Бухгалтерский учёт, его значение как информационной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерский учёт, его значение как информационной системы.



Бухгалтерский учёт, его значение как информационной системы.

Бухгалтерскийучёт – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хоз. операций.

БУ следует понимать как информационную систему, которая осуществляет измерение, регистрацию, обработку и передачу финансовой информации об определённом хоз-м субъекте с целью использования этой информации для принятия управленческих решений и контроля.

Для определения количественных характеристик имущества и обязательства организации и отражения хоз. операций используется 3 вида измерителей:

Натуральные – необходимы для получения информации об объектах учёта в количественном выражении. Ед. измерения – кг, л, т, нетры.

Трудовые – применяются для учёта затрат рабочего времени. Ед. измерения – мин, часы, дни.

Денежные – являются обобщающим универсальным измерителем. Отражает денежную оценку имущества, обязательств, хоз. операций для бух.отчетности. Ед.измерения – рубли.

Бух. Информационную систему условно разделяют на подсистему финансового и управленческого учета.

В финн.учете формируется информация об имуществе орг-ции, расходах и доходах, размерах дебиторской и кредиторской задолжности, величине финн. инвестиций, состоянии источников финансирования, кот. необходима для составления фин. отчетности.

В управленческом учете формируется информация о затратах орг-ции, издержках пр-ва, с/с конечного продукта. Информация управленческого учета является моделью производственной деятельности орг-ции, отвечающей потребностям пользователей оперативного уровня потребления.

 

Понятие, цели и задачи БУ.

Бухгалтерский учёт – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хоз. операций.

Цель бухгалтерского учёта – формирование информации для внутренних(руководители, учредители, участники и собственники имущества организации) и внешних(инвесторы, кредиторы и другие пользователи бух. отчетности) пользователей. Для внешних пользователей формируется информация о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Для внутренних пользователей цель бухгалтерского учёта состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений.

В соответствии с целями БУ, выделяют следующие 3 основные задачи, кот.сформулированы в ФЗ «О БУ»:

1. Формирование полной и достоверной информации о хоз. процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства, управления и использования ее инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговой, банковскими органами и иными заинтересованными лицами.

2. Обеспечение контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хоз. операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием матер., трудовых и фин. ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3. Своевременное предотвращение отрицательных результатов хоз. деятельности орг-ции и выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизации и эффективного использования

Функции БУ

Плановая функция. Заключается в разработке альтернативных вариантов порядка действий, которые необходимо предпринять в будущем для достижения поставленной цели. Для планирования на будущее важна информация о предполагаемой прибыли и потребностях в денежных средствах.

Контрольная функция. Реализация функции контроля заключается в отслеживании фактического выполнения планов, соблюдения законодательства при осуществлении хозяйственных операций, наличия и движения имущества и обязательств.

Функция регулирования связана с функцией контроля на оперативном уровне управления. Результатом оперативного регулирования являются управленческие воздействия по устранению отклонений, выявленных в результате оперативного контроля.

Информационная функция – это одна из главных функций. Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом, статистическом учёте, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности предприятия. На всех этапах развития к бухгалтерской информации предъявляются такие требования, как объективность, достоверность, своевременность, оперативность.

Обеспечение сохранности собственности. Выполнение данной функции зависит от действующей у нас системы учёта и определённых предпосылок: наличия специализированных складских помещений, оснащённых средствами оргтехники; совершенствования самой системы учёта, применения научно обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений; использования современной техники для сбора, обработки и передачи информации.

Функция обратной связи. Бухгалтерский учёт формирует и передаёт информацию обратной связи, то есть информацию о фактических параметрах развития объекта управления. Эта функция означает, что БУ формирует и передаёт информацию обратной связи, т.е. информацию о фактических параметрах развития объекта управления.

Аналитическая функция. Реализация этой функции позволяет проводить анализ по всем разделам бухгалтерского учёта, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен. На этапе анализа получают оценку функционирования всей системы управления, определяют, достигнута или нет поставленная цель деятельности. Если цель не достигнута – выявляются причины.


7 Основные принципы БУ (допущения и требования)

Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, науки и т.п., которая предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения.

Принципы ведения бухгалтерского учёта составляют «допущения» и «требования».«Д»как базовый принцип предполагает определённые условия, создаваемые организацией при ведении бухгалтерского учёта. «Т» как основной принцип означает обязательное соблюдение принятых правил организации и ведения учёта.

