников, А.М., Право социального обеспечения России: научное наследие и современность [текст] /А.М. Лушников, М.В. Лушникова. Юридические записки Ярославского государственного университета П.Г. Демидова - Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 2004, Вып. 8. - С. 84-99.

[9] Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4831.

[10] Бугров, Л.Ю. Трудовое право и право социального обеспечения как смежные отрасли в системе российского права // Труды Московской государственной юридической академии [текст]: Сборник статей/ Л.Ю.Бугров, Ю.В. Васильева - М., 2002, № 9. -. 65- 68 с.

 

[11] Корякин, В. М. Социальные гарантии, предоставляемые семьям военнослужащих / В. М. Корякин, О. В. Скулакова. -М.: За права военнослужащих, 2010. -287 Скулакова. -М.: За права военнослужащих, 2010. -287 с.

[12] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015)// Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 1. - Ст. 16.

[13] Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 29.06.2015)// Собрание законодательства РФ - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.

[14] Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ. -30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6989.

[15] Мачульская, Е.Е., Право социального обеспечения. Перспективы развития [Текст]: учебник / Мачульская Е.Е. - М.: Городец, 2015. – 144с.

[16] Решение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года»//СПС «Консультант Плюс».

[17] Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 22 сентября 2014 г. по делу N 33-12865(Электронный ресурс) 2014//СПС «Консультант Плюс»

 

[19] Федеральный закон от 15.12.2001 № 167 (ред. от 03.12.2011) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации. - 17.12. 2001. - № 51. - Ст. 4832

 

[20] Захаров, М.Л. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение [текст]: учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. - М., 2002

[21] Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н г. Москва "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению"(зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014., №35496) // "Российская газета", №6577, 16.01.15

[22] Лушников, А.М. Вестник Трудового права и права социального обеспечения: Право на труд и право на социальное обеспечение в системе прав человека [текст]: учебник / Вып. 2 / А.М. Лушников, М.В. Лушникова. - Ярославль: ЯрГУ, 2007. –. 176 с.

[23] Белянинова, Ю. В. Пенсии. Назначение и оформление/ Ю.В. Белянинова. Эксмо - Москва, 2014. - 224 c.

[24] Хайруллина Н.Г. Экономические аспекты социального обеспечения граждан: автореф. дис.... канд. экон. наук [Текст] // Изв. высш. учеб.заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2012. - № 3. – С. 53-58.

[25] Пенсии военнослужащим //. Законодательство России;- Рид Групп - Москва, 2014. - 128 c.

[26] Инютин, Г. К. Право на перерасчет пенсии; - Государственное издательство юридической литературы. - Москва, 2015. - 992 c.

[27]. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э.Г. Тучковой. – М.: Новый Юрист, 1997.

[28] Миронова, Т.К. Право социального обеспечения и социальное право // Трудовое право [Текст]: учебник / Миронова Т.К. - М.: Интел-Синтез, 2014, № 12. - С. 81-85.

[29] Защита прав на трудовые пенсии. Судебная практика и образцы документов: — Москва, Издание Тихомирова М. Ю., 2013 г.- 94 с

 

[31] Апелляционное определение Тульского областного суда от 08.08.2013г. по гражданскому делу N 33-1953//СПС «Консультант Плюс».

[32] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 2014 г.

[33] Федеральный закон от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.07.2016) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»// Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 04.03.1993. - № 9. - Ст. 328.

[34] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об образовании в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). -, Ст. 7598.

[35] Лаврентьева П. К. Развитие пенсионной системы в России: автореф. дис.... канд. экон. наук [Текст] / П.К. Лаврентьева; НИИ труда и соц. страхования М-ва труда и соц. развития РФ. - М., 2014. - 25 с.

[36] Минаева, Л. Н. Пенсии. Новые правила оформления и расчета; Рид Групп - Москва, 2014. - 256 c.

[37] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2009 г. N 18-П // СПС «Консультант Плюс».

[38] Социальное страхование. Учебник и практикум: А. П. Архипов — Санкт-Петербург, Юрайт, 2014 г.- 388 с.

[39] Соколов, В. А. Пенсии по инвалидности и потере кормильца. Как получить; Сибирское университетское издательство - Москва, 2015. - 240 c.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 3654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.132 с.)