Функции бухгалтера- аналитика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции бухгалтера- аналитика



ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Для различных пользователей и различных целей требуется различная информация.

В управленческой бухгалтерии формируется, прежде всего, информация об издержках производства (обращения), которые являются одним из основных объектов управленческого учета.

Менеджерам всегда нужна информация для контроля того, как идет процесс достижения заданной цели. Эту информацию и поставляет управленческий учет. Предполагается, что она должна быть оперативной и аналитичной. Однако оперативность необходима в той степени, в которой нужно поступление данных для принятия решений, а аналитичность предполагает тот ее объем, который необходим для обоснования решений. Чем оперативнее нужны данные, тем меньше их аналитичность.

Информация о затратах, сформированная в финансовом учете при заданном уровне аналитичности, способна практически полностью удовлетворить потребности управленческого учета.

Управленческий учет представляет собой инструмент для принятия эффективных управленческих решений на основе анализа текущей деятельности предприятия, проведенного на основе данных, сформированных в рамках традиционной системы финансового учета с заданным уровнем аналитичности.

Основой БУУ является структурированная информация, собираемая и анализируемая в мониторинговом режиме. С помощью управленческого учета можно составить полную картину финансово- экономического состояния организации в любой момент времени, выяснить запас его прочности, определить потенциал и перспективы развития.

Управленческий учет внедряется именно для повышения эффективности управления предприятием, а не для отчета перед контролирующими инстанциями, например налоговыми службами. Поэтому в системе управленческая бухгалтерская служба выполняет роль информационного обеспечения.

В процессе осуществления деятельности каждому предприятию необходима информация о том, какая продукция лучше реализуется, какие инвестиции приносят больший доход и т.п. и чем крупнее организация, тем сложнее и многограннее система управленческого учета.

Современные организации работают в условиях быстро меняющейся среде:

Ø расширяются масштабы рынка

Ø меняются предпочтения

Ø растут объемы покупательского спроса

Вовлечение организаций в динамичную рыночную экономику ставит перед менеджерами новые проблемы эффективного управления ограниченными финансовыми и материальными ресурсами в условиях конкуренции.

В этой ситуации решающее значение приобретает надежное информационное обеспечение функций планирования, контроля и принятия управленческих решений во взаимосвязи стратегических, тактических и текущих задач.

ИНФОРМАЦИЕЙ обеспечивают:

Ø информационные технологии,

Ø информационные каналы

Ø управленческие информационные системы

Ø е- mail (электронная почта)

Ø факс и даже рекламная почта – все это информация того или иного рода.

Необходимо провести границу между информацией и данными.

Данные – это «сырые» факты и числа, которые будучи обработаны, становятся информацией.

Например, пачка счетов поставщиков – это данные, после обработки, бухгалтер организации получает информацию о таких вещах, как стоимость покупки, ассортимент закупаемых товаров, услуг и источники их поступления.

Управленческая информационная система (УИС) – это набор взаимосвязанных подсистем, которые фильтрируют и обрабатывают данные из множества внутренних и внешних источников с тем, чтобы получить годную для применения информацию, связанную с деятельностью орг-ции.

Финансовая информация, например, чистый убыток предприятия является просто денежным выражением одного или более аспектов деятельности организации. Нефинансовая информация (н-р, численность работающего персонала в каждой структуре) дается в неденежном выражении. Далее информация может подразделяться на:

Ø количественную, имеющую численное выражение, и

Ø качественную, которая не может быть выражена в числовой форме.

Финансовая информация почти исключительно количественная

Нефинансовая информация может быть либо количественной, либо качественной.

Несмотря на ценность учетной / количественной информации, ее не следует использовать в отрыве от качественной, поскольку управление представляет собой процесс выработки суждения.

Классификация УИС: по типам; по масштабу; временным рамкам.

Стратегическая информация используется главным образом высшим руководством организации для определения целей организации, а также ресурсов и политики, необходимых для их достижения. Такая информация связана с деятельностью организации в целом на протяжении средне- или долгосрочного периода с учетом влияния внешней среды.

Потребность в стратегической информации и стимул к ее получению, как правило, обусловлены положением о миссии организации, которое определяет ее экономическую / социальную роль на протяжении длительного периода времени; будучи четко установленной, миссия чаще всего выражается как довольно обобщенная цель (н-р, обеспечение товарами первой необходимости население).

