Цивилизационное единство верхнего палеолита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цивилизационное единство верхнего палеолита



 

Неполнота археолого-антропологических данных способствовала появлению большого количества литературы, сконцентрированной на мировоззренческих вопросах начала культуры и общества. Описанию верхнепалеолитического человечества в ней отводится второстепенная роль, а между тем историко-культурная реконструкция эпохи могла бы повлиять на ход дискуссий. Изучение доисторической ойкумены свидетельствует не только о распределении древнейших сообществ в пространстве и времени, но косвенно и о характере и силе связующих их нитей.

Сложилось представление о локальности раннего историче--ского процесса, который был связан с двумя первичными очагами антропогенеза и расообразования, восходящими к нижнему палеолиту. Гипотеза децентризма2, сменившая гипотезу широкого моноцентризма3, помещает человечество в двух локусах: афро-европейском и азиатском. Между двумя первичными очагами поддерживаются контакты, а внутри них формируются культурно-территориальные провинции со своим расовым, технологическим, хозяйственным типом. В позднем палеолите у обитателей приледниковой Европы (так называемый кроманьонский человек) выражены черты европеоидной расы, в южном Средиземноморье — негроидной, на Востоке ойкумены — монголоидной. Следует сказать и о едином хозяйственно-культурном типе с устойчивыми локальными особенностями, которые обеспечат своеобразие исторических цивилизаций.

Нет сомнений, что такие атрибуты Homo sapiens, возникшие в позднем палеолите, как язык, верования, изобразительная и плас-

_____________________________

1 Брейль А. Запад - родина великого наскального искусства // Первобытное искусство. Новосибирск, 1971.

2 См.: Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1978.

3 См.: РогимскийЯ.Я., Левым М.Г. Антропология. ML, 1963.

 

 

тическая образность, графический символизм, выводимы из типа ископаемой цивилизации, способа жизни людей.

Мы неоднократно упоминали «революцию», «переворот», «скачок» применительно к данному этапу первобытности, но надо помнить, что это - отрезок истории продолжительностью 20— 30 тыс. лет. В течение этого времени у обитателей приледниковой зоны обнаруживается преемственность физического облика, индустрии, быта, художественных стилей, что, очевидно, говорит об устойчивости сложившейся здесь антропокультурной системы. Это — охотничья цивилизация не только в смысле преобладающей производственной активности и хозяйственной основы, но и как мироотношение, человеческий склад, эстетическая и этическая традиции. Охотничьи сообщества безраздельно господствовали на континентах и вели постоянную и неизбежную борьбу с крупными и опасными животными. Вечные преследователи и ловцы, своей энергией, выносливостью они значительно превосходили людей более спокойных и мирных занятий. «Надо суметь почувствовать всю сверхчеловечность или, вернее, звериность их дикой энергии». Наиболее динамичными и темными сторонами человеческого поведения культура обязана именно этой эпохе, о которой можно сказать «нечеловеческое — слишком человеческое, а звериное — слишком звериное»2.

Первоосновой духовной культуры верхнего палеолита является маг гия. Теории магии трактуют ее отношение к религии и тяготеют к двум полюсам: на одном магия определяется как практическое демоническое действие, не совместимое с религией, на другом — она сливается с религией. Впрочем, магия — это верование и одновременно действие, ибо в любом колдовстве на первом месте активные манипуляции и движения. Это стало возможным, когда эволюция, избавив передние конечности гоминид от опорных функций, наделила человека новыми степенями двигательной свободы. Но множество моторных комбинаций, доступных человеку, требует психофизиологической регуляции, втом числе с помощью образов ближайшего представимого или более отдаленного действия. Отсюда возникает двигательная фантазия, первичный координатор человеческих проектов, еще до-сознательных и погруженных

_________________________

1 Никольский В.К. Очерки первобытной культуры. М.; Пг., 1924. С. 92.

2 Там же. С. 77.

 

 

в моторную активность. Философ и антрополог А. Гелен, исследовавший роль сенсомоторики в становлении человека и его культуры, писал: «Движения рук, первоначально обремененные задачами перемещения, теряют их с обретением вертикального положения. Во множестве игровых, обиходных, осязательных и хватательных движений они проиграли огромное количество комбинаций и вариаций в прямом контакте с самими вещами. Но это значит: они не совершили действий в собственном смысле слова, заранее запланированной работы. Только когда развернуто поле проектов фантазии, все вариации и комбинации могут быть спроектированы заново, "в представлении", в воображаемой картине движений и ситуаций, а с,амо реальное движение становится направляемым, вторично вводимым рабочим движением»1.

