Специфические особенности социальных услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфические особенности социальных услуг



Социальная сфера охватывает такие отраслевые системы, как здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальное обслуживание и социальное обеспечение.

Схематически структура секторов науки и социальной сферы приведена на рис.8. Как видно из рисунка, из социальных отраслей сферы услуг выделяют отдельные отрасли: образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение и социальная защита населения, физическая культура и спорта также санитарно-курортное обслуживание. Экономическая деятельность социальных отраслей сферы услуг, осуществляется как по сектору бюджетных услуг, так и по сектору услуг, характеризует деятельность социальной сферы государства, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и отдельных хозяйствующих субъектов.


Рис. 8. Структуризация социальной сферы и науки


Сфера услуг характеризуются следующими общими признаками:

• предоставляют блага, в основном в форме услуг, предметом воздействия которых являются люди и возможности их повседневной жизнедеятельности;

• потребление предоставляемых благ имеет значительные внешние эффекты;

• деятельность этих отраслей является объектом систематического применения ценностных оценок.

Отрасли социальной сферы имеют своим непосредственным адресатом людей, их материальные, физические и духовные возможности. Здравоохранение занимается профилактикой и лечением заболеваний. Физическая культура и спорт служат укреплению здоровья людей, ими занимающихся, и получению эмоциональных переживаний зрителями спортивных состязаний. Образование обеспечивает освоение людьми знаний и умений. Деятельность организаций культуры и искусства и средств массовой информации доставляет людям эмоциональные переживания, эстетические впечатления, знания. Социальное обслуживание направлено на удовлетворение повседневных потребностей тех людей, которые нуждаются в посторонней помощи вследствие возраста, инвалидности, заболеваний, потери крова.

Отрасли социальной сферы характеризуются наличием четко выраженных внешних эффектов от потребления их благ теми, кому они непосредственно адресованы. Так, профилактика заболеваний и медицинская помощь заболевшим людям оказывают позитивное воздействие не только на тех, кто получает эти услуги, но и на других лиц, сокращая риск и масштабы заболеваемости населения. Всеобщая грамотность дает огромный эффект для функционирования всего общества и развития экономики. Культурная деятельность способствует распространению и освоению людьми социальных ценностей, консолидирующих общество. Социальное обеспечение и социальное обслуживание, предоставляя помощь беднейшим слоям общества, обеспечивают определенный уровень их удовлетворенности условиями жизни в данном обществе и снижают риск их антиобщественного поведения (участия в криминальной деятельности, в массовых беспорядках и т.п.) [47].

Основными предпосылками развития предпринимательства в социальной сфере являются:

§ правовая база, создающая возможности для занятия этим видом деятельности;

§ изменение отношений собственности, смещение акцента деятельности субъекта (предпринимателя) в сторону получения прибыли;

§ резкое сокращение финансовых средств, поступающих из бюджета в социальную сферу;

§ появление обеспеченных слоев населения, которые формируют платежеспособный спрос на ряд новых услуг в социальной сфере.

В социальной сфере предпринимательство развивается по следующим направлениям:

§ дополнительные услуги в рамках основной деятельности (например, создание компьютерных курсов в школе с целью обучения пользователей компьютеров, организация групп иностранных языков, использование спортивных сооружений в коммерческих целях);

§ услуги, связанные с основной деятельностью (например, университет продает изданные им пособия);

§ услуги, не связанные с основной деятельностью (сдача в аренду помещений и оборудования).

Для отраслей социальной сферы, так же как и производственной, любое мероприятие, требующее вложения средств, должно начинаться с разработки документа, называемого бизнес-планом [66].

5.2 Бизнес-планирование в здравоохранении

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Здравоохранение – это отрасль народного хозяйства непроизводственной сферы потребительского сектора.

