Практическое занятие Анализ рисков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие Анализ рисков



 

Под риском принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления проекта. Цель анализа риска заключается в том, чтобы получить необходимые данные о целесообразности участия в проекте и оценить последствия этого участия.

Анализ риска может быть качественным и количественным.

В процессе качественного анализа определяют причины, факторы и потенциальные области риска, выявляют возможные его виды.

Причины риска – объективные или субъективные действия, влекущие за собой наступление рисковых событий.

Факторы риска – предпосылки, увеличивающие вероятность и реальность наступления рисковых событий.

По результатам выделения потенциальных областей риска, анализа причин и факторов выявляют конкретные риски проекта, перечень которых приводят в бизнес-плане. При этом обязательно учитывают следующие виды рисков:

природно-естественные – связаны с получением низких урожаев по природно-климатическим причинам или полной потерей продукции из-за природных явлений;

производственные – возникают при различных нарушениях в производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов, комплектующих изделий;

коммерческие – связаны с реализацией продукции на товарном рынке (уменьшение размеров и емкости рынков, снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов и т. д.);

финансовые – вызванные инфляционными процессами, кризисом неплатежей, колебаниями валютных курсов и др.;

связанные с форс-мажорными обстоятельствами – от смены политического курса страны до забастовок и землетрясений.

Количественный анализ риска заключается в оценке его степени как в отношении отдельных рисков, так и проекта в целом.

Степень риска – это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба.

 

Оценка риска проекта

Рассмотрим одну из современных методик расчета, предусматривающую четыре этапа.

I – составление исчерпывающего перечня рисков;

II – определение удельного веса каждого простого риска во всей их совокупности;

III – оценка вероятности наступления событий, относящихся к каждому простому риску;

IV – определение балльной оценки по всем рискам проекта.
Определение удельного веса каждого простого риска во всей их

совокупности.

Введем обозначения:

Si – простой риск, i= 1,..., n;

n – общее число рисков;

Qj – группа приоритета, j = 1,..., к, к<п;

Wj – вес простых рисков по группам приоритета, Wj>0,

Mj – число рисков, входящих в приоритетную группу, j.

Последовательность расчетов может быть такой:

1. Принципиально для расчетов предположение, во сколько раз первый приоритет весомее последнего:

W1/Wk=f.

2.Вес группы с наименьшим приоритетом:

 

 

3. Веса остальных групп приоритетов:

 

 

4. Веса простых факторов:

Wi=Wj/Mj

 

для каждого простого риска, входящего в соответствующую приоритетную группу. Это означает, что все простые риски внутри одной и той же приоритетной группы имеют одинаковые веса.

Если приоритеты по простым рискам не устанавливают, то все они имеют равные веса, то есть Wj = l/n.

5. Результаты расчетов оформляют в табл. 107.

Таблица 107 – Удельные веса простых рисков

Простые риски, Sj Приоритеты, Qj Веса, Wj
Итого x  

Вероятность наступления рискаопределяется методом экспертных оценок. Желательно иметь не менее 3 экспертов, хорошо знакомых с проблемой.

Каждому эксперту, работающему отдельно, представляют перечень простых рисков проекта и предлагают оценить вероятность их наступления, руководствуясь следующей системой оценок:

0 – риск несущественный;

25 – риск скорее всего не реализуется;

50 –о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;

75 – риск скорее всего проявится;

100 – риск наверняка реализуется.

Оценки экспертов подвергают анализу на непротиворечивость, который выполняют по следующим правилам.

Правило 1. Максимально допустимая разница между оценками двух экспертов по любому фактору должна быть меньше 50. Сравнения проводят по модулю, то есть знаки «+» или «–» не учитывают. Это правило направлено на устранение недопустимых различий в оценках вероятности наступления отдельного риска.

Правило 2. Направлено на согласование оценок экспертов в среднем. Оно используется после выполнения правила 1. Для расчетов расхождения оценки суммируют по модулю, то есть не обращая внимания на знаки, и результат делят на число простых рисков. Оценки экспертов можно признать не противоречащими друг другу, если полученное значение не превышает 25. По этим правилам

max | Ai – Вi | < 50, 1,..., п;

где Аi и Bt – оценки каждой пары в отношении i -риска.

Всего должно быть 3 оценки для попарного сравнения мнений: 1-го и 2-го экспертов; 1-го и 3-го; 2-го и 3-го экспертов.

В случае, если между мнениями экспертов возникают противоречия, препятствующие выполнению правил 1 и 2, их обсуждают на совещаниях для выработки согласованной позиции по конкретному вопросу. Результат работы экспертов оформляют в таблицу (табл. 108).

Таблица 108 -Вероятность наступления рисков

Риски Эксперты Средняя вероятность, Р
1-й 2-й 3-й
         

Итоговую оценку по всем рискам проекта рассчитывают по формуле

 

где Р,- – средняя вероятность наступления /-го риска. Расчет оформляют в таблицу (табл. 109).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.007 с.)