Эсон,типология программных средств по методическому назначению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эсон,типология программных средств по методическому назначению.



ЭСОН,типология программных средств по методическому назначению.

ЭСОН - называют программ.сре-ва, в кот-ых отражается некая предметная область в той или иной мере реализуется технология ее изучения и электронные средства, специально предназначенные для использования в системе общего образования: системы поддержки процесса обучения (электронные учебники и энциклопедии (в том числе сетевые), тренажеры, электронные лаборатории и пр.) и системы поддержки процесса управления в школе (АРМ "Директор", АРМ "Библиотекарь", для составления расписания и пр.)

ПСУН- называют программ.сре-ва, в кот-ых отражается некая предметная область в той или иной мере реализуется технология ее изучения

Типология:

1. Обучающие — сообщают сумму знаний, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения. Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.д.).

2. Контролирующие — предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом.

3. Информационные (информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства) — предоставляют пользователю возможность выбора, вывода, сохранения информации; формируют умения и навыки по систематизации информации.

4. Имитационные —; позволяют имитировать протекание различных явлений и процессов,

5. Моделирующие — позволяют моделировать объекты, явления, процессы в целях их исследования и изучения.

6. Программные средства (системы) — тренажеры — предназначены для отработки разного рода умений и навыков, осуществления самоподготовки, повторения или закрепления пройденного материала.

7. Демонстрационные — позволяют визуализировать изучаемые схемы, чертежи, объекты, их составные части

8. Расчетные — предназначены для автоматизации различных расчетов.

9. Учебно-игровые программные — предназначены для «проигрывания» учебных ситуаций (например, в целях формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).

10. Игровые — используются для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе.

ЭСУН. Электронные учебники

Электронное средство учебного назначения представляет собой комбинацию двух или нескольких программных средств учебного назначения и, следовательно, позволяет расширить использование возможностей средств ИКТ в учебном процессе.

Электронным средством учебного назначения (электронным изданием учебного назначения) будем называть учебное средство, реализующее возможности средств ИКТ и ориентированное на достижение следующих целей:

предоставление учебной информации с привлечением средств технологий гипертекст, мультимедиа, гипермедиа;

• осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии;

• контроль за результатами обучения и продвижения в учебе;

• автоматизация процессов информационно -методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.

Электронным средством учебного назначения можно называть компьютерный тест, электронную энциклопедию, информационную систему и т.д. Важнейшими функциями (ЭСОН) являются предоставление Учебной информации, контроль за результатами обучения, возможность многократного повторения учебного материала, опытов и экспериментов.

Электронным учебником - это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.

Электронные книги условно можно подразделить на четыре класса: энциклопедические, информационные, обучающие и экзаменующие.

Энциклопедические электронные книги (учебники) содержат большой объем информации по определенной тематике.

Информационные электронные книги (учебники) содержат не столь обширную информацию, причем эта информация носит более целенаправленный характер.

Обучающие электронные книги (учебники) могут быть использованы в процессе обучения любой дисциплине. К ним иногда относят мультимедиа-книги

В экзаменующих электронных книгах (учебниках) имеется обычно три существенных компонента: банк вопросов (задач), модуль тестирования и экспертная система для анализа и оценки ответов.

Электронные учебники позволяют решать такие основные педагогические задачи, как:

- начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;

- базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;

- контроль и оценивание знаний и умений;

- развитие способностей к определенным видам деятельности;

- восстановление знаний и умений.

ПРЕИМУЩЕСТВА

1)возможность компактного хранения большого объема информации;
2)система быстро настраивается на конкретного ученика;
3)легко актуализируется (дополняется и расширяется);
4)широкие возможности поиска;
5)возможность выполнения интерактивных упражнений и тестов;
6)наглядность: широкие возможности построения визуальных моделей, представления графической и аудио информации;
7)хорошая структурированность (гипертекстовая организация информации).

недостатки электронных средств:

» Необходимость дополнительного оборудования, в основном, компьютера и колонок.

» Утомляемость, вызванная чтением с экрана, связанная с непривычностью и новизной.

» Дети, использующие только электронные учебники, теряют возможность общения со своими сверстниками.

6.Основные типы программ применяемых в образовании. Общие сведения о педагогических программных средствах

Упрощенная классификация программ может быть составлена повосходящей: от тех, которые структурируют работу и учение, до тех, которые позволяют делать это самим учащимся.

Управляющие программы, выполняющие некоторые традиционные функции учителя, в частности управления классом.

Обучающие программы, направляющие обучение исходя из имеющихся у учащегося знаний и его индивидуальных предпочтений; как правило, они предполагают усвоение новой информации.

Диагностические/тестовые программы, предназначенные для диагностирования, оценивания или проверки знаний, способностей и умений.

