Различные методы применяются в зависимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные методы применяются в зависимости



- от отраслевой принадлежности

- от особенностей производственного процесса, применяемой технологии пр-ва

- характера производимой продукции (оказываемых услуг),

- ее составом,

- способом обработки.

Важно чтобы выбранный метод обеспечивал возможность группировки затрат по отдельным объектам учета, текущего контроля за затратами, а также возможность реализации важнейшего принципа управленческого учета – управления себестоимостью по отклонениям.

Учет фактических затрат – это метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных об их величине по действующим нормам.

Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, работам, услугам с выявлением в ходе пр-ва отклонений от нормативных затрат. Норма + откл.

Оба метода направлены на выявление и отражение в конечном счете фактической себестоимости продукции – путем непосредственного учета затрат, а второй – через отклонения от норм.

Наиболее прогрессивными являются варианты учета нормативных затрат, особенно в условиях рыночных отношений и конкуренции.

Рис. 1. Классификация подсистем управленческого учета по оперативности учета затрат

 


Наиболее прогрессивными являются варианты учета нормативных затрат, особенно в условиях рыночных отношений и конкуренции.

Недостатками нормативного метода учета затрат являются:

1. При неполном учете нормативных затрат под нормирование попадают лишь прямые затраты и нормативная калькуляция составляется по ним.

2. остатки незавершенки при изменении норм не пересчитывают, а все изменения норм и отклонения от них относят на себестоимость готовой продукции.

3. при незначительности изменений норм в течение отчетного периода их отдельный учет не организуют, а рассматривают вместе с отклонениями от норм. Подобные упрощения существенно снижают эффективность нормативного метода, качество полученной информации.

4. отклонения не всегда документируются или ведется их укрупненный учет без определения причин и виновников.

5. например, российские экономисты исследуя обувную промышленность отмечают, плановые задания устанавливаются на укрупненный условный объект калькуляции, что приводит усреднению величин.

6. требуют серьезной доработки нормативные базы. Используемые базы неполные - нет для вспомогательного пр-ва, но и для основных цехов предприятия. Нормативные базы для транспортных, энергетических, ремонтно-строительных и экспериментальных подразделений чаще всего отсутствуют вовсе.

Под нормой расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов понимают максимально допустимое плановое количество сырья, материалов на производство единицы продукции. Так норма стала своеобразным стимулятором максимальной материалоемкости продукции.

Понятие «сводный учет» в российских условиях применимо лишь к промышленности. В зарубежной практике нет системы сводного учета.

К затратам по месту возникновения:

- по видам производств: хлебопечение, кондитерские, макаронные изделия и т.д.

- по видам продукции: по каждому наименованию хлеба, хлебобулочных и макаронных, макаронных изделий и сухарей и т.

Прямые затраты нормируются и при калькулировании отдельных видов продукции относятся на себестоимость каждого из видов прямым путем.

Плановые калькуляции составляются ежемесячно. Процесс планирования начинается с составления плана выпуска продукции в натуральном выражении (тонны)- (основывается на выработке прошлого месяца, которая корректируется на количество дней в новом месяце, количество выходных и праздничных дней, а также осуществляется корректировка в зависимости от величины предполагаемого заказа на плановый месяц.

Смета ОПР, ОХР и внепроизводственных расходов. После составления смет рассчитываются плановые калькуляции на каждую ассортиментную позицию.

Процент ТЗР определяется по данным предыдущего месяца. Их сумма делится на плановую стоимость основного и подсобного сырья.

Таким образом определяются затраты по всем статьям калькуляции по каждой ассортиментной позиции. В качестве учетной единицы выступает одна тонна.

Совершенствование методов управления затратами:

1. деление затрат на постоянные и переменные. Переменные затраты нормируются в соответствии с рецептурой выпускаемой продукции.

2. нормы расхода основного сырья на выпускаемую продукцию определяется исходя из фактической влажности муки. Нормы расхода вспомогательного сырья определяется на сто кг муки либо на тонну выпущенной продукции.

3. ТЗР и расходы на упаковку напрямую зависят от объема выпускаемой продукции.

4. топливо и энергия являются чисто переменными расходами, так как учитываются только затраты на технологические цели, т.е. непосредственно на выпуск продукции.

5. изменение переменных расходов относительно изменения объемов производства носит пропорциональный характер, т.е. эти затраты возрастают (уменьшаются с тем же темпом, что возрастают (уменьшаются) объемы выпуска продукции.

