Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Март, 1-2 неделя «мама и Маня»
Чему учится ребенок: слышать и произносить близкие по звучанию слова: «мама—Маня», «ложка—кошка»; договаривать последнее слово в стихотворной строке, ориентируясь на картинку, по смыслу. Оснащение: сюжетная картинка. Ход игры: покажите сюжетную картинку, на которой изображены мама; дочка, сидящая за столом с ложечкой; кошка, сидящая около стола, смотрящая на дочку. Расскажите, показывая картинки: Это мама. (покажите на картинке маму) Это Маня. (покажите на картинке дочку) В руках у Мани ложка. (покажите на картинке ложку) На Маню смотрит кошка, (покажите на картинке кошку) Спрашивайте ребенка: Кто это? (показывайте на маму) Кто это? (показывайте на Мару) Что у Мары в руках? (показывайте на ложку) Кто смотрит на Мару? (показывайте на кошку) Повторите стихотворение, не договаривая последнего слова в каждой строке, только показывая соответствующее изображение на картинке. Ребенок договаривает последнее слово, сообразуясь со смыслом сказанного. Усложнение: не показывайте подсказывающее изображение на картинке, пусть ребенок самостоятельно договаривает нужное слово. МАРТ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Поезд, пароход, машина, мышка» Чему учится ребенок: различать близкие по звучанию звукоподражания: «ту-ту-ту», «ду-ду-ду», отличающиеся звонким и глухим согласным одной пары; показывать соответствующую звукоподражанию картинку; понимать и употреблять в речи глаголы «гудит», «ревет»; называть виды транспорта: «поезд», «пароход», «машина». Оснащение: пары картинок: пароход и поезд, машина и мышка. Ход игры: покажите ребенку пару картинок: пароход и поезд. Расскажите: «Это поезд. Это пароход». Попросите ребенка показать поезд и пароход. Спросите: «Что это?» (показывая на картинку с изображением поезда), «Что это?» (показывая на картинку с изображением парохода). Прочтите рифмовку: Поезд едет и гудит: ту-ту-ту. Пароход плывет, ревет: ду-ду-ду. Слушайте внимательно, Думайте старательно: что это? Произнесите: «ту-ту-ту» или «ду-ду-ду». Ребенок слушает и показывает соответствующую картинку, называя вид транспорта: «Это поезд» или «Это пароход». Покажите ребенку вторую пару картинок: машину и мышку. Расскажите: «Это машина. Это мышка». Попросите ребенка показать машину и мышку. Спросите: «Что это?» (показывая на картинку с изображением машины), «Что это?» (показывая на картинку с изображением мышки). Спросите: «Как гудит машина?», «Как пищит мышка?». Прочтите рифмовку:
Ну-ка, не зевайте, Ну-ка, угадайте: Машина или мышка? (произнесите «пи-пи» или «би-би) Ребенок показывает соответствующие изображения. Расскажите: «Машина, пароход, поезд — это транспорт». Соберите картинки с транспортом в коробочку. АПРЕЛЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Лучики и ручейки» Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова: «лучики-ручейки»; понимать и употреблять глаголы «потянулись», «сияй», «побежали», «посылай»; развивать мелкую моторику, выкладывая лучики, ручейки из полосок; совершенствовать навык пространственной ориентировки; находить нужные полоски по цветовому соответствию. Оснащение: фланелеграф. Ход игры: выложите на фланелеграфе желтый круг. Скажите: «Это солнышко». Спросите малыша: «Что это?» — «Солнышко». Прочтите стихотворение: Ласковое солнышко, Ты сияй, сияй, Лучики на землю Щедро посылай. Спросите: «Где же лучики?» Выложите вокруг кружка желтые полоски. Попросите ребенка помочь выложить лучики. Скажите: «Они вот такие, желтые!» (Покажите желтую полоску.) Ребенок выкладывает вокруг кружка желтые полоски. Спросите: «Что это?» (показывая на лучики) — «Лучики». Прочтите рифмовку: Потянулись лучики. Побежали ручейки. Спросите: «Где же ручейки?» Ребенок начинает выкладывать внизу фланеле-графа изображение ручейка из синих полосок. Попросите его помочь выкладывать ручейки: «Нужны вот такие, синие полоски». Он подбирает синие полоски, выкладывает ручейки. Спросите: «Что это?» — «Ручейки». Скажите: Потянулись лучики. (покажите лучики вокруг кружочка) Побежали ручейки. (покажите ручейки из синих полосок) Скажите: «Весна пришла». АПРЕЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Дорожки—сапожки» Чему учится ребенок: различать сходные по звучанию слова; договаривать последнее слово в стихотворной строке в рифму; знать и называть предметы обуви; понимать и употреблять в речи глагол «обували». Оснащение: картинка с изображением различной обуви, наборное полотно.