В литературе можно встретить различные характеристики основных особенностей медицинских услуг. На наш взгляд, ключевыми особенностями медицинской услуги являются:

- неосязаемый характер;

- неразрывность предоставления и потребления;

- изменчивость качества;

- необъективность оценки качества;

- высокая степень участия государства;

- высокая социальная приоритетность;

- зависимость результата от потребителя;

- низкий уровень заменяемости услуги внутри вида деятельности;

- существенное влияние на жизнь и здоровье;

- неопределенность в возникновении потребности;

- непредсказуемость конечного результата;

- неопределенность цикла;

- наличие большого количества источников финансирования и заинтересованных сторон.

Управление здравоохранением от уровня учреждения здравоохранения до органа управления здравоохранением муниципального образования (территории) на единых подходах с использованием экономико-математических методов имеет принципиальное значение для создания интегрированных систем планирования населению медицинской помощи надлежащего качества и рационального использования имеющихся ресурсов.

Планирование медицинской помощи и лекарственного обеспечения должны производится «снизу вверх»: от планирования медицинской помощи в учреждении здравоохранения к планированию на уровне органа управления здравоохранением муниципального образования (территории) на основе медицинских стандартов, содержащих необходимый объем диагностических исследований, лечебных процедур, лекарственных средств и требований к результатам лечения и спроса населения на конкретные медицинские услуги.

Бизнес-план позволяет медицинской организации:

- обосновать развитие объекта на долгосрочный период и произвести оценку его будущих перспектив;

- моделировать деятельность организации на практически любой желаемый период времени;

- убедить потенциального инвестора в перспективности предпринимаемого дела его привлекательности и прибыльности;

- обосновать возможность предоставления кредита или займа и условия его возврата;

- убедить возможных спонсоров в благородстве своей идеи и необходимости оказания благотворительной помощи;

- вести на достаточно высоком уровне деловые переговоры с потенциальными партнерами;

- оценить возможные результаты реализации проекта и наметить конкретные меры по повышению эффективности своих действий;

- использовать бизнес – план как инструмент постоянного контроля в организации и управлении своим учреждением;

- создать или поддержать «имидж» своего учреждения как высоко – профессиональной и надежной организации, являясь своего рода деловой «визитной карточкой»;

- создать рекламу своего учреждения для привлечения потенциальных потребителей, партнеров, инвесторов, спонсоров;

- определить степень устойчивости своего учреждения в условиях конкуренции (в том числе «конкуренции» при определении и возможности финансирования через бюджеты);

- обрести большую уверенность в своих предпринимательских действиях;

- предусмотреть «подводные камни» в своей будущей деятельности и быть готовым к быстрой адаптации к изменяющейся рыночной ситуации;

- наиболее наглядно представить круг проблем, с которыми придется иметь дело – и в этом смысле бизнес – план является мощным инструментом поиска новых идей и самообучения. При подготовке бизнес-плана медицинского центра проводится анализ объема и структуры рынка платных медицинских услуг, в ходе которого используются материалы специализированных изданий, статистические сборники с данными о рынке медицинских услуг или проводятся собственные исследования. Также анализируются тенденции развития рынка платного медицинского обслуживания и рынков обязательного и добровольного медицинского страхования, ситуация на которых влияет на объем спроса на платные медицинские услуги.

В бизнес-плане должна содержаться информация об основных сегментах рынка платных медицинских услуг и типах медицинских организаций. В рамках анализа рынка также должна быть представлена информация о конкурентах, о существующих программах медицинского обслуживания и стоимости рассматриваемых медицинских услуг.

В бизнес-плане описывается концепция медицинского центра, который может представлять собой многопрофильную клинику или специализированное лечебное учреждение. Для оценки доходов при подготовке бизнес-плана проводится анализ спроса на платные медицинские услуги со стороны различных групп клиентов: частных клиентов, приобретающих полисы на обслуживание по одной из предлагаемых программ, корпоративных клиентах, оплачивающих медицинское обслуживание для своих сотрудников, а также клиентов, которые разово обращаются в коммерческие медицинские центры.