Тактическая информация обеспечивает средствами, с помощью которых стратегические цели, планы и решения преобразуются в действия среднего руководящего звена. Временной диапазон – один год, спектр информации – уже.

Оперативная информация используется более низким звеном руководителей и служащими для осуществления краткосрочных целей.

Основная часть информации представляемой БУУ должна быть ориентирована на будущее, поскольку принятие решений и планирование могут быть связаны только с будущим.

Функционирование управленческой бухгалтерии позволяет значительно повысить качество и эффективность учета, контроля и анализа затрат, дает орг-циям определенную самостоятельность в использовании новых, прогрессивных методов учета с отражением его особенностей, специфики, техники и технологии в организации торговли, общественного питания, заготовок, произ-ва и их управления.

Например, хранение запасов влечет за собой множество затрат, некоторые из которых может быть довольно существенными. Оптимально было бы получение товара на эстакаду магазина в тот момент, когда Вы собираетесь выставить его на продажу. Система «точно в срок» нацелена на исключение хранения избыточного запаса, насколько это возможно, снижая тем самым соответствующие затраты.

При больших запасах потребуются арендовать помещение для хранения, которое могло бы использоваться более эффективно иным образом;

Ø склад необходимо обогревать и освещать

Ø могут потребоваться специальные приспособления для хранения специфических изделий

Ø потребуется страхование и охрана

Ø возникнуть потенциальные затраты морального старения товара, порчи и повреждения

Ø персонал должен получать и выдавать товар со склада.

Очень часто наибольшие затраты, связанные с хранением являются скрытыми: хранение больших запасов «связывает» капитал организации.

Этот капитал, вложенный иным образом, мог бы принести отдачу, поэтому уменьшение объема запасов может оказать заметное влияние на затраты орг-ции.

Классификация затрат

Признаки деления затрат Виды затрат Характеристика затрат
По технико-экономическ. назначению основные накладные Непосредственно связаны с технологическим процессом Связаны с орг-цией, управлением и обслуживанием пр-ва
По способу включения в себестоимость   прямые косвенные Связаны только с одним объектом учета, прямо списываются на себестоимость связаны с несколькими объектами учета затрат и списываются на с/сть путем распределения
По связи с объемами пр-ва постоянные переменные Почти не зависят от объемов производства Существенно зависят от объемов производства
По составу затрат одноэлементные комплексные Состоят из одного элемента (вида) затрат (10,70,02 т..д.) Состоят из нескольких элементов затрат (25,26,28)
По периодичности затрат текущие периодические Разовые, относятся к данному отчетному периоду Расходы равномерно распределяются по смежным периодам
По отношению к произ-му процессу производств-ые непроизводс-твеные Связаны с производством продукции Связаны с обслуживающими хозяйствами, орг-цией досуга, отдыха, оздоровления работников и членов семей
По степени агрегирования общие удельные На весь объем выпускаемой продукции Затраты на одну единицу вырабатываемой продукции
По времени исчисления плано-норм-ые фактические Заранее рассчитываются исходя из норм Определяются после выполнения операции по документ
По отражению в учете в целях НО в целях БУ В соответствии с 25 главой НК РФ В соответствии с ПБУ 9 и 10 /1999 г.
     

Классификация затрат по экономическим элементам:

В соответствии с формой отчетности формы № 5 В соответствии с 25 главой НК РФ
1. материальные 2. трудовые 3. отчисления на соц. Нужды 4. амортизация ОС 5. прочие затраты 1. материальные 2. трудовые 3. амортизация 4. прочие затраты

Статья затрат – совокупность затрат, отражающих их однородное целевое использование. Совокупность используемых статей затрат принято называть номенклатурой затрат. Перечень статей затрат и их состав определяются отраслевыми методическими рекомендациями.