6. так как доля зарплаты в себестоимости меняется, актуальной является проблема выбора обоснованной базы распределения накладных расходов. Выбор базы распределения в конечном итоге влияет на рентабельность продукта и цену. С изменением базы распределения накладных расходов меняется и себестоимость единицы каждой ассортиментной позиции. Базы:

- зарплата произ=х рабочих

- материалы, основное сырье, вспомогательное сырье, топливо или энергия на технологические цели

- общие переменные расходы

- выработка продукции в тоннах

- выручка (объем пр=ва по средним ценам за период)

КАЛЬКУЛЯЦИЯ

Учет затрат и выхода готовой продукции завершается калькулированием ее себестоимости. Себестоимость продукции - один из оценочных показателей, определяющих качество работы предприятия. Себестоимость лежит в основе цены и составляет ее неотъемлемую часть.

Калькулирование – это совокупность приемов и способов, обеспечивающих исчисление себестоимости продукта или процесса.

Калькуляция – это способ расчета, совокупность расчетных процедур исчисления себестоимости, конечный результат калькулирования.

КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ - себестоимости – одна из важнейших задач управленческого учета. Калькуляция себестоимости имеет цель определить, в каком размере издержки пр-ва входят в цену продукта, работы или услуги и возмещаются при их продаже для возобновления процесса пр-ва в новом цикле.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ калькулирования:

1. обеспечить достоверную калькуляцию единичного продукта, его частей, процессов.

2. контролировать рентабельность пр-ва отдельных продуктов и соблюдать плановый уровень их с\сти.

3. выявлять эфф-ть конструкторских и орг-технических условий пр-ва продукта.

4. обеспечивать сопоставимость калькуляций для сравнительного анализа и использования на макроуровне (ценообразование, отраслевое планирование и т.п.).

С развитием рыночных отношений расширяется самостоятельность пред-ий, в т. ч. и в вопросах установления цен на свою продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса и предложения, что является одной из характеристик этих отношений, в результате чего изменяются задачи, стоящие перед б\учетом и подсистемой – калькулированием.

В этих условиях задача калькулирования - не просто обеспечить факт. с\сть изделия, а рассчитать такую с\сть, которая в сегодняшних условиях работы пред-я на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль. Исходя из этого рассчитанного уровня с\сти нужно организовать пр-во т. о., чтобы обеспечить этот приемлемый уровень с\сти и возможность ее постоянного снижения.

В настоящее время центр тяжести в калькуляционной работе постепенно должен переноситься с трудоемких расчетов по распределению косвенных расходов и определению точной факт-ой с\сти на прогнозные расчеты с\сти, составление обоснованных нормативных калькуляций, организацию контроля за их соблюдением в процессе пр-ва.

Кроме того, калькуляция с\сти на уровне прямых (переменных) расходов в условиях рынка связана с установлением нижнего предела цены, т.е. предела до которого пред-е еще может снизить цену в случае падения спроса на его продукцию или с целью завоевать определенный рынок.

 

Аналитический учет затрат на производство ведут по объектам калькуляции. Объекты калькуляции – это отдельные изделия, их группы, полуфабрикаты, работы и услуги, себестоимость, которых определяется.

Научно обоснованное калькулирование себестоимости продукции имеет первостепенное значение для правильного определения экономической эффективности производства отдельных видов продукции, установления экономической эффективности специализации производства и обоснованного его размещения. За последние десятилетие в экономической литературе наблюдается повышенный интерес к вопросам теории затрат и калькулирования себестоимости продукции. Поднимаются вопросы

1. теоретического обоснования категории себестоимости,

2. элементов издержек производства,

3. методов калькулирования,

4. калькуляционных объектов и единиц.

Несмотря на глубокую взаимосвязь процессов учета затрат и калькулирования, между ними существует определенное различие. Объекты учета определяют построение аналитического учета, а следовательно, и его методы.

Для определения себестоимости продукции используются те или иные способы расчетов. От научно обоснованного применения этих способов в каждом отдельном случае зависит во многом уровень себестоимости продукции.

Расчетные процедуры, применяемые при составлении калькуляции, зависят:

· от технологии и организации пр-ва,

· возможностей для локализации издержек по калькуляционным объектам

· наличия побочных продуктов и др. факторов.