Ход игры: прочтите рифмовку: Были маленькие детки, Обували им пинетки, (покажите картинку с изображением пинеток) Побежали по дорожке — Обуваем им сапожки. Повторите стихотворение, не договаривая последнее слово в строке, показывая соответствующую картинку: Были маленькие детки, обували им... Побежали по дорожке, обували им... Ребенок договаривает нужное слово. Спросите: «Какую обувь еще надевают на ножки?» Дайте малышу картинки с изображением предметов одежды и обуви. Он сам выбирает только предметы обуви, выставляет на наборное полотно, называет обувь, изображенную на картинках. МАЙ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Обед» Чему учится ребенок: различать близкие по звучанию слова: «ложка—Алешка», «суп—зуб»; договаривать подходящее по смыслу слово в конце строки; знать и называть предметы посуды; отвечать на вопросы косвенных падежей. Оснащение: предметы игрушечной посуды. Ход игры: поставьте перед ребенком предметы игрушечной посуды: кастрюльку, тарелку, ложку, поварешку. Называйте и показывайте их: Это кастрюля. (показывая) Это тарелка. (показывая) Это поварешка. (показывая) Это ложка. (показывая) Покажи кастрюлю. Что это? (показывая отдельно каждый пред- мет посуды) Надо сварить малышу Алеше суп. В чем будем варить суп? — В кастрюле. Чем будем наливать суп? — Поварешкой. Куда нальем суп? — В тарелку. Что дадим Алеше к супу? — Хлеб. Алеша будет кусать хлеб зубками. Прочтите рифмовку: За столом Алешка, У Алешки ложка. Очень вкусный суп, суп. Хлеб кусает зуб, зуб. Попросите ребенка помочь вам прочесть стихотворение. Малыш договаривает последнее слово в строке. За столом... У Алешки... Очень вкусный... Хлеб кусает... Скажите: «Наелся, встал, спасибо сказал». МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Жуки—комары» Чему учится ребенок: различать оппозиционные звуки «ж-з» (изолированные); знать и по возможности называть насекомых; соотносить звук с соответствующим насекомым. Оснащение: картинки с изображением жука и комара. Ход игры: прочтите рифмовку: Солнышко греет, Трава зеленеет, Птички поют, Уснуть не дают. Предложите ребенку поехать на полянку. Спросите: «На чем поедем?» — «На поезде». Встаньте друг за другом, двигайтесь топающим шагом с ускорением, затем замедляйте движение, останавливайтесь. Скажите: «Приехали на полянку. Давай полежим на травке». Ребенок ложится на животик. Расскажите ребенку: «Послушай, кто-то летит, грозно жуж- жит: ж-ж-ж. Это жук (покажите картинку с изображением жука). Кто-то летит, звонко звенит: з-з-з. Это комар (покажите картинку с изображением комара)». Прочтите рифмовку: Слушайте внимательно, Думайте старательно: Кто это? Скажите: «Жужжит, как жук» или «Звенит, как комар». Ребенок показывает соответствующую картинку и называет насекомое. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ Одним из показателей положительного эмоционального состояния — радости — является улыбка. Когда и в связи с чем она появляется? Большинство исследователей, изучавших генезис улыбки у новорожденных, считают, что улыбка первоначально имеет безусловно рефлекторную природу и что ее функция — установление эмоциональной связи между матерью и ребенком. Движения лица, внешне напоминающие улыбку, появляются в первые часы после рождения, обычно во время сна, и по сути своей являются рефлекторными.