Допущения:

1) имущественная обособленность: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;

2) непрерывность деятельности организации: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашать в установленном порядке;

3) последовательность применения учётной политики: принятая организацией учётная политика применяется последовательно, от одного отчётного года к другому;

4) временная определённость фактов хозяйственной деятельности (метод начисления): факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Требования:

1) требование полноты – отражение в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности;

2) требование осмотрительности – большая готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

3) требование приоритета содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

4) требование непротиворечивости – тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на последний календарный день каждого месяца;

5) требование рациональности – рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

 

 


Основные правила ведения БУ

Правила ведения бухгалтерского учёта:

1) учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учёта, включённых в рабочий план счетов;

2) бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций ведётся в валюте РФ – в рублях и на русском языке;

3) для ведения бухгалтерского учёта в организациях формируется учётная политика, под которой понимается принятая организацией совокупность способов ведения учёта – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогов обобщения фактов хозяйственной деятельности;

4) в бухгалтерском учёте текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно;

5) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт;

6) регистры бухгалтерского учёта: специальные книги (журналы), отдельные листы, карточки, машинограммы, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных учётных документах. Содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – государственной тайной;

7) активы, обязательства и иные акты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности подлежат оценке в денежном выражении;

8) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, составление и оценка.

Перечисленные правила ведения бухгалтерского учёта являются обязательными для всех организаций и соответствуют рациональной организации бухгалтерского учёта.


Метод БУ и его элементы

 

Метод БУ представляет собой совокупность приемов и способов, обеспечивающих сплошное непрерывное и документальное отражение фактов хоз. жизни с целью познания их содержания и осуществления в управлении ими в процессе кругооборота средств.

 

Основные элементы метода:

1) Документация – это способ первичной регистрации хоз. операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.

Первичный документ – это оформленная в установленном порядке свидетельство о совершении хоз. операции.

2) Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуральном выражении с данными БУ.

3) Оценка – способ стоимостного выражения имущества организации и её источников.

4) Калькуляция – это способ группировки затрат и определения себестоимости единицы продукции выполнения работ, оказания услуг или приобретения материальных ценностей.

5) Система счетов и двойная запись. Счета БУ предназначены для группировки текущего учёта и контроля за наличием и движением хоз. средств и их источников. На каждый вид хоз. средств и их источников открывается отдельный счёт. Сумма хоз. операций в БУ записывается на счета дважды по Дт одного счета и по Кт другого, что и называется двойной записью.

6) Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определённую дату.

7) Бух.отчётность – система показателей, характеризующих производственно – хозяйственную и финансовую деятельность организации за определённый период времени.

 

Классификация ББ.

ББ классифицируются по следующим признакам:

1) По времени составления:

· Вступительный – 1й баланс, составляющийся в начале деятельности организации.

· Текущие – составляются периодически и могут быть месячными, квартальными и т.д.

· Ликвидационные – составляются для характеристики имущества организации на дату прекращения её деятельности, как юрид.лица.

· Соединительный – составляются при слиянии 2х или более подразделений, организаций.

· Разъединительный – оставляется в момент разделения круп. Организации на несколько более мелких структурных единиц.

· Передаточный

· Санируемый – составляется в тех случаях, когда хоз. субъект приближается к банкротству.

· Консолидируемый – объединение ББ материнских и дочерних компаний.

· Предварительный – ББ составляется заранее на конец отчетного периода с учётом ожидаемых изменений в составе имущества организации.

· Заключительный – отчётный документ о производственно – хозяйственной деятельности организации за определённый период.

2) По источникам составления

· Инвентарный – составляется только на основании результатов, проведенной инвентаризации.

· Книжный – составляется только на основе данных текущего БУ.

· Генеральный – составляется на основе учётных записей и данных инвентаризации.

3) По объёму содержащей информации

· Единичные – отражают деятельность только одной организации.

· Сводные – отражают деятельность нескольких организаций.

4) По назначению

· Сальдовый – характеризуют денежные оценки имущества и источники образования хоз. субъекта по сост на отчётную дату

· Оборотный – содержит данные о движении имущества и его источников и остатки средств и источники образования имущества на начало и конец отчетного периода.

5) По характеру деятельности

· По основной деятельности

· По неосновной деятельности

6) По формам собственности

· Государственные

· Муниципальные

· Кооперативные

· Частные

· Совместные и т.д.

7) По объекту отражения

· Самостоятельный – ББ, который составл. организация, явл. юрид. лицом.

· Отдельный – ББ, который составляет структурные подразделения организации (филиала, ЖКХ и т.д.)

8) По способу очистки

· Баланс – брутто – это ББ, включающий в себя регулирующие статьи.