Они являются непременным компонентом метода калькулирования, без которого невозможно исчислить себестоимость калькуляционной единицы. Себестоимость продукции может быть исчислена одним из следующих методов калькулирования:

· расчет по прямому признаку,

· способом суммирования затрат,

· способом исключения затрат,

· распределения издержек

· суммирования отклонений.

В специальной литературе встречается и другие способы калькуляции:

· коэффициентным, индексный, пропорциональным, комбинированным и

· нормативным способом.

Способ прямого расчета = сумма издержек по объекту калькулирования / число калькуляционных единиц с детализацией по статьям себестоимости

Способ суммирования издержек – себестоимость объекта калькулирования и калькуляционной единицы = сумме издержек, локализованных по периодам времени, отдельным частям изделия, переделам и процессам. (позаказный метод, когда заказ открывается на одно конкретное изделие.

Способ исключения издержек – применяется для их размежевания между основной и побочной продукцией, полученной в одном процессе, когда локализация соответствующих издержек в аналитическом калькуляционном учете невозможна. Важным звеном данного способа является правильная оценка издержек на побочную продукцию. Иногда бывает очень трудно оценить, например, издержки, относимые на приплод молочных животных, в таком случае прибегают к условной оценке.

Часто используют оценку побочной продукции по ее рыночной стоимости. такую оценку побочной продукции следует применять осторожно, при условии, что доля побочной продукции незначительна. Более адекватные способы оценки побочной продукции – по доле содержания основного сырья, по технически оправданным коэффициентам распределения, по весовым соотношениям основной и побочной продукции, если они имеют равноценные потребительские свойства.

Произведено 800 т основной продукции и 16 т побочной при совокупных учтенных фактических издержках – 3162 тыс. руб.

Основная продукция – цена 5180 руб. за тонну, побочной продукции -цена по 11250 руб.

Общая рыночная стоимость продукции – (5180* 800) + (11250 * 16)= 4324 тыс. руб.

Рыночная стоимость побочной продукции – 180 тыс. руб.

Ее доля = (180 / 4324) * 100 = 4,16%.

В калькуляции необходимо исключить издержки на побочную продукцию 3162 * 3,16%= 131,5 тыс. руб.

Издержки на основную продукцию = 3162 – 131,5 = 3030,5 тыс. руб.

Себестоимость 1 т основной продукции = 3030,5 / 800 = 3788,13 руб.

Побочной продукции 131,5 / 16 = 8218,75 руб.

Способ распределения издержек применяется при калькуляции себестоимости продукции комплексного производства, при получении нескольких продуктов из одного сырья и невозможности аналитического учета издержек по каждому калькуляционному объекту, а также при ведении аналитического калькуляционного учета по группам однородных изделий.

Издержки распределяются пропорционально технически и экономически обоснованной базе, которая зависит от спецификации пр-ва, характера исходного сырья и особенностей пр-ва. Возможно применение для распределения технических коэффициентов, натуральных и условных, условно-натуральных показателей, характеризующих массу полученных продуктов.

Пример: из нефти получают 4 разных продуктов в пропорции:

Издержки пр-ва в отчетном периоде – 5 820 млн. руб.

Продукт Доля выхода из сырья Коэффициент распределения Издержки пр-ва (тыс. руб.)
А 0,62 0,646 3 759 720
Б 0,19 0,198 1 152 360
В 0,1 0,104 605 280
Г 0,05 0,052 302 640
Итого 0,96 1,000 5 820 000
  Остальное уходит в технологические потери    

Коэффициент распределения = 0,62 / 0,96 = 0,646

Сумма издержек, распределяемая на продукт = 5 820 000 * 0,646 = 3 759 720 тыс. руб.

Способ суммирования отклонений, или нормативный способ, заключается в том, что фактическая себестоимость конкретной калькуляционной единицы определяется по предварительно составленной нормативной калькуляции, путем суммирования нормативной себестоимости единицы с отклонениями от норм и их изменениями, учтенными по объектам калькулирования, в расчете на единицу калькулирования.

Издержки, вызванные изменениями норм и отклонениями от норм на объект калькулирования, учитываются на основе первичных документов, фиксирующих отклонения от норм и их изменения.

Сумма неучтенных отклонений распределяется между калькуляционными единицами пропорционально их нормативной себестоимости.

Различные варианты объектов калькулирования:

1. по группам продукции,

2. по отдельным видам продукции и

3. расфасовкам.