В целом эмоциональная шкала новорожденного достаточно узка, самочувствие его колеблется между двумя полюсами — либо он благодушен и спокоен, либо беспокоен, раздражен, криклив. Его крик — сигнал о помощи: он голоден, у него что-то болит, мокрые пеленки. После удовлетворения той или иной органической потребности малыш успокаивается и засыпает, но положительных эмоциональных состояний (радости, возбуждения) у него при этом не возникает. К концу первого месяца для того, чтобы вызвать улыбку и двигательное возбуждение, необходима зрительная и слуховая стимуляция — человеческий голос и лицо. К двум месяцам малыш широко улыбается после двух-трех обращений к нему. К трем месяцам формируется «комплекс оживления»: реакция на человека, на человеческое общение. Он характеризуется положительным эмоциональным состоянием: улыбкой, двигательным возбуждением, гулением. После того как «комплекс оживления» как реакция на человека сформирован, малыш начинает эмоционально положительно реагировать на красочные игрушки. Сначала после длительного сосредоточения (не менее четырех минут); на втором и третьем месяце жизни значительно быстрее; к 2,5-3 месяцам у правильно воспитываемого ребенка преобладает радостное состояние. При воздействии на него стимулов, которые стали для него условными сигналами (лицо мамы, звуки ее голоса), эмоционально-положительный комплекс оживления возникает сразу во всей полноте. К середине первого года жизни ребенок проявляет стремление к эмоциональному общению: старается привлечь внимание взрослого, положительно реагирует на доброжелательный тон голоса, улыбку. К году (у некоторых детей несколько позже) начинает развиваться собственное речевое общение ребенка. Эмоциональные мотивы общения сохраняются. Наряду с эмоциональными появляются мотивы делового общения и познавательные. В возрасте около двух лет ребенок стремится к совместным действиям со взрослыми, охотно участвует в совместной игре, проявляет активный интерес к окружающим предметам и явлениям. Исследования развития ребенка раннего возраста показывают, что своевременное появление положительных эмоций и соответствующих им реакций имеет большое значение для неврологического, психического и физического развития малыша. В противном случае обнаруживаются задержки и нарушения в развитии. Чтобы этого не произошло, необходимо следить за соответствием умений малыша его возрасту.
От 0 до 3 месяцев Эмоциональное развитие ребенка должно осуществляться преимущественно в ситуациях общения со взрослыми. Дефицит общения приводит к фиксации новорожденного на отрицательных эмоциональных переживаниях и способствует формированию комплексов тревожности, эмоциональной черствости, что сказывается на последующем развитии. Общение протекает наиболее эффективно, если новорожденный находится на руках у взрослого. Кормление также должно происходить только на руках (даже если вы кормите из бутылочки). Благодаря этому усиливается привязанность, расширяется ориентировка у малыша. Важен физический (тактильный) контакт и контакт «глаза в глаза». У новорожденного необходимо блокировать отрицательные переживания. Это достигается своевременным удовлетворением нужд и потребностей ребенка. Только на фоне нейтрального эмоционального состояния, вызванного удовлетворением основных органических потребностей, в ситуациях общения у новорожденного начинают формироваться положительные эмоции, укрепляется ощущение безопасности. Помните, что новорожденный автоматически «впитывает» то эмоциональное состояние, в котором находитесь вы. Наблюдения за новорожденными показывают, что они достаточно адекватно дифференцируют эмоциональное отношение ухаживающего за ними взрослого. Уже в родильном доме новорожденный положительно реагирует на ласковое обращение няни или плачем — на холодное, безразличное или недостаточно ласковое обращение. Мать, которая чем-то обеспокоена, хотя внешне и не проявляет своего беспокойства, тем не менее вызывает у ребенка тревогу. Новорожденный восприимчив не только к эмоциональному состоянию матери, но и к эмоциональной атмосфере в семье. Конфликтная, тревожная, неблагоприятная семейная атмосфера обычно способствует формированию у малыша повышенной тревожности, фиксации на отрицательных эмоциональных состояниях, раздражительности, что приводит к задержке и деформации развития. Замечено, что если ребенок отделен от матери в первый месяц после рождения, то в дальнейшем установление биопсихической связи между ребенком и матерью происходит с большими трудностями. Если такая связь не формируется, возникает тяжелое психическое расстройство. Дефицит любви и заботы, нежности, ласковых слов, эмоционального тепла, объятий с неизбежностью ведет к формированию такого поведения личности, при котором человек не способен ни любить, ни быть любимым. Важно постоянно говорить с малышом, со сменой интонации и мимики. Ребенок должен слышать ваш смех, пение. Важно поощрять исследовательскую деятельность малыша: давайте ему и подвешивайте яркие, блестящие игрушки, чаще меняйте положение ребенка в кроватке, подвязывайте к его ножкам (пинеткам) колокольчики (бубенчики). С 3 до 6 месяцев Расширяйте жизненное пространство малыша: катайте его в коляске, носите на руках, опускайте на ковер.