 

Типовая (рекомендованная) номенклатура статей затрат:

Название статей Виды себестоимости Бухгалтерские проводки
Дебет Кредит  
  Сырье и материалы        
  Возвратные отходы (вычитаются)        
  Покупные изделия, п/ф, услуги сторонних орг.     10,21,76  
  Топливо и эл/энергия на производственные нужды     10/3,60  
  Зарплата производственных рабочих        
  Отчисления на социальные нужды        
  Расходы на подготовку и освоение пр-ва        
  Потери от брака       Исключ. Случ.
  Общепроизводственные расходы Произв. (цеховая)с/сть на счете 20      
  Общехозяйственные расходы Полная с\сть произв. продукц. на счете 20      
  Коммерческие расходы Полная с\сть реализ. на счете 90-2 90-2    

 

КАЛЬКУЛЯЦИЯ

Учет затрат и выхода готовой продукции завершается калькулированием ее себестоимости. Себестоимость продукции - один из оценочных показателей, определяющих качество работы предприятия. Себестоимость лежит в основе цены и составляет ее неотъемлемую часть.

Калькулирование – это совокупность приемов и способов, обеспечивающих исчисление себестоимости продукта или процесса.

Калькуляция – это способ расчета, совокупность расчетных процедур исчисления себестоимости, конечный результат калькулирования.

КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ - себестоимости – одна из важнейших задач управленческого учета. Калькуляция себестоимости имеет цель определить, в каком размере издержки пр-ва входят в цену продукта, работы или услуги и возмещаются при их продаже для возобновления процесса пр-ва в новом цикле.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ калькулирования:

1. обеспечить достоверную калькуляцию единичного продукта, его частей, процессов.

2. контролировать рентабельность пр-ва отдельных продуктов и соблюдать плановый уровень их с\сти.

3. выявлять эфф-ть конструкторских и орг-технических условий пр-ва продукта.

4. обеспечивать сопоставимость калькуляций для сравнительного анализа и использования на макроуровне (ценообразование, отраслевое планирование и т.п.).

С развитием рыночных отношений расширяется самостоятельность пред-ий, в т. ч. и в вопросах установления цен на свою продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса и предложения, что является одной из характеристик этих отношений, в результате чего изменяются задачи, стоящие перед б\учетом и подсистемой – калькулированием.

В этих условиях задача калькулирования - не просто обеспечить факт. с\сть изделия, а рассчитать такую с\сть, которая в сегодняшних условиях работы пред-я на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль. Исходя из этого рассчитанного уровня с\сти нужно организовать пр-во т. о., чтобы обеспечить этот приемлемый уровень с\сти и возможность ее постоянного снижения.

В настоящее время центр тяжести в калькуляционной работе постепенно должен переноситься с трудоемких расчетов по распределению косвенных расходов и определению точной факт-ой с\сти на прогнозные расчеты с\сти, составление обоснованных нормативных калькуляций, организацию контроля за их соблюдением в процессе пр-ва.

Кроме того, калькуляция с\сти на уровне прямых (переменных) расходов в условиях рынка связана с установлением нижнего предела цены, т.е. предела до которого пред-е еще может снизить цену в случае падения спроса на его продукцию или с целью завоевать определенный рынок.

 

Аналитический учет затрат на производство ведут по объектам калькуляции. Объекты калькуляции – это отдельные изделия, их группы, полуфабрикаты, работы и услуги, себестоимость, которых определяется.

Научно обоснованное калькулирование себестоимости продукции имеет первостепенное значение для правильного определения экономической эффективности производства отдельных видов продукции, установления экономической эффективности специализации производства и обоснованного его размещения. За последние десятилетие в экономической литературе наблюдается повышенный интерес к вопросам теории затрат и калькулирования себестоимости продукции. Поднимаются вопросы

1. теоретического обоснования категории себестоимости,

2. элементов издержек производства,

3. методов калькулирования,

4. калькуляционных объектов и единиц.

Несмотря на глубокую взаимосвязь процессов учета затрат и калькулирования, между ними существует определенное различие. Объекты учета определяют построение аналитического учета, а следовательно, и его методы.

Для определения себестоимости продукции используются те или иные способы расчетов. От научно обоснованного применения этих способов в каждом отдельном случае зависит во многом уровень себестоимости продукции.

Расчетные процедуры, применяемые при составлении калькуляции, зависят:

· от технологии и организации пр-ва,

· возможностей для локализации издержек по калькуляционным объектам

· наличия побочных продуктов и др. факторов.

Они являются непременным компонентом метода калькулирования, без которого невозможно исчислить себестоимость калькуляционной единицы. Себестоимость продукции может быть исчислена одним из следующих методов калькулирования:

· расчет по прямому признаку,

· способом суммирования затрат,

· способом исключения затрат,

· распределения издержек

· суммирования отклонений.