В крупных предприятиях исчисляют себестоимость каждого вида продукции. Калькулирование готовых изделий по видам при небольшом их ассортименте несколько усложняет и увеличивает объем учетной работы, но позволяет получить исчерпывающую информацию для определения экономической эффективности производства каждого вида продукции. Групповые калькуляционные объекты не способствуют контролю за рентабельностью производимой продукции. Несмотря на возможную дифференциацию объектов учета, соответственно объектам калькулирования из-за комплексной переработки плодоовощного сырья и других причин иногда приходится допускать групповые объекты. Но и в этом случае необходимо исчислять себестоимость каждого вида продукции.

В системе калькулирования большое значение имеет и выбор калькуляционной единицы. Необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу. В качестве нее применяют в основном натуральные, условно-натуральные единицы, исчисленные с помощью коэффициентов (например, тыс. условных банок консервов).

Калькуляционные единицы могут не совпадать с учетной натуральной единицей. Например, в перерабатывающих организациях учетной единицей является 1 кг продукции, а калькуляционной единицей – 1 т или 1 центнер. Применение укрупненных калькуляционных единиц упрощает составление планов и отчетных калькуляций.

Калькуляционная единица должна выражать физический объем того или иного вида продукции, соответствовать единицам ценообразования. Использование разных калькуляционных единиц при определении себестоимости консервов, установление несопоставимой номенклатуры статей калькуляции в однотипных перерабатывающих предприятиях снижают и приуменьшают значение калькулирования себестоимости продукции.

Также целесообразно, кроме исчисления себестоимости продукции, определять затраты на переработку единицы сырья. Так как на этот показатель не влияет количество и оценка сырья, то он может быть использован для сравнения продукции в разных плодоперерабатывающих предприятиях и в динамике.

Как было отмечено, калькуляция используется и как средство управления производством. С этой целью необходимо выработать рациональную форму отражения результатов калькуляции. Таблицы, в которых отражаются результаты калькуляции себестоимости продукции, принято называть калькуляционными листами или карточками. Они должны содержать детальные сведения о структуре затрат на всю продукцию и на единицу продукции по плану и фактически, количество израсходованного сырья и основных материалов по норме и фактически. Указанные данные целесообразно отражать по видам и установленным группам калькулируемой продукции для подсчета итогов в разрезе принятой группировки отражения фактической себестоимости промышленной продукции. В отчетных калькуляциях приводятся затраты как по плану, так и фактически на калькуляционную единицу и на весь выпуск. Такое построение и содержание отчетных калькуляций позволяет сопоставлять плановые и фактические затраты на производство конкретного вида продукции, выявлять отклонения от установленных норм затрат и их причины, разрабатывать мероприятия по снижению себестоимости продукции за счет ликвидации нерациональных затрат

 

Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производства применяют следующие основные методы учета и калькулирования себестоимости продукции:

Нормативный метод учета применяется при массовом и серийном производстве, разнообразной и сложной продукции, состоящей из большого количества деталей и узлов, на предприятиях обрабатывающих отраслей

Метод позволяет своевременно выявлять и устанавливать причины отклонения фактических расходов от действующих норм основных затрат и смет расходов на обслуживание производства и управление.

Действующие нормы: обусловленные технологическим процессом нормы расхода сырья, материалов, оплаты труда и т. д. Отклонения от норм - экономия или перерасход по статьям затрат, которые должны оформляться соответствующими документами и строго учитываться. Учет отклонений ведется в целях обеспечения своевременной информации руководителей производства о размерах, причинах и виновниках дополнительных, не предусмотренных нормами затрат и принятия необходимых для их предотвращения организационных и технических мер.

Основой для исчисления фактической себестоимости выпускаемой продукции при нормативном методе учета служат калькуляции нормативной себестоимости. Эта калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака, незавершенного производства (при инвентаризации) и при экономическом анализе.

Нормативные калькуляции составляются на все виды изделий, выпускаемые предприятием.

Факт. Себестоимость = Нормативная себестоимость (+, -) отклонения от норм (+,-) изменения норм

При составлении нормативных и отчетных калькуляций должна применяться единая номенклатура статей расходов.

ПРИ серийных пр-вах, при расчете с\сти пр-ва единицы продукции очень часто трудно определить, к какому количеству продукции нужно относить производственные затраты, понесенные за период. Обычно при этом имеется незавершенное пр-во.

Попроцессный метод калькулирования с\сти применяют орг-ции, которые серийно производят однообразную продукцию или имеют непрерывный производственный процесс.

