Культурология, философия культуры, история культуры, культурантропология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурология, философия культуры, история культуры, культурантропология



 

И все же анализ показывает, что объединяющее, движущее начало в становлении культурологии надо искать в богатых традициях европейской истории философии. Это позволяет рассматривать в качестве элемента культурологии как системы знания историческое развитие представлений о культуре — от античных до современных культурологических теорий, концепций, которые можно представить и как относительно самостоятельные направления философской мысли.

При этом культурология опирается на достижения конкретных наук, «эмпирических доноров», этнологии, психологии, лингвистики и т.д. и благодаря этому обретает собственный предмет исследования. Несомненно, культуролог прежде всего имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества, например музыка, произведения живописи), но его задача — идти дальше, к усвоению духа культуры (менталитета, культурной парадигмы), независимо оттого, какой теоретической позиции он придерживается. В данном случае обнаруживается второй, коммуникативный, слой культуры, это уровень общения, институтов образования и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее архетип — структура культуротворче-ской деятельности. Разные исследователи идентифицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации и способом сакрализации, принятой системой символики и т.п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска — целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения Эго и развития культурной традиции в духовном пространстве этноса.

 

 

Сказанное позволяет охарактеризовать взаимодействие элементов культурологии как системы знания. Прежде всего нужно отметить, что культурология, выделяясь из философии и опираясь на до-cmижения конкретных наук, сохраняла потребность в обосновании собственных методов и областей познания, что и брала на себя философия культуры. Как бы ни рассматривалась сама философия (сциентистеки или мировоззренчески), философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки природы культуры.

Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное) с опорой на определенный материал. Таким образом, в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты перенесены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, основанных на антропологической и исторической фактологии, а философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Этот подход характерен и для истории культуры. Ее факты и ценности дают материал Для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития. Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая и прошлое, и настоящее. Процессы культурно-исторического развития интересуют данную науку в той мере, в какой это позволяет понять и объяснить современную культуру.

Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Для культуролога принципиально важно понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные и личностные формы. Историче-

 

 

ское развитие представлений о культуре само по себе не «подводит» к культурологии, это делает культурантропология.

Представленная системность культурологического знания находит свое выражение и в теоретическом рассмотрении культурологии как учебной дисциплины. Исходя из государственных стандартов культурологической подготовки студентов и конкретизирующих их квалификационных характеристик и профессиональных программ, обучение необходимо нацеливать на изучение понятий теории культуры, ознакомление с основными направлениями, школами и теориями в мировой и отечественной культурологии, знание основных закономерностей развития мировой и отечественной цивилизации.

Принципы культурологической подготовки

Как таковые они должны иметь адекватный механизм своей реализации, который формируется на основе анализа практики преподавания культурологических дисциплин в вузах России, а также требований государственного образовательного стандарта по культурологии. Обобщение этих материалов обусловливает целесообразность выделения двух блоков культурологии как учебной дисциплины.

1.Теоретический. В ходе его освоения студенты должны получить представления об основах теории культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культурологии), а также о главных школах, направлениях, концепциях в культурологии. К ним следует отнести культурантропологию, философию культуры, символическую, игровую, психологическую концепции культуры, теорию архетипов культуры, структурализм, концепцию «локальных цивилизаций», социологию культуры, постмодернизм.

2. Исторический (генезис и исторические этапы развития культуры). Он включает два раздела: история мировой культуры и история культуры России.

Европейская классическая гуманитарная образованность основана на принципиально личностном производстве культуры. В этом плане преподавание культурологии должно иметь своей тактической целью воссоздание неких «образов» культуры (архетипов) каждой исторической эпохи как единого целого, где концентрируется, вызревает и реализуется новый этап развития твор-

 

 

чески х сил человека, его обогащение как личности. В связи с этим необходимо изучать материал, наиболее полно характеризующий творческую ценность человека, уделять главное внимание явлениям, ценностям, достижениям во всех сферах жизнедеятельности. Наиболее перспективным представляется обращение к художественной культуре. Это обусловлено тем, что здесь наиболее полно, «чисто» и ярко проявляются творческие силы человека. Кроме того, искусство отражает культурно-историческую ситуацию в целом (обладает полнотой содержания) и реализует помимо познавательной и гедонистическую функцию. Такая ориентация изучения культурологии не требует специальной философской подготовки и опирается на элементарные знания, фрагментарно сформированные средствами массовой информации, а также на образно-поэтический опыт детских впечатлений. Использование этих опорных знаний вызывает эмоциональный интерес и по-требность в более глубоком постижении проблемы.

Опора на художественную культуру открывает возможности формирования нравственности через выделение и яркое воплощение универсальных проблем, имеющих непосредственное отношение к каждому человеку: смысл жизни и счастье, добро и зло, любовь и ненависть, честь и достоинство, совесть, вина и ответственность и т.п. Эти проблемы являются вечными на любом этапе истории и для каждого человека.

В качестве базового курса, образующего «становой хребет» культурологической подготовки, выступает курс теории культуры, основанный на представлении о культурологии как научной дисциплине, предметом которой является генезис, развитие и функционирование культуры как специфически человеческого спосо^ ба жизнедеятельности. Именно в рамках этого курса, который, по нашему мнению, не только не исключает, но, наоборот, предполагает историю отечественной и мировой культуры, возможна реализация требований, заложенных в государственных стандартах и квалификационных характеристиках.

В то же время многозначность и сложность понятия «культура», включающего в себя становление человека как субъекта творческой деятельности, исторически конкретные формы этой деятельности в рамках этносов, эпох и формаций, достижения человечества в различных конкретных сферах общественной жизни—экономике и политике, науке и технике, праве и морали, искусстве и религии — все

 

это ставит перед преподавателем проблему отбора материала, системности его изложения и анализа. Исходя из того, что культурологическая подготовка должна служить естественным введением в проблематику экономических, социально-политических и философских наук, следует, по-видимому, в центр внимания курса «Теория и история культуры» поместить раскрытие закономерностей становления культурно-творческих характеристик личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически конкретном обществе, а также акцентировать внимание аудитории на духовном творчестве человека в области экономики, политики и науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.007 с.)