В специальной литературе встречается и другие способы калькуляции:

· коэффициентным, индексный, пропорциональным, комбинированным и

· нормативным способом.

Способ прямого расчета = сумма издержек по объекту калькулирования / число калькуляционных единиц с детализацией по статьям себестоимости

Способ суммирования издержек – себестоимость объекта калькулирования и калькуляционной единицы = сумме издержек, локализованных по периодам времени, отдельным частям изделия, переделам и процессам. (позаказный метод, когда заказ открывается на одно конкретное изделие.

Способ исключения издержек – применяется для их размежевания между основной и побочной продукцией, полученной в одном процессе, когда локализация соответствующих издержек в аналитическом калькуляционном учете невозможна. Важным звеном данного способа является правильная оценка издержек на побочную продукцию. Иногда бывает очень трудно оценить, например, издержки, относимые на приплод молочных животных, в таком случае прибегают к условной оценке.

Часто используют оценку побочной продукции по ее рыночной стоимости. такую оценку побочной продукции следует применять осторожно, при условии, что доля побочной продукции незначительна. Более адекватные способы оценки побочной продукции – по доле содержания основного сырья, по технически оправданным коэффициентам распределения, по весовым соотношениям основной и побочной продукции, если они имеют равноценные потребительские свойства.

Произведено 800 т основной продукции и 16 т побочной при совокупных учтенных фактических издержках – 3162 тыс. руб.

Основная продукция – цена 5180 руб. за тонну, побочной продукции -цена по 11250 руб.

Общая рыночная стоимость продукции – (5180* 800) + (11250 * 16)= 4324 тыс. руб.

Рыночная стоимость побочной продукции – 180 тыс. руб.

Ее доля = (180 / 4324) * 100 = 4,16%.

В калькуляции необходимо исключить издержки на побочную продукцию 3162 * 3,16%= 131,5 тыс. руб.

Издержки на основную продукцию = 3162 – 131,5 = 3030,5 тыс. руб.

Себестоимость 1 т основной продукции = 3030,5 / 800 = 3788,13 руб.

Побочной продукции 131,5 / 16 = 8218,75 руб.

Способ распределения издержек применяется при калькуляции себестоимости продукции комплексного производства, при получении нескольких продуктов из одного сырья и невозможности аналитического учета издержек по каждому калькуляционному объекту, а также при ведении аналитического калькуляционного учета по группам однородных изделий.

Издержки распределяются пропорционально технически и экономически обоснованной базе, которая зависит от спецификации пр-ва, характера исходного сырья и особенностей пр-ва. Возможно применение для распределения технических коэффициентов, натуральных и условных, условно-натуральных показателей, характеризующих массу полученных продуктов.

Пример: из нефти получают 4 разных продуктов в пропорции:

Издержки пр-ва в отчетном периоде – 5 820 млн. руб.

Продукт Доля выхода из сырья Коэффициент распределения Издержки пр-ва (тыс. руб.)
А 0,62 0,646 3 759 720
Б 0,19 0,198 1 152 360
В 0,1 0,104 605 280
Г 0,05 0,052 302 640
Итого 0,96 1,000 5 820 000
  Остальное уходит в технологические потери    

Коэффициент распределения = 0,62 / 0,96 = 0,646

Сумма издержек, распределяемая на продукт = 5 820 000 * 0,646 = 3 759 720 тыс. руб.

Способ суммирования отклонений, или нормативный способ, заключается в том, что фактическая себестоимость конкретной калькуляционной единицы определяется по предварительно составленной нормативной калькуляции, путем суммирования нормативной себестоимости единицы с отклонениями от норм и их изменениями, учтенными по объектам калькулирования, в расчете на единицу калькулирования.

Издержки, вызванные изменениями норм и отклонениями от норм на объект калькулирования, учитываются на основе первичных документов, фиксирующих отклонения от норм и их изменения.

Сумма неучтенных отклонений распределяется между калькуляционными единицами пропорционально их нормативной себестоимости.

Различные варианты объектов калькулирования:

1. по группам продукции,

2. по отдельным видам продукции и

3. расфасовкам.