(в добывающих отраслях – угольной, горнорудной, газовой, нефтяной, лесозаготовительной и др, энергетике)

в перерабатывающих отраслях с простейшими технологическим циклом пр-ва – в цементной промышленности, на пред-ях по пр-ву асфальта и др.

Особенности:

- Массовый тип пр-ва

- Непродолжительный произв-ый цикл

- Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции

- аккумулирование произ-х затрат по подразделениям

- списание затрат за календарный период, а не за время, необходимое для выполнения заказа

- открытие отдельных аналитических счетов 20 «Незавершенное пр-во» для каждого подразделения.

- Отсутствие незавершенного пр-ва.

Выпускаемая продукция является одновременно и объектом учета затрат и объектом калькулирования.

Например, при добыче угля – подземный характер работ., постоянное перемещение рабочих мест, что усложняет контроль за издержками пр-ва. Для обеспечения необходимого объема добычи угля каждая шахта д. иметь оптимальную протяженность выработок.

Отдельной статьей затрат является – вентиляция, обеспечение подачи свежего воздуха и вывод отработанного воздуха, орг-ция работы транспорта, погрузочно-разгрузочных работ.

В энергетике, где нет ГП используется метод простого одноступенчатого калькулирования.

В угольной промышленности, производящий один вид продукции, не имеющий п\ф, м.б. некоторое количество продукции, произведенной, но не реализованной продукции, поэтому применяется метод простого двухступенчатого калькулирования. Расчет с\сти в 3 этапа:

Если производственный процесс состоит нескольких стадий, на выходе из которых находится промежуточный склад п\ф, и от передела к переделу запасы п\ф меняются, то пользуются методом простого многоступенчатого калькулирования.

При попроцессном методе применяют усредненные как способ списания затрат на ГП. Все затраты, накопленные на счете 20, делят на условные единицы ГП, произведенной в данном отчетном периоде.

Условные единицы продукции используют для измерения количества изделий, изготовленных за определенный период. Они позволяют пересчитать не полностью завершенные изделия в условно ГП.

Попроцессный метод калькулирования с\сти основан на 3х аналитических таблицах:

1. таблица расчета условного объема прои-ва

2. таблица расчета с\сти единицы продукции

3. таблица итоговой с\сти. – используя информацию, содержащуюся в этой аналитической таблице, можно определить ту часть затрат, к-рую следует отнести на ГП, и ту часть, к-рая остается в незавершенном пр-ве на конец отчетного периода.

Попередельный метод учета затрат применяется на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией, при которой преобладают физико-химические и термические производственные процессы, и превращением сырья в готовую продукцию в условиях непрерывного и, как правило, краткого технологического процесса или ряда последовательных производственных процессов, каждый из которых составляют отдельные самостоятельные переделы производства.

При попередельном методе учета затраты учитываются по цехам (переделам, фазам, стадиям) и статьям расходов. В качестве объекта учета и калькулирования могут быть приняты как отдельные виды, так и группы продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и том же оборудовании, сложности производства, обработки, однородности назначения и т.д. При этом расходы могут учитываться по цеху в целом, а себестоимость отдельных видов продукции, включенных в калькуляционную группу, - исчисляться с помощью экономически обоснованных методов.

При применении попередельного метода должны быть использованы важнейшие элементы нормативного метода - систематическое выявление отклонений фактических расходов от текущих норм, а также выявление изменений этих норм.

 

При передельном методе предпосылкой калькулирования является организация сводного учета произв-х затрат.

Отечественная школа бухгалтерского учета трактует понятие «сводный учет» как систему обобщения издержек пр-ва по статьям расходов

-в разрезе цехов основного и вспомогательного пр-ва,

-видам продукции в целом по пред-ю с целью подготовки информации для исчисления с\сти отдельных видов ГП, всей выпущенной продукции и для распределения понесенных предприятием затрат между ГП и НЗП.

В промышленности применяется 2 варианта сводного учета затрат на пр-во и калькулирование с\сти продукции

· бесполуфабрикатный

· полуфабрикатный

Выбор варианта зависит от необходимости определения с\сти некоторых п\ф, к-рые являются незаконченной продукцией основного пр-ва.. это м. б. вызвано реализацией п\ф на сторону.

Тогда бух-рии необходимо произвести свод затрат на пр-во п\ф и определить его с\сть.

