Пз 3. Тема «языковая норма. Классификация норм. Основные процессы в нормализации языковых явлений» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пз 3. Тема «языковая норма. Классификация норм. Основные процессы в нормализации языковых явлений»



 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие языковой нормы. Признаки языковой нормы

2. Содержание понятия «нормализация».

3. Виды норм. Диспозитивные нормы. Императивные нормы.

4. Причины изменения языковой нормы.

5. Варианты нормы и речевые ошибки.

6. Ортология как учебная дисциплина и раздел языкознания.

 

Практические задания

 

1. Исправьте ошибки. Укажите причину нарушения нормы.

1) Полковник танцевал с дочерью мензурку. 2) Есенин – белокудрый молодой человек, приехавший в город в фаянсовых сапожках. 3) Ведьма флигелем на ветру мигом повернулась. 4) Он вопросительно поднял бровь. Мики подумала, что, наверное, в юности он специально разучивал этот жест перед зеркалом. 5) Необходимо указать на положительные и отрицательные дефекты Обломова.

 

2. Прочитайте фрагмент стихотворения В. Маяковского «Маруся отравилась». Как вы думаете, зачем монтер Ваня превратился в электротехника Жана?

Он был

монтером Ваней,

но …

в духе парижан,

себе присвоил званье:

«электротехник Жан».

 

3. Исправьте морфологические ошибки в предложениях, взятых из сочинений школьников

1) Петруша предстает пере нами недорослью. 2) Улицы Петербурга поражают своей зловонией. 3) Тихон не может защищать жену от нападков Кабанихи, которая то и дело подстрекакет его на негативное отношение к Катерине. 4) Наташа попросила снять с подводов вещи, которые были ее при данными, и погрузить туда раненых. 5) Ленский назначил Онегину дуэль и был убит на нем!

 

4. Вставьте пропущенные буквы (где необходимо).

1. К завтраку был… подан… кофе с молоком. 2. Покупатель попросил дать ему примерить прав… туфл…. 3. Читальн… зал… библиотеки хорошо проветривается. 4. Крыша сарая покрыта тол…. 5. В магазине продается яблочн… повидл…. 6. На лицо женщины был… накинут… траурн… вуаль. 7. Стрелочник вовремя заметил, что лопнул… лев… рельс…. 8. Кому приятно, чтобы ему наступили на любим… мозоль?

 

5. Исправьте предложения, объясните ошибки

1. Ученик был способный к математике. 2 У мальчика появились более худшие привычки. 3. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 4. Комната низкая для такой мебели. 5. Партия была отложена в более лучшем положении для белых.

 

6. Исправьте предложения, объясните ошибки

1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 2. Библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 3. Успеваемость составляет 96,5 процентов. 4. Город находится в полутораста километров от областного центра.

 

7. Исправьте предложения, объясните ошибки

1. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 2. Сзади его шла нагруженная вещами телега. 3. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 4. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 5. Больной попросила сестру налить себе воды. 6. Выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого.

 

8. Найдите в текстах нарушение литературных норм, объясните их, составьте свои исправленные варианты.

В магазине продается множество видов чулок, носок, туфлей, сапогов, сандалей, тапок.

Поступили в продажу две новых моделей мониторов и три новых компьютера.

Фирма продает текстильную застежку («липучку»), ленты, шнуры, тесьмы…

 

9. Исправьте нарушения стилистических норм. Объясните их.

1) Руководство управления сразу же уцепилось за ценное предложение. 2) Уборку ячменя завалили. 3) Ниже своих возможностей сработали строительные организации. 4) Чтобы вооружиться неопровержимыми фактами прихватили с собой фотокорреспондента.

ПЗ 4. Тема «Специализация словообразовательных средств»

 

Практические задания

1. От глаголов образуйте существительные со значением «лицо, производящее действие»

создать – создатель, ездить - …, есть - …, жертвовать - …, застроить - …, заступаться - …

инвестировать - …, купаться - …, паниковать - …, платить - …, поставлять - …, производить - …, рационализировать - …, разносить - …, симулировать - …, спасать - …

трудиться - …, читать - …, шалить - …, экзаменовать - …

 

2. К существительным мужского рода подберите соответствующие существительные женского рода. В каких случаях этого сделать невозможно? Почему?

врач - …, генерал - …, детективист - …, думец - …, инициатор - …, кассир - …, критик - …, литератор - …, националист - …, оппозиционер - …, поэт - …, циркач - …, шовиниста - …

 

3. Выделите вторую основу приводимых сложных существительных. Образуйте с ней новые слова

сталевар, литературовед, экскурсовод, лесовоз, винодел, ледокол, землемер, газопровод, орденоносец

Литература

1. Современный русский литературный язык: учебник /В.Г. Костомаров, В.И. Максимов. - М.: Издательство Юрайт, 2010. - (Университеты России).

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / Максимова В.И, Голубева А.В. - М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.

3. Николина Н.А. Словообразование современного русского языка: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.009 с.)