Цель, задачи и формы организации занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель, задачи и формы организации занятий



Ключевые слова и понятия

 

Двигательная активность — естественная и социально-организованная деятельность человека, успешно обеспечивающая его физическое и психическое развитие.

Двигательный навык — такая форма реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.

Двигательное умение — одна из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, выражающейся в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.

Компетентность — выраженная способность применять свои знания и умения.

Компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для той или и иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом.

Общая физическая подготовка — разносторонне воспитание физических качеств, которые не сводятся к специфическим способностям, проявляемым в избранном виде спорта, но, так или иначе, обуславливают успех спортивной деятельности.

Специальная подготовка — вид подготовки, как непосредственный фактор специализации в избранном виде спорта, включающий обучение технике и тактике данного вида спорта, воспитание физических и психических способностей, отвечающих специфическим особенностям избранной спортивной деятельности.

Учебная программа дисциплины — учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины.

Физическое воспитание — педагогический организованный процесс целенаправленного формирования физической культуры личности и оптимизации физического статуса.

Физическое воспитание студентов — неразрывная составная часть высшего гуманитарного образования, результат комплексного педагогического воздействия на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции.

Физкультурная деятельность — формы рациональной двигательной деятельности, которые позволяют в принципе наилучшим образом сформировать нужные в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности.

Физические качества — врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Физическая культура — вид (часть) культуры, ее самостоятельная область, представляющая собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных функций [1,6]. Исходя из этого положения, физическая культура имеет широкую и многогранную структуру, которая обусловлена совокупностью материальных и духовных основ, составляющих базовый компонент ее системы.

Физическая культура личности — образованность, физический статус и совершенство личности, отраженные в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, в здоровом образе жизни.

Физическая подготовленность — результат физической подготовки, выраженный в достигнутом уровне физической работоспособности, развитие физических способностей, сформированности двигательных умений и навыков.

Физическое совершенство — оптимальная мера общей физической подготовленности и гармонического физического развития, которая соответствует требованиям трудовой и других сфер жизнедеятельности, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, согласуется с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения крепкого здоровья.

Ценности физической культуры — значимые явления, предметы, процессы и результаты познавательной деятельности в области физической культуры, ориентации на которые стимулируют поведение и проявление физкультурно-спортивной активности.

Цикл социально-гуманитарных дисциплин — образовательная область, которая включает систему учебных дисциплин и курсов, раскрывающих специфику бытия, функционирования и развития человека, мирового сообщества и белорусского социума, а также способствующих приобретению знаний и опыта решения социальных, профессиональных и личностных задач.

 

1.1 Введение в содержание курса

Физическая культура — вид (часть) культуры, ее самостоятельная область, представляющая собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных функций. [1,6]. Исходя из этого положения, физическая культура имеет широкую и многогранную структуру, которая обусловлена совокупностью материальных и духовных основ, составляющих базовый компонент ее системы.

Студенты представляют собой социальную группу общества, учебный труд которой является видом сложной и напряженной умственной деятельности. Рациональное использование времени в период учебы определяет уровень культуры личности, его творческие перспективы. Знание основ методики физической культуры позволит студенту овладеть на достаточно высоком уровне умением самостоятельно заботиться о своем здоровье, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности дозировать физическую нагрузку в зависимости от возрастных особенностей организма.

Актуальность физической культуры как вида общей культуры обусловлена тем, что она представляет самостоятельную область, специфический процесс деятельности, средство и способ физического совершенствования личности.

Место учебной дисциплины «Физическая культура» в системе социально-гуманитарных знаний вуза определяется предметом ее изучения, которым являются системные закономерности и особенности процесса формирования физической культуры личности выпускника, совокупность знаний, умений и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности в интересах укрепления физических и духовных сил личности, достижением ею жизненных и профессиональных целей [5,3].

В соответствии с государственным образовательным стандартом физическая культура объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре.

Таким образом, физическая культура является действенным средством формирования общей культуры личности студентов, их жизненно важных общекультурных и профессиональных качеств, умений и навыков.

Программа курса

 

В соответствии с требованиями государственного стандарта утверждена типовая учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре. Типовая учебная программа дисциплины «Физическая культура» предназначена для руководства в своей деятельности преподавателями и студентами, обучающимся в вузах Республики Беларусь. Программа определяет совместное сотрудничество преподавателя и студента в процессе физического воспитания на всем протяжении обучения в контексте требований к уровню освоения дисциплины и формированию физической культуры личности будущего специалиста.