 

Все исследователи первобытной культуры признают, что палеолитические изображения — это аксессуары ритуала. Охотничья магия репетирует появление добычи и овладение ею. Разумеется, сводить действие к тренировке невозможно: эта вторая реальность, создаваемая на ходу, воспринимается как подлинная, первая реальность. «Переосмысляя реальность, это общество начинает компоновать новую реальность, иллюзорную, в виде репродукции того же самого, что оно интерпретирует. Это и есть то, что мы называем обрядом и что в мертвом виде становится обычаем, праздником, игрой и т.д. Мышление, орудующее повторениями, является предпосылкой к тотемистическому мировоззрению, в котором человек и окружающая действительность, коллектив и индивидуальность слиты, а в силу этой слитности и общество, считающее себя природой, повторяет в своей повседневности жизнь этой самой природы»2.

Вычленение содержания первичного магического действия приводит к определениям древнейшего охотничьего культа — тотемизма — веры в животных-прародителей (в меньшей степени — в растения и силы природы). Трактовка тотемизма как первобытной системы классификации3 не противоречит религиоведческому пониманию этого многофункционального явления.

___________________________________

1 Гелен А. О систематике антропологии. Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 186.

2 Фрейденберг ОМ. Поэтика сюжета и жанра (период античной литературы). Мм 1936. С. 54.

3 См.: Levl-Strauis С. La pensee sauvage. P., 1962.

 

 

Реконструкция позднепалеолитических культур имеет гипотетический характер и в значительной степени основывается на этнографических аналогиях. Наиболее часто жителей верхнего палеолита сопоставляют с австралийскими аборигенами. Следует, однако, учитывать, что коренные жители Австралии до прихода европейцев уже перешли от палеолита к мезолиту. У обитателей приледниковых пещер Европы культ животных-предков, скорее всего, носил примитивную форму «пратотемизма».

В нижнепалеолитической картине мира образ человека заслонен фигурой зверя, человеческое и животное сливаются. Идентификация со зверем современной личности является патологией, атавизмом, который, однако, имеет достаточно определенный исторический адрес. «Жутко живые магические образцы пещерников говорят о расцвете симильного колдовства»1. По Дж. Фрэзеру, симильная (контагиозная) магия основана на том, что физическому воздействию подвергается изображение или фигурка объекта колдовства. Таким образом, здесь имеет значение точность изображения. При так называемой парциальной магии, действующей по принципу pars pro toto (часть равна целому), изображения не требуется, но необходимо иметь что-то от предмета чаровства (клочок одежды, волос, слюну и т.д.)2.

«Европейский пратотемизм, с его странной иконографией, звериными танцами и волшебными трещотками, нерасторжимо перевит с колдовством, причем с симильным гораздо сильнее, чем с парциальным... Ритм общей работы, таинственный успех коллективного труда в области, где индивид бессилен, гипноз толпы — все это, как и многое другое, укрепило веру в непобедимую мощь колдовских заклинаний, церемоний, как и в развитии языка; главную роль в эволюции магии играло коллективное творчество»3.

Магическая имитация жизни не только сфокусировала в себе лучи восходящего сознания, но и послужила культурной проформой, в которой до времени только и могли существовать более молодые способы отражения мира: религия, искусство, пранаука.

Верхний палеолит — эпоха, которая породила основные символы коллективного бессознательного, так называемые архетипы.

______________________

1 Никольский В.К. Указ. соч. С. 84.

2 См.: ФрэзерДж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. Мм 1986.

3 Никольский В.К. Указ.соч. С. 96.

 

 

У всех известных этнографии первобытных народов ритуал так или иначе слит с мифом, который можно рассматривать как объяснение, сценарий ритуального действия, однако допущение мифотворчества в палеолите слишком произвольно. Способность к сюжетосложению в этот период вообще оценивается довольно низко; эта оценка основана, в частности, на анализе изображений в пещерных галереях, где не удается выделить какие-то композиционные принципы, за немногими исключениями. Фигуры размещаются хаотично, живописное пространство организуется присоединительной связью. «Столь существенная ограниченность плана изображения делала невозможной (во всяком случае, в изобразительном искусстве) передачу сюжета, некоторые факты, свидетельствующие об отношении палеолитического человека к настенной живописи, также заставляют думать о том, что древнейшие образцы изобразительного искусства и не преследовали цели передачи сюжета. Скорее в них лишь заготавливались некоторые шаблоны, указывавшие на какую-то совокупность объектов и отношений между ними, которые позднее могли оформиться в сюжет»1.