Тренировочные программы, рассчитанные на повторение или закрепление пройденного и не содержащие нового учебного материала.

Базы данных по различным отраслям знаний, из которых хранимая в них информация может быть запрошена.

Измеряющие и контролирующие программы для датчиков, позволяющие получать и записывать информацию и управлять действиями роботов.

Имитационные программы, представляющие тот или иной аспект реальности с помощью ограниченного числа параметров для изучения его основных структурных или функциональных характеристик.

Моделирующие программы свободной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности.

Программы типа «микромир», похожие на имитационно-моделирующие, однако не отображающие реальность; в идеале - это воображаемая учебная среда, создаваемая при участии учителя.

Инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных операций, например обработку текста, составление таблиц, редактирование графической информации.

Языки программирования: системы кодирования, позволяющие управлять компьютером.

Педагогическое программное средство (ППС) представляет собой новое дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники.

Этапы проектирования:

1)Определяются учебные цели.

Исходным пунктом при создании ППС является определение цели обучения. От того, какие поставлены цели, зависит многое:

подборка методов, которыми они будут реализованы;

достижение конечного результата;

оценка результата;

При определении цели обучения следует, прежде всего, учитывать требования учебной программы и уровень подготовленности учащихся, т.е. знания, умения

2)Детализация учебных тем. На этом этапе производятся действия по определению учебных целей, критериев их достижения, применительно к конкретной учебной теме. По каждой теме составляется перечень учебных вопросов. Проводится анализ наиболее эффективного применения тех или иных методов обучения.

3)Решение вопросов касающихся обеспечения единства всех ППС по данному предмету: какие статические данные об учебном процессе будут собираться, каким образом они будут накапливаться, в каком виде будет реализовываться помощь учащемуся, как будет реализована информационная справочная служба и обеспечиваться доступ к ней, будет ли обеспечиваться возможность обращения ученика к ранее изученному материалу и т.п.

Проектирование фрагментов ППС. Понятие фрагмент по отношению к объему учебного материала неоднозначно: один фрагмент может реализовывать некоторую часть учебного вопроса, один или несколько вопросов, а в отдельных случаях - целую тему, однако в любом случае для фрагмента должны быть определены учебные цели, конкретизированы методы обучения.

На этом процесс проектирования ППС заканчивается и начинается процесс его разработки, ближайшей целью которого является написание сценария.

Сценарий -документ, в котором отображается учебное содержание и задается модель управления (алгоритм) познавательной деятельностью обучаемых.

Процесс создания сценария ППС происходит по восходящей стратегии, т.е. вначале пишутся его составные части - блоки, которые затем объединяются в сценарий фрагмента в соответствии с выбранной моделью учебной деятельности. Совокупность сценариев фрагментов, между которыми организованы (предусмотрены) информационные и управляющие связи образует сценарий ППС для данного предмета.

После того как сценарий ППС оформлен, наступает этап программирования.

Созданная программа, реализующая сценарий ППС, обычно содержит ошибки, по - этому следующим этапом работы является этап тестирования и отладки, т.е. избавление программы от таких ошибок, которые приводят к различным сбойным ситуациям, результатом которых является невозможность или бессмысленность выполнения программы.

Определение того, насколько созданное ППС соответствует достижению требуемых целей определяется на этапе его опытной эксплуатации когда ППС применяется в учебном процессе. Только лишь на этом этапе можно окончательно определить дидактическую эффективность разработанной обучающей программы.

Последний этап разработки ППС - написание методических рекомендаций по использованию данного ППС в учебном процессе.

Оценка учебных программ

Качественная характеристика программ складывается из трех компонентов:

а) техническое и операционное качество;

б) педагогическая приемлемость;

в) степень поддержки процесса обучения.

Исходя из этого, в оценочную модель введены три категории критериев:

а ) технический уровень;

б) дидактический уровень;

в) степень интерактивности.

Оценивающий программу ставит три оценки по пятибалльной шкале (от + + до – –), на основе которых выводится итоговая оценка.

Технический уровень.

1. Прогон программы (запуск, ввод данных, управление)

2. Автостарт

3. Надежность работы (например, при неправильном нажатии клавиш)

4. Демонстративный прогон (с указанием параметров)

5. Остановка без сбоя

6. Повтор частей программы

7. Отмена ввода

8. Последовательность и ясность функций клавиш

9. Приемлемые временные

10. Распознавание, запуск и управление программой.

11. Четкость общего представления программы (уровни меню)

12. Понятность комбинаций на клавиатуре

13. Функции подсказки

14. Качество графики на экране дисплея

15. Четкость изображения

16. Соответствие изображения на экране содержанию

17. Графические средства (цвет, рамки, анимация)

18. Расположение изображения на экране (центрирование, разумное использование пространства)

Дидактический уровень.

1. Цели, содержание и методы.

