Попроцессная калькуляция себестоимости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Попроцессная калькуляция себестоимости.



Порядок применения стандарт – Коста

«Стандарт-кост» - это система оперативного управления и контроля за ходом производственного процесса и затратами на производство, а также система анализа причин, в силу которых образовалась разница между стандартной и фактической себестоимостью продукции и выручкой от ее реализации. Принципы этой системы являются универсальными, и поэтому их применение целесообразно при любом методе учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В американской литературе даются разные определения системе «стандарт-кост», в это понятие вкладывается разное содержание. Однако во всех случаях эта система трактуется как инструмент контроля, направленный на регулирование прямых издержек производства.

К достоинствам системы «стандарт-кост» относят:

- обеспечение информацией об ожидаемых затратах на производство и реализацию изделий;

- установление цены на основании заранее начисленной себестоимости единицы продукции;

- составление отчета о доходах и расходах с выделением отклонений от нормативов и причинах их возникновения.

Ожидаемые затраты определяют на основе стандартов (норм и нормативов), рассчитанных внутри фирм. Эти стандарты являются основой функционирования системы и раскрывают ее содержание.

Система «стандарт-кост» представляет собой средство управления прямыми затратами. Используется, несколько вариантов этой системы. При одном варианте затраты собираются на дебете счета 20 «Основное производство» и оцениваются по стандартной стоимости, готовая продукция списывается с кредита этого счета также по стандартной стоимости, незавершенное производство оценивается по стандартной стоимости. Сущность второго варианта заключается в том, что затраты, обобщенные на дебете счета 20 «Основное производство», оцениваются по фактической стоимости, а с кредита счета списывается готовая продукция по стандартной стоимости. Незавершенное производство оценивают по стандартной стоимости с учетом отклонений от фактических затрат в ту или иную сторону.

Отклонения фактических затрат от стандартных американские фирмы обычно не относят на себестоимость, а списывают на счет «Реализация продукции, работ, услуг».

В зависимости от размеров предприятия координацию работ по организации системы «стандарт-кост», определению стандартов для использования, выявлению, отклонений от стандартов и методике их списания осуществляет контролер или комитет, куда входят представители всех подразделений, связанных с системой «стандарт-кост». В наиболее крупных компаниях создается подотдел стандартов, где сконцентрирована вся работа по стандартам, их составлению, внесению в них изменений, учету и т. п.

Система «стандарт-кост» в отличие от других, применяемых на практике систем учета затрат, имеет свои характерные особенности:

- основой выявления отклонений от стандартов в процессе расходования средств являются бухгалтерские записи на специальных счетах, но не их документирование. Перед менеджерами ставится задача не документировать отклонения, а не допускать их;

- не все компании отражают в бухгалтерском учете выявленные отклонения, а лишь те из них, которые используют текущие стандарты;

- выделение специальных синтетических счетов для учета отклонений по статьям калькуляции, по факторам отклонений.

Данные особенности системы «стандарт-кост» означают, что в целях управления затратами всегда рассматривается:

- насколько существенны эти отклонения, чтобы их учитывать;

- что они показывают;

- при решении, каких проблем они могут быть использованы;

- важность выявленных отклонений в анализе затрат на производство.

Общие положения инвестиционных решений


Успешная деятельность, результаты работы и долгосрочная жизнеспособность любого предприятия зависят от непрерывной последовательностиразумных решений принятых руководством предприятия. Каждое из этих решений в конечном итоге имеет экономические последствия на деятельность предприятия. В сущности процесс управления любым предприятием – это серия экономических решений.

Некоторые решения являются главными, такие, как инвестиции в новое оборудование, заем больших сумм или производство новой продукции. Большинство других решений является частью каждодневного процесса управления всеми подразделениями предприятия. Общим для всех решений является базовый принцип «экономического компромисса», согласно которому перед каждым решением руководство должно взвешивать получаемые выгоды и издержки.

Руководство предприятия принимает решения по использованию различных ресурсов для получения ожидаемой экономической выгоды. В этом контексте все деловые решения можно отнести к трем основным областям:

- инвестирование ресурсов;

- хозяйственная деятельность в результате использовании этих ресурсов;

- приемлемое сочетание собственных и привлеченных (заемных) средств.

На рис. 2.1. показана взаимозависимость этих трех областей.