· Баланс – нетто – это ББ из которого исключены регулирующие статьи. Исключение называется «очисткой».

Классификация документов.

Для раскрытия сущности, понимания, особенности учета перич. учет-х док-тов, определить место каждого из них в пр-венно-фин. деят-ти орг-ции, первич. док-ты классифицируются по след признакам:

1. по назначению

· организационно-распорядительные – док-ты, кот.содержат разрешение на выполнение хоз. операции. Не подтверждают факта ее осуще-я, а поэтому основанием для учет. записей не являются (приказ,доверенность,чек);

· оправдательные (исполнительные) – док-ты, подтверждающие факт произведенной операции, служат основанием для записи ее в БУ (акты на списание материалов, накладные на получение товара);

· комбинированные – док-ты, кот.одновременно выполняют ф-ции распорядит-х, оправдател-х и бух. оформления (авансовый отчет);

· док-ты бух.оформления – служат для подготовки учет-х записей. Роль док-тов бух.оформления - на основе представленных распорядит-х и оправдат-х док-тов подготовить соответствующие учет. записи для дальнейшего использования в учетном процессе (распорядительная ведомость).

2. по содержания хоз. операции

· материальные – наименование и движение имущ-ва (акт приемки-передачи ОС)

· денежные – для оформления операций с налич. и безналич. ср-вами (приходно-расходный ордер)

· расчетные док-ты – отражают расчеты орг-ции с юридич. и физич. лицами (счет фактура)

3. по степени обобщения учетной инф-ции

· первичные – составл. на каждую отдельную хоз. операцию в момент ее совершения (табель учета рабоч. времени)

· сводные – испльз-тся для обобщ-я учет.инф-ции, зафиксир-ой в первич. док-те

4. по способу охвата хозяйственных операций

· разовые - для отражения одной или неск. однородных хоз. операций за 1 прием, т.е. запись в док-те делается однократно

· накопительные док-ты – сост. в теч. определенного времени (день,неделя) путем постепенного накопления однородных повторяющихся хоз. операций, кот. записываются по мере их составления.

5. по числу учитываемых операций

· однопозиционные (однострочные) – содержащие одну учетную позицию (кассовые ордера, платежные поручения и др.);

· многопозиц-ные (многостроч.) – содержащие две и более учетных позиций

6. по месту составления

· Внутр.док-ты – сост-ют непосредс-но в орг-ях для отраж-я внутр. операций

· Внеш. док-ты - поступают от др. орг-ций или направляются из в др.орг-ции

7. по способу заполнения

· в ручную – для внутр. целей

· с помощью технических ср-в – для внеш. пользователей

8. по основанию носителя

· бумажные

· на машинном носителе

9. по срокам хранения



Требования, предъявляемые к заполнению первич. доку-ов. Право подписи.

Система док-ной регистрации первич. данных о состоянии и движении имущества всех форм собственности должна отвечать следующим требованиям:

- своеврем, точное и обоснован.отражение всех учит-ых объектов в док-тах;

- простота регистрации и обработки первич. инф-ции, приспособленность носителей первичной информации к способам ее последующей обработки;

- рациональная орг-ция и min затраты на ведение первичного учета.

Первич. учет.док-ты должны составляться своевременно, в момент совершения операции или по окончании операции.

В документах должны быть заполнены все реквизиты, отражающие достоверные данные. Документы могут заполняться пастой шариковых ручек, химическим карандашом, при помощи компьютера. Документ должен быть оформлен четко, ясно, без помарок, производить записи в документах простым карандашом не разрешается. Итоговые записи, связанные с передачей ценностей, должны писаться прописью. Свободные строки должны быть прочеркнуты. Применение бланков устаревших и произвольных форм (форма которых не утверждена законодательно) не допускается.

Обязательные реквизиты: дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Формы этих документов утверждаются в составе учетной политики организации.

Бланки форм документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы в порядке, установленном министерствами (ведомствами), типографским способом.

Перечень лиц, имеющих право подписи док-тов утверждается директором орг-ции по согласованию с ГБ. Док-ты, кот.оформляются хоз. операции с денежными ср-вами в обязательном порядке подписываются: руководителем орг-ции и ГБ. А в их отсутствии лица ими на то уполномоченные (заместители).

Без подписи ГБ (заместителя) док-ты, оформляющие фин. вложения орг-ции, кредит.договоры, договоры займа считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.


 

Реформирование БУ в России

Началом реформирования бухгалтерского учета в России следует считать разработку и внедрение в учетную практику Плана счетов 1991 г. Значительный вклад в реформирование бухгалтерского учета в России внесли следующие документы: Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ; положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия".