Особенность программы состоит в том, что содержание дисциплины направлено на использование компетентностного подхода в обучении, усиление роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста, использование теоретико-методологических основ физической культуры, обобщение и дифференцирование практических умений и навыков для сохранения и укрепления здоровья, развития профессионально-личностных качеств выпускника.

В цикле социально-гуманитарных дисциплины «Физическая культура» обязательна для всех специальностей и предусматривается в учебных планах с первого по четвертый курс включительно в объеме четырех часов в неделю. Изучение дисциплины «Физическая культура» рассчитана на 560 учебных часов, из них 16 лекционных часов, 544 часа составляют практические занятия.

Программа учебного курса по дисциплине «Физическая культура» включает следующие разделы:

· общетеоретический курс;

· общая физическая подготовка (развитие физических качеств);

· специальная физическая подготовка;

· специально-подготовительные упражнения;*

· легкая атлетика;

· гимнастика / корригирующая гимнастика* (применительно к имеющимся заболеваниям);

· атлетическая гимнастика;

· спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол;

· лыжная подготовка;

· профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП);

· современные оздоровительные системы: дыхательная гимнастика, релаксационная гимнастика, ритмическая гимнастика, аэробика (от греч. аэро —- воздух, биос — жизнь), калланетика, фитнесс, шейпинг (от лат. shaping придавать форму, формировать);

· контроль уровня физической подготовленности.

Теоретический раздел программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового образа жизни.

Общетеоретический курс дисциплины включает следующие темы:

I курс обучения:

1. Физическая культура как учебная дисциплина в системе образования республики Беларусь.

2. Основы здорового образа жизни.

3. Естественно-научные основы физического воспитания.

 

II курс обучения:

1. Современные оздоровительные системы и основы контроля физического состояния организма.

2. Основы методики самостоятельных занятий.

3. Физическая культура и спорт как общественное явление.

 

III курс обучения:

1. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

 

IV курс обучения:

1. Физическая культура в научной организации труда.

Практический раздел направлен на повышение уровня физической подготовленности и развитие физических качеств, освоение техники видов спорта, освоение и совершенствование навыков профессионально-прикладной подготовки в соответствии с требованиями специалистов, подготовку студентов к участию в массовых спортивных соревнованиях.

При планировании материала практического раздела используется широкий выбор средств общей и специальной физической подготовки, оздоровительных упражнений и их комплексов.

Ключевые слова и понятия

Адаптация — приспособление организма как биологической системы к различным условиям среды обитания.

Гиподинамия — ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни, профессиональной деятельности, длительным постельным режимом и др. факторами.

Гипокинезия — недостаточная двигательная активность

Образ жизни — устойчивая система отношений человека с природной и социальной средой, представлений о нравственных и материальных ценностях, намерений, поступков, стереотипов поведения, реализации стратегий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества.

Онтогенез — процесс индивидуального развития организма с момента зачатия до конца жизни.

Саморегуляция — свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или др. биологические показатели.

Физическое развитие — закономерный процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма и основанных на них физических качеств и способностей.

2.1 Здоровье: сущность, содержание, критерии

Здоровье выступает как одно из необходимых условий активной, творческой, полноценной жизни человека. Только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном динамичном мире.

Современный человек подвергается различным нервным перегрузкам, неблагоприятному воздействию окружающей среды, нерационально питается, недостаточно двигается. Поэтому проблема сохранения здоровья человека, которая как научная проблема охватывает комплекс медико-биологических, физкультурно-оздоровительных, социальных и психологических наук все более актуальна.

«Valetudo bonum optimum» — «Здоровье — наивысшее благо» — говорили древние. Прошли века, а взгляды на здоровье как на самую высшую ценность среди других категорий (идеалы, счастье, красота и т. д.) не изменились. Более того, по мере развития общества, роста благосостояния понимание ценности здоровья стало возрастать.

«Что же такое здоровье?» Самый простой ответ на этот вопрос гласит: «Здоровье — это отсутствие болезней». Однако, здоровье это более ёмкое понятие. Существует более 150 определений рассматриваемого понятия.

Устав ВОЗ в 1948 году определил здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов [Коляда 2005, 104]. Здоровье — свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющихся условиях внешней среды с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и физических дефектов (ВОЗ, 1989).

По мнению Ю. Ф. Змантовского, здоровье следует рассматривать как соответствие основных физиологических функций организма данному возрастному периоду или соответствие паспортного возраста биологическому.

В соответствии с представлениями А. Г. Хрипковой, «здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо патологических изменений». Примерно такое же определение понятия «здоровье» дано в Большой медицинской энциклопедии: «Здоровье — состояние организма человека, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» [валеология,11].