 

Учет при БПФ варианте ведется без бухгалтерских записей при передаче п\ф собственного пр-ва. Контроль осуществляется оперативно в натуральном выражении.

1-ый передел – стоимость исходного сырья +

добавленные затраты отражаются по каждому цеху в отдельности

Затраты на изготовление п\ф, деталей и узлов учитываются по цехам в разрезе статей расходов. Добавленные затраты отражаются по каждому цеху в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в с\сть продукции только 1-го передела. При этом варианте сводного учета затрат с\сть единицы ГП формируется путем суммирования затрат цехов с учетом доли их участия в процессе изготовления.

 

При п\ф варианте калькулируется с\сть не только продукта по предприятию в целом, но по продукции отдельных цехов, передаваемых другим цехам для обработки или для сборки.

Калькуляция должна содержать комплексную статью «П/ф собственного пр-ва», края в последующем расшифровывается и детализируется. Это повышает трудоемкость п\ф метода.

при п\ф варианте учет осуществляется с перечислением с\сти п\ф собственного пр-ва

Дт 21 Кт 20 – по факт. с\сти

В текущем учете – по нормативной с-ти.

с\сть по каждому переделу и с\сть конечного продукта.

Позаказный метод учета затрат - применяется в индивидуальном и мелкосерийном производствах сложных изделий, а также при производстве опытных, экспериментальных, ремонтных и т. п. работ.

При заказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное количество продукции. Фактическая себестоимость изделий изготовленных по заказу, определяется после его выполнения.

При позаказном методе затраты цехов учитываются по отдельным заказам и статьям калькуляции, а затраты сырья, материалов, топлива и энергии - по отдельным группам. Вся первичная документация составляется с обязательным указанием номеров (шифров) заказов.

Сущность данного метода заключается в том, что прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Объектом учета является отдельный заказ. До момента сдачи заказа затраты по его изготовлению считаются незавершенным производством. Если заказ является единичным изделием, его себестоимости рассчитывается путем суммирования всех затрат. В случаях когда заказ представляет собой партию изделий, то себестоимость рассчитывается путем суммирования затрат по изготовлению всей партии. Если необходимо рассчитать себестоимость одной единицы изделия общие производственные затраты делят на количество единиц в партии.

Учет издержек по каждому заказу начинается с открытия заказа. «Открыть заказ» - значить, заполнить соответствующий бланк заказа (или наряд на выполнение заказа). Этот документ хранится в бухгалтерии.

Наряд – заказ в зависимости от потребностей предприятия имеет различный вид. Базовой информацией, которая обычно содержится в заказе – наряде, является: тип заказа, номер заказа (индивидуальный код), характеристика заказа (краткое описание работ по изготовлению заказа), исполнитель, срок исполнения заказа, месяц в котором учитываются (распределяются) издержки по заказу.

После того как заказ – наряд составлен, в бухгалтерию начинают поступать первичные документы на расход материалов, заработной платы, о потерях от брака, износе специальных приспособлений и инструментов, связанных с изготовлением данного заказа, т.е. о прямых издержках. В каждом документе проставляется номер заказа.

Для каждого заказа бухгалтерия открывает карточку (ведомость). В карточке накапливается информация о затратах по прямым материалам, прямым трудозатратам и общезаводским расходам, связанным с его изготовлением. Таким образом, карточка является основным учетным регистром в случае использования позаказного метода калькулирования.

В развитие счета 20 организуется аналитический учет по каждому заказу, т.е. количеству аналитических счетов должно соответствовать количество заказов. Регистром для ведения аналитического учета является карточка заказов. В соответствии с полученными первичными документами прямые затраты материалов списываются на соответствующие заказы и отражаются по дебету счета 20.

Возникает проблема с распределением косвенных расходов (амортизации, арендная плата, затраты на освещение, отопление и др.) между отдельными производственными заказами, выполненными в отчетном периоде, ведь спланировать цену заказа и согласовать ее с заказчиком необходимо в течение отчетного периода, когда еще не известна общая сумма косвенных расходов.

 

Но руководству и заказчику нужна оперативная информация о возможной цене.

Накладные расходы распределяют между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (предварительными нормативами) распределения ожидаемых расходов.

Расчет бюджетной ставки распределения косвенных расходов выполняется бухгалтерией в 3 этапа:

1. оцениваются косвенные расходы предстоящего периода

2. выбирается база для распределения косвенных расходов между производственными заказами. База зависит от специфических особенностей деятельности предприятия, от характера выполняемых заказов, их размера, количества и т.д. закрепляется в учетной политике предприятия. В виде базы распределения могут быть: станко-часы, машино-дни, зарплата, кв. м, км пробега, количество часов отработанных аудиторами.