Оценка доходов проводится на основании информации о долях услуг, оказываемых обладателям полисов ДМС и разовым клиентам медицинского центра. Для анализа возможностей медицинского центра по привлечению клиентов используются результаты опросов, выявляющих факторы, влияющие на выбор медицинского учреждения для различных групп потребителей медицинских услуг.

В бизнес-план должно быть включено описание места осуществления проекта и преимуществ выбранного места с точки зрения создания медицинского центра. В бизнес-плане содержится информация о первоначальных затратах, в том числе расходах на строительство или аренду помещения для медицинского центра, а также расходах на приобретение и установку необходимого оборудования. В качестве текущих расходов рассматриваются заработная плата специалистов центра, расходы на покупку лекарственных препаратов и различных материалов, ремонт и замену оборудования, а также на оплату коммунальных услуг. В бизнес-плане медицинского центра содержится информация о документах, необходимых для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности. В расходах по проекту учитывается сумма лицензионного сбора и прочие затраты, которые требуется осуществить для сбора и подготовки необходимых документов.

В бизнес-плане должен быть описан график осуществления проекта, учитывающий время, необходимое для строительства и оборудования центра, а также для поиска квалифицированных сотрудников. В графике получения доходов учитывается постепенный рост числа клиентов медицинского центра.

В рамках финансового и экономического анализа проекта рассчитываются основные показатели эффективности проекта, а также должен быть представлен отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках для рассматриваемого проекта. Кроме того, в бизнес-план включается анализ рисков, в рамках которого анализируется изменение эффективности проекта при наступлении неблагоприятных изменений на рынке платных медицинских услуг или в случае отклонения параметров проекта от ожидаемых величин [5].

Особое внимание следует уделять бизнес-планированию в рамках реализации инновационной деятельности медицинской организации. Целесообразно выделить семь этапов бизнес-плана инновационных проектов в здравоохранении [57]:

1. Анализ спроса и предложения на рынке медицинских услуг

2. Анализ текущего состояния лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ)

3. Разработка и оценка сценариев реализации инновационного проекта

4. Проверка инновационного проекта

5. Организационно-техническое определение инновационного проекта

6. Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта

7. Формирование плана управления инновационным проектом.

Состав этапов и последовательность разработки бизнес-плана инновационных проектов показаны на рис.9.


   
 
 
 


Рис. 9.Структура бизнес-плана инновационных проектов в

здравоохранении

 

 
 

 

 


Рис. 9. Структура бизнес-плана инновационных проектов в

здравоохранении

(окончание)

 

Первым этапом в написании бизнес-плана инновационного проекта в региональном здравоохранении является анализ потребностей. Это поможет раскрыть вопросы актуальности и своевременности проведения проекта, поможет спрогнозировать коммерческий и социальный эффект от проекта, оценить потенциал инновационной идеи, как проект повлияет на показатели качества оказания медицинской помощи и/или на уровень заболеваемости населения региона.

В самом начале целесообразно собрать информацию о заболеваемости населения региона за несколько последних лет (3-5 лет), чтобы выявить динамическую тенденцию. Если речь идет об узкоспециализированных медицинских услугах, нужно сделать акцент именно на тех заболеваниях, которые данные медицинские услуги способны устранить. Если речь идет о детских медицинских учреждениях, необходимо собрать информацию о заболеваемости детей от 0 до 17 лет по классам заболеваний. Данные по заболеваемости публикуются на информационных ресурсах Федеральной службы государственной статистики, например, в ежегодных статистических сборниках «Россия в цифрах», где данные заболеваемости представлены в разрезе по регионам. Кроме того, медицинское учреждение может по запросу получить информацию в региональных медицинских информационно-аналитических центрах.

Характеристику заболеваемости населения региона в бизнес-плане инновационного проекта целесообразно представлять в графическом виде, сопровождая графики и диаграммы текстовым аналитическим текстом.