Рис. 2.1. Три основные области принятия деловых решений


Общим для всех предприятий остается определение главной экономической цели разумного управления: запланированное использование ресурсов с целью создания через некоторое время рыночной стоимости предприятия, способной покрыть все затраченные ресурсы и обеспечить приемлемый уровень дохода на условиях, отвечающих ожиданиям по риску владельцев предприятия.

В итоге, создание рыночной стоимости предприятия зависит от правильного управления в трех общих для всех предприятий областях принятия решений:

- выбор и осуществление инвестиций на основе экономического анализа и управления;

- осуществление прибыльной хозяйственной деятельности на основе эффективного использования всех ресурсов;

- финансирование деятельности с сознательной платой за ожидаемые выгоды риском, возникающим при использовании заемных средств.

Осуществление успешных финансовых альтернативных решений – основная движущая сила в процессе создания стоимости. Чтобы достичь успеха в долгосрочном периоде, нужно точно и последовательно управлять этими альтернативами.

Термин «инвестиционный проект» можно понимать в двух смыслах7:

- как комплект документов, содержащих формулирование цели предстоящей деятельности и определение комплекса действий, направленных на ее достижение;

- как сам этот комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели (т.е. как документацию и как деятельность).

Масштаб (общественная значимость) проектаопределяется влиянием результатов его реализации на хотя бы один из (внутренних или внешних) рынков: финансовых, продуктов и услуг, труда и т.д., а также на экономическую и социальную обстановку.

В зависимости от значимости (масштаба) проекты подразделяются:

- на глобальные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;

- народнохозяйственные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране;

- крупномасштабные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельных регионах или отраслях страны;

- локальные, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках.

Стратегия в сфере инвестиций является движущей силой любой бизнес-системы. Управляющие должны обеспечить использование имеющихся инвестиций так же, как и новых инвестиций, таким образом, чтобы обеспечить достижение приемлемой экономической отдачи. Одним из показателей, при помощи которых оценивается эта экономическая отдача, является норма прибыли.

Эта сфера бизнеса охватывает процесс составления смет капиталовложений, предусматривающий отбор новых альтернативных инвестиционных решений. Принятые инвестиционные решения должны соответствовать не только требованиям обеспечения эффективности хозяйственной деятельности, но и принятой политике предприятия в сфере формирования источников финансирования инвестиционных проектов. В стратегические планы развития предприятия должны включаться не только решения о вложении ресурсов, но и обратные решения, связанные с изъятием средств из оборота. Решение об инвестировании или выводе из обращения ресурсов анализируются на основе подходов, предполагающих расчет чистой текущей стоимостию.

Универсальных рецептов, применимых во всех экономических обоснованиях инвестиционных проектов, нет. Вместе с тем существуют методики, позволяющие структурировать и унифицировать процесс проведения обоснования инвестиционного решения.

Разработчик определяет структуру и содержание отдельных частей обоснования с учетом специфики проекта, наличия необходимой информации, степени проработанности разделов будущего проекта


Оперативный бюджет.

Оперативный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции компании. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений компании.

Бюджет продаж

· Прогноз объёма продаж - это необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж.

· Прогноз объёма продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство предприятия считает, что прогнозируемый объём продаж может быть достигнут.

При подготовке бюджета продаж необходимо учитывать уровни объёма продаж за предыдущие периоды и проанализировать ряд макроэкономических факторов, каждый из которых может оказать существенное влияние на объём продаж и его зависимость от прибыльности продукции.

Надёжность прогноза продаж повышается в результате использования комбинаций экспертных и статистических методов:

Составление бюджета продаж:

· Бюджет продаж - важный шаг в составлении основного бюджета; оценка объёма продаж влияет на все последующие бюджеты.

· Бюджет продаж отражает месячный или квартальный объём продаж в натуральных и в стоимостных показателях.

· Бюджет продаж составляется с учётом: уровня спроса на продукцию предприятия, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов.

· Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включён и в доходную часть бюджета потока денежных средств.

· Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д., с учётом корректировки на безнадёжные долги.

Бюджет производства.

· Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях

· Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж; он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок.

· Необходимый объём выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объём продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

Бюджет производственных запасов.

