Традиционная легитимность. Институционализация, напряженность и противоречия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционная легитимность. Институционализация, напряженность и противоречия



Какими бы ни были различия между архаическими и историческими обществами, для них характерен общий тип легитимизации; он близок к традиционным формам легитимности в первобытных обществах, но выходит за ее рамки. Традиционная легитимизация опирается на принятие некоей фигуры, события или порядка прошлого (реального или символического) в качестве средоточия коллективной идентичности, указателя пределов и характера социального и культурного порядка. Принятый таким об-

[100]

разом центральный символ заключает в себе окончательную санкцию изменений и указание на предел нововведений. В исторических обществах принятие центрального символа может быть результатом творческого акта. Будучи значительным нововведением, оно упраздняет то, что прежде почиталось как главный символ легитимизирующего прошлого7.

Этот тип легитимизации имеет несколько структурных производных, как в первобытных, так ив исторических обществах. Самым важным было то, что некоторые сегменты социальной структуры устанавливали или стремились установить легитимную опору, хранителя и воплощение коллективных символов, а такжеихлегитимных носителей и интерпретаторов, следовательно, тех, кто мог придать легитимность какому-либо нововведению или изменению.

В архаических и исторических обществах традиционная легитимизация символически и структурно была более полно выражена, чем в первобытных обществах; и эта самая выраженность подталкивала к возникновению новых очагов напряженности и противоречий, которые создавали дополнительный потенциал изменений. Новый потенциал изменений был укоренен в специфическом выражении традиционной легитимности, что формировалась вместе с рассмотренными выше процессами дифференциации и прежде всего имеете с кристаллизацией противоположности между центром и периферией. Должностные лица центров, оказываясь легитимными носителями и защитниками для оснований и символов традиционной легитимизации, стремились ограничить доступ к этим позициям. Их монополия над символами и ресурсами центра часто становилась объектом притязаний, особенно состороны других элитных групп, и, таким образом, обостряла напряженность или конфликты, способствуя развитию сопутствовавших им процессов изменений и преобразования.

Развитие в символической сфере подрывало основы легитимности социального и политического порядка. Эта тенденция усиливалась благодаря относительной разветвленности и дифференцированности системы символов; сама основа традиционной легитимности (благодать, откровение, миф) могла стать предметом расхождений. Помимо того, как уже отмечалось, центральный символ традиции во многих из этих обществ формировался в результате творческого акта, был серьезным нововведением, которое упраздняло раннюю символику легитимизирующего прошлого. Таким образом, в подобном обществе сам центральный символ предполагал возможность коренных изменений.

В общем, проанализированный процесс дифференциации,

[101]

совершавшийся путем накопления технических и коммуникативных ресурсов и создания относительно автономных институциональных подсистем и компонентов, активно побуждал оспаривать легитимность социального или политического порядка. Создававшийся в ходе этого процесса потенциал изменений усиливался. Происходило это вследствие возникновения, во-первых, различных типов институциональных организаторов, иначе говоря, тех, кто вырабатывал и представлял модели социального и культурного порядка вместе с моделями солидарности первичных коллективов; во вторых, проблематичности положения этих специалистов в области духовной культуры — предшественников современной интеллигенции; в-третьих, напряженности/складывавшейся внутри этой группы, а также между нею и политической властью.

Таким образом, все эти общества сталкивались с резко выраженными, чреватыми самыми серьезными последствиями конфликтами и противоречиями между компонентами социального порядка. Наиболее значительные противоречия существовали между культурными моделями и их носителями, с одной стороны, и политической системой — с другой, а также между различными родственными ячейками и более крупными коллективами; между этими коллективами и их представителями; между важнейшими институциональными комплексами.

Проблематику подобных противоречий и конфликтов, их разнообразие, возможно, легче всего проследить в символике политической власти и авторитета, формировавшейся в цивилизациях, которые мы рассматриваем. Эта символика без всяких исключений образует важнейшую и единственную постоянную тему социального и политического протеста, в ней содержится сфокусированный образ общества-двойника. И в архаических, и в исторических обществах эти темы и символы соединяют характерное для ритуалов восстания перевертывание ролей с такими ориентациями, которые распространялись за пределы оснований существующей системы.

Внутренний потенциал изменений возрастал вместе с ростом значения для всех этих обществ международных отношений и систем, постепенным расширением границ подобных систем, постоянным воздействием на них демографических сдвигов, международной торговли и культурных движений, а также вследствие возникновения долгосрочных и лучше организованных насильственных политических отношений между обществами, иначе говоря, системы организованных войн.

[102]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.006 с.)