Понятие центра ответств-ти и места формирования затрат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие центра ответств-ти и места формирования затрат



Место затрат – это функцион-ая сфера или обл. ответствен-ти, кот-е связаны с определенного вида издержками. Их можно рассматривать применительно к отрасли и народному хоз-ву в целом или к каждому конкретному предпр-ю. В 1ом случае, место затр. представляет собой совокупность предприятий и учреждений, сгруппированных по целевому или ведомственному признаку.Во 2ом случ., место затрат либо связано с изготовлением продукции, либо с обслуж-ем, организ-ей производства и его управлением. МЗ является составной частью общей классификации расходов по их принадлежности к той или иной сфере деят-ти предп-ия и представляет собой часть области издержек, ее составное звено.Каждое МЗ состоит из одного или нескольких центров затрат. Центр затрат – исходное подразделение любого комплекса расх-ов, сгруппир-ых по местам формирования. В однородных произв-вах в кач-ве центров затрат могут выступать группа машин, стадия, передел технологического процесса, в неоднородных – отдельные виды оборуд-ия, рабоч.места.

Между местом и центром ответ-ти сущ-ют различия:

1)ответственность не всякого рода связана с возможностью влияния на соответствующие расх-ы.Группир-ка затрат по местам потребления материальных, трудовых и денежных ресу-ов предназнач-а для решения 2х осн-х задач:

1)обеспечения контроля за экономичностью работы отдельных подразделений предпр-я, для сопоставления полученных результ-ов и издержек производства по каждому из них;

2)повышения точности и степени детализации калькулир-ия с/с продукции.

Основными условиями образования места и центра затрат являются:

1)Территориальная обособлен-ть, при которой место расходов должно находиться в едином комплексе в пределах определенной территор. предприятия и его подразделений.

2)Функциональная однородность, т.е. выполнение одинаковой по содержанию и назначению работы, использование однотипное оборудование с примерно равными издержками на единицу потребленного времени.

3)Возможность установления персональной ответственности за уровень расходов данного места затрат.

4)Соответствие единой для предприятия методологии калькулир-я с/с продукции.

В завис-ти от последовательности группировки расх-ов на предприятии различают начальные, промежуточные и конечные места затрат. Начальные места издержек представляют собой центр расходов, первую ступень их формирования. Промежуточ-е места соответствуют более высокой степени обобщения издержек, характер-х д/подразделений предприятия, изготавливающих части готовой продукции или полуфабрикатов. Конечные места расходов охват-ют заключительный этап технологич-го процесса на данном предприятии. Здесь аккумулируются все прямые и распределяемые затраты на производство прод-ии, учитывается ее выпуск, калькулируется производственная с/с.В завис-ти от содерж-я деят-ти и отношения к изготовлению продукции производственные места затрат подразделяются на основные, вспомогательные и сопутствующие. Основные места затрат выпускают продукцию, для изготовления которой создано предприятие. Вспомогательные места затрат предназнач. для производства изделий и услуг, обеспечивающих нужды основного производства (инструменты, запасные части, энергия, текущий ремонт) Сопутствующие места затрат заняты изготовлением продукции из отходов или имеют целевое назначение в качестве экспериментальных производств.

На практике организуют места затрат материального хозяйства, производственной сферы, управления и сбыта.

Центр ответственности – это часть организации, выделяемая в учете для контроля за ее деят-ю. В каждом центре ответст-ти осущ-ся расходы и производится продукция. Затраты каждого центра ответственности обязательно измеряются и контролируются. В отлич. от места затрат центр ответственности более масштабен. Каждый центр ответственности может состоять из нескольких мест затрат.

По выполняемым функциям различают центр затрат, центр инвестиций, центр прибыли.В центрах затр.контролир-ся только их расх-ы. Их основн. цель – минимизация затрат.

В центрах прибыли контролируют не только затраты, но и доходы. Сопоставлением доходов и расходов по центру определяют прибыль. Основная цель – получение максимально высокой прибыли. Центры инвестиций контролируют не т/о затраты, доходы и прибыль, но и использование прибыли, в т.ч. инвестиции в собственные активы. Центрами инвестиций являются дочерние организации. По принципу осуществления производственных фун-й выделяют центры ответ-ти: снабжения, производства, сбыта продук-и, управления.Центр ответ-ти за снабжение планирует, учитывает и контролир. закупки ТМЦ, их хранение, затр-ы по закупке и хранению ТМЦ, их отпуск в произв-во.Центр ответ-ти за произв-во планирует, учитывает и контролирует затр-ы на произв-во продукц., объем и ассортимент выпускаемой продукц., ее кач-во, исчисляет ее с/с. Центры ответ-ти за произв-во дел.на центры с полностью регулируемыми, слабо регулируемыми и нерегулируемыми (произвольными) издержками.

Центр ответ-ти по сбыту прод-ии (центры продаж) планирует, учитывает и контролирует затраты по продаже прод-и, объем и структуру проданной продукции, выручку от продажи, рентаб-ть проданной прод-ии. Центр управления (служба главного технолога, бухгалтерия, служба управленческого учета) планирует, учитывает и контролирует затр-ы на их функционирование и определяет эффективность своей деят-ти.