В крупных предприятиях исчисляют себестоимость каждого вида продукции. Калькулирование готовых изделий по видам при небольшом их ассортименте несколько усложняет и увеличивает объем учетной работы, но позволяет получить исчерпывающую информацию для определения экономической эффективности производства каждого вида продукции. Групповые калькуляционные объекты не способствуют контролю за рентабельностью производимой продукции. Несмотря на возможную дифференциацию объектов учета, соответственно объектам калькулирования из-за комплексной переработки плодоовощного сырья и других причин иногда приходится допускать групповые объекты. Но и в этом случае необходимо исчислять себестоимость каждого вида продукции.

В системе калькулирования большое значение имеет и выбор калькуляционной единицы. Необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу. В качестве нее применяют в основном натуральные, условно-натуральные единицы, исчисленные с помощью коэффициентов (например, тыс. условных банок консервов).

Калькуляционные единицы могут не совпадать с учетной натуральной единицей. Например, в перерабатывающих организациях учетной единицей является 1 кг продукции, а калькуляционной единицей – 1 т или 1 центнер. Применение укрупненных калькуляционных единиц упрощает составление планов и отчетных калькуляций.

Калькуляционная единица должна выражать физический объем того или иного вида продукции, соответствовать единицам ценообразования. Использование разных калькуляционных единиц при определении себестоимости консервов, установление несопоставимой номенклатуры статей калькуляции в однотипных перерабатывающих предприятиях снижают и приуменьшают значение калькулирования себестоимости продукции.

Также целесообразно, кроме исчисления себестоимости продукции, определять затраты на переработку единицы сырья. Так как на этот показатель не влияет количество и оценка сырья, то он может быть использован для сравнения продукции в разных плодоперерабатывающих предприятиях и в динамике.

Как было отмечено, калькуляция используется и как средство управления производством. С этой целью необходимо выработать рациональную форму отражения результатов калькуляции. Таблицы, в которых отражаются результаты калькуляции себестоимости продукции, принято называть калькуляционными листами или карточками. Они должны содержать детальные сведения о структуре затрат на всю продукцию и на единицу продукции по плану и фактически, количество израсходованного сырья и основных материалов по норме и фактически. Указанные данные целесообразно отражать по видам и установленным группам калькулируемой продукции для подсчета итогов в разрезе принятой группировки отражения фактической себестоимости промышленной продукции. В отчетных калькуляциях приводятся затраты как по плану, так и фактически на калькуляционную единицу и на весь выпуск. Такое построение и содержание отчетных калькуляций позволяет сопоставлять плановые и фактические затраты на производство конкретного вида продукции, выявлять отклонения от установленных норм затрат и их причины, разрабатывать мероприятия по снижению себестоимости продукции за счет ликвидации нерациональных затрат

 

Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производства применяют следующие основные методы учета и калькулирования себестоимости продукции:

Нормативный метод учета применяется при массовом и серийном производстве, разнообразной и сложной продукции, состоящей из большого количества деталей и узлов, на предприятиях обрабатывающих отраслей

Метод позволяет своевременно выявлять и устанавливать причины отклонения фактических расходов от действующих норм основных затрат и смет расходов на обслуживание производства и управление.

Действующие нормы: обусловленные технологическим процессом нормы расхода сырья, материалов, оплаты труда и т. д. Отклонения от норм - экономия или перерасход по статьям затрат, которые должны оформляться соответствующими документами и строго учитываться. Учет отклонений ведется в целях обеспечения своевременной информации руководителей производства о размерах, причинах и виновниках дополнительных, не предусмотренных нормами затрат и принятия необходимых для их предотвращения организационных и технических мер.

Основой для исчисления фактической себестоимости выпускаемой продукции при нормативном методе учета служат калькуляции нормативной себестоимости. Эта калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака, незавершенного производства (при инвентаризации) и при экономическом анализе.

Нормативные калькуляции составляются на все виды изделий, выпускаемые предприятием.

Факт. Себестоимость = Нормативная себестоимость (+, -) отклонения от норм (+,-) изменения норм

При составлении нормативных и отчетных калькуляций должна применяться единая номенклатура статей расходов.

ПРИ серийных пр-вах, при расчете с\сти пр-ва единицы продукции очень часто трудно определить, к какому количеству продукции нужно относить производственные затраты, понесенные за период. Обычно при этом имеется незавершенное пр-во.

Попроцессный метод калькулирования с\сти применяют орг-ции, которые серийно производят однообразную продукцию или имеют непрерывный производственный процесс.