Вместе с тем здоровье человека — динамическое состояние, способное изменяться в ту или иную сторону, причем в настоящее время чаще в сторону заболеваний или состояний на грани нормы и патологии.

Современное научное определение понятия «здоровье» должно основываться на том факте, что состояние здоровья выступает как процесс, или материальное явление в человеческом организме, способное варьироваться в зависимости от возраста, пола, профессии, природно-климатических условий, психофизиологической устойчивости личности, социального окружения и социального статуса.

Исходя из сказанного, остановимся на определении А. Г. Щедриной, которая определяет здоровье, как многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающиеся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биохимические и социальные функции [8, с. 50].

Итак, современная концепция здоровья рассматривает здоровье как многомерное динамическое состояние, в котором следует выделить как минимум четыре критерия:

· соответствующий возрасту уровень развития физиологических систем;

· уровень и гармоничность физического развития;

· хорошая умственная и физическая работоспособность и адаптация;

· отсутствие функциональных отклонений и других признаков болезни.

В настоящее время принято выделять следующие компоненты (виды) здоровья:

Нравственное здоровье — это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе [Коляда 2005, 105]. Этот компонент здоровья связан с общечеловеческими понятиями истины, добра, любви и красоты и определяется соответствием характера жизни человека и его поступков общечеловеческим законам. Так соблюдая основные библейские заповеди: не убий, не укради, не клевещи и т. д. человек сохраняет нравственное здоровье.

Психическое здоровье — это состояние человека, которое характеризуется отсутствием психических заболеваний, нормальными критериями сознания, познавательной, эмоциональной, двигательно-волевой сфер психической деятельности. В его основе лежит общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватные поведенческие реакции, характер, тип высшей нервной деятельности. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

Социальное здоровье — оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие воздействию социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества [13].

Профессиональное здоровье — это обобщённая характеристика здоровья индивида, рассматриваемая в конкретных условиях его профессиональной деятельности, а также процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия.

Сексуальное здоровье — это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

Соматическое здоровье — это текущее состояние органов и систем человеческого организма. Основу его составляет генетическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровья (педагогическое определение) — это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде [13].

В обобщенном и несколько упрощенном виде характеристикой сомати­ческого и физического здоровья может выступать фраза — «я могу», психического — «я хочу», социального — «я должен».

Здоровье — бесценный дар природы, который является важнейшей составляющей жизнедеятельности человека, и обусловлен соответствующим возрасту уровнем развития физиологических систем; уровнем и гармоничностью физического развития, высоким уровнем механизмов саморегуляции функций и успешной адаптацией к различным факторам внешней и внутренней среды, а также отсутствием функциональных отклонений. А основная задача любого индивида — сохранить оптимум функционирования организма с точки зрения работоспособности и напряженности, обеспечивающих использование его внутренних ресурсов.

Факторы здоровья

 

Из определения понятия здоровья видно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней и внутренней среды и представляет итог сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Все факторы, в результате которых формируется и изменяется здоровье, условно разделим на две большие группы.

Первая группа — внутренние (биологические), обусловленные генетически факторы здоровья. Это врожденные особенности организма, наследственность (предрасположенность к наследственным заболеваниям) и геронтологические (возрастные) изменения.

Внешние факторы здоровья в свою очередь делятся на природные и социальные. К природным относят климато-географические и экологические факторы, которые обусловлены местом проживания и экологией. Социальные факторы — социальная среда и образ жизни, то есть факторы, включающие целенаправленные педагогические воздействия.

Результаты эпидемиологических, эколого-гигиенических и клинико-социальных исследований свидетельствуют о том, каков вклад различных факторов, на состояние здоровья (Рисунок 2.1). Так, если совокупность факторов детерминирующих здоровье принять за 100%, то они, примерно распределяются следующим образом [3,57]:

49—53% отводится условиям и образу жизни;

18—22% — это генетические (наследственные) факторы;

17—20% — состояние внешней среды;

8—10% — деятельность системы здравоохранения.

Р и с у н о к 2.1 — Зависимость здоровья человека от различных факторов

 

Констатируем как факт, что какой бы не была медицина, она не может избавить нас от всех болезней.

Таким образом, здоровье человека — результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов, который отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Безусловно, создание, сохранение и управление здоровьем — это сложный процесс, но он в значительной мере зависит от индивида, его образа жизни, от выбора его здорового или нездорового содержания, т. к. здоровье на 80% управляемо человеком (за исключением генетических факторов как предопределяемых).