Основа функционирования центров ответ-ти – сопоставление фактич-х затрат с расх. по смете. Смета- финанс-й план д/каж-го центра ответ-ти. При составлении смет во внимание принимают т/о затраты, контролир-ые соответствующ центром. Система учета по центрам ответственности м.б. эффективным средством управл-я затратами и приб-ю, е/и будут обеспечены:

1. Обоснованный выбор перечня центров ответственности.

2.Обоснованные сметы затрат по центрам, стимулирующие уменьшение затрат.3.Правильный выбор контролируемых затрат.4.Обоснованный выбор ответственных за расходы, доходы и прибыль.5.Взаимосвязь отчетности центров ответственности различных уровней.6.Функционирование системы учета по центрам ответ-ти параллельно с системой фин-го учета.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В УУ

Под бюджетированием в УУ понимается процесс планир-я.

Бюджет – это прогноз будущих фин-х операций. Бюджет представляет собой колич-ое выражение плана, обычно показывает планируемую величину дох-а, кот-я д.б. достигнута, и расх-ы, кот-е д.б. понесены в теч. данного периода, а т.ж.капитал, который необходимо привлечь для достиж.поставл-й цели.Бюджеты разрабат-ся как в целом для организ-ии, так и для ее подразделений.Бюджеты разрабат-ся управленч-ой бухгалтер-ей совместно с руководит-ми центров ответ-ти, процесс разработки идет снизу.Процесс составл-я бюджета называется бюджетным циклом и состоит из этапов:

1)планирование деят-ти структурных подразделений и организ-ии в целом;2)определение показателей, кот-е будут использ-ся при оценке деят-ти;3)обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;4)корректировка планов с учетом предложенных поправок.

Функции бюджета заключаются в следующем:

1)Стратегическое и тактическое планирование обеспечивает целенаправленное достижение целей организации. 2)Координирование различных видов деятельности и подразделений организации.3)Стимулирование руковод-ей всех рангов к достижению целей своих центров ответ-ти, а т.ж. всей орган-ции.4)Контроль текущей деятельности.5)Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей.6)Сред-во обуч-я менеджеров.

В завис-ти от поставленных задач различ-ют общ. и частные, гибкие и статические бюджеты. Общ. бюджет предст-ет собой скоординированный по всем подразделениям план работы для всей орг-ии. Общ. бюджет любой орг-ии состоит из двух частей:

1)операционный бюджет

2)финансовый бюджет

Операционный бюджет показывает прогнозируемые объемы продаж и произв-ва и включ. в себя:

1. Бюджет продаж.

2. Производственный бюджет

3. Бюджет закупки (использования) материалов.

4. Бюджет трудовых затрат.

5. Бюджет ОПР.

6. Бюджет себестоимости реализованной продукции.

7. Бюджет коммерческих расходов.

8. Бюджет административных расходов.

9. План прибылей и убытков.

Финансовый бюджет предст.собой план предполагаемых источников финансовых средств и направления их использования. Статический бюджет – это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организ-ии, т.е. в нем дох и расх планируются исходя т/о из 1го уровня реализации. Гибкий бюджет – это бюджет, кот. составляется не д/ конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в завис-ти от изменения уровня реализации. В основе гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В статическом бюджете затраты планируются, а в гибком бюджете они рассчитываются.

В целях организации системы бюджетирования на предпр-ии рекомендуется выделить 4 вида центров ответст-ти – центров принятия управлен-х решений:

1.Центр ответст-ти по дох. включ. управление маркетинга и коммерч-е управление.

2.Центр ответ-ти по расходам включает управление производством и управление технического обеспечения и ремонта.

3.Центр ответ-ти по прибыли включ.управл-е финансов и эконом-ки.

4.Центр ответ-ти по инвестициям включает управ-е технич-го развития и управление по работе с персоналом.

Организация бюджетирования по центрам ответственности предполагает выделение сегментов в управленческом учете.

С точки зрения Ги Мотэ де Нарбонна, сегмент деятельности – это информационная категория, в рамках кот. регулярно соизмеряются возмож-ти и фактич-я их реализация по дох-м, расх-м и результ-м, соответствующим аналитическим подразделениям (готовые изделия, зоны реализации, секторы покупателей).

В западной практике сегменты деятельности подразделяют на две категории:-внутренние;-внешние.

Внешние подразделяются на секторы покупателей, классы клиентов, заказы, географические зоны, каналы реализации.

Секторы покупателей – это типы покупателей в соответствии с их профессиональной принадлежностью по отраслям (металлургия, машиностроение, электроника и другие в зависимости от номенклатуры этой деятельности).

Классы клиентов определены с учетом ранжировки покуп-ей по объему покупок, численности и другим критериям.

Каналы реализации – продажа прямая, оптовая, розничным торговцам, ч/з торговые центры.

Сегментная отчетность – это отчетность, сформированная по отдельным сегментам бизнеса орган-ии, т. е. по центрам ответс-ти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.016 с.)