Пз 1. Тема «особенности социологического изучения языка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пз 1. Тема «особенности социологического изучения языка»



 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие современного русского языка. Взгляды на хронологические рамки.

2. Социолингвистическое изучение языка: специфика, принципы, методы и приёмы.

3. Экстралингвистические факторы, влияющие на функционирование современного русского языка.

 

Практические задания

 

1. Прочитайте два текста. Определите, в каком из них реализуется собственно лингвистический подход к изучению языка, а в каком – социолингвистический. Ответ аргументируйте.

 

Текст 1.

Самое заметное из изменений, происходящих в языке, - это появление новых слов и – чуть менее яркое – появление новых значений. Новое слово попробуй не заметить! Об него, как я уже говорил, сразу спотыкается взгляд, оно просто мешает понимать текст и требует объяснений, и вместе с тем в новых словах часто скрыта какая-то особая привлекательность, обаяние чего-то тайного, чужого. А вот откуда в языке появляются новые слова и новые значения?

Как-то принято считать, что русский язык, если ему не хватает какого-то важного слова, просто одалживает его у другого языка, прежде всего у английского. Ну, например, в области компьютеров и интернета, казалось бы, только так и происходит. Слова компьютер, монитор, принтер, процессор, сайт, блог и многие другие заимствованы из английского. Однако это – заблуждение, точнее говоря, дело обстоит не совсем так или, по крайней мере, не всегда так. Это можно показать на примере своего рода IT-зверинца. Названия трёх животных – мышь, собачка и хомяк – приобрели новые «компьютерные» значения, причм совершенно разными путями (М. Кронгауз).

Текст 2.

В разные исторические периоды (общеславянский, восточнославянский, собственно русский) в исконный русский язык проникали слова из других языков. Это было обусловлено тем, что русский народ вступал в экономические, культурные, политические связи с другими народами, отражал военные нападения, заключал военные союзы и т.д. Однако в целом, по мнению, исследователей, языковые заимствования в русской лексике составляют сравнительно небольшой процент.

Могут быть выделены два типа заимствований: 1) из славянских языков (т.е. родственные) и 2) из неславянских языков. К первому типу относятся заимствования из старославянского языка, а также других славянских языков (например, украинского, белорусского, польского, болгарского, чешского и т.д.). ко второму типу принадлежат заимствования из греческого, латинского, а также тюркские, иранские, скандинавские, западноевропейские (романские, германские и др.), кроме того, многочисленные, постоянно пополняемые заимствования из языков народов всех республик бывшего Советского Союза (М.И. Фомина)

 

2. Заполните таблицу «Экстралингвистические факторы, влияющие на изменения в языке»

3. Проиллюстрируйте с помощью конкретных примеров влияние экстралингвистических факторов на современную речь.

 

Литература:

1.Современный русский литературный язык: учебник /В.Г. Костомаров, В.И. Максимов. - М.: Издательство Юрайт, 2010. - (Университеты России).

5. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / Максимова В.И, Голубева А.В. - М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.

6. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие www.hi-edu.ru

7. Электронная энциклопедия «Кругосвет» www.krugosvet.ru

 

ПЗ 2. Тема «Понятие вариантности языкового знака. Классификация вариантов»

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие вариантности, ее причины.

2. Классификация вариантов (варианты слова, формы слова, словообразовательные, синтаксические, полные/неполные).

3. Различия вариантов по стилистической окраске

4. Вариантность и норма

5. Типы вариантов по отношению к норме (нормативные (равноправные/неравноправные)/ненормативные.

6. Ортология как наука о правильности речи.

7. Синонимия и вариантность.

 

Практические задания

 

1. Выпишите из произведений 18 и 19 вв. устаревшие варианты. Укажите нормы, которые подверглись изменениям.

2. Можно ли определить как варианты одного и того же слова следующие колебания

косит траву – косит на один глаз;

заточит карандаш – заточит в темницу

осветит проблему – осветит комнату

 

3. Определите разницу в произношении приведенных слов. Являются ли они вариантами?