· Бюджет производственных запасов содержит информацию, необходимую для подготовки прогнозного отчёта о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции и прогнозного балансового отчёта - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода

· Объём незавершённого производства определяется, исходя из технологических особенностей изготовления продукции.

Бюджет закупок.

· Бюджет закупок - это план закупок продукции из ассортиментного ряда в разрезе видов продукции или по основным поставщикам. Показывает сколько и какой продукции должно быть приобретено предприятием у внешних (импорт) и внутренних поставщиков.

· Бюджет закупок составляется отделом закупок исходя из бюджета продаж, так как объём закупок напрямую зависит от объёма продаж. Объём закупок сырья и материалов зависит от ожидаемого объёма их использования, а также от предполагаемого уровня запасов

Формула для вычисления объёма закупок выглядит следующим образом:

Объём закупок = объём использования + запасы на конец периода - запасы на начало периода

· Бюджет закупок, как правило, составляется с учётом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.

Бюджет общепроизводственных расходов.

· Бюджет общепроизводственных расходов отражает объём всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением затрат на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда.

· Общепроизводственные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется, исходя из потребностей производства, переменная часть - как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих

· Бюджет общепроизводственных расходов обычно включает в себя ряд стандартных статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводительного времени и т.д.

Бюджет трудовых затрат.

· Прямые затраты на оплату труда - это затраты на заработную плату основного производственного персонала

· Бюджет затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала

· В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:

1. фиксированную часть оплаты труда

2. сдельную часть оплаты труда

· Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график её погашения.

Бюджет коммерческих расходов.

· В бюджете коммерческих расходов учитываются все расходы связанные со сбытом, продвижением и хранением товара.

· Бюджет коммерческих расходов формируется с учетом бюджета переменных общепроизводственных расходов, рекламного бюджета и других постоянных коммерческих расходов.

· Переменные коммерческие расходы (комиссионные вознаграждения, затраты на упаковку, складскую обработку, транспортировку товаров заказчикам) зависят от объёма продаж и закупок и переносятся из бюджета переменных общепроизводственных расходов.

· Коммерческие расходы группируются по критериям, основными из которых являются: виды продукции, категории покупателей.

· При составлении бюджета коммерческих расходов в отдельную группу выделяются постоянные затраты: расходы на рекламу и маркетинг и расходы на хранение товаров на складе. Величина эти расходов планируется на основе статистических данных (расходы предшествующего периода с учетом сезонности) и решений менеджмента. Например, может быть принято решение об изменении местонахождения склада или площади арендуемых помещений, о пересмотре сумм страховых покрытий товарных запасов и другое.

Бюджет общих и административных расходов.

· Бюджет показывает все расходы, не связанные с коммерческой деятельностью предприятия, а именно: затраты на содержание офиса, расходы на содержание персонала, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, относящиеся на себестоимость и т.д.

· Общие и административные расходы носят постоянный характер.

· Бюджет общих и административных расходов составляется на основе бюджетов подготовленных центрами ответственности.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках.

· Прогнозный отчёт о прибыли и убытках - первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработало предприятие за отчётный период и какие затраты были понесены.

· Информация о доходах поступает из бюджета продаж. Данные о затратах, необходимых для обеспечения запланированного объёма продаж определяются при расчете себестоимости реализованных товаров. Информация о расходах связанных с текущей деятельностью предприятия поступает из бюджета коммерческих расходов и бюджета общих и административных расходов.

· Составление прогнозного отчета о прибыли и убытках является последним этапом при подготовке оперативного бюджета.

Финансовый бюджет.

Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств компании и бюджетный бухгалтерский баланс.

Бюджет капитальных затрат.

· Бюджет капитальных затрат представляет собой план капитальных расходов с указанием источников финансирования.

· В бюджет капитальных затрат включают как планы по приобретению основных средств и нематериальных активов, так и долгосрочные инвестиционные проекты. В последнем случае составляют отдельные расчеты инвестиционных проектов с целью определения рентабельности инвестиций. Проекты которые удовлетворяющие критериям рентабельности включаются в бюджет капитальных затрат.

Бюджет денежных средств.

· Составление прогноза денежных потоков - один из самых важных и сложных шагов в бюджетировании; основой для его составления служит прогноз объёма продаж.

· Это план поступления денежных средств и платежей и выплат на будущий период времени.