Здоровый стиль жизни

По мнению академика Ю. П. Лисицина структура образа жизни складывается из различных типов жизнедеятельности людей и включает в себя три категории [5, 169]:

· экономическая категория — уровень жизни (материальное благополучие.

· социальная категория — качество и условия жизни.

· психологическая категория — стиль жизни человека.

Стиль жизни включает индивидуальные особенности человека, в том числе его мышление и является проявлением активности, деятельности.

Если попытаться оценить роль каждой из перечисленных категорий в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две из них носят общественный характер. Здоровье человека в первую очередь будет зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется менталитетом (историческими и национальными традициями) и личностными наклонностями. В основе здорового стиля жизни лежат биологические и социальные принципы.

· С биологической точки зрения, стиль жизни должен быть:

· возрастным, т. е. соответствовать возрастным особенностям организма, изменениям состояния здоровья;

· энергетически обеспеченным, т. е. энергетические затраты должны компенсироваться за счет запаса энергии содержащейся в пище;

· укрепляющим, т. е. физически активным;

· ритмичным, т. е. с соблюдением режима дня, чередованием труда и отдыха.

С социальной точки зрения, здоровый стиль жизни должен быть: эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным и т. д.

Анализ стиля жизни позволяет сделать вывод, что для того, чтобы отвечать современным требованиям и быть готовым к изменениям условий производства (материального и духовного), наряду с высоким уровнем образования, культуры, глубокими профессиональными знаниями и навыками необходимо иметь крепкое здоровье. Без него недостижимо все остальное, поэтому здоровье должно стать одним из приоритетов в шкале социальных ценностей. А зависит здоровье человека от того, какие целевые установки он реализует в своем поведении, т.е. от его стиля жизни. Самый высокий уровень развития медицины не обеспечит человеку здоровья, если он не пожелает участливо обратиться к своему внутреннему миру и не возьмет ответственность за происходящее в нем.

Обеспечение здоровья

 

Заботу о здоровье нельзя навязать извне. Самые энергичные усилия врачей и педагогов не могут гарантировать здоровье. Больными могут быть люди различного уровня культуры, однако сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры.

Ведущее место в обеспечении здоровья человека и профилактике болезней занимает как культура, так и ее составляющая часть — физическая культура, т. к. под влиянием физической нагрузки происходит неспецифическая адаптация организма к разнообразным проявлениям факторов внешней среды.

Наряду со средствами физической культуры сохранению здоровья способствуют:

· рациональный режим труда и отдыха;

· рациональное и сбалансированное питание;

· отсутствие вредных привычек;

· регулярная физическая и двигательная активность, оптимальный двигательный режим;

· личная и общественная гигиена;

· закаливание организма;

· положительные эмоции, избегание конфликтов и умение разрешать стрессовые ситуации;

· психологический комфорт;

· психофизиологическая удовлетворенность;

· активная жизненная позиция;

· экономическая и материальная независимость;

· удовлетворенность работой;

· высокая медицинская активность. [5,171].

Не трудно заметить, что основная часть перечисленного это составляющие здорового образа жизни.

Таким образом, основными условиями обеспечения здоровья являются реализация установки на ЗОЖ и конечно регулярные занятия физической культурой.

 

Самооценка здоровья

 

Одним из основных способов профилактики и сохранения здоровья является своевременная диагностика и самооценка своего состояния, которая помогает выявить слабые звенья в организме для целенаправленного воздействия, составить индивидуальную программу оздоровительных занятий и оценить их эффективность, спрогнозировать риск возникновения угрожающих жизни заболеваний, а также определить биологический возраст человека.

Существует ряд методик различной степени сложности, позволяющие оценить уровень физического здоровья человека.

Под уровнем здоровья понимается количественная характеристика функционального состояния организма, его резервов и социальной дееспособности человека.

На основании специальных критериев (наличие хронических заболеваний, уровень функционального состояния основных систем организма, степень сопротивляемости инфекционным заболеваниям) люди подразделяются на 5 групп здоровья.