В настоящее время реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования: формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей; обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями; гармонизация стандартов на международном уровне; оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

Основ.направлениями реформирования БУ явл.: законодат. и норматив. регулирование (на уровне Президента и Правительства РФ); формирование норматив. базы (стандартов); методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); кадровое обеспечение (формирование бух. профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов БУ); международное сотрудничество.

Для выполнения задач по каждому направлению намечено осуществить следующие меры:

1) подготовить необходимые изменения и дополнения в ФЗ "О БУ", Гражданский кодекс РФ и иные федеральные нормативные акты; разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по БУ и пересмотреть существующие на основе международ. учет.стандартов, а также новые планы счетов БУ для коммерч. и бюджетных орг-ций;

2) разработать: методические указания (инструкции и рекомендации) по БУ в разрезе положений, в том числе методические рекомендации по учету затрат на пр-во, реализацию продукции, работ, услуг и типовые методич. рекомендации по орг-ции БУ на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;

3) пересмотреть: регистры БУ для коммерч.и бюджетных орг-ций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов и первич. учет. док-тацию с учетом требований рыноч. экономики и международ. стандартов;

4) переработать программы обучения специалистов разных уровней: начального (бухгалтер-счетовод), среднего (бухгалтер-техник), высшего (бухгалтер-экономист), проф. бухгалтеров (главн. бухгалтеры, фин. менеджеры, аудиторы); в области международ. сотрудничества намечены вступление в Комитет по международ. бух. стандартам фин.отчетности, взаимодействие с международ. и национальными специализир. орг-циями, в том числе с Координационным советом по методологии БУ стран СНГ.

Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997 г. Международному центру по реформе БУ.

В работе по всем направлениям реформирования БУ будет принимать активное участие Институт проф. бухгалтеров (ИПБ) России.

Предусмотрена разработка 6 новых и переработка ряда уже имеющихся положений по БУ. В программе предоставлены след.цели развития БУ: Создание системы БУ, совместимой с МСФО; Обеспечение практической возможности применения МСФО в качестве единственных бух.стандартов для подготовки фин. отчетности эмитентами ценных бумаг; Развитие бух. профессии.

Бухгалтерский учёт, его значение как информационной системы.

Бухгалтерскийучёт – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хоз. операций.

БУ следует понимать как информационную систему, которая осуществляет измерение, регистрацию, обработку и передачу финансовой информации об определённом хоз-м субъекте с целью использования этой информации для принятия управленческих решений и контроля.

Для определения количественных характеристик имущества и обязательства организации и отражения хоз. операций используется 3 вида измерителей:

Натуральные – необходимы для получения информации об объектах учёта в количественном выражении. Ед. измерения – кг, л, т, нетры.

Трудовые – применяются для учёта затрат рабочего времени. Ед. измерения – мин, часы, дни.

Денежные – являются обобщающим универсальным измерителем. Отражает денежную оценку имущества, обязательств, хоз. операций для бух.отчетности. Ед.измерения – рубли.

Бух. Информационную систему условно разделяют на подсистему финансового и управленческого учета.

В финн.учете формируется информация об имуществе орг-ции, расходах и доходах, размерах дебиторской и кредиторской задолжности, величине финн. инвестиций, состоянии источников финансирования, кот. необходима для составления фин. отчетности.

В управленческом учете формируется информация о затратах орг-ции, издержках пр-ва, с/с конечного продукта. Информация управленческого учета является моделью производственной деятельности орг-ции, отвечающей потребностям пользователей оперативного уровня потребления.

 

Понятие, цели и задачи БУ.

Бухгалтерский учёт – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хоз. операций.

Цель бухгалтерского учёта – формирование информации для внутренних(руководители, учредители, участники и собственники имущества организации) и внешних(инвесторы, кредиторы и другие пользователи бух. отчетности) пользователей. Для внешних пользователей формируется информация о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Для внутренних пользователей цель бухгалтерского учёта состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений.

В соответствии с целями БУ, выделяют следующие 3 основные задачи, кот.сформулированы в ФЗ «О БУ»:

1. Формирование полной и достоверной информации о хоз. процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства, управления и использования ее инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговой, банковскими органами и иными заинтересованными лицами.

2. Обеспечение контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хоз. операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием матер., трудовых и фин. ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3. Своевременное предотвращение отрицательных результатов хоз. деятельности орг-ции и выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизации и эффективного использования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.071 с.)