Подобные семиотические интерпретации почти полностью отрицают способность палеолита к организации связной картины мира, сводя культурную роль целой эпохи к подготовке элементов для упорядоченной системы представлений. С этой точки зрения первую законченную модель Космоса дает Мировое древо — композиция, поделенная на три пространственно-семантические зоны: верх (небо) — середина (земля) и низ (подземное царство). В трсхчастную конфигурацию мира входят и нижнепалеолитические «заготовки», впрочем, обнаруживающие склонность к такой семантизации еще до эпохи мирового дерева. Копытные животные с палеолитических росписей становятся символами срединного царства, птицы - верхнего, рыбы и змеи — нижнего. Все, находящееся вне текстуально-семантической системы мирового дерева, относится к хаосу и доступно прочтению и пониманию только после введения в пределы правильных культурных интерпретаций и символов. «Понятие мирового дерева (или его образа — шаманского дерена) обозначает установление всех мыслимых

_______________________

1.Топоров В.Н.К происхождению некоторых поэтических символов (палеолитическая эпоха). Ранние формы искусства. Мм 1972. С. 83-84.

 

 

связей между частями мироздания и прекращение состояния хаоса»1.

Возникновение языка в позднем палеолите не вызывает сомнения. Вокальная коммуникация ископаемых гоминид перешла в членораздельную речь Homo sapiens под влиянием антропологических» экологических, технологических, психосоциальных причин. Иерархия этих причин не ясна и, разумеется, не охватывается отдельными гипотезами и теориями. Некоторые авторы считают глоттогенез (возникновение языка) результатом постепенного суммирования речемыслительных навыков, приобретенных при обработке камня.

Иначе представляет возникновение языка историк и антрополог Б.Ф. Поршнев. Коммуникацию ископаемых гоминид он разделяет на три стадии: животной имитации, суггестации ископаемых людей и речевого общения Homo sapiens, причем каждый этап начинается отрицанием предыдущего и диалектическим скачком. Ведущим фактором антропогенеза является коммуникативное взаимодействие, а не труд; Скачок ко второй сигнальной системе Поршнев объясняет несовместимостью двух эволюционных ветвей на рубеже позднего палеолита и необходимостью психологической и культурной защиты более совершенных групп гоминид от менее развитых, но более суггестивных. Мысль Поршнева продолжает столь же захватывающие, но плохо обоснованные озарения Н.Я. Марра, который верил, что современный язык сменил «стандартизированный ручной язык», победивший еще более древний пантомимомимически-звуковой.

Другую группу теорий глотгогенеза можно назвать экологической. Здесь возникновение языка связывается с природно-климатическими изменениями позднего плейстоцена (примерно 70— 10 тыс. лет назад) и образом жизни охотничьих сообществ этого периода. Жизнь древних людей в темных пещерах требовала совершенствования звуковой коммуникации, преимущественно нюансировки сигналов призыва, опасности,-введения уточнителей-модификаторов, характера, степени и близости угрозы. Эта стадия (досапиентная) обеспечивала стабильный набор призывов и сигналов у поздних неандертальцев (примерно 70-40 тыс. лет назад) и сменилась языком команд позднепалеолитических охот-

___________________

1 Топоров В.Н. Указ. соч. С. 96.

 

 

ников (40-25 тыс. лет назад). Это — «век команд, когда уточнители, отделенные от самих призывов, могут изменять сами человеческие действия. В частности, по мере того как люди все более переходят к охоте в холодном климате, давление отбора на группы охотников, контролируемых звуковыми командами, становится всесильнее»1.

Уточнение референтов (предметов) речи, отделение их от императивных и эмоциональных звукосочетаний приводят к появлению предложений, имеющих субъект и предикат, а следовательно, существительных. Первыми получают названия животные. Итак, век имен для животных совпадает с началом их изображения на стенах пещер или на костяной утвари и начинается 25— 15 тыс. лет назад. Названия других предметов появляются позднее. Что касается обозначений человека, то эта стадия звукового процесса принадлежит следующей эпохе — мезолиту и другой цивилизации — уже не охотничьей (во всяком случае не чисто охотничьей).

 

Культура мезолита и неолита

 

Мезолит

 

В среднем каменном веке — мезолите (10-7 тыс. лет назад для Европы) — условия существования человека в очередной раз изменились. Ледник откатывается к северу, затапливая Европу своими водами. Исчезает фауна приледниковой зоны — стада северных оленей, мамонты — и, соответственно, связанная с ней охотничья культура. В мезолитическом хозяйстве повышается значение собирательства и рыболовства. Люди если и не вполне оседают, то уходят недалеко от своих стоянок, собирая водоросли, ракушки, рыбу на берегах морей и водоемов, а затем изобретают лодку.