кр[э]стный - кр[о]стный

ист[э]кший - ист[о]кший

оглаш[э]нный - оглаш[о]нный

кала[чн]ый - кала[шн]ый

серде[чн]ый - серде[шн]ый

шапо[чн] - шапо[шн]ый

 

4. Какими особенностями произношения (современное литературное, устаревшее, диалектное и просторечное) можно объяснить варианты?

Сне[х] выпал.

По лес[н,]ице, коне[шн]о, ле[х]че спу[с,]ти[ца].

Не покупаю[т,] [х]рукты.

Ж[ы]ндарм остановилс[а].

Вдру[х] заболел гр[ы]ппом.

 

5. Действие какого закона отражают следующие пары вариантов?

бивуак – бивак, явственен – явствен, чтобы – чтоб, сто граммов – сто грамм, валериана – валерьяна, гас – гаснул.

 

6. Расставьте ударение в выделенных словах. Определите, является ли данный вариант устаревшим. Приведите его современный аналог.

В парчу и жемчуг убрана Ждала она гостя (М.Ю.Лермонтов). Обычай – деспот меж людей (А.С.Пушкин). Брызги на шее как жемчуг горят (М.Ю.Лермонтов). Московские граждане! Вам кланяться царевич приказал (А.С.Пушкин). Ура! В Россию скачет кочующий деспот (А.С.Пушкин). Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся, Зевая за перо взялся… (А.С.Пушкин). Он поскорей звонит. Вбегает К нему слуга француз Гильо… (А.С.Пушкин).

 

7. Найдите морфологические и синтаксические варианты, устаревшие с современной точки зрения.

Утратить жизнь – и с нею честь, друзей с собой на плаху весть (А.С.Пушкин). Болит от морозу лоб (Н.В.Гоголь). Что там за домы? (И.А.Крылов). Огни свеч расширили комнату (М.Горький). Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца (А.С.Пушкин). Райский ничего не написал к Козлову (И.Н.Гончаров). Французы атаковали батарею и, увидев Кутузова, выстрелили по нём (Л.Н.Толстой). Живёт наперекор страстей (М.Ю.Лермонтов). И я радуюсь жизнью и больше почти ничего не делаю (Л.Н.Толстой).

 

8. Укажите диалектные и просторечные орфоэпические варианты слов

дерма(н)тин, гололедица, дети, тюрьма, реализм

 

9. Прочитайте отрывок из романа Т. Устиновой «Пороки и их поклонники». На какую орфоэпическую ошибку обращает внимание автор?

- Владимир Петрович, - взмолился Гаврила Романович, - дорогой вы мой! Что же нам делать? Если они облюбовали квартиру для своих … ритуалов, мы пропали! Начнется воровство, бандитизьм, - он так и сказал, с ударением на «изьм», - наркотики, боже избави! Это она их привела! Еще покойницу не схоронили, как она уже привела секту! Конечно, квартира теперь свободна! Что хочешь, то и делай! А она одна осталась – ни тормозов, ничего!

Как вы думаете, какого возраста Гаврила Романович? Встречается ли такая ошибка в речи молодежи?

 

10. Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных. У каких возможны варианты?

баклажан, рельс, яблоко, сапоги, баржа, басня, басня, полотенце, блюдце, свеча

 

11. Определите характер различия в парах слов (стилистическое, семантическое, диалектное, специальное, устаревшее).

карьер – карьера

кед – кеда

компонент – компонента

зал – зала

георгин – георгина

гранат – граната

 

Литература:

1.Современный русский литературный язык: учебник /В.Г. Костомаров, В.И. Максимов. - М.: Издательство Юрайт, 2010. - (Университеты России).

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / Максимова В.И, Голубева А.В. - М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.

3. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие www.hi-edu.ru

4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Ок. 25 000 ед.- М.: ООО «Из-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2004

5. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – (Высшее образование).

6. Глазунова О.И. Русский язык и культура речи: учебник - М.: КНОРУС, 2012.

7. Сборник упражнений по русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Каленчук М.Л., Касаткина Л.Л. - М.: «Академия», 2005. – 304 с.

8. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех www.gramota.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.014 с.)