Становление инновационной политики фирм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление инновационной политики фирм.



Наш предыдущий анализ управленческих проблем и организации управления можно отнести к классическому периоду. Революции в инженерно-технической, а также социальной практике связаны, во-первых, с инновационным подходом и, во-вторых, информационными технологиями. Их радикализм заключается в том, что они меняют как практику, так и характер управленческих проблем и задач, которые возникают по поводу такой практики. Более того, они перестраивают– «внедряясь», не только практику, а и само управление, одновременно порождая проблемы управления новой технологией.

 

Мы отмечали, что инженерные новации в ходе создания технических изделий могут служить источником управленческих проблем. Эти проблемы сегодня приобрели принципиально новый характер в связи с тем, что инженерно-технические новшества появляются не спорадически, либо как ответ на назревшие инженерно-технические трудности, либо в силу изобретательской природы инженерного труда, а становятся обязательными в ситуации вступления в новую социально-экономическую эру – инновационную.

Ее начало не предвещало столь радикального поворота, и было связано с разработкой инновационной политики производственными фирмами развитых стран в качестве инструмента повышения рыночной конкурентоспособности.

 

Инновационная стратегия поведения крупных фирм, работающих на массовый потребительский рынок (подчеркну – отличный от рынка вооружений), получила распространение после II Мировой войны. Острая конкурентная борьба на растущих послевоенных рынках сбыта, падение нормы прибыли при росте основной части капитала привели «пионеров капитализма» к смене стратегии – не толкаться на одном и том же рынке одних и тех же товаров, а расширять его за счет постоянного обновления продукции, создавая тем самым постоянно новые потребности и новых потребителей. Не только искать покупателя своей продукции, но на шаг опережать его потребности, предлагая новые возможности для его деятельности. Для этого пришлось сконструировать новую модель организации производственных процессов. Это было сделано за счет построения системы так называемых «промышленных исследований» (Industrial Research (IR)). Традиционное отношение «научное открытие – его инженерное применение – появление образцов новых потребительских товаров – массовое промышленное производство новой продукции» было перевернуто. Исходной стала задача производить сменяющие друг друга товары с новыми потребительскими качествами и вменять эти товары потребителям, а в связи с этим постоянно перестраивать производство, а также поставить инженерные разработки и научные исследования в жесткую зависимость от требований все ускоряющейся динамики рынка-производства. Новая система овладения рынком получила название инновационной, точнее было бы сказать – фирменной инновационной системы.[28]

Специфику инновационной организации создания изделий, в противовес традиционной системе производства схематически можно изобразить следующим образом:

Рис.4.1. Традиционные связи в системе «наука-НИР-производство» и изменение их направленности под влиянием инновационной стратегии фирм: становление фирменных инновационных систем.

 

Ключевым принципом организации инновационной цепочки стала схема «жизненного цикла изделия» и последовательная смена этих циклов. Для отдельного изделия эту схему, как правило, представляют следующим образом:

 

Рис. 4.2. Схема жизненного цикла отдельного изделия.

 

Часто в различных учебниках и статьях на такой схеме и заканчивается объяснение принципа организации производства по схеме жизненного цикла, что лишает его основного смысла – быть регулятивом инновационной стратегии фирмы. Суть в том, что в интересах формирования все новых потребностей у покупателя, ради сохранения и расширения сбыта, фирма организует последовательную смену таких циклов, жестко регулируя время жизни изделия на рынке и сознательно «убивая» еще вполне благополучное изделия с тем, чтобы на его место пришло новое и еще более новое, способное стимулировать рост спроса. Поэтому «Зрелость» и «Спад» на схеме выражают не какое-то естественное состояние товара на рынке, а факт управления его пребыванием на рынке со стороны службы маркетинга. С этой точки зрения управления рыночной стратегией по схеме жизненного цикла выглядит следующим образом:

 

 

Рис. 4.3. Инновационная стратегия как последовательность жизненных циклов товаров на рынке

 

Таким образом, во главе производства встал маркетинг как деятельность по определению и проектированию новых сегментов потребительского рынка, которые можно завоевать за счет выпуска новых изделий и формирования соответствующих потребностей у покупателя. Маркетинг диктует новые и новые задачи всей производственной цепочке, включая инженерные разработки и научные исследования (прежде всего прикладного характера). Он же определяет, как долго тот или иной товар будет присутствовать на рынке и в каком направлении должно происходить обновление товаров. Наглядным результатом такой организации деятельности фирм стало то, что сроки от научного открытия и инженерного изобретения до появления нового товара сократились с 20-30 лет до года и менее, а некоторые товарные группы, такие как электроника обновляются не менее двух раз в год. По этому принципу живут не только производственные фирмы, а любые коммерциализированные виды деятельности. Шоу-бизнес как никакой другой освоил этот подход: звукозаписывающие фирмы в массовом порядке создают музыкальных звезд с тем, чтобы на следующем шаге отправить их в небытие ради новых кумиров. (Степень манипуляции потребителем со стороны инновационных фирм такова, что непонимание и конфликт поколений теперь часто выражается в том, какую музыку слушать.)

Необходимо отметить принципиальную разницу между инновационной стратегией и модернизацией оборудования фирмы ради модернизации создаваемого ею продукта или услуги. Модернизация осуществляется за счет закупки, казалось бы, новейшего, но уже устаревшего в близкой перспективе оборудования и на этом может закончиться с тем, чтобы повториться через 3-5-10 лет. Для инновационных фирм, организующих деятельность по схеме жизненного цикла, модернизация выступает лишь в качестве подсобного элемента деятельности.

Конечно, инновационная политика и проблемы, которые возникают в связи с ее освоением, существенно разнятся для фирм, которые выходят на рынок модной одежды, и корпораций, имеющих дело с большими долгоживущими техническими системами. Проектирование, изготовление и эксплуатация последних и до появления рынка инноваций сталкивались с большими трудностями, преодоление которых вызвало к жизни блок системотехнических дисциплин. Модульно-каталожный принцип строения таких систем с его проблемами привязки типовых элементов под конкретную ситуацию, интеграции многих коллективов разработчиков и изготовителей с их разными «языками» усугубились тем, что модульные элементы и системы в целом должны интенсивно и синхронно развиваться, испытывая давление различных сред – внутри и межотраслевой конкуренции, заказчика, потребителей и всех тех, кого так или иначе затрагивает существование данных систем. Следование схеме жизненного цикла становится, таким образом, значительной проблемой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.005 с.)