Мезолитические стоянки располагаются в дюнах и торфяниках: выкопать временное убежище в мягком фунте нетрудно, а пещер

______________________

1 Jaynes L. The Origin of Consciousness the Breakdown of the Bicameral Mind. Boston, 1982. P. 133.

 

 

на равнине нет. Ставить постоянное солидное жилише человек еще не пытается. Изобретены лук и стрелы, приручена собака (она

прибивается к человеку еще в палеолите), одомашнена свинья. Многие из открытых археологами стоянок этого времени

представляют собой скопление пищевых отбросов — кухонные кучи. Самые внушительные холмы объедков обнаружены в Дании и достигают 300 м длины и до 3 м высоты. Их состав позволяет судить о мезолитическом хозяйстве. В кухонных кучах есть кости дикого быка, оленя, лося, собаки, рыб, но больше всего — раковин. Значит, основой пропитания был съедобный моллюск. Его собирали на мелководье женщины и дети, пока мужчины охотились и рыбачили.

К концу мезолита женщина изобрела глиняный горшок. С керамикой связано появление орнамента. На влажной глине кончиками пальцев проводились волнистые линии, а палочкой — черточки. Узоры на глине имеют магическое предназначение, они должны укреплять изделие, но это, естественно, не исключает их эстетического характера. Орнамент — искусство женское. Оно приходит на смену мужской живописи позднего палеолита. Могучих зверей на скалах больше не рисуют.

Там, где этому способствовали природные условия, человек уже в мезолите сделал первый шаг от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящему (животноводство и земледелие). На Ближнем Востоке мезолит Датируется 10—7 тыс. лет до н.э. Здесь, на территории теперешней Палестины, около 10 тыс. лет назад существовала так называемая Нату-фийская культура. Ее создатели жили в фотах и пещерах, а на открытых местах строили уже достаточно долговременные и большие поселки. Эти первые в истории городища имели до 50 овальных полуземлянок со стенами из камней и крышами из тростника. Найденные археологами серпы, ступки и песты свидетельствуют о том, что натуфийцы собирали дикорастущие злаки и, видимо, находились на пороге земледелия.

Древнейшие поселяне оставили погребения по 3—10 скелетов в каждом. Причем часто только одного покойника украшали раковинами и костяными поделками. Детей хоронили под полом жилищ. Погребальные обычаи натуфийцев наталкивают на мысль об усложнении социальной организации, верований и культуры в целом. Если следовать историко-лингвистической гипотезе

 

 

Дж. Джайнза, то наступает век имен и обозначений человека. Человек получает имя и место в системе брачно-генеалогических классификаций, которые достигают большой сложности. Родовая организация перестает совпадать с экономическими объединениями — общинами, как в развитом палеолите, и служит преимущественно для регуляции брачных отношений.

Из сохранившихся к Новому времени первобытных племен черты мезолита более всего были выражены у австралийских аборигенов. Обитатели континента занимались охотой, собирательством, рыболовством. Из орудий труда располагали заостренной палкой, копьем, каменным топором, бумерангом. Обходились минимумом одежды, а из жилищ знали только ветровые заслоны, навесы и временные хижины. Жили племенами по 500—600 человек, составленными из территориальных общин по 30—100 человек. Параллельно с территориальной организацией племя разделялось по брачно-половому признаку на роды и брачные классы. Всеми делами заправляли мужчины среднего и пожилого возраста. Процветали магия, тотемизм, знахарство.

Если верить этнографам, аборигены мало задумывались о смерти, но очень боялись колдунов. Кончина человека обычно приписывалась враждебным козням, так же как и болезнь. За помощью обращались к «специалистам» — магам и знахарям.

Охотники и рыболовы неолита

Зрелая и поздняя первобытность представлена неолитом (3—2 тыс. лет до н.э. для наиболее развитых областей Средиземноморья) и характеризуется расцветом родового устройства, каменной индустрии. Особенно показательны среди орудий неолита прекрасно отшлифованные каменные топоры, настоящие шедевры каменного века. С их помощью первобытный человек мог быстро срубить дерево, построить жилище, выдолбить лодку.

В неолите по способу хозяйствования человечество разделяется на две Части. Одни продолжают заниматься собирательством, охотой и рыболовством — это присваивающая экономика, кое-где она достигает значительного развития, например на тихоокеанском побережье Северной Америки до прихода европейцев. Море

 

здесь богато лососем, который идет на нерест в пресные воды, запруживая русла рек. Местные индейцы в удачные сезоны заготавливали громадное количество рыбы. Охотились они и на морских

выдр, тюленей, даже китов; в прибрежных лесах промышляли горных баранов, коз, оленей. Из животных приручили только собаку, не знал и гончарного дела и варили пищу в деревянных сосудах, бросая туда раскаленные камни. Зато умели делать хорошие прочные лодки, зачастую из целого ствола кедра. Зимой жили в больших деревянных домах без окон, с дымовым отверстием в крыше.