· В целом этот бюджет показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств на конец бюджетного периода.

· Поступления от основной деятельности рассчитываются с учётом изменений в дебиторской задолженности, расходы - с учётом изменений в кредиторской задолженности.

Прогнозный баланс.

· Показывает, какими средствами финансирования обладает предприятие, и как используются данные средства.

· Характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату

· Для прогноза баланса используется величина нормируемых оборотных активов и величина дебиторской задолженности.

· Пассивная часть баланса формируется, исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности, прочих текущих пассивов и других источников финансирования.

· Расхождение в прогнозах активной и пассивной частей баланса даёт представление о нехватке (избытке) финансирования. Решение о способе финансирования принимается на основании дополнительного анализа.

· Изменение структуры баланса сказывается на потоке денежных средств.

Рис. 23.2. Критерии релевантности

Пример.

Предприятие по производству хлебобулочных изделий реализует продукцию через развитую сетку торговых точек. После повышения цен на некоторые составляющие руководитель, опираясь на интуицию, предусматривает, что часть продукции стала убыточной. Он просит проанализировать затраты и выручку от реализации.

Бухгалтер, который получил это задание, представил данные о выручке от реализации продукции за период и все расходы. Он отнес все производственные и административные расходы к затратам на производство продукции, для того чтобы вычислить доход по каждому виду продукции. Результаты расчетов показали, что продукт "Рогалики с маком" были реализованы в убыток. Руководитель принимает решение о прекращении производства данного вида продукции.

Однако после этого прибыль фирмы снизилась, так как уменьшение выручки от реализации не повлекло за собой пропорционального уменьшения расходов. Часть постоянных производственных и административных расходов остались на прежнем уровне. В данном случае была принята во внимание такая информация нерелевантна, как расходы на аренду торговых помещений, расходы на содержание автотранспорта и заработной платы админперсонала. Релевантными в данном случае являются общие показатели: переменные затраты, объем продаж (выручка от реализации), маржинальный доход. Релевантными могут быть удельные затраты и доходы: цена единицы продукции, удельный вес переменных затрат на единицу продукции, маржинальный доход на единицу продукции. Релевантность затрат хорошо прослеживается при анализе "расходов прошлого периода", возникшие в результате ранее принятых решений.

Попроцессная калькуляция себестоимости.

Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости (process cost accounting system) применяется фирмами, которые серийно производят массовую продукцию или имеют непрерывный производственный процесс. В этом случае целесообразно вести учет затрат, связанных с продукцией, произведенной за определенный период времени.

Наиболее подходят для попроцессной калькуляции предприятия, имеющие следующие особенности:

1. Качество продукции однородно;

1. Отдельный заказ не оказывает влияния на производственный процесс в целом;

2. Выполнение заказов покупателя обеспечивается на основе запасов производителя;

3. Производство является серийным массовым и осуществляется поточным способом;

4. Применяется стандартизация технологических процессов и продукции производства;

5. Спрос на выпускаемую продукцию постоянен;

6. Контроль затрат по производственным подразделениям является более целесообразным, чем учет на основе требований покупателя или характеристик продукции;

7. Стандарты по качеству проверяются на уровне производственных подразделений;

8. Себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы производственных затрат, отнесенных на определенное подразделение за определенный промежуток времени, на количество единиц продукции, произведенных за этот же промежуток времени.

Таким образом, попроцессная система калькуляции применяется в таких отраслях, где производится однородная по исходному материалу и характеру обработки массовая продукция в условиях последовательных стадий обработки. Себестоимость продукции определяется суммой затрат по всем процессам.

Процессом считается комплекс технологических операций, завершаемый выходом полуфабриката или готовой продукции. Затраты на производство при попроцессной системе учитывают по отдельным фазам, стадиям, переходам, которые обобщенно называют процессами. В результате после каждого процесса вырабатывают полуфабрикат, а в конечном итоге - готовую продукцию. Перечень процессов устанавливают на основе данных о технологических процессах с учетом используемого оборудования, прерывности процессов производства, характера выпускаемых полуфабрикатов, продукции и других специфических условий. При этом учитывают возможности организации планирования и учета затрат по переделам, учета и оценки незавершенного производства, калькуляции себестоимости полуфабрикатов собственного производства и готовой продукции.