Подносите малыша к зеркалу, это важно для развития его самосознания. Развивайте врожденную способность к имитации. Учеными точно установлено, что дети всего лишь 12 дней от роду имитируют взрослых, когда те показывают им язык. Продолжайте поощрять исследовательскую деятельность: знакомьте с новыми игрушками и предметами. Продолжайте укреплять чувство привязанности к взрослому: покачивайте, поглаживайте, обнимайте. С 6 до 9 месяцев Развивайте совместную деятельность (учите катать мяч, снимать крышку с кастрюли, вынимать оттуда игрушки). Не ограничивайте малыша в пространстве, но-позаботьтесь о его безопасности. Создавайте возможность выбора общения с незнакомыми людьми. Разрешайте малышу играть самостоятельно. Поощряйте развитие подражания при выполнении простых действий («Ладушки», «Дай ручку»). Учите новым действиям с игрушками по подражанию (пирамидками, кубиками, мячами). С 9 до 12 месяцев Отвечайте на стремление ребенка к общению. Поощряйте любопытство, активность. В целях стимуляции речи поддерживайте разговоры с ребенком, продолжайте поощрять развитие подражательности (игры «Сорока-ворона», «Догоню-догоню»). Для преодоления чувства страха играйте в «Ку-ку» (сначала прячете игрушку, затем накрываете свое лицо косынкой, затем лицо или голову малыша). С 11 месяцев играйте с малышом «В поручения»: «Покорми собачку», «Поводи мишку», «Покачай лялю», «Дай мяч». Оценивайте достижения ребенка, внимательно относитесь к результатам, хвалите малыша. 1-2 года Оценивайте деятельность малыша, а не его промахи, действия малыша, а не его личность. Оценка должна быть подробной (почему не так, как надо), эмоционально окрашенной. Речь взрослого должна быть образцом для подражания. Говорите с малышом неторопливо, отчетливо. Произносите все слова, четко отделяя одно от другого паузой. Не пользуйтесь только упрощенными предложениями. Используйте не только законченные фразы, но и развернутые высказывания. Постепенно побуждайте ребенка к активной речи. Это достигается путем включения вопроса, ответ на который малыш может позаимствовать из только что услышанного \ образца вашей речи, например: «Дай большое колечко!» Когда ребенок его нашел, спросите: «Какое колечко ты нашел?» Нельзя настойчиво требовать от ребенка, чтобы он повторял сказанное, так как у него может появиться негативное отношение к речи, что увеличит срок ее появления. В этом возрасте не следует требовать от малыша правильного воспроизведения звукового и слогового состава слова, так как повторить правильно малыш еще не может из-за несовершенства произносительных навыков. Малыш должен общаться со сверстниками, благодаря этому происходит дальнейшее формирование механизмов коммуникации с внешним миром и другими людьми. Продолжайте поощрять исследовательскую деятельность малыша: учите его играть с мячом, пирамидками, различными вкладышами, с куклами и другими образными игрушками. Сочетайте их с двигательными играми, с посудой, одеждой, мебелью, создавая предпосылки для развития сюжетной игры. В заключение предлагаем подробные описания нескольких игр на формирование эмоционального контакта между взрослым и ребенком. СЕМЬ МЕСЯЦЕВ «Ладушки-ладошки» Чему учится ребенок: развитию общих движений. Ход игры: посадите малыша к себе на колени. Ласково возьмите его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорите: «Ладушки-ладошки, маленькие крошки хлопают в ладошки, хлопают хлопушки. Вот они, ручки!»
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.195.121 (0.063 с.) |