(в добывающих отраслях – угольной, горнорудной, газовой, нефтяной, лесозаготовительной и др, энергетике)

в перерабатывающих отраслях с простейшими технологическим циклом пр-ва – в цементной промышленности, на пред-ях по пр-ву асфальта и др.

Особенности:

- Массовый тип пр-ва

- Непродолжительный произв-ый цикл

- Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции

- аккумулирование произ-х затрат по подразделениям

- списание затрат за календарный период, а не за время, необходимое для выполнения заказа

- открытие отдельных аналитических счетов 20 «Незавершенное пр-во» для каждого подразделения.

- Отсутствие незавершенного пр-ва.

Выпускаемая продукция является одновременно и объектом учета затрат и объектом калькулирования.

Например, при добыче угля – подземный характер работ., постоянное перемещение рабочих мест, что усложняет контроль за издержками пр-ва. Для обеспечения необходимого объема добычи угля каждая шахта д. иметь оптимальную протяженность выработок.

Отдельной статьей затрат является – вентиляция, обеспечение подачи свежего воздуха и вывод отработанного воздуха, орг-ция работы транспорта, погрузочно-разгрузочных работ.

В энергетике, где нет ГП используется метод простого одноступенчатого калькулирования.

В угольной промышленности, производящий один вид продукции, не имеющий п\ф, м.б. некоторое количество продукции, произведенной, но не реализованной продукции, поэтому применяется метод простого двухступенчатого калькулирования. Расчет с\сти в 3 этапа:

Если производственный процесс состоит нескольких стадий, на выходе из которых находится промежуточный склад п\ф, и от передела к переделу запасы п\ф меняются, то пользуются методом простого многоступенчатого калькулирования.

При попроцессном методе применяют усредненные как способ списания затрат на ГП. Все затраты, накопленные на счете 20, делят на условные единицы ГП, произведенной в данном отчетном периоде.

Условные единицы продукции используют для измерения количества изделий, изготовленных за определенный период. Они позволяют пересчитать не полностью завершенные изделия в условно ГП.

Попроцессный метод калькулирования с\сти основан на 3х аналитических таблицах:

1. таблица расчета условного объема прои-ва

2. таблица расчета с\сти единицы продукции

3. таблица итоговой с\сти. – используя информацию, содержащуюся в этой аналитической таблице, можно определить ту часть затрат, к-рую следует отнести на ГП, и ту часть, к-рая остается в незавершенном пр-ве на конец отчетного периода.

Попередельный метод учета затрат применяется на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией, при которой преобладают физико-химические и термические производственные процессы, и превращением сырья в готовую продукцию в условиях непрерывного и, как правило, краткого технологического процесса или ряда последовательных производственных процессов, каждый из которых составляют отдельные самостоятельные переделы производства.

При попередельном методе учета затраты учитываются по цехам (переделам, фазам, стадиям) и статьям расходов. В качестве объекта учета и калькулирования могут быть приняты как отдельные виды, так и группы продукции, объединенные по признаку однородности сырья и материалов, выработки на одном и том же оборудовании, сложности производства, обработки, однородности назначения и т.д. При этом расходы могут учитываться по цеху в целом, а себестоимость отдельных видов продукции, включенных в калькуляционную группу, - исчисляться с помощью экономически обоснованных методов.

При применении попередельного метода должны быть использованы важнейшие элементы нормативного метода - систематическое выявление отклонений фактических расходов от текущих норм, а также выявление изменений этих норм.

 

При передельном методе предпосылкой калькулирования является организация сводного учета произв-х затрат.

Отечественная школа бухгалтерского учета трактует понятие «сводный учет» как систему обобщения издержек пр-ва по статьям расходов

-в разрезе цехов основного и вспомогательного пр-ва,

-видам продукции в целом по пред-ю с целью подготовки информации для исчисления с\сти отдельных видов ГП, всей выпущенной продукции и для распределения понесенных предприятием затрат между ГП и НЗП.

В промышленности применяется 2 варианта сводного учета затрат на пр-во и калькулирование с\сти продукции

· бесполуфабрикатный

· полуфабрикатный

Выбор варианта зависит от необходимости определения с\сти некоторых п\ф, к-рые являются незаконченной продукцией основного пр-ва.. это м. б. вызвано реализацией п\ф на сторону.

