Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Магия и мифология неолитических земледельцев
Люди неолита практиковали магию. Земледельческая магия несколько отличается от охотничьей. Благополучие и сама жизнь крестьянина зависят от плодородия почвы. Земля видится ему богиней-матерью. Заклинания и обряды должны поддерживать ее женскую плодовитость. Земледельческий обиход невозможен без сезонных ритуалов, открывающих полевые работы и знаменующих сбор урожая. Великие богини-матери щедры и чадолюбивы, но требуют страстного поклонения. Поэтому в их культах немало эротических моментов. В земледельческом культе важны и мужские персонажи. Умирающий и воскресающий бог может оказаться во вражде с демоном или разгневать богиню-мать, вследствие чего он погибает. На помощь ему приходят сестра, мать, жена. Они отыскивают его в подземном царстве и выводят наверх, на свет солнца. Иногда воскресший должен оставаться в темноте и, как египетский Осирис, стать властителем загробного царства. Ритуал, разыгрывающий гибель и воскрешение божественного героя, приурочен к смене хозяйственных сезонов и соответствует ритму жизни земледельческих сообществ. Можно выделить две особенности в развитии религиозных представлений земледельцев: сонм духов и божков упорядочивается, превращается в пантеон (относительно ограниченный круг божественных персонажей, объединенных, как правило, узами родства), а сверхъестественные существа приобретают человеческий облик (ант-
ропоморфизируются). На смену культу животных предков-тотемов и звероподобных демонов приходит религия божественных героев и покровителей различных занятий — политеизм. Появляются «специализированные» божества — покровители войны, торговли, скотоводства, брака и т.д. Сначала человекоподобные существа наделяются пугающим обликом, свирепым нравом или анатомической и физиологической избыточностью. Первочеловек из китайских преданий Пань-гу заполняет расстояние от Земли до Неба. Когда хаос обуздывает-ся, то первочеловек разбирается как строительный материал. Его индийский аналог Пуруша тысячеглав, тысяченог, он покрывает всю землю и еще возвышается над ней на десять пальцев. Боги, совершая жертвоприношение, приносили Пурушу в жертву... От него, принесенного в жертву, возникли Саманы1, Стихотворные размеры возникли от него, От него возникли лошади и другие животные с верхними и нижними зубами. Коровы возникли от него, от него возникли козы и овцы. Когда разделили Пурушу, на сколько частей он был разделен? Брахманом3 стали его уста, руки — кшатрием2, Его бедра стали вайшьей2, из ног возник шудра2. Луна родилась из мысли, из глаз возникло Солнце. Из уст — Индра3 и Агни3, из дыхания возник ветер. Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо. Из ног — земля, страны света — из слуха. Паньгу «используется» столь же всесторонне; из дыхания творятся ветер, облака, из голоса—гром, из левого глаза — Солнце, из правого -Луна, из крови - реки, из жил и вен - дороги, из мяса - почва на полях, из волос — созвездия, из растительности на теле —деревья и травы, из зубов и костей — золото и каменья, из костного мозга — жемчуг и нефрит, из пота - дождь и роса; паразиты же Паньгу превратились в людей. Первосущество скандинавских мифов Имир отдал свою плоть для земли, кровь-для моря, кости - для гор, череп - для неба, во- _________________ 1 Гимны. 2 Индийские касты. 3 Индийские боги.
лосы - для леса, а из ресниц Имира построили обиталище людей Мидгард. Постепенно божественные персонажи становились более привлекательными, соразмерными человеку. Повествования о божественных существах соединялись в мифологические циклы. Сначала мифы — это короткие рассказы о деяниях предков и происхождении вещей. Отдельные рассказы складываются в систему жизненных представлений народа. Ученые-мифологоведы разделили мифы на космогонические — о происхождении Космоса из хаоса, антропогонические — о сотворении человека, эсхатологические — о конце света, этиологические — о происхождении разных вещей и явлений. Миф заменяет первобытному человеку искусство и науку, он дает полное знание обо всем, что требуется знать взрослому человеку. Первобытный миф обходится без помощи письменности, поэтому он несет в себе способы передачи знаний, опирающиеся на слово и память. Коллективный опыт первобытности хранится в памяти людей, поэтому он нуждается в постоянном воспроизведении и заучивании. Миф не просто сообщает массу полезных и нужных вещей, он волнует, развлекает, эмоционально включает человека в события, о которых повествует и которые необходимо запомнить. Исполнение мифа чем-то сродни гипнотическому сеансу: произнесение слов неотделимо от импровизации, сопровождается пением, пантомимой, танцем. Слушатели полностью сопереживают рассказчику. Первобытное сознание создает свои символы не в спокойной обстановке, но в состоянии напряжения. Первобытные мифы быстро поднимаются на опаре первобытных эмоций. И это для маги-ко-мифологического сознания не побочно, это его суть. Первобытная картина мира представляет все природные явления результатом чьих-то действий. Каждый человек может вызвать ужасный катаклизм по неведению или по злому умыслу. Ведь природа состоит не из причин и следствий, но из персонажей, с которыми люди находятся в свойстве. Даже после смерти человек не перестает с ними общаться. Мертвые остаются в компании людей и духов как покровители, вампиры, оборотни, демоны. Мифология — мировоззрение общества непосредственного общения. Там, где опыт ограничен личными контактами, а цель — выживание родственного коллектива, все одушевлено и наделяет-
ся человеческими стремлениями. Различия между социальным и природным воспринимаются слабо, и весь мир — большая община родичей и соседей. Психологическое значение первобытной эпохи заключается в том, что она заложила основы человеческой культуры; социальная организация, язык, кровно-родственные отношения, ритуалы, искусство, научные знания, экономика остаются с человечеством навсегда, составляя глубинную суть его существования. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое культурогенез? 2. Что такое археологическая культура? 3. Как можно охарактеризовать антропогенез? 4. В чем заключается равновесие между природной и искусственной сторонами человеческого бытия? 5. Какова роль верхнего палеолита? 6. Что можно отнести к первоэлементам культуры? 7. Что такое палеолитические изображения? 8. Как можно охарактеризовать тотемизм? 9. Как можно охарактеризовать проблему возникновения языка в позднем палеолите? 10. Каковы особенности развития религиозных представлений земледельцев неолита? 11. Что такое мифология? БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1.978. 2.. Бунак В. В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе // Ископаемые гоминиды и происхождение человека. М-., 1966. 3. Гелен А. О систематике антропологии. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 4. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М., 1970. 5. Никольский В.К. Очерки первобытной культуры. М.; Пг., 1924. 6. Поршнев Б.Ф. О начале человеческое истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974. 7. Рогинский Я.Я., Левин MS. Антропология. М., 1963. 8. Фрейденберг ОМ. Поэтика сюжета и жанра (период античной литературы). М., 1936. 9. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986. 10. Элькин А. Коренное население Австралии. Мм 1952.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.003 с.) |