Магия и мифология неолитических земледельцев 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Магия и мифология неолитических земледельцев



 

Люди неолита практиковали магию. Земледельческая магия несколько отличается от охотничьей. Благополучие и сама жизнь крестьянина зависят от плодородия почвы. Земля видится ему богиней-матерью. Заклинания и обряды должны поддерживать ее женскую плодовитость. Земледельческий обиход невозможен без сезонных ритуалов, открывающих полевые работы и знаменующих сбор урожая. Великие богини-матери щедры и чадолюбивы, но требуют страстного поклонения. Поэтому в их культах немало эротических моментов.

В земледельческом культе важны и мужские персонажи. Умирающий и воскресающий бог может оказаться во вражде с демоном или разгневать богиню-мать, вследствие чего он погибает. На помощь ему приходят сестра, мать, жена. Они отыскивают его в подземном царстве и выводят наверх, на свет солнца. Иногда воскресший должен оставаться в темноте и, как египетский Осирис, стать властителем загробного царства. Ритуал, разыгрывающий гибель и воскрешение божественного героя, приурочен к смене хозяйственных сезонов и соответствует ритму жизни земледельческих сообществ.

Можно выделить две особенности в развитии религиозных представлений земледельцев: сонм духов и божков упорядочивается, превращается в пантеон (относительно ограниченный круг божественных персонажей, объединенных, как правило, узами родства), а сверхъестественные существа приобретают человеческий облик (ант-

 

 

ропоморфизируются). На смену культу животных предков-тотемов и звероподобных демонов приходит религия божественных героев и покровителей различных занятий — политеизм. Появляются «специализированные» божества — покровители войны, торговли, скотоводства, брака и т.д.

Сначала человекоподобные существа наделяются пугающим обликом, свирепым нравом или анатомической и физиологической избыточностью. Первочеловек из китайских преданий Пань-гу заполняет расстояние от Земли до Неба. Когда хаос обуздывает-ся, то первочеловек разбирается как строительный материал. Его индийский аналог Пуруша тысячеглав, тысяченог, он покрывает всю землю и еще возвышается над ней на десять пальцев.

Боги, совершая жертвоприношение, приносили Пурушу в жертву... От него, принесенного в жертву, возникли Саманы1, Стихотворные размеры возникли от него,

От него возникли лошади и другие животные с верхними и нижними зубами.

Коровы возникли от него, от него возникли козы и овцы.

Когда разделили Пурушу, на сколько частей он был разделен?

Брахманом3 стали его уста, руки — кшатрием2,

Его бедра стали вайшьей2, из ног возник шудра2.

Луна родилась из мысли, из глаз возникло Солнце.

Из уст — Индра3 и Агни3, из дыхания возник ветер.

Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо.

Из ног — земля, страны света — из слуха.

Паньгу «используется» столь же всесторонне; из дыхания творятся ветер, облака, из голоса—гром, из левого глаза — Солнце, из правого -Луна, из крови - реки, из жил и вен - дороги, из мяса - почва на полях, из волос — созвездия, из растительности на теле —деревья и травы, из зубов и костей — золото и каменья, из костного мозга — жемчуг и нефрит, из пота - дождь и роса; паразиты же Паньгу превратились в людей.

Первосущество скандинавских мифов Имир отдал свою плоть для земли, кровь-для моря, кости - для гор, череп - для неба, во-

_________________

1 Гимны.

2 Индийские касты. 3 Индийские боги.

 

 

лосы - для леса, а из ресниц Имира построили обиталище людей

Мидгард.

Постепенно божественные персонажи становились более привлекательными, соразмерными человеку. Повествования о божественных существах соединялись в мифологические циклы.

Сначала мифы — это короткие рассказы о деяниях предков и происхождении вещей. Отдельные рассказы складываются в систему жизненных представлений народа. Ученые-мифологоведы разделили мифы на космогонические — о происхождении Космоса из хаоса, антропогонические — о сотворении человека, эсхатологические — о конце света, этиологические — о происхождении разных вещей и явлений.

Миф заменяет первобытному человеку искусство и науку, он дает полное знание обо всем, что требуется знать взрослому человеку. Первобытный миф обходится без помощи письменности, поэтому он несет в себе способы передачи знаний, опирающиеся на слово и память. Коллективный опыт первобытности хранится в памяти людей, поэтому он нуждается в постоянном воспроизведении и заучивании. Миф не просто сообщает массу полезных и нужных вещей, он волнует, развлекает, эмоционально включает человека в события, о которых повествует и которые необходимо запомнить. Исполнение мифа чем-то сродни гипнотическому сеансу: произнесение слов неотделимо от импровизации, сопровождается пением, пантомимой, танцем. Слушатели полностью сопереживают рассказчику.

Первобытное сознание создает свои символы не в спокойной обстановке, но в состоянии напряжения. Первобытные мифы быстро поднимаются на опаре первобытных эмоций. И это для маги-ко-мифологического сознания не побочно, это его суть. Первобытная картина мира представляет все природные явления результатом чьих-то действий. Каждый человек может вызвать ужасный катаклизм по неведению или по злому умыслу. Ведь природа состоит не из причин и следствий, но из персонажей, с которыми люди находятся в свойстве. Даже после смерти человек не перестает с ними общаться. Мертвые остаются в компании людей и духов как покровители, вампиры, оборотни, демоны.

Мифология — мировоззрение общества непосредственного общения. Там, где опыт ограничен личными контактами, а цель — выживание родственного коллектива, все одушевлено и наделяет-

 

 

ся человеческими стремлениями. Различия между социальным и природным воспринимаются слабо, и весь мир — большая община родичей и соседей.

Психологическое значение первобытной эпохи заключается в том, что она заложила основы человеческой культуры; социальная организация, язык, кровно-родственные отношения, ритуалы, искусство, научные знания, экономика остаются с человечеством навсегда, составляя глубинную суть его существования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое культурогенез?

2. Что такое археологическая культура?

3. Как можно охарактеризовать антропогенез?

4. В чем заключается равновесие между природной и искусственной сторонами человеческого бытия?

5. Какова роль верхнего палеолита?

6. Что можно отнести к первоэлементам культуры?

7. Что такое палеолитические изображения?

8. Как можно охарактеризовать тотемизм?

9. Как можно охарактеризовать проблему возникновения языка в позднем палеолите?

10. Каковы особенности развития религиозных представлений земледельцев неолита?

11. Что такое мифология?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1.978.

2.. Бунак В. В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе // Ископаемые гоминиды и происхождение человека. М-., 1966.

3. Гелен А. О систематике антропологии. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 4. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М., 1970. 5. Никольский В.К. Очерки первобытной культуры. М.; Пг., 1924. 6. Поршнев Б.Ф. О начале человеческое истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974. 7. Рогинский Я.Я., Левин MS. Антропология. М., 1963.

8. Фрейденберг ОМ. Поэтика сюжета и жанра (период античной литературы). М., 1936.

9. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986.

10. Элькин А. Коренное население Австралии. Мм 1952.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.003 с.)