Прямые расходы (сырье, основные материалы, полуфабрикаты, заработная плата производственных рабочих и др.) обычно учитывают по процессам, а внутри каждого процесса (передела) – по видам изготовляемой продукции (полуфабрикатов или готовых изделий) [19, с.653].

Косвенные расходы распределяются между процессами, а внутри каждого из них между видами вырабатываемой продукции на базе принятого коэффициента распределения.

Последовательность выполняемых операций при попроцессной системе учета покажем на рисунке 1. Будем исходить из того, что на условном предприятии производство состоит из двух процессов, в последнем последний полуфабрикат превращается в готовую продукцию.

Рисунок 1 – Последовательность выполняемых операций при попроцессной системе учета затрат

Как видно из рисунка 1, учет затрат при попроцессной системе ведут по каждому обособленному процессу.

Попередельный метод является единственным методом калькулирования, при котором принципиально невозможен (или возможен только частично) аналитический учет затрат на производство по объектам калькулирования. Калькуляционный учет затрат организуют по технологическим переделам, а там, где это целесообразно и необходимо, - также по отдельным агрегатам или процессам внутри агрегатов. Объективные условия производства часто таковы, что непрерывные технологические процессы идут в закрытых агрегатах и установках. Производственное потребление ресурсов осуществляется через эти установки, создавая четкие границы размежевания прямых затрат. Следует иметь в виду несовпадения между технологическими переделами и структурными подразделениями (цехами) предприятия, вносящие дополнительные трудности в калькуляционный аналитический учет. Вместе с тем, там где это возможно, организуют аналитический учет затрат на производство и по объектам калькулирования. Таким образом, аналитический калькуляционный учет имеет многоступенчатую структуру: затраты производства группируют по технологическим переделам – агрегатам или группам агрегатов – калькуляционным объектам.

На производстве, где используется система попроцессной калькуляции затрат, изделия переходят от одного процесса к другому, пока изделие не будет полностью изготовлено. Каждое производственное подразделение осуществляет какую-либо часть общего процесса производства и доставляет изделие после этой операции в следующее подразделение, где оно обрабатывается на следующей операции. После завершения производства в последнем подразделении изделие отправляется на склад готовой продукции. Процесс накопления затрат идет параллельно процессу производства. Устанавливаются контрольные счета для каждого процесса и для каждого процесса определяются прямые и накладные расходы [5, с. 209].

Учет материальных затрат организуется таким образом, чтобы обеспечить контроль за использованием материалов в производство, для этого часто применяются балансы исходного сырья, расчет выхода продукта или полуфабрикатов, брака, отходов.

Аналитический учет затрат на производство при попроцессной системе ведут в карточках учета затрат на производство или ведомостях, открываемых на каждый процесс.

Себестоимость единицы каждого вида готовой продукции калькулируют, как правило, комбинированным или одним из пропорциональных способов.

Калькулирование фактической себестоимости продукции осуществляется на основе данных учета о затратах на производство и выпуске продукции в сопоставлении с соответствующими плановыми показателями. В процессе калькулирования себестоимости соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.

В металлургии, лесопильной и других отраслях промышленности, где из одного исходного сырья в одном производственном процессе получают продукцию разных сортов или марок, для определения ее себестоимости применяют коэффициенты. Например, при распиловке леса из одного исходного сырья получают доски обрезные, доски необрезные разных сортов, деловой и дровяной горбыль. В таких случаях первый сорт одного определенного наименования принимают за единицу, а остальные сорта имеют коэффициенты больше или меньше единицы, обычно, исходя из отпускной цены данного сорта к цене того сорта, который принят за единицу.

В нефтеперерабатывающей промышленности применяется система коэффициентов, основанная на техническом расчете выхода продукции из единицы сырья. Если из одного вида сырья вырабатываются различные нефтепродукты, себестоимость сырья распределяется между отдельными видами нефтепродуктов по коэффициентам, а затраты на обработку распределяются пропорционально весу каждого вида продукции.

Основной недостаток попроцессной системы учета затрат состоит в том, что фактическую себестоимость продукции определяют по окончании отчетного периода, а это лишает возможности руководство предприятия (цеха) следить в течение отчетного периода за соответствием фактических затрат на производство установленным по плану (нормам) [15, с.242].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.061 с.)