Из шерсти диких баранов и коз они ткали плащи-накидки и рубахи. Сражались в панцирях из деревянных пластинок и деревянных шлемах в форме масок. Пленных обращали в рабство (чаще всего рабы были коллективной собственностью общины). Обменивались друг с другом рыбой, рыбьим жиром, мехами, украшениями из камня и кости, рабами. Среди индейцев северо-западного побережья Северной Америки существовал обычай, называемый «потлач» (по-индейски — дар), когда во время праздника богатые люди раздавали свое имущество, тем самым укрепляя репутацию и положение в общине (розданное частично возвращалось в виде ответных даров и услуг).

Промысловики были и необычайно искусными резчиками по кости и дереву. Колоритная примета их поселений—столбы из целых стволов кедра (иногда высотой более 20 м), которые покрывались богатейшей резьбой, изображавшей тотемных предков и персонажей мифа. Резные изделия индейцев имеют четкую вертикальную композицию. Так, в основании четырехфигурной группы кит, на нем стоит мужчина, на голове мужчины стоит женщина, на ее голове сидит орел. Смысл этой пирамиды ясен: она символизирует мир и показывает его строение.

 

У неолитических охотников и рыболовов детально разработан образ Мирового древа. Это можно объяснить тем, что их религия, особенно в северных тундрах и лесах, — шаманизм. Целитель и заклинатель, шаман посредничает между духами и людьми. Доведя себя до экстаза пением, пляской, возбуждающим напитком, он отправляется в воображаемое путешествие за душой больного, унесенной злым духом. По Пути ему приходится вступать в поединки с одними духами и заклинать другие. Подразумевается, что шаман лезет по стволу Мирового древа вверх и опускается вниз по

 

 

корням. Шаманские ритуалы вместе с их объяснениями привязаны к вертикальному разделению мира и составляют своего рода религию Мирового древа.

Шаман — более поздняя историческая фигура, чем колдун и знахарь. Шаман оттесняет на второй план тех, кто шаманит попутно с другими занятиями: магов-колдунов, знахарей и знахарок,

руководителей семейных обрядов. Следует также иметь в виду, что у зрелого шаманизма весьма узкая — медицинская — специализация. Он лечит; портить врагов, приманивать добычу, чтить предков — не его дело. Причем и терапия его весьма своеобразна: травы, притирания для него — низкий уровень, он сражается со злыми духами, которые являются причиной любой болезни. Такое профессиональное духоборство в лечебных целях хорошо известно народам Сибири; в других местах шаманизм прикрыт наслоениями иных культов. Сама по себе «спиритуализация» причин болезни социально полезна. У более примитивных, чем сибирские народы, австралийских аборигенов неприятности приписываются конкретному лицу, обычно колдуну из соседнего племени, против которого принимались ответные меры, и не только магические. Разумеется, бороться с небесными и подземными духами намного безобиднее, чем истреблять соседей. Классические шамана Сибири и Дальнего Востока — невоинственные, доброжелательные люди.

 

Земледельцы неолита

 

В неолите появляется производящая экономика. Ее отрасли — земледелие и скотоводство. Земледелие появляется преимущественно в речных долинах, где плодородные почвы дают хороший урожай при самой примитивной обработке. Первое земледелие — палочно-мотыжное и кочевое, но довольно скоро оно становится оседлым. В исключительных условиях речных пойм у земледельцев уже при неолитической технике появляются большие и богатые поселения - деревни и городища, общины объединяются в племена, возникают государства. Примером цивилизации, зародившейся в каменном веке, является Древний Египет: первое тысячелетие его истории прошло почти без металла.

 

 

Но таких территорий на планете мало, не больше 1 % площади обитания человека. Чтобы освоить под пашню густые леса и засушливые степи, недостаточно палки-копалки и мотыги. Люди оседают, появляются новые отрасли хозяйства — скотоводство и земледелие. Люди неолита были скотоводами и землепашцами, т.е. крестьянами. Признаки крестьянского общества: аграрная экономика, ручной труд, племенная и общинная организация, в верованиях — анимизм (одушевление мира). Человек находил душу не только у животных, но и у растений, камней, природных стихий. Вся природа одушевлена и представляет собой сообщество родичей человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.06 с.)