История развития законодательства о пенсиях по случаю потери кормильца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития законодательства о пенсиях по случаю потери кормильца



Наиболее значимое событие в области развития законодательства о пенсиях произошло 6 декабря 1827 г.: именно в этот день император Николай I утвердил Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим и подписал указ Правительствующему Сенату «к приведению его в действие» с 1 января 1828 г. [1]

Принятый в 1827 г. Устав о пенсиях и единовременных пособиях повысил гарантии материального обеспечения лиц, находившихся на государственной службе. Пенсии стали основным видом социального обеспечения отставных служащих и их семей.

Понятие «пенсия» в исследуемый период должно определяться и как вознаграждение государства за службу, и как право на получение этого вознаграждения, так как только в таком понимании возможно полное раскрытие сущности данной социальной выплаты в историческом аспекте[2].

На основе анализа норм Устава о пенсиях и единовременных пособиях обосновывается вывод о существовании следующих видов пенсий:

– пенсии за выслугу лет;

– пенсии по инвалидности (в случае получения увечья);

– пенсии по случаю потери кормильца.

Именно исследованию вопроса развития законодательства о пенсиях по случаю потери кормильца уделим особое внимание.

Члены семьи умершего чиновника имели право на пенсию по потере кормильца в случае, если он: 1) умер на службе по приобретению беспорочной выслугой права на пенсию; 2) пребывал в отставке и получал пенсию либо не получал, но имел на нее право. Таким образом, право на пенсию членов семьи, а также ее размер напрямую зависели от права на пенсию самого служащего.

Основанием для пенсионного обеспечения являлась не только фактическая смерть служащего, но и факт его безвестного отсутствия, подтвержденный в установленном порядке. Согласно ст. 189 Устава министрам, главноуправляющим отдельными частями и обер-прокурору Святейшего Синода было предоставлено право «назначать семействам без вести пропавших чиновников пособия в размере пенсий, какая следовала бы им в случае смерти сих чиновников, впредь до отыскания пропавших чиновников, или признания их жен вдовами» [3].

Данная норма воспринята современным законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ»[4] семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Пенсионные права членов семьи в некоторых случаях (самоубийства, нахождения под следствием) могли быть ограничены.

Размеры пенсий определялись в зависимости от размера пенсий, которая полагалась умершему кормильцу. При этом в соответствии со ст. 101 Устава члены семьи умершего чиновника, не дослужившего до 25- или 30-летнего срока не более шести месяцев, получали пенсию, определенную за полную выслугу соответствующих сроков[5]. При определении размера пенсий учитывалось число лиц, оставшихся после смерти чиновника, и их права на получение пенсии.

Отличительной особенностью пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца была выплата пенсии нераздельно матери с детьми, т.е. всему оставшемуся на ее попечении семейству. В случае желания матери получать пенсию отдельно ей выплачивалась половина определенной всему семейству пенсии (ст. 109 Устава). При этом до 1874 г. понятию «нераздельная пенсия» придавалось иное значение. Нераздельная пенсия выплачивалась вдове и по выбытии детей из числа пенсионеров, а после смерти вдовы – в том же размере детям, сохраняющим в день смерти матери право на пенсию, но с разделением такой пенсии между ними на равные части. В 1874 г. условия выдачи нераздельных пенсий были ограничены, а с 1897 г. назначение нераздельных пенсий было запрещено. Однако на практике пенсии назначались раздельно матери и детям уже в период 1884–1887 гг., о чем свидетельствуют архивные документы[6].

Пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась до момента, пока члены семьи считались иждивенцами либо пока поведение их было «беспорочным». Так, могли быть лишены права на пенсию: лица, собственными поступками подвергнувшие себя суду и наказанию; вдовы, которые хотя и не были под судом, но, по удостоверению губернаторов, по нетрезвому и развратному своему поведению заслужившие лишение такого пособия; совершеннолетние сироты (достигшие 17 лет) развратного поведения[7].

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца была предусмотрена законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» до 01.01.2015г. – до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как видно из текста статьи Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для назначения трудовой пенсии данного вида является потеря, то есть смерть кормильца, у которого при жизни на иждивении находились нетрудоспособные члены его семьи. Документами, подтверждающими потерю кормильца, являются: в случае смерти - свидетельство о смерти, выдаваемое органами ЗАГС; в случае признания человека безвестно отсутствующим или умершим - вступившее в законную силу решение суда; на основании этого решения органы ЗАГС выдают свидетельство о смерти[8]. На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Исходя из анализа исторического развития законодательства о пенсиях по случаю потери кормильца, можно выделить Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим, на основании которого впервые были выделены пенсии по случаю потери кормильца. В этот период право на пенсию по случаю потери кормильца, хотя и было производно от пенсионных прав умершего, но зависело и от личности получателей указанной пенсии.

В настоящее время предусмотрено два вида пенсий по случаю потери кормильца: страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пенсия по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[9].

Подводя итог вышеизложенному, также важно отметить следующее. К числу социально-экономических прав относится право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Содержанием данного права является, прежде всего, гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Все формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 4570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.007 с.)