Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема революции в сравнительном анализе социальных изменений ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
На следующих страницах мы попытаемся развить эти идеи более систематическим образом. Не отрицая наличия некоторых обоснованных пунктов в эволюционной парадигме, особенно важных для объяснения значения присущих человеческим обществам тенденций к своему распространению, а также сходства стадий дифференциации в различных обществах, мы тем не менее выступаем за пересмотр многих эволюционистских положений. Подобные размышления, разумеется, не являются отрицанием или умалением двух фундаментальных принципов социологического анализа вообще и анализа революций в частности. Во-первых, как очевидно, мы не подвергаем сомнению то простое положение, что социальные изменения, особенно далеко идущие изменения (революции, например), представляют собой результат комбинированного воздействия многочисленных социальных сил и что изменения, происходящие в одной части системы, затрагивают все остальные части. Во-вторых, мы признаем необходимость различать обычные изменения в кадровом составе или представительстве отдельных групп и глубокие структурные изменения в институциональных сферах (в частности, в политической сфере). Напротив, эти принципы соответствуют основным позициям нашего подхода, которые были изложены в главе 1. Соединение видов социальной деятельности и процессов, которые происходят под знаком чистой революции и которые имплицитно и эксплицитно выражают ее фазы, следует рассматривать как особый тип процесса среди других, вследствие которых имеют место соци- [115] альные изменения и преобразования. Как мы говорили выше, хотя социальный конфликт, инакомыслие, восстание, структурные изменения и преобразования свойственны всем человеческим обществам, тем не менее специфическое сочетание этих элементов, объединяемое образом подлинной революции, который сложился в эволюционной парадигме в ее классическом или неоэволюционном варианте, представляет лишь один из возможных путей изменений. Следовательно, высказанные в этой главе сомнения требуют более широкого подхода к изучению социальных изменений. Разработка такого подхода представляет одну из главных задач социологического анализа. В последующих главах мы предложим набросок такого более широкого подхода.
Исходя из нашего первоначального интереса к проблематике революций, которые по определению являются в первую очередь политическим феноменом, мы сосредоточимся на проблеме установления того, в какой степени глубокие изменения в политических режимах связаны с изменениями в других сферах макросоциального порядка. Вслед за общими теоретическими соображениями, представленными выше, мы попытаемся проанализировать, как различные сочетания культурных ориентации, внешних условий и институциональных положений влияют на типы изменений. ПРИМЕЧАНИЯ ' Среди классических исследований первобытных обществ в этот период см.: African Political Systems/Fortes M., Evans-Pritchard E.E. (eds.). N.Y.: Oxford University Press, 1940; Gluckman M.The Kingdom of the Zulu in South Africa // Ibid. P. 25-55; Idem. Order and Rebellion in Tribal Africa. N.Y.: Free Press, 1963; Idem. Politics, Law, and Ritual in Tribal Society. Chicago: Aldine, 1965; Firth R. We, the Tikopia. N.Y.: American Book, 1936; Evans-Pritchard E.E. The Divine Kingdom of the Shilluk of the Nillotic Sudan. Cambridge: At the University Press, 1948; Idem.The Political System of the Annuak of the Anglo-Eguptian Sudan. L.: London School of the Economics, 1940; Forde D. World Organization Among the Yako // Africa. L, 1950.-V. 20. № 4. P. 267-289. Представительную подборку статей о первобытных политических системах содержит также: Comparative Political Systems: Studies in the Politics of the Pre-Industrial Societies/Cohen R., Middleton J. (eds.). N.Y.: Natural History Press, 1957. 2 Эта аргументация наиболее полно представлена в кн.: Eisenstadt S.N. Essays in Comparative Institutions. P. 77-107. 3 См.: Gluckman M. Order and Rebellion in Tribal Africa. N.Y.: Free Press, 1963. P. 110-137. 4 С целью последующего анализа этих типов см.: Eisenstadt S.N. Primitive Political Systems: A Preliminary Comparative Analysis // American Anthropologist. [116] Menasha, 1959. V. 61. № 2. P. 205-220. Более недавняя разработка вопроса представлена в кн.: Henderson R.N. The King in Every Man. New Haven: Yale University Press, 1972. P. 12-27; см. также: Lloyd P.C. Conflict Theory and Yoruba Kingdoms // History and Social Anthropology/Lewis D. (ed.). L: Tavistock. 1968. P. 25-62. 5 Gluckman M. The Rise of a Zulu Kingdom // Scientific American N Y I960. №4. P. 157-168. 6 Service E.R. Origins of the State and Civilization: The Process of Cultural Evolution. N.Y.: Norton, 1975. 7 Прямое отношение к этому вопросу, особенно при изучении традиционных обществ, имеет концепция “большой” и “малой” традиции в том виде, как она развита Р. Редфилдом и M. Сингером. См.: Redfield R. Peasant Society and Culture. Chicago: University of Chicago Press, 1956; Redfield R., Singer M. The Cultural Role of Cities // Human Nature and Study of Society/ Redfield R. (ed.). Chicago: University of Chicago Press, 1962. V. 1. P. 143-414; Eisenstadt S.N. Tradition, Change and Modernity. Part 3; Shils E. Center and Periphery: Essays in Macro-Sociology.Ch.ll.
8 Lenski G., Lenski J. Human Societies: An Introduction to Macro-Sociology 2ded.N.Y.:McGгaw-Hш,1974.Ch.5. 9 Огороднические (horticultural) общества — общества раннеземледельческого типа, предшествовавшие аграрным обществам, основанным на пашенном земледелии (agricultural), которое стало возможным с изобретением плуга и использованием тяглового скота. (Примеч. перев.) 10 Морские (maritime) общества — общества, существовавшие за, счет морских промыслов, торговли и разбоя. (Примеч. перев.) 11 Bellah R. Religious Evolution // American Sociological Review. Chicago 1964. V. 29. June. P. 358-374. 12 Bellah R. Religious Evolution. 13 Habermas J. Zur Rekonstruktion des historischen Materialismus. См. особенно ч. 3 и дискуссию между Н. Луманом и Ю. Хабермасом. См. также: Evolution und Geschichte // Geschichte und Gesellschaft. Gottingen, 1976. Bd. 1: 14 Parsons Т., Shils E., Bales F. Working Papers in the Theory of Action. N.Y.: Free Press, 1953; Binder L. et al. Crises and Sequences in Political Development Studies in Political Development. V. 7. Princeton: Princeton University Press 1971. 15 Henderson R.N. The King in Every Man. P. 23-27; 503-528. 16 См.: Wolf E. Report on a Conference: The Evolutionist Interpretation of Culture // Current Antropology. Chicago, 1967. V. 8. № 1-2. P. 127-129.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.007 с.) |