Тогда бух-рии необходимо произвести свод затрат на пр-во п\ф и определить его с\сть.

 

Учет при БПФ варианте ведется без бухгалтерских записей при передаче п\ф собственного пр-ва. Контроль осуществляется оперативно в натуральном выражении.

1-ый передел – стоимость исходного сырья +

добавленные затраты отражаются по каждому цеху в отдельности

Затраты на изготовление п\ф, деталей и узлов учитываются по цехам в разрезе статей расходов. Добавленные затраты отражаются по каждому цеху в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в с\сть продукции только 1-го передела. При этом варианте сводного учета затрат с\сть единицы ГП формируется путем суммирования затрат цехов с учетом доли их участия в процессе изготовления.

 

При п\ф варианте калькулируется с\сть не только продукта по предприятию в целом, но по продукции отдельных цехов, передаваемых другим цехам для обработки или для сборки.

Калькуляция должна содержать комплексную статью «П/ф собственного пр-ва», края в последующем расшифровывается и детализируется. Это повышает трудоемкость п\ф метода.

при п\ф варианте учет осуществляется с перечислением с\сти п\ф собственного пр-ва

Дт 21 Кт 20 – по факт. с\сти

В текущем учете – по нормативной с-ти.

с\сть по каждому переделу и с\сть конечного продукта.

Позаказный метод учета затрат - применяется в индивидуальном и мелкосерийном производствах сложных изделий, а также при производстве опытных, экспериментальных, ремонтных и т. п. работ.

При заказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, выдаваемый на заранее определенное количество продукции. Фактическая себестоимость изделий изготовленных по заказу, определяется после его выполнения.

При позаказном методе затраты цехов учитываются по отдельным заказам и статьям калькуляции, а затраты сырья, материалов, топлива и энергии - по отдельным группам. Вся первичная документация составляется с обязательным указанием номеров (шифров) заказов.

Сущность данного метода заключается в том, что прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Объектом учета является отдельный заказ. До момента сдачи заказа затраты по его изготовлению считаются незавершенным производством. Если заказ является единичным изделием, его себестоимости рассчитывается путем суммирования всех затрат. В случаях когда заказ представляет собой партию изделий, то себестоимость рассчитывается путем суммирования затрат по изготовлению всей партии. Если необходимо рассчитать себестоимость одной единицы изделия общие производственные затраты делят на количество единиц в партии.

Учет издержек по каждому заказу начинается с открытия заказа. «Открыть заказ» - значить, заполнить соответствующий бланк заказа (или наряд на выполнение заказа). Этот документ хранится в бухгалтерии.

Наряд – заказ в зависимости от потребностей предприятия имеет различный вид. Базовой информацией, которая обычно содержится в заказе – наряде, является: тип заказа, номер заказа (индивидуальный код), характеристика заказа (краткое описание работ по изготовлению заказа), исполнитель, срок исполнения заказа, месяц в котором учитываются (распределяются) издержки по заказу.

После того как заказ – наряд составлен, в бухгалтерию начинают поступать первичные документы на расход материалов, заработной платы, о потерях от брака, износе специальных приспособлений и инструментов, связанных с изготовлением данного заказа, т.е. о прямых издержках. В каждом документе проставляется номер заказа.

Для каждого заказа бухгалтерия открывает карточку (ведомость). В карточке накапливается информация о затратах по прямым материалам, прямым трудозатратам и общезаводским расходам, связанным с его изготовлением. Таким образом, карточка является основным учетным регистром в случае использования позаказного метода калькулирования.

В развитие счета 20 организуется аналитический учет по каждому заказу, т.е. количеству аналитических счетов должно соответствовать количество заказов. Регистром для ведения аналитического учета является карточка заказов. В соответствии с полученными первичными документами прямые затраты материалов списываются на соответствующие заказы и отражаются по дебету счета 20.

Возникает проблема с распределением косвенных расходов (амортизации, арендная плата, затраты на освещение, отопление и др.) между отдельными производственными заказами, выполненными в отчетном периоде, ведь спланировать цену заказа и согласовать ее с заказчиком необходимо в течение отчетного периода, когда еще не известна общая сумма косвенных расходов.

 

Но руководству и заказчику нужна оперативная информация о возможной цене.

Накладные расходы распределяют между отдель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.107 с.)