3. рассчитывается бюджетная ставка путем деления суммы прогнозируемых косвенных расходов на величину базового показателя.

Пример, Ожидаемая сумма накладных расходов на предстоящий период составляет 52500 тыс. руб. Базой распределения выбрана заработная плата основных производственных рабочих, которая по предварительной оценке бухгалтерии составит 25000 тыс. руб. Бюджетная ставка распределения составит: 52500 / 25000 = 2,1

Таким образом, одному рублю заработной платы основных производственных рабочих будет соответствовать 2,1 руб. накладных расходов. В дальнейшем рассчитанная бюджетная ставка используется для калькулирования издержек по заказам.

Допустим, что в карточке учета издержек по заказу В содержится информация в тыс. руб.:

Фактически израсходованные материалы - 9000

Фактические затраты на оплату труда основных

Производственных рабочих -2600

Косвенные расходы будут отнесены на заказ В в сумме:

2600 * 2,1 = 5460 тыс. руб.

Себестоимость заказа составит: 9000 + 2600 + 5460 = 17060 тыс. руб.

 

Объект учета совпадает с объектом калькулирования:

- в добывающих отраслях при отсутствии незавершенки (н-р, в энергетике, газовой, нефтяной и т.д.)

- на пред-ях с индивидуальным характером пр-ва (н-р, предприятия тяжелого машиностроения)

- орг-ции, работающие по системе заказов (пред-я бытового обслуживания, ремонтные, мастерские, аудиторские фирмы)

 

В тех пр-вах, где технологический процесс делится на ряд стадий (переделов), такого соответствия не наблюдается.

-н-р, в текстильной промышл-ти- объекты учета затрат – переделы (прядение, ткачество, отделка), а объектом калькулирования – ГП т.е. ткань.

 

Выбор объекта учета затрат зависит от технологических особенностей пр-ва, специфики производимой продукции.

Выбор калькуляционной единицы зависит от особенностей пр-ва и выпускаемой продукции, оказываемых услуг.

Могут использоваться

- натуральные единицы (шт., тонны, метры и т.д.)

- условно – натуральные единицы (н-р, в обувной промыш-ти – 100 пар обуви определенного типа, в литейном пр-ве – тонна литья опред-го вида, в консервной промышл-ти – условные банки)

- единицы времени (часы, Машино – часы, человеко – дни)

-единицы работы – одна тонна перевезенного груза.

Из этого множества калькуляционных единиц для калькулирования используется один измеритель, к-рый рассматривается как основной. Условно – натуральные единицы могут применяться при калькулировании промежуточных продуктов.

АВС - МЕТОД

 

АВС – метод, по сути своей являясь альтернативой позаказному методу учета затрат и калькулирования, эффективен для предприятий, характеризующихся высоким уровнем накладных расходов.

Выделяя ключевые виды деятельности организации АВС должно помочь руководителям сконцентрироваться на наиболее важных или требующих особого внимания видах деятельности. АВС-метод позволяет руководителям различать виды деятельности, создающие добавленную стоимость и не создающие таковой, т.е. повышающие «ценность» товара или услуги в глазах потребителей и не влияющие на потребительские оценки (например, затраты на хранение сырья, материалов и не создающие добавленной стоимости, и соответствующие им носители затрат, применение функциональных методов в программах снижения затрат позволит улучшить управление затратами и повысить конкурентоспособность фирмы.

Однако требование сравнения плановых и фактических показателей, определения отклонений и принятия мер при обнаружении существенных отклонений остается для АВС-метода основным. Успешность применения функциональных методов в огромной степени зависит от того, насколько корректно организация способна идентифицировать основные виды деятельности и, что еще сложнее, соответствующие им носители затрат.

Если в организации система «традиционных» центров ответственности разработана достаточно тщательно, то она будет способствовать структуре ключевых видов деятельности. Любое управление затратами должно основываться на понимании причин возникновения этих затрат. В некоторых случаях группировка затрат в «пулах» по видам деятельности с определением для каждого из них одного носителя затрат может даже препятствовать эффективному контролю, если носитель затрат не вполне определенно влияет на все статьи затрат своего пула.

 

Сравнение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.113 с.)