2. Обоснованность выбора целей и содержания

3. Образовательная ценность

4. Согласованность целей, содержания и методов

5. Отражение современного состояния научных и педагогических знаний

6. Форма представления (графика, таблицы, текст)

7. Взаимосвязь между формой представления, порядком прогона программы и содержанием

8. Форма представления и порядок прогона программы свободны от всякого рода неоправданных трюков

9. Воздействие.

10. Приобретение нового учебного материала или возникновение новых форм обучения, немыслимых без компьютера

Степень интерактивности.

1. Возможность вмешательства преподавателя (П) и учащегося (У)

2. Наличие различных уровней трудности/сложности

3. Возможность выбора вариантов содержания учителем (и учащимся)

4. Возможность изменения скорости работы

5. Возможность полного использования параметров

6. Возможность ввода и обработки реальных данных

7. Возможность модификации программы/данных

8. Возможности обратной связи

9. Прием и выдача вариантов ответов

10. Наличие функции анализа ошибок

11. Программа вписывается в рамки других методов обучения

12. Предложения по использованию дополнительных источников

13. Стимулирование других видов деятельности (без применения компьютера)

Индивидуализация обучения

Следует отличать индивидуальное, адаптивное и индивидуализированное обучение. Индивидуальное — это обучение, осуществляемое по форме: обучающий (обучающее устройство) — один обучаемый. Противоположным ему является групповое обучение. Адаптивное — такое обучение, которое учитывает как возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся.

ЭСОН,типология программных средств по методическому назначению.

ЭСОН - называют программ.сре-ва, в кот-ых отражается некая предметная область в той или иной мере реализуется технология ее изучения и электронные средства, специально предназначенные для использования в системе общего образования: системы поддержки процесса обучения (электронные учебники и энциклопедии (в том числе сетевые), тренажеры, электронные лаборатории и пр.) и системы поддержки процесса управления в школе (АРМ "Директор", АРМ "Библиотекарь", для составления расписания и пр.)

ПСУН- называют программ.сре-ва, в кот-ых отражается некая предметная область в той или иной мере реализуется технология ее изучения

Типология:

1. Обучающие — сообщают сумму знаний, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения. Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.д.).

2. Контролирующие — предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом.

3. Информационные (информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства) — предоставляют пользователю возможность выбора, вывода, сохранения информации; формируют умения и навыки по систематизации информации.

4. Имитационные —; позволяют имитировать протекание различных явлений и процессов,

5. Моделирующие — позволяют моделировать объекты, явления, процессы в целях их исследования и изучения.

6. Программные средства (системы) — тренажеры — предназначены для отработки разного рода умений и навыков, осуществления самоподготовки, повторения или закрепления пройденного материала.

7. Демонстрационные — позволяют визуализировать изучаемые схемы, чертежи, объекты, их составные части

8. Расчетные — предназначены для автоматизации различных расчетов.

9. Учебно-игровые программные — предназначены для «проигрывания» учебных ситуаций (например, в целях формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).

10. Игровые — используются для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе.

ЭСУН. Электронные учебники

Электронное средство учебного назначения представляет собой комбинацию двух или нескольких программных средств учебного назначения и, следовательно, позволяет расширить использование возможностей средств ИКТ в учебном процессе.

Электронным средством учебного назначения (электронным изданием учебного назначения) будем называть учебное средство, реализующее возможности средств ИКТ и ориентированное на достижение следующих целей:

предоставление учебной информации с привлечением средств технологий гипертекст, мультимедиа, гипермедиа;

• осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии;

• контроль за результатами обучения и продвижения в учебе;

• автоматизация процессов информационно -методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.

Электронным средством учебного назначения можно называть компьютерный тест, электронную энциклопедию, информационную систему и т.д. Важнейшими функциями (ЭСОН) являются предоставление Учебной информации, контроль за результатами обучения, возможность многократного повторения учебного материала, опытов и экспериментов.

Электронным учебником - это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.

Электронные книги условно можно подразделить на четыре класса: энциклопедические, информационные, обучающие и экзаменующие.

Энциклопедические электронные книги (учебники) содержат большой объем информации по определенной тематике.

Информационные электронные книги (учебники) содержат не столь обширную информацию, причем эта информация носит более целенаправленный характер.

Обучающие электронные книги (учебники) могут быть использованы в процессе обучения любой дисциплине. К ним иногда относят мультимедиа-книги

В экзаменующих электронных книгах (учебниках) имеется обычно три существенных компонента: банк вопросов (задач), модуль тестирования и экспертная система для анализа и оценки ответов.

Электронные учебники позволяют решать такие основные педагогические задачи, как:

- начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;

- базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;

- контроль и оценивание знаний и умений;

- развитие способностей к определенным видам деятельности;

- восстановление знаний и умений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.08 с.)