1 группа (абсолютно здоровые) — лица, у которых все 4 комплексных показателя соответствуют возрасту. У абсолютно здоровых людей нет никаких жалоб на здоровье, при исследованиях не выявлено никаких отклонений от нормы и в прошлом не было никаких серьёзных заболеваний

2 группа (здоровые) — здоровые лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также снижена сопротивляемость к заболеваниям.У здоровых людей нет никаких жалоб на физическое состояние и при всех исследованиях не выявлено никаких заболеваний;

3 группа (человек в пограничном состоянии) — лица, имеющие хронические заболевания, в состоянии компенсации. Человек в пограничном состоянии ещё не болен, но уже не здоров. В этом состоянии человек располагает только половиной психоэмоциональных возможностей, заложенных в него природой. В «третьем состоянии заключаются истоки всех болезней»;

4 группа (практически здоровые) — лица, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. Практически здоровый человек имеет хронические болезни, находящиеся в компенсированном состоянии;

5 группа (больные) — лица, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Больной человек предъявляет жалобы, при исследованиях выявлены патологические изменения. Человек теряет трудоспособность.

Здоровье оценивается по совокупности антропометрических (рост, масса тела, окружность грудной клетки, тип осанки и т. п.), клинических, физиологических (содержание в крови глюкозы, холестерина и т. п.) и биохимических (СОЭ, кислотность желудочного сока, белки крови: глобулин, альбумин и т. п.) данных, которые определяются в соответствии с возрастом, полом.

Для самооценки здоровья следует исходить из того, что здоровье — состояние, характеризующееся пределами статистических норм, т.е. это состояние имеющее границы. Так частота сердечнососудистых сокращений (чсс) в норме составляет 60—80 уд/мин, артериальное давление 120/70—130/80 мм. рт. ст., жизненная емкость легких (ЖЕЛ) 3500—5000 см3 и т. д.

Для оценки здоровья недостаточно понятия «норма». Поэтому академик Н. М. Амосов пришел к выводу о необходимости введения понятия «количество здоровья».

Количество здоровья определяется уровнем функционального состояния систем организма и суммой их резервов, или резервных мощностей.

Чтобы дать количественную оценку состоянию здоровья, надо оценить его отдельные элементы и выявить степень взаимосвязи между ними. Чем выше функциональное состояние каждого элемента системы, чем теснее и слаженнее они взаимодействуют, тем выше уровень здоровья. Некоторые люди, имея то, или иное заболевание или дефект развития, в тоже время отличаются высокой работоспособностью, социальной активностью, являются долгожителями. Объяснение состоит в том, что другие стороны здоровья (элементы системы) у них достаточно развиты. Так в ходе онтогенеза реализованы наследственные потенциальные возможности организма, позволяющие компенсировать имеющийся дефект или заболевание.

 

Профилактика ВИЧ/СПИД

 

Решающее значение в борьбе со СПИДом имеет санитарное просвещение, полная и объективная информация широких слоев населения об актуальности проблемы СПИДа и эффективных способах предупреждения заражения.

Профилактика полового пути:

· исключение ранних половых связей;

· имейте одного надёжного партнёра (верность партнёру);

· исключение гомосексуальных контактов (самый высокий процент заражения);

· использование презервативов, особенно при случайных половых контактах.

Профилактика парентерального пути:

· отказ от наркотиков;

· проведение процедур прокалывание ушей, татуировки, пирсинг в специальных учреждениях;

· пользование индивидуальными предметами личной гигиены (лезвия).

Профилактика вертикального пути:

· если Вы не исключаете для себя возможность заражения, перед решением вопроса о материнстве обязательно пройдите тестирование на ВИЧ как мать, так и отец.

 

Ключевые слова и понятия

 

Двигательная активность — естественная и социально-организованная деятельность человека, успешно обеспечивающая его физическое и психическое развитие.

Двигательный навык — такая форма реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.

Двигательное умение — одна из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, выражающейся в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.

Компетентность — выраженная способность применять свои знания и умения.

Компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для той или и иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом.

Общая физическая подготовка — разносторонне воспитание физических качеств, которые не сводятся к специфическим способностям, проявляемым в избранном виде спорта, но, так или иначе, обуславливают успех спортивной деятельности.

Специальная подготовка — вид подготовки, как непосредственный фактор специализации в избранном виде спорта, включающий обучение технике и тактике данного вида спорта, воспитание физических и психических способностей, отвечающих специфическим особенностям избранной спортивной деятельности.

Учебная программа дисциплины — учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины.

Физическое воспитание — педагогический организованный процесс целенаправленного формирования физической культуры личности и оптимизации физического статуса.

Физическое воспитание студентов — неразрывная составная часть высшего гуманитарного образования, результат комплексного педагогического воздействия на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции.

Физкультурная деятельность — формы рациональной двигательной деятельности, которые позволяют в принципе наилучшим образом сформировать нужные в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности.

Физические качества — врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Физическая культура — вид (часть) культуры, ее самостоятельная область, представляющая собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных функц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.152 с.)