При разработке бизнес-плана необходимо учесть также стратегические приоритеты в сфере здравоохранения, федеральные и региональные. Необходимо проанализировать текущие программы и проекты страны и региона, выявить аспекты, касающиеся данного медицинского учреждения или заболеваний, на которых оно специализируется. На федеральном уровне приоритетные направления развития здравоохранения представлены в Национальном приоритетном проекте «Здоровье» и в «Концепции развития здравоохранения до 2020 года».

Для анализа потребностей населения региона в услугах медицинских учреждений целесообразно собрать данные о количестве ежегодно обслуженных или выписанных пациентов за последние несколько лет (3-5 лет), сформировать и проанализировать динамику, выявить закономерности. Также необходимо проанализировать мощности и возможности медицинских учреждений качественно и своевременно оказывать медицинские услуги. Например, если речь идет о стационарном медицинском учреждении, необходимо собрать данные и проанализировать коечный фонд всех аналогичных учреждений (конкурентов), а также количество выписанных больных по каждому медицинскому профилю. Все данные следует графически объединить в одну наглядную таблицу, отдельно выделить место исследуемого медицинского учреждения среди других в регионе, выявить долю рынка (в процентном выражении).

Для анализа предложения на региональном рынке медицинских услуг следует детально проанализировать показатели их работы. Для стационарных медицинских учреждений ежегодными показателями будут оборот койки, работа койки, средняя длительность лечения больного, число летальных случаев. Перечисленные показатели следует рассматривать по каждому отделению стационара отдельно.

Показатель оборот койки показывает среднее число больных, приходящееся на одну фактически развернутую койку. Чем больше показатель, тем больше скорость лечения больного, тем больше больных фактически было пролечено. Показатель работа койки показывает, сколько дней в году был загружен коечный фонд ЛПУ. Показатель средней длительности лечения больного характеризует срок нахождения больного в стационаре. В зависимости от заболевания, этот показатель может варьироваться от 3 до 75 дней.

В разделе 2 требуется дать оценку фактическому состоянию ЛПУ. необходимо указать сильные и слабые стороны ЛПУ с максимально возможной степенью объективности. Источниками информации являются годовые отчеты ЛПУ, отчеты о работе его структурных подразделений, другие данные. Целесообразно также использование данных интервьюирования и анкетирования руководящих работников и специалистов ЛПУ.

В результате выполненных работ по анализу системы управления ЛПУ должна быть получена следующая информация:

- полное название ЛПУ с указанием организационно-правовой формы

- дата создания и регистрации со ссылкой на соответствующие распорядительные документы

- сведения об учредителе и собственнике имущества ЛПУ

- цели создания ЛПУ

- имеющиеся лицензии и сроки их действия

- организационная структура ЛПУ

- источники финансирования ЛПУ

- основные виды деятельности

- коечный фонд ЛПУ

- профили и лечебные отделения ЛПУ, с указанием специализации на лечение конкретных заболеваний

- вспомогательные отделения ЛПУ

- распределение коечного фонда по отделениям ЛПУ

- численность и структура персонала ЛПУ

- достижения ЛПУ за последние годы

- направления перспективного развития ЛПУ

- другие необходимые данные

Распределение коечного фонда по отделениям ЛПУ целесообразно представить в табличной форме (табл. 8).

Формы аналитических таблиц по структуре персонала, использования оборудования ЛПУ, производительности оборудования и персонала ЛПУ приведены в табл. 9-11.


Таблица 8

Распределение коечного фонда по отделениям ЛПУ

Отделение Кол-во койко-мест Пролечено больных Средняя длительность лечения Работа койки Оборот койко-места
                             
  Терапевтическое                              
  Кардиологическое                              
  Эндокринологическое                              
  Гастроэнтерологическое                              
  Пульмонологическое                              
  Неврологическое                              
  Дерматовенерологическое                              
  Травматологическое                              
  Ортопедическое                              
  Ожоговое                              
  Хирургическое экстренное                              
  Хирургическое плановое                              
  Пластической хирургии                              
  Урологическое                              
  Отоларингологическое                              
  Челюстно-лицевой хирургии                              
  Нейрохирургии                              
  Эндохирургии                              
  Реанимации                              
  Интенсивной терапии                              
  Гинекологическое                              
ИТОГО                              

Таблица 9

Структура персонала по категориям

Категория персонала        
Кол-во Уд.вес Кол-во Уд.вес Кол-во Уд.вес Кол-во Уд.вес
Врачи                
СМП                
ММП                
Прочий персонал                
Всего                

Таблица 10

Использование оборудования ЛПУ по времени

Наименование медицинской услуги Эффективный фонд времени работы оборудования Норма времени на использование, мин. Плановое кол-во исследований Фактическое кол-во исследований Процент выполнения исследований
Эхография          
УЗИ органов брюшной полости          
УЗИ щитовидной железы          
Рентгенография костно-суставной системы          
Рентгенография легких          
Фиброгастродуоденоскопия          
Биохимические исследования          
другие          

Таблица 11

Показатели производительности оборудования и персонала ЛПУ

Вид оборудования Количество исследований
на один аппарат на одну должность
Ультразвуковое    
Рентгеновское    
Лабораторное    
Эндоскопическое    
другие    

Структуру расходов ЛПУ за ряд лет анализируемого периода целесообразно показать в табличной форме (табл. 12).

Таблица 12

Структура расходов ЛПУ

№   Статьи расходов      
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
  Оплата труда            
  Начисления на фонд оплаты труда            
  Медикаменты и перевязочные средства            
  Мягкий инвентарь            
  Продукты питания            
  Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования            
  Прочие расходные материалы и предметы снабжения            
  Капитальный ремонт            
  Оплата текущего ремонта зданий и сооружений            
  Оплата текущего ремонта оборудования            
  Оплата отопления и технологических служб            
  Оплата водоснабжения и потребления электроэнергии            
  Прочие коммунальные услуги            
  Оплата услуг связи            
  Прочие статьи расходов            
ИТОГО            
                 

Заключительный этап анализа текущего состояния – формирование перспективного видения ЛПУ. Видение должно соответствовать стратегической цели и отражать стратегически значимые направления развития. Такими направлениями могут быть: внедрение стационарозамещающих технологий, внедрение ресурсосберегающих технологий, развитие профилактических видов деятельности, развитие услуг восстановительного лечения, внедрение пациентоориентированных технологий и другое.

Результаты проведенного анализа текущей ситуации в ЛПУ целесообразно представить в табличной форме с выделением сильных и слабых сторон ЛПУ. С учетом анализа внешней и внутренней среды на данном этапе целесообразно указать ключевые компетенции ЛПУ.

Одним из важнейших этапов бизнес-плана инновационных проектов в здравоохранении является этап 3 «Разработка и оценка сценариев реализации инновационного проекта». Как правило, нет однозначного варианта реализации проекта, одного уникального сценария. Поэтому целесообразно сформировать максимально целесообразное количество сценариев

Следующим шагом необходимо провести экспертную оценку и сузить тем самым список сценариев реализации проекта до одного или нескольких наилучших. Для этого необходимо сформировать список критериев, по которым будет проводиться оценка. Количество критериев не лимитировано и может быть любым, однако для облегчения работы оно не должно превышать десяти.

Количественная оценка сценариев реализации инновационного проекта реструктуризации деятельности одного из стационаров Санкт-Петербурга приведена в табл.13.

 

Таблица 13

Количественная оценка сценариев реструктуризации стационара

Критерии оценки сценариев реализации проекта Весовой коэффициент критерия Варианты сценариев реструктуризации стационара
Вариант 1 – целевая реструктуризация Вариант 2 - активная реструктуризация Вариант 3 – радикальная реструктуризация
  Техническая сложность проекта 0,06      
  Зависимость от финансового обеспечения 0,07      
  Реальность возможности финансового обеспечения 0,08      
  Риск реализации 0,07      
  Сложность организации подготовительных работ 0,07      
  Сложность управляемости реализацией проекта 0,10      
  Обеспеченность реализации необходимыми площадями 0,05      
  Соответствие проекта законодательным и нормативным актам 0,09      
  Обеспечение кадровыми ресурсами 0,10      
  Общественная заинтересованность и рыночная потребность 0,09      
  Повышение оказания качества оказания услуг 0,09      
  Экологическая эффективность 0,05      
  Возможность привлечения частных инвестиций в проект 0,08      
Итого 1,00 4,37 4,61 4,53

Графа «весовой коэффициент критерия» показывает удельный весовой коэффициент каждого критерия, итоговая сумма которых должна равняться единице. Под каждым сценарием проставляются баллы по пятибалльной или десятибалльной шкале в соответствии с рассматриваемым критерием. Для получения итогового результата по каждому сценарию баллы перемножаются на весовые коэффициенты каждого критерия и суммируются. Наибольшие итоговые результаты помогут выбрать несколько лучших сценариев, по которым далее будут проводиться дополнительные расчеты.

Цель проверки инновационного проекта заключается в подтверждении реализуемости проекта с точки зрения рыночных условий, возможностей ЛПУ и факторов макроокружения. Значимыми разделами проверки является проверка степени новизны проекта и проверка соответствия нормативно-правовым актам.

Анализ степени новизны проекта должен включать:

- подтверждение отсутствия аналогичных проектов на территории региона

- указание ожидаемых нововведений при реализации проекта (характеристики, свидетельствующие об уникальности проекта)

- указание наличия свидетельств на регистрацию полезной модели, патентов и товарных знаков со ссылкой на соответствующие регистрационные документы

- соответствие приоритетам развития в области науки и техники РФ, в области потребительского сектора РФ, региональным приоритетам инновационного развития.

В ходе анализа правовых вопросов необходимо определить необходимость внесения изменений в существующие нормативно-правовые акты и перечень этих изменений.

Важнейшим этапам бизнес-плана инновационных проектов в здравоохранении является раздел 6 «Финансово-экономическое обоснование проекта».

Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта разрабатывается с целью подтвердить экономическую целесообразность его реализации. Обоснование проекта осуществляется для всех рассматриваемых сценариев и только по окончании его на основании оценки выгод от проекта выбирается один сценарий, в соответствии с которым составляется план управления проектом.

Этап 6 начинается с определения схемы финансирования инновационного проекта.

При определении объема первоначальных инвестиций учитываются все единовременные затраты.

Результаты расчета целесообразно представить в табличной форме. Целесообразно представить распределение инвестиционных вложений по годам графически. Для сравнения разных сценариев реализации проекта целесообразно представить структуру инвестиционных вложений.

Для проведения расчетов устанавливаются экономические допущения, в том числе налоговые допущения, макроэкономические допущения, финансовые допущения, допущения по займам, допущения по амортизации, инвестиционные допущения.

При прогнозе доходов необходимо учитывать прогноз спроса и возможности ЛПУ. Целесообразно осуществлять отдельно прогноз доходов, расходов и прибыли отдельно по каждому направлению деятельности ЛПУ. На основании проведенного прогноза необходимо провести расчет экономической эффективности проекта по каждому сценарию.

Анализ рисков целесообразно проводить в следующей последовательности:

- качественный анализ рисков, который заключается в выявлении рисковых ситуаций и их описании

- экспертная оценка рисков, основанная на выявлении опасности и вероятности рисковых ситуаций

- анализ чувствительности

При определении выгод от проекта целесообразно анализировать их отдельно для региона, населения, инвестора, медицинских работников. Ниже представлены выгоды от реализации инновационного проекта для города, населения, инвестора и сотрудников больницы.

Выгодами для региона могут быть:

- Открытие доступа к альтернативным частным источникам капитала

- Повышение имиджа города

- Улучшение материально-технической базы

- Снижение затрат на выплату пособий по уходу за ребенком

- Улучшение медико-демографических показателей

- Снижение уровня заболеваемости, смертности и инвалидности детского населения

- В долгосрочной перспективе снижение нагрузки на